- Хантыйский
- Русский
Хӑнты мир культура хот пўншты мос
Щиты Сытомино кәртӑң культура хот кәща нє Ольга Владимировна Иванова лупӑс. Мин путӑртсумн культура хот вєрӑт оӑңӑн.
Ждём строительства Центра национальной культуры
Так начала нашу беседу директор Центра досуга и творчества села Сытомино Сургутского района Иванова Ольга Владимировна.
- Подъём национальной культуры у нас на селе началось в 2009 году, именно с приходом художественного руководителя Звягинцевой Ольги Яковлевны. Мы объединили под своей крышей многие творческие коллективы, в том числе и два национальных коллектива, один из которых «Әмӑщ нє», руководителем которого является Зоя Николаевна Молданова (Ептина) - штатный сотрудник нашего учреждения.
- Закладывается ли у вас в бюджете отдельной строкой финансирование, скажем, на закупку тканей для пошива традиционных платьев, пряжи для вязания национальных чулков, бисера для украшений и т.д?
- Отдельного финансирования нет, потому что они числятся как любительское объединение. Для пошива костюмов идёт финансирование с основных средств, а это довольно большие деньги. В этом плане я хочу сказать, что в этом плане мы больше внимания уделяем именно национальным творческим коллективам, чем другим коллективам, а у нас их 19: три студии изобразительного искусства, три театральных коллектива, много танцевальных, вокальных коллективов и т.д., поэтому мы обязаны их всех обеспечить всем необходимым. А руководитель национального коллектива Зоя Николаевна Молданова - очень активный человек, поэтому время от времени заявляет о себе. Всё что касается традиционных праздников, обрядов - это дело рук национальной интеллигенции села. В 2011 году мы впервые масштабно на селе провели Вороний день, все благодаря З.Н. Молдановой и её единомышленникам.
- Есть ли возможность у национальных коллективов выезжать с концертной программой в соседние сёла или на какие-то другие культурные мероприятия?
- Конечно, но кроме этого, часто выезжают на родовые места для проведения тех или иных обрядов. Если они просят транспорт, то всегда выделяем, будь эта машина, лодка и т.д. При открытии реки Лямы они все дружно выезжают на обряд поклонения Водному духу. Часто выезжают теперь уже в закрытую деревню Дарко-Горшково, дело в том, что в нашем селе очень много представителей хантыйских родов, которые являются выходцами из этой маленькой хантыйской деревни. В 2011 году выезжали в Нефтеюганск. Поэтому с нашей стороны, мы во всем помогаем. Финансирование, конечно, не очень сильное, но чем можем, тем обязательно помогаем.
В основном большая часть денег уходит на обслуживание здания, а оно, как вы видите, очень большое. Потом уже идут зарплаты и т.д. Меньше всего денег идёт на хозтовары. Иногда нам выделяют деньги депутаты и администрация села, это тоже хорошее подспорье в решение тех или иных вопросов.
По поводу пошива национальных платьев, они сшиты стилизованно, что вызывает недоумение у коренных сельчан, лучше было бы если эти же самые платья сшили истинные хантыйские мастерицы, это был бы настоящий колорит.
Последнее что мы приобрели - это чум, но ведь его необходимо ещё и обжить, наполнить, так сказать, бытом, а на это тоже нужны деньги. Конечно, всё это делается постепенно.
- Судя по вашему коллективу, он довольно-таки молодой, все ли обеспечены жильём?
- К сожалению, проблема с жильём - одна из самых острых. Наш коллектив составляют в основном местные жители, поэтому у всех своё жильё, кому-то досталось в наследство, кто-то сам построился, но никому не было предоставлено нового жилья. Даже зданию нашего Дома культуры уже скоро исполнится 15 лет, но за это время ни один специалист не получил нового жилья, есть, кто получил вторичное жильё. По программе "Снос ветхого жилья" построили капитальный дом, но мы туда не вошли.
- Как обстоят дела с кадрами, есть ли вакансии?
- Все работники местные, так сказать "доморощенные", вот, например, Зоя Николаевна Молданова, она хоть без специального образования клубного работника, но хороший знаток хантыйской танцевальной и песенной культуры, кроме этого, пробует сама сочинять стихи, песни. Все остальные руководители творческих коллективов с высшим образованием. Пригласить сюда специалиста - эта большая проблема, ведь необходимо предоставить достойное жильё, а мы его не имеем, да и не многие рискнуть приехать в отдалённое северное село.
Часто по обмену опытом с других территорий к нам приезжают творческие коллективы, например, были и из Ханты-Мансийска. Летом часто приезжают по реке на теплоходе. Помним, как из окружной столицы приезжал духовой оркестр. Также приезжал Центр русской культуры им. Знаменского из Сургута. Наши творческие коллективы тоже активно выезжают, со всевозможных конкурсов привозят призовые места, дипломы. Но за пределы округа сложнее выехать, только участники студий изобразительного искусства участвуют во всероссийских конкурсах, им легче - они отправляют свои работы на конкурсы. Да и финансирование не позволяет выехать за пределы Югры. Сейчас же в основном везде платное участие, а денег на организационные взносы нет. Поэтому участвуем только в бесплатных региональных конкурсах.
- Какие проблемы хотите озвучить через газету?
- Больше финансирования именно для национальных коллективов, чтобы они росли, развивались, чтобы из уровня любительских росли до профессиональных коллективов. А для этого им необходимо отдельное здание, где бы они могли развернуться со своей обширной деятельностью и профессионально обучать танцам, различным видам декоративно-прикладного искусства обских угров. Ведь пока есть такие активисты, как Зоя Николаевна Молданова и её муж Василий, у которых столько энтузиазма, именно в этот момент их и необходимо поддерживать. Не хотелось бы гасить их желаний и стремлений. Потенциал у них есть, есть и специалисты с высшим образованием. Например, Захарова Светлана Иосифовна - выходец из нашего посёлка, но живёт в Лангепасе, иногда приезжает помочь самобытному коллективу, имеет два высших образования. Светлана Иосифовна Захарова познакомилась с опытом работы подобных заведений округа. Обращалась за помощью в окружную столицу, но ей отказали в открытии Центра национальной культуры. Мы уже и площадку присмотрели под строительство этого Центра. Сельская администрация не против, но только после разрешения из Ханты-Мансийска. А необходимость назрела, столько изделий ручной работы накопилось, негде хранить, часто изделия декоративно-прикладного искусства продают на праздниках. Ведь здесь же ведётся преподавание хантыйского языка, обучение танцам, песням, декоративно-прикладному искусству, т.е. деятельность обширная. Это всё нужно поддерживать, тем более что сегодня культура малочисленных народов округа находится под угрозой исчезновения.
Я впервые видела, как Мария Яковлевна Сенгепова пришла в школу в национальной одежде и на классном часе рассказывали детям о хантыйской культуре и о том, что при Центре досуга и творчества открывается кружок декоративно-прикладного искусства. Мне как сотруднику Дома культуры тоже стало интересно, я сама через них познакомилась с богатой и колоритной культурой сургутских ханты. Сейчас дети не стесняются заниматься хантыйским ремеслом, рукоделием, а раньше я помню, как мои ровесники дети-ханты стеснялись своего хантыйского происхождения, т.е. сегодня у народа поднялось самосознание, они начали понимать, что могут потерять то, что не берегут. Даже по празднику Вороний день могу сказать, как он красочно прошел, художник-оформитель тоже постарался украсить этот праздник. С размахом проводим Международный день коренных народов мира.
При нашем центре очень хорошо поставлена работа кружка по декоративно-прикладному искусству обских угров, которое с удовольствием посещают дети. На каждый праздник обязательно организуем национальную кухню, т.е. пропагандируют всё хантыйское, за это благодарим наших сотрудников и национальную интеллигенцию.
Финансирование, конечно, недостаточное, хочется, чтобы оно было больше.
С О.В. Ивановой беседовала Людмила Спирякова