- Хантыйский
- Русский
Общинай оӑңӑн айке тәс
Эдуард Михайлович Куриков юхи хӑщум он «Щўй па Ветяхово» нємуп община кәща хәя Нуви сӑңхум районӑн вә па рәпит. Щит пӑта ма ўв пиэа вәйтантыйсум па рәпатай оӑңӑн иньщӑссєм.
Рассказал о деятельности общины
Эдуард Михайлович Куриков в настоящее время является генеральным директором Общества с ограниченной ответственностью общины «Чуэльско-Ветляховская», которая находится в деревне Ветляхово Белоярского района.
Находясь в очередной командировке в городе Белоярском, мне удалось взять у него интервью о работе его общины.
– Эдуард Михайлович, расскажите кратко о себе и о том, почему вы решили создать этнографическую базу на своих родовых угодьях?
– Я родился в посёлке Полноват Берёзовского района в семье рыбака-охотника. По окончании средней школы почти сразу же устроился рыбаком в колхоз, а затем некоторое время трудился в общине мастером по лову рыбы. И вот совсем недавно у меня появилась идея, что неплохо было бы возить на мои родовые угодья туристов и знакомить их с хантыйским бытом. Многим из них очень интересна наша жизнь. Как-то туристы, приезжавшие ко мне, увидели самодельную рыболовную гимгу (морду) и стали расспрашивать, когда ею можно добывать рыбу и в каком количестве. Вот тогда-то ко мне пришла идея, что в настоящее время просто необходимо создать небольшую этнографическую базу на территории родовых угодий.
– Скажите, в каком году вы создали свою родовую общину и почему назвали её Чуэльско-Ветляховской?
– Вообще родовая община существует у нас с 2000 года. Своё название она получила по наименованиям близлежащих деревень Чуэли и Ветляхово. Раньше в Чуэлях было всего восемь домов, где проживали семьи Куриковых и Никишкиных. В другой деревне Ветляхово жили Миляховы. Все они в прежние времена занимались рыболовством и охотой. Ведь здесь до перестройки всюду были колхозы.
– Насколько сегодня рыбная продукция, добытая общинниками, пользуется спросом у населения?
– Сегодня родовые общины находятся в больших долгах перед государством, поэтому они практически не работают. По этой причине я открыл Общество с ограниченной ответственностью, буду заниматься этнотуризмом, приглашать на отдых туристов со всей России. Скажу, что основная деятельность родовых общин – добыча рыбы, которая бывает большей частью только в период путины. Зимой, конечно, тоже рыбачат, но основная добыча рыбы всё-таки приходится на лето.
У каждого общинника есть своя лодка, мотор, сети, ловушки, а для рыбалки в зимнее время – снегоход «Буран». Часть бензина промысловику за сданную им рыбу выдавала родовая община, а другую часть горючего он приобретал за свои наличные деньги. Тогда в начале 2000-ых годов всё совершенно по-другому было. Считаю, что сегодня совсем невыгодно стало рыбачить. Во-первых, очень большие затраты на горюче-смазочные материалы. Во-вторых, цены по всей стране растут, а на саму рыбу цены не поднимаются. Если раньше мы добывали муксуна, то в основном стабильность нашей родовой общины сохранялась благодаря вылову этой ценной породы рыбы. Но в последнее время не стало, на его вылов наложен запрет, а простая соровая рыба не пользуется таким большим спросом у нашего населения. Ко всему прочему, она очень дешёвая. Даже добывая её в больших объёмах, никак не покроешь те расходы, которые ты ежедневно несёшь на рыбалке.
– Эдуард Михайлович, сколько всего человек у вас в общине?
– На сегодняшний день у нас трудоустроены восемь человек. Все они строили эту этнографическую базу для отдыха туристов. Я сам недавно ездил в Ханты-Мансийск и выиграл грант на три с половиной миллиона рублей, чтобы претворить в жизнь все наши планы по этнотуризму. Но для того, чтобы на нашу базу отдыха ехали туристы, необходимо самому всё продвигать!
– Спасибо, Эдуард Михайлович, за беседу, удачи вам во всех делах!
Владимир Енов