- Хантыйский
- Русский
Пушхӑт пиӆа әмӑщ рәпитты
Няврємӑт вәнӆтӑты хуят иса пурайн вуӆаӊ хуята ӆўӊтӑсӑԯ. Ӆўв пушхӑт нєпекӑӊа йиты вәнӆтӑԯ, м хӑннєхәя питты нётӑԯ па хӑннєхуятӑта мосты нумсӑт тәԯ.
Тӑм оӆ тови пурайн Сўмӑтвошн ай няврємӑт вәнӆтӑты нє Юлия Прокопьевна Морозова (Смолина) пиӆа вәйтантыйԯсум. Ӆўв рәпатайӆ оӆӑӊӑн мӑнєма путӑртӑс.
Юлия Прокопьевна Сўмӑтвошн сєма питӑс па єнмӑс. Ӆын аӊкисаӊӑн вәсӊӑн, ащеӆ хўвн ӑнтәма йис, ӆўвеӆ ӑн нәмӆӑӆэ. Ащеӆ – Прокопий Григорьевич Смолин хурӑт хӑншты хәя вәс. Ӑӊкеӆ – Мария Ивановна Смолина (Тарлина) кассира рәпитӑс. Ӆын китумтак хӑнтэӊӑн вәсӊӑн.
Юля Сўмӑтвошн садика ӊхӑс, ӑшколайн вәнӆтыӆӑс. Па нивӆ класс пийн леккӑра йиты нумӑсн юхӑтсы. Сыры Ёмвоша мӑнты вўтьщиӆӑс, щӑӆта учителяӆн лупсы, хуты Тюмень вошн медицинской институтн подготовительной курсӑт вәӆӆӑт. Ӑӊкеӆн щив тәсы па ртъяӊ класс щӑта етшуптӑсӆэ. Ӆўӊӑн ӆыв практика щирн пәӆьницая рәпитты китсыйт. Ӆыв вән хуятӑт пӑта травмотология отделения тӑхийн санитаркая рәпитсӑт па ванкутӆы няврємӑт уӆты отделения мухты ӊхсӑт. Ӆўв арсыр ӆавӑрт вєрӑт вантӑс па ушн юхӑтса, хуты щӑта вәнӆтыйӆты па леккӑра йиты ӑн ӆӑӊхаӆ. Щиты юхи юхтӑс па яӊ классӑӆ Сўмӑтвошн етшуптӑсӆэ па щӑӆта Ёмвоша учителя вәнӆтыйӆты мӑнӑс. Кӑт тӑӆ вәнӆтыӆӑс па Сўмӑтвош ӑшколайн рәпитты питӑс. Еӆӆы Юлия 2001-мит оӆн Томск вошн вән нєпекӑӊа йиты пӑта вәнӆтыӆӑс. Па щиты вєр тывӑс, 2007-мит оӆн Москва вошн вәнӆтыйӆты вєрӆ етшуптӑсӆэ.
2017-мит оӆ вәнты ай классӑт вәнӆтӑты учителя рәпитӑс. Ӛхӑт ӑшкола завучеӆ пенсияя рўтьщӑты мӑнӑс, ӆўв щи тӑхия рәпитты вохсы. Юлия Прокопьевна кӑт оӆ полставка щирн завуча рәпитӑс, щӑӆта вәнӆтӑты классӑӆ єсӑӆсӑӆэ па иса завуча рәпитты питӑс.
Ма иса 7 муй 8 арат класс вәнӆтӑсум па єсӑӆсум. Няврємӑт пиӆа иса рәпитсум па ин ӆавӑртшӑк ӆыв такӆэӆа. Ин и урок тәӆум па нумӑсӆам ма йиӆӑт. Мўӊ ӑшколаев начальной классӑт вәнӆтӑты щира вәӆ. Няврємӑт интӑм «Школа России», «Школа 21 века», «Планета знаний» йиӆуп программайт щирн вәнӆтыйӆӆӑт. Ӑшколаев хущи 504-кєм няврєм вәнӆтыйӆ, щит ай классӑӊ няврємӑт. Еӆӆы ӆыв 5-11 клӑссӑтн вәнӆтыйӆты пӑта вән ӑшколая мӑнӆӑт.
Ӑшколаев хўвн омӑссы, оӆӊӑӆн тӑта церковно-приходской ӑшкола вәс, А.М. и А.К. Буторинӑт вухн омӑссы. Советской лащ пурайн тӑта ӑӆ ӑшкола вєрсы. Тӑта ай хот йитӑт, няврємӑта рмӑт, щикўш еӆӆы па оӆсы, вәнашӑк вєрсы. Вош кәща ёхӆўв лупсӑт, хуты па оӆ йиӆуп ӑшкола омӑсты оӆӊитӆы, – путӑртӑс Юлия Прокопьевна.
Тӑм йисн няврємӑт интернет хўват арсыр айкеӆӑт вантӆӑт па уша вєрӆӑт. Ма Юлия Прокопьевна иньщӑссєм, няврємӑт тӑм йисн па хураспет муй ӑнтә. Ӆўв юхӆы лупӑс, ӑнтә ищимщӑт, тәп, мосӑӊ, аршӑк вәйтты питсӑт, муй мосӆ, интернет хўват уша вєрӆӑт.
Кашӑӊ вәнӆтыйӆты оӆ сухантты еӆпийн ӆыв контрольной рәпатайт хӑншӆӑт. Атма хӑншӆӑт ки, кимит оӆа и классӑн ӑн хӑйӆыйт, тәп учительӆаӆ мєт така ӆыв пиӆэӆа рәпитӆӑт. Хән нӆмит класс етшуптӑӆӑт, всероссийской контрольной рәпатайт вєрӆӑт: математика, рўщ ясӑӊ па окружающий мир.
Няврємӑт вәнӆтыйӆты нєпекӑтн тӑм йисн ӑшкола эвӑӆт мӑӆыйт. Ӑӊкиӆаӆ-ащиӆаӆ нємӑӆт ӑн ӆәтӆӑт, мосӑӊ, тәп итәх пурайн хӑншты нєпекӑт. Щи еӆпийн мирхотн уша вєрӆӑт, мосӆӑт муй ӑнтә щимӑщ нєпекӑт. Итәх хоттєӆ ёх, мосӑӊ, вух ӑн тӑйӆӑт щитӑт ӆәтты, шєӊк тынӑӊӑт вәӆӆяӆӑт.
Няврємӑт пӑта сыр-сыр кружокӑт рәпитӆӑт: «Компьютерная страна», «Шахматный мир» па па әмӑщ утӑт. Пушхӑт компьютер хўват рәпитты па шахматн юнтты вәнӆтыйӆӆӑт. Сыры и оӆ топщитты урок вәс па ӛхӑт Рособрнадзор тӑхи эвӑӆт лупсыйт, хуты щимӑщ поступсы министерства просвещения эвӑӆт ӑнтәм вәс, щирн интӑм няврємӑт внеурочной щирн шахмата вәнӆтӑӆыйт.
Юлия Прокопьевна ясӊӑт щирн, ӑшколайн әмӑщ рәпитты, иса муӆты йиӆуп щира вәнӆтыйӆӆӑн. Кашӑӊ пурайн арсыр няврємӑт юхӑтӆӑт, ӆыв пиӆэӆа па ущхуӆь рәпитты.
Путӑр хӑншӑс:
Надежда Вах
С детьми работать интересно
Во все времена у нас учитель был уважаемым и почитаемым человеком. Он учит детей грамоте, учит быть хорошим человеком, знать обо всём. Весной, будучи в командировке, встретилась с учительницей из посёлка Берёзово Юлией Прокопьевной Морозовой (Смолиной). Она рассказала о себе и своей работе.
Родилась Юлия Прокопьевна и всю свою жизнь прожила в Берёзово. Жили они с мамой, отец умер рано, Юля была ещё маленькой, поэтому она его не помнит. Родители у неё оба – ханты. Отец – Прокопий Григорьевич Смолин – был художником-оформителем, мама – работала кассиром. Юля, как и все дети, ходила в детский сад, потом в школу, школа была восьмилетней. Училась она хорошо. После 8 класса вдруг решила, что пойдёт в медицину. Классная руководительница сказала, что в Тюмени есть подготовительное отделение при Тюменском мединституте. Мама её отвезла туда, 9 класс она окончила в Тюмени. Подготовительная группа у них была довольно-таки большая. Учились как в обычной школе, так и на дополнительные курсы ходили в мединститут. Летом всех поставили на практику в разные отделения больницы, как санитарок. Юля попала во взрослое травматологическое отделение. Там она насмотрелась всякого и поняла, что не хочет продолжать учёбу в медицинском направлении и вернулась в Берёзово. Окончила 10 класс, поступила в Ханты-Мансийск в педучилище на школьное отделение. Проучилась там два года и потом уже вернулась работать в свой родной посёлок.
В 2000 или 2001 году сразу пять человек от школы поступили в Томский пединститут на отделение «Развивающего обучения по Давыдову». Потом получилось так, что оканчивать им пришлось в Москве в 2007 году.
– Всё время работала учителем начальных классов, а три года назад предложили выйти на полставки завуча. Я согласилась. Два года на полставки работала, пока класс не выпустила, в прошлом году вышла на полную ставку. В общей сложности выпустила 7 или 8 классов. Детей сейчас в школе 504 человека, это параллели с 1 по 4 класс. С 1991 года начальная школа находится отдельно. Сейчас в начальной школе 21 класс. Дети сейчас учатся по программе «Школа России» и два класса идут по программе «Школа 21 века», «Планета знаний». Здание школы небольшое, нетиповое. Раньше это была Церковно-приходская школа, была построена на пожертвования А.М. и А. К. Буториными. Со временем потом к ней была пристроена ещё часть. Столовая раньше была отдельно. На большой перемене учителя одевали детей и шли в столовую. Спортзал был маленьким, сейчас два зала, есть большой зал, но кабинеты всё равно маленькие, сидят все почти впритык, классы переполнены, есть классы до 27 человек. Обещали построить новую школу на 500 мест, сказали, что на будущий год будет заложена вторая школа.
Изменились ли дети? Сейчас, конечно, больше сидят в гаджетах, знают, может быть, больше информации. Но мне кажется, что воображение сейчас у них хуже развито. Телефоны у них во время уроков не забираем, но сразу с родителями договариваемся, что телефоны только для связи с родителями и чтобы во время уроков они лежали у них в портфелях. С младшими школьниками, конечно, легче договориться, они ещё подчиняются требованиям. Ещё соблазн бывает, что у кого есть дорогой телефон, у кого-то вообще телефона нет. Мало ли украсть могут или ещё что-то.
В конце каждого учебного года в каждом классе проводим промежуточную аттестацию, дети пишут контрольные работы. По итогам контрольной работы, конечно же, на второй год не оставляем, если он её на двойку вдруг написал. Ребёнок переходит в следующий класс, но, тем не менее, учитель уже видит, какие у ребенка проблемы, на что надо сделать упор, где подтянуть. А в четвёртом классе проводим всероссийские проверочные работы по математике и по русскому, по окружающему миру. Они уже давно введены по школам.
Учебниками детей снабжает школа, закупки идут через комитет образования. Но если каких-то учебников не хватает, школа закупает. Родители учебники не покупают. Только если «Рабочие тетради», но по договорённости с родителями. «Рабочие тетради» дорого стоят, и не у каждой семьи есть такие средства. На родительском собрании обговаривают, покупать рабочие тетради или нет. Обычно «Прописи» в первый класс покупают, т.к. это необходимо. Но сейчас удобно, можно с интернета скачать материал и распечатать на весь класс. В школе есть и принтеры и сканеры. Отдельно компьютерного класса в школе нет, но стоит блок, как мобильный класс. Если учителям необходимо для урока, они берут его. Кроме этого, есть внеурочная деятельность, где дети занимаются. Есть у нас курс «Компьютерная страна», где дети мобильным классом пользуются. Ведётся кружок «Шахматный мир», где тоже заложены программы, которыми они пользуются. Шахматные уроки нам вводили по приказу сверху, мы один год вели уроки шахмат. Потом приехали из Рособрнадзора и сказали, что шахматы не введены приказом Минпросвещения, и мы не обязаны их вести, поэтому перевели всё на внеурочное время. Шахматы дети не покупали, обеспечивала школа. У нас, во-первых, большие наборы шахматные и у учителя есть интерактивная доска.
В школе работать интересно, сейчас появились разные новые технологии, постоянно учишься, что-то берёшь для себя новое. Дети разные приходят, сравниваешь, как те учились, как эти дети учатся.
Программ в начальной школе сейчас много. Я сама начинала с традиционной программы работать, потом по Занковской, потом изучила программу Эльконина-Давыдова, но по ней не работала, потом по «Школе 21 века» работала. В каждой программе, что-то есть и хорошее, и какие-то недочёты всё равно есть. Например, в одной программе мне вот этот учебник не нравится, я бы по нему не стала работать, в другой программе другое что-то, но разрывать комплект тоже нельзя. Надо, чтобы он шёл желательно один. Разрешают 1-2 учебника поменять. Например, веду основные предметы по программе 21 века, а технология мне нравится из Занковской, я могу оттуда взять его. Но, конечно, желательно один методический комплект брать.
Сейчас я работаю завучем, уроки не веду. Когда с детьми всё время работаешь, привыкаешь и без детей как-то тяжело, хотя бы на один урок выхожу, с детьми пообщаюсь, легче становится. Столько лет с детьми отработала. Прихожу на работу и обо всём другом забываю. С детьми мне работать очень интересно.
Надежда Вах