- Хантыйский
- Русский
«Акань» нємуп вәнӆтӑты хӑр пўншсӑт
Юнтут – кашӑӊ няврєм пӑта мосты пурмӑс. Юнтты пурайн пушхие вән ёхӆаӆ пєӆа вантман ӆўв мирӆ вәӆупсы оӆӑӊӑн нәмӑсӆ.
Арсыр мўвӑтн па кәртӑтн кашӑң хоттє ёх ўв кан юнтутӑт тӑйсӑт. Па щитӑт вән хотӑң хуятӑт эвӑт няврємӑта хӑщийсӑт па еы хиыа па хинєа щи утӑтн юнтсӑт. Тӑмхӑт вәнты увӑс мир хотӑтн йис юнтутӑт шиваӑты рӑх. Вантэ, хӑнтэт па вухаят няврєма айтєн сыр-сыр юнтутӑт вєрты вәнтӑсӑт. Хән ай хуят муты юнтут вєр, ўв щи рўвн вәнтый па уша павӑт, муй щирн щит вєрты рӑх, муй пӑта щи юнтут мос.
Щиты шуши мир ай эвиет хуща мєт оӆӑӊ юнтут – щит акань вәс. Айтєӆн ӑӊкетн, аӊкаӊкетн, щащетн йинтуп катӑӆты вәнӆтӑсы. Сырыя щит ӑӆ акань тывӑс, еӆӆы хӑншӑӊ рнасӑӊ, щӑшкан сӑхн аканят вәсӑт, ими, ики акань па вєрсӑт. Щӑӆта эвие аканьа хурамӑтн ёнтсӑэ, сэвңӑнӑн вєрсӑэ, сӑкн тасӑэ.
Ёнтум акань пєӆа вантман уша вєрты рӑхӑс, муйсӑр хӑннєхәя, ӑӊкия па нєӊа еӆӆы вәӆупсыйн эвие йиӆ – рәпата пєӆа сӑмӑӊ, тәса, шак-пака ёнтӑсты па сыр-сыр вєр вєрты питӆ муй ӑнтә. Щиты юнтман эвиет ӑңки па нє вєрӑт оӑңӑн уша павӑтсӑт.
Щи тумпийн эви юнтут оӆӑӊӑн путӑртты ки, хӑнты аканят вєнш ӑн тӑйӑт. Аканя вєнш хӑншты ки, ўв ыңа йи па хӑннєхуята шәк тә.
Кашӑң эви аканьн юнтты пӑта нємасыя пурмӑсӑт тӑйс, щит ай щӑшкан хирӑт, сыр-сыр хурамӑт. Акань пӑта усум хир, аңкуп ёнтсы, ан-сәнӑт вєрсыйт.
Хӑнты пушхӑт юнтман шуши мир вәупсыя вәнӑԯӑт, така па апрӑңа йиӑт. Уша вєрӑт, хуты мўв-авӑт авӑман тӑйты мос, эваса вой-хў веты ӑн рӑх. Хуты вәнтӑн шитама ңхты мос, ән вой-хўа турас а вєрты. Увӑс мир юнтутӑт шуши няврємӑт пӑта вән әмӑщ па уй тәӑт. Пушхӑт вещката, нумсӑңа-сащӑңа, рәпата пєы сӑмӑңа, артащты хуятӑта йиӑт.
Тынӑӊ Югра мўвев 90 оӆ мӑӊхӑтӆ пӑта Нуви сӑӊхум район «Югра ӆыӆӊуптӑты» оса тӑхи кәща хӑнты нє Ирина Фирсова Нуви сӑӊхум вошн «Нуви Ат» нємуп этнокультурной тӑхи ёх пиӆа «Акань» нємуп вәнӆтӑты хӑр пўншсӑт.
Щиты кашӑӊ хӑннєхә щир тӑйӆ йис пурмӑс ӑкӑтты па шавиты хота юхӑтты, ӆәӆн хӑнты акань ёнтты вєра вәнӆтыйӆты.
ртъяң оӆ ӆуват вўш эвӑӆт акань ёнтты щи питсум. Щит арсыр пӑӆат па кӑрщат юнтутӆам вәсӑт. Аӊкаӊкет, ӑӊкет, упет, ӆәхӑс эвет – иса нє юнтутӆам. Катра пурайн ёнтӑсты сух шавиман тӑйсы. Ӑӊкємн айтєӆн вәнӆтӑсыюм кашӑӊ утые шак-пака тӑйты, шўкщӑты вєр пӑта ёнтӑсты пурмӑсӑт ӆєваса лукємӑты ӑн рӑхӆ. Ма ин вәнты щитӆам ӆавӑӆман тӑйӆӑӆӑм. Шуши мир юнтутӑт арсыр хӑт, вой па хў ўвӑт, вой па васы сухӑт эвӑт вєрман вәӑт. Муй ёш пӑтыйн вәс, щит эвӑт щи вєрсыйт, щит ай х пўлӑт, сўвӑт, тунты, ванши, нохрӑт, кев пўлӑт. Катра пурайн юнтутӑта вәсӑт вой па хў ўв шўкӑт, васы ух сухӑт, уха, тухӑӆа па па щўңкӑт. Иха ӆўӊӑтты ки, вәӆупсыйн 200 муӆтас акань ёнтсум. Щи тумпи сух, нәй сух, пўн сух, тунты, васы нюӆ тый па па әмӑщ юнтутӑт вєрӆум, – лупӑс шўкщӑты нє Ирина Фирсова.
Мосӆ ястӑты, кашӑӊ вєртутӑӊ хӑннєхә ӆўв ёнтӑсты хурасӆ тӑйӆ. Ирина Кузьминична ёнтӑсты хурасӆ єӆпӑӊ, вєра шак-пак па хурамӑӊ. Ӆыв ӑнтә тәп Россия мўв вән музеятн – Москва, Санкт-Петербург па па вән вошӑтн, па хон пєлӑк мўвӑтн ищи шиваӆӑты рӑхӆ. Щит Казахстан, Китай, Венгрия па па тӑхетн.
Путӑр хӑншӑс:
Ирина Самсонова
Хантыйская кукла-акань
Игрушка – непременный атрибут детства. Играя в них, дети подражают тому, что происходит в жизни взрослых, их родителей, знакомых, друзей.
Игрушки не только развлекают, но и учат будущей взрослой жизни. Многие из них живут на своих родовых угодьях, живут так, как жили их предки и берегут свои традиции. У них имеется много своеобразных, занимательных игрушек, которые передаются из поколения в поколение. В семьях северных народов, девочки играли тряпичными куклами, которые им шили бабушка или мама, в дальнейшем девочка сама училась изготавливать себе куклу. По тому насколько аккуратно и правильно девочка могла смастерить куклу, судили об её умении вести хозяйство в будущем. Куклы изготавливались с большой охотой – преимущественно не летом, а в зимнее время. Размеры куклы не должны были превышать размера ладони. Чтобы кукла не приняла на себя душу того или иного человека, её шили безликой. Когда игра подходила к концу, куклу нужно было разобрать, чтобы она не ожила. Лоскутки ткани, из которых были сделаны голова и туловище, расправлялись и хранились в коробе для игрушек вместе с кукольной одеждой, которая была постоянной. Играть в такие куклы девочки могли только в светлое время суток. Куклы изготавливались из разных материалов. В зависимости от игровой ситуации кукол делали из ткани, кожи, меха, растений. Поэтому условно кукол можно разделить на две группы: люди и растения. Народная память пронесла традиционные образы кукол через века и поколения. Всегда дети любили эту игрушку, а взрослые верили, что кукла охраняет детский сон ребёнка и оберегает его. Куклу орнаментировали как одежду взрослых, но лицо не рисовали. По народным поверьям, кукла с лицом приобретала душу и могла повредить ребенку. Эта игрушка являлась партнером детей в игре, учила понимать внутренний мир человека и служила оберегом от напастей.
Обычно у девочек был целый набор различных кукол, кукольный гардероб и хозяйство (предметы домашнего обихода из бересты, дерева, меха, кожи, сукна и т. д.). Для игр взрослые делали девочкам берестяную посуду и утварь, колыбель, постель, колотушки для трепания оленьих сухожилий, скребки для выделки кожи, ступки и пестики для получения порсы (муки из сушеной рыбы). В традиционной жизни ханты существует обычай «избегания» между определенными категориями родственников. Так, женщина стыдилась показывать волосы и лицо старшему брату мужа и его отцу, поэтому при них низко опускала на лицо платок. Это делалось и в присутствии чужих мужчин. Закрывать лицо платком девочку приучали с детства, и поэтому голова у куклы-акань всегда прикрыта платком. Самыми любимыми игрушками хантыйских детей являются куклы-акань.
Творческая онлайн-мастерская «Кукла-акань», объявленная отделением общественной организации «Спасение Югры», председателем которого является Ирина Фирсова, совместно с муниципальным автономным учреждением культуры «Этнокультурный центр «Нуви ат» («Белая ночь») была приурочена к празднованию 90-летнего юбилея Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Общественный деятель Ирина Кузьминична Фирсова куклы-акань начала мастерить в девятилетнем возрасте. Они были разных размеров и представляли большую дружную семью: это были бабушки, мамы, сестры, подружки.
«В те годы ткань была на вес золота. Мама, выделяя мне лоскуты для рукоделия, строго-настрого наказывала: «Режь аккуратней, береги каждый лоскуточек!» И я, хоть и была маленькой, экономя каждый лоскуток, старательно рукодельничала.
Вообще к рукоделию с детства отношусь с любовью и большой ответственностью. Каждую ткань или лоскут сукна лежат аккуратно сложенными и свернутыми, так чтобы в любое время можно было применить её в рукоделии», – рассказывает мастерица.
За всё время Ириной Кузьминичной сшито более 200 аканей. Кроме того, в её коллекции немало куколок из меха, бересты, рыбьей кожи и других подручных материалов, но набольшим спросом все же пользуются традиционные хантыйские куклы-акань, меховые куклы, а также с утиным клювом. Следует отметить и то, что почерк каждого мастера индивидуален. Куклы Ирины Фирсовой знакомы не только жителям Югры, но и далеко за её пределами – в музеях Санкт-Петербурга, Москвы, Китая, Казахстана, Венгрии, Финляндии и других – их отличает традиционность и предельная аккуратность. Немаловажна и цветовая гамма, подбор цветов также играет большую роль при пошиве хантыйской куклы. Именно этому и обучает на своих мастер-классах хантыйская мастерица Ирина Фирсова.
Ирина Самсонова