Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Ирина САМСОНОВА

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Югра мўвн вәӆты шуши мир рәпатайн тӑрматты вєр
  • Югра мўв кӑт вәнӆтыйӆты тӑхи вуӆаӊ тӑхия питсӑӊӑн
  • Тыӆӑщ вух йиӆуп щирн ӆўӊӑтты питӆы
  • Ӛш вєрты тӑхи 2020-мит оӆн вєрум рәпатаеӆ
  • Нуви сӑӊхум районӑн вўт кәртӑт эвӑӆт няврємӑт ӑшколая тәсыйт
  • Йис вєрӑт вәнӆтӑты ёх мирхот
  • Хӑнты хуятэв хўв пӑнта мӑнӑс

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Округ кәща нє ясӑӊ

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Әмӑщ арӑт хӑншӑӆ
  • Вәнт вантман вәс
  • Ампутинской вәнт кәрт
  • Ай няврємӑт пиԯа 26 оӆ рәпитӆ
  • Харсурт икен ай хиԯнє 50 тӑԯа йис
  • Пушхӑт пиӆа әмӑщ рәпитты

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Югра мўвев кӑсты ёх нух питсӑт
  • «Акань» нємуп вәнӆтӑты хӑр пўншсӑт
  • «Тунты вєнш» нємуп театр юнтты вєрӑт
  • Югра оӆӑӊӑн ясӑӊ

Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы

  • Хурас

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 12 (3648)
  • № 11 (3647)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)
  • № 16 (3652)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 19 (3655)
  • № 20 (3656)
  • № 21 (3657)
  • № 22 (3658)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)

2025 год

  • № 1 (3661)
  • № 2 (3662)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 5 (3665)
  • № 6 (3666)
  • № 7 (3667)
  • № 8 (3668)
  • № 10 (3670)
  • № 9 (3669)
  • № 11 (3671)
  • № 12 (3672)
  • № 14 (3674)
  • № 13 (3673)
  • № 15 (3675)
  • № 16 (3676)
  • № 17 (3677)
  • № 18 (3678)
  • № 20 (3680)
  • № 19 (3679)
  • № 21 (3681)
  • № 22 (3682)
  • № 23 (3683)

Вы здесь

Главная » «Акань» нємуп вәнӆтӑты хӑр пўншсӑт
  • Хантыйский
  • Русский

«Акань» нємуп вәнӆтӑты хӑр пўншсӑт

Юнтут – кашӑӊ няврєм пӑта мосты пурмӑс. Юнтты пурайн пушхие вән ёхӆаӆ пєӆа вантман ӆўв мирӆ вәӆупсы оӆӑӊӑн нәмӑсӆ. 

Арсыр мўвӑтн па кәртӑтн ка­шӑң хоттє ёх ўв кан юн­тутӑт тӑйсӑт. Па щи­тӑт вән хотӑң хуя­тӑт эвӑт няврємӑта хӑщийсӑт па еы хиыа па хи­нєа щи утӑтн юнт­сӑт. Тӑмхӑт вәнты увӑс мир хотӑтн йис юн­ту­­тӑт шиваӑты рӑх.  Вантэ, хӑнтэт па вухаят няврєма айтєн сыр-сыр юнтутӑт вєрты вән­тӑсӑт. Хән ай хуят муты юнтут вєр, ўв щи рўвн вәнтый па уша павӑт, муй щирн щит вєрты рӑх, муй пӑта щи юнтут мос.

Щиты шуши мир ай эвиет хуща мєт оӆӑӊ юн­тут – щит акань вәс. Айтєӆн ӑӊкетн, аӊ­каӊ­кетн, щащетн йинтуп катӑӆты вәнӆтӑсы. Сы­рыя щит ӑӆ акань тывӑс, еӆӆы хӑншӑӊ рнасӑӊ, щӑшкан сӑхн аканят вәсӑт, ими, ики акань па вєрсӑт. Щӑӆта эвие аканьа хурамӑтн ёнт­сӑэ, сэвңӑнӑн вєрсӑэ, сӑкн тасӑэ. 

Ёнтум акань пєӆа вант­ман уша вєрты рӑ­хӑс, муйсӑр хӑннєхәя, ӑӊкия па нєӊа еӆӆы вәӆупсыйн эвие йиӆ – рәпата пєӆа сӑмӑӊ, тәса, шак-пака ёнтӑсты па сыр-сыр вєр вєрты питӆ муй ӑнтә. Щиты юнтман эвиет ӑңки па нє вєрӑт оӑңӑн уша павӑтсӑт. 

Щи тумпийн эви юн­тут оӆӑӊӑн путӑртты ки, хӑнты аканят вєнш ӑн тӑйӑт. Аканя вєнш хӑншты ки, ўв ыңа йи па хӑннєхуята шәк тә. 

Кашӑң эви аканьн юнтты пӑта нємасыя пурмӑсӑт тӑйс, щит ай щӑшкан хирӑт, сыр-сыр хурамӑт. Акань пӑта усум хир, аңкуп ёнтсы, ан-сәнӑт вєрсыйт.

Хӑнты пушхӑт юнтман шуши мир вәупсыя вәнӑԯӑт, така па апрӑңа йиӑт. Уша вєрӑт, хуты мўв-авӑт авӑман тӑй­ты мос, эваса вой-хў веты ӑн рӑх. Хуты вән­тӑн шитама ңхты мос, ән вой-хўа ту­рас а вєрты. Увӑс мир юнтутӑт шуши няврємӑт пӑта вән әмӑщ па уй тәӑт. Пушхӑт вещката, нумсӑңа-сащӑңа, рәпата пєы сӑмӑңа, артащты хуятӑта йиӑт.     

Тынӑӊ Югра мўвев 90 оӆ мӑӊхӑтӆ пӑта Нуви сӑӊхум район «Югра ӆыӆӊуптӑты» оса тӑхи кәща хӑнты нє Ирина Фирсова Нуви сӑӊхум вошн «Нуви Ат» нємуп этнокультурной тӑхи ёх пиӆа «Акань» нємуп вәнӆтӑты хӑр пўншсӑт. 

Щиты кашӑӊ хӑннєхә щир тӑйӆ йис пурмӑс ӑкӑтты па шавиты хота юхӑтты, ӆәӆн хӑнты акань ёнтты вєра вәнӆ­тыйӆты. 

ртъяң оӆ ӆуват вўш эвӑӆт акань ёнтты щи питсум. Щит арсыр пӑӆат па кӑрщат юнтутӆам вәсӑт. Аӊкаӊкет, ӑӊкет, упет, ӆәхӑс эвет – иса  нє юнтутӆам. Катра пу­райн ёнтӑсты сух ша­виман тӑйсы. Ӑӊкємн айтєӆн вәнӆтӑсыюм ка­шӑӊ утые шак-пака тӑй­ты, шўкщӑты вєр пӑта ёнтӑсты пурмӑсӑт ӆєваса лукємӑты ӑн рӑхӆ. Ма ин вәнты щитӆам ӆавӑӆман тӑйӆӑӆӑм. Шуши мир юнтутӑт арсыр хӑт, вой па хў ўвӑт, вой па васы сухӑт эвӑт вєр­ман вәӑт. Муй ёш пӑ­тыйн вәс, щит эвӑт щи вєрсыйт, щит ай х пўлӑт, сўвӑт, тунты, ван­ши, нохрӑт, кев пў­лӑт. Катра пурайн юнтутӑта вәсӑт вой па хў ўв шў­кӑт, васы ух сухӑт, ух­а, тухӑӆа па па щўңкӑт. Иха ӆўӊӑтты ки, вәӆупсыйн 200 муӆ­тас акань ёнтсум. Щи тумпи сух, нәй сух, пўн сух, тунты, васы нюӆ тый па па әмӑщ юн­тутӑт вєрӆум, – лупӑс шўкщӑты нє Ирина Фирсова. 

Мосӆ ястӑты, кашӑӊ вєртутӑӊ хӑннєхә ӆўв ён­тӑсты хурасӆ тӑйӆ. Ири­на Кузьминична ён­тӑсты хурасӆ єӆпӑӊ, вєра  шак-пак па хурамӑӊ. Ӆыв ӑнтә тәп Россия мўв вән музеятн – Москва, Санкт-Петербург па па вән вошӑтн, па хон пєлӑк мўвӑтн ищи шиваӆӑты рӑхӆ. Щит Казахстан, Китай, Венгрия па па тӑхетн. 

Путӑр хӑншӑс: 
Ирина Самсонова

Хантыйская кукла-акань

Игрушка – непременный атрибут детства. Играя в них, дети подражают тому, что происходит в жизни взрослых, их родителей, знакомых, друзей.

 

Игрушки не только развлекают, но и учат будущей взрослой жизни. Многие из них живут на своих родовых угодьях, живут так, как жили их предки и берегут свои традиции. У них имеется много своеобразных, занимательных игрушек, которые передаются из поколения в поколение. В семьях северных народов, девочки играли тряпичными куклами, которые им шили бабушка или мама, в дальнейшем девочка сама училась изготавливать себе куклу. По тому насколько аккуратно и правильно девочка могла смастерить куклу, судили об её умении вести хозяйство в будущем. Куклы изготавливались с большой охотой – преимущественно не летом, а в зимнее время. Размеры куклы не должны были превышать размера ладони. Чтобы кукла не приняла на себя душу того или иного человека, её шили безликой. Когда игра подходила к концу, куклу нужно было разобрать, чтобы она не ожила. Лоскутки ткани, из которых были сделаны голова и туловище, расправлялись и хранились в коробе для игрушек вместе с кукольной одеждой, которая была постоянной. Играть в такие куклы девочки могли только в светлое время суток. Куклы изготавливались из разных материалов. В зависимости от игровой ситуации кукол делали из ткани, кожи, меха, растений. Поэтому условно кукол можно разделить на две группы: люди и растения. Народная память пронесла традиционные образы кукол через века и поколения. Всегда дети любили эту игрушку, а взрослые верили, что кукла охраняет детский сон ребёнка и оберегает его. Куклу орнаментировали как одежду взрослых, но лицо не рисовали. По народным поверьям, кукла с лицом приобретала душу и могла повредить ребенку. Эта игрушка являлась партнером детей в игре, учила понимать внутренний мир человека и служила оберегом от напастей.

 

Обычно у девочек был целый набор различных кукол, кукольный гардероб и хозяйство (предметы домашнего обихода из бересты, дерева, меха, кожи, сукна и т. д.). Для игр взрослые делали девочкам берестяную посуду и утварь, колыбель, постель, колотушки для трепания оленьих сухожилий, скребки для выделки кожи, ступки и пестики для получения порсы (муки из сушеной рыбы). В традиционной жизни ханты существует обычай «избегания» между определенными категориями родственников. Так, женщина стыдилась показывать волосы и лицо старшему брату мужа и его отцу, поэтому при них низко опускала на лицо платок. Это делалось и в присутствии чужих мужчин. Закрывать лицо платком девочку приучали с детства, и поэтому голова у куклы-акань всегда прикрыта платком. Самыми любимыми игрушками хантыйских детей являются куклы-акань.

 

Творческая онлайн-мастерская «Кукла-акань», объявленная отделением общественной организации «Спасение Югры», председателем которого является Ирина Фирсова, совместно с муниципальным автономным учреждением культуры «Этнокультурный центр «Нуви ат» («Белая ночь») была приурочена к празднованию 90-летнего юбилея Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

 

Общественный деятель Ирина Кузьминична Фирсова куклы-акань начала мастерить в девятилетнем возрасте. Они были разных размеров и представляли большую дружную семью: это были бабушки, мамы, сестры, подружки.

 

«В те годы ткань была на вес золота. Мама, выделяя мне лоскуты для рукоделия, строго-настрого наказывала: «Режь аккуратней, береги каждый лоскуточек!» И я, хоть и была маленькой, экономя каждый лоскуток, старательно рукодельничала.

 

Вообще к рукоделию с детства отношусь с любовью и большой ответственностью. Каждую ткань или лоскут сукна лежат аккуратно сложенными и свернутыми, так чтобы в любое время можно было применить её в рукоделии», – рассказывает мастерица.

 

За всё время Ириной Кузьминичной сшито более 200 аканей. Кроме того, в её коллекции  немало куколок из меха, бересты, рыбьей кожи и других подручных материалов, но набольшим спросом все же пользуются традиционные хантыйские куклы-акань, меховые куклы, а также с утиным клювом. Следует отметить и то, что почерк каждого мастера индивидуален. Куклы Ирины Фирсовой знакомы не только жителям Югры, но и далеко за её пределами – в музеях Санкт-Петербурга, Москвы, Китая, Казахстана, Венгрии, Финляндии и других – их отличает традиционность и предельная аккуратность. Немаловажна и цветовая гамма, подбор цветов также играет большую роль при пошиве хантыйской куклы. Именно этому и обучает на своих мастер-классах хантыйская мастерица Ирина Фирсова.

 

Ирина Самсонова

Рубрика: 
Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
Номер Ханты Ясанг: 
№ 23 (3563)
10.12.2020

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика