- Хантыйский
- Русский
Муй щирн шуши мирӑт мәшӆаӆ мӑӆтсӑт
Щи вєр оӆӑӊӑн Ёмвошн «Торум Маа» йис пурмӑсӑт шавиты хот йитн этнографические посиделки щирн «Муй щирн шуши мирӑт катра арсыр мәшӆаӆ мӑӆтсӑт» вәйтантупсы вєрӑнтсы. Щимӑщ мәш вєр тўӊматты щирӑт, вантэ, йис пурайт вўш эвӑӆт хӑнтэт па вухаӆят тӑйсӑт па вәӆты-хоӆты щирӆаӆн айӆат ёхӆаӆ вәнӆтӑсӑт, муй щирн арсыр мәшӑт лекщитты рӑхӆ па муй щи пӑта еӆӆы па мосӆ вєрты, ӆәӆн хӑннєхә ма ат йис.
Тӑм вәйтантупсыйн хӑннєхә мәшӑт па щитӑт тәса лекщитты вєрӑт оӆӑӊӑн исторической наукайт кандидат, Югра мўв наука заслуженной хуят па медицинской антропологӑт тӑхия ӆуӊум нє Татьяна Волдина айкеӆӑт вєрӑс. Ӆўв путӑртӑс, хуты тӑм нуви тәрум иӆпийн арсыр мәшӑт ушӑӊа павӑтты па мӑӆты щирӑт – щит хӑннєхуятӑт пӑта мосты па мєт м вєрӑт. Татьяна ищиты мкєм хўв вўшӑт эвӑӆт щимӑщ хӑннєхә лекщитты вєрӑт пиӆа па рәпитты вўянтӑс. Традиционная медицина – щит кашӑӊ шуши мирӑт йис пура вўш эвӑӆт лекщитты вєрӑт. Вантэ, катра пураитн йисӑӊа-нәптӑӊа вум хәйт муй нєӊӑт ищипа ӆыв рәт ёхӆаӆ тӑйты сыр-сыр мәш вєрӑт мӑӆтсӑт. Ӛхӑтшӑк ӆыв щимӑщ ӆекщитты щирӆаӆ ищипа щи айшак хӑннєхуятӆаӆа хӑйсӑт. Щи пӑта кашӑӊ мир арсыр мәшӑт мӑӆты вєритӑс.
Щимӑщ мәшӑт мӑӆты вєрӑт, рўщ щирн традиционная медициная, тӑм йисн ӆўӊӑттыя питсыйт. Ищи хурасуп лекщитты вєрӑт тӑм кўтн Китай хон пєлӑк мўвн шєӊк сӑмӑӊа па мосман тӑйӆыйт.
Т. Волдина ясӊӑт щирн, ин тӑмхӑтӆ вўш вәнты увӑс мирӑт мәш вєрӑт мӑӆты щирӑт мсыева наука щирн ӑн па вәнӆтӑсыйт па тўӊщирӑӊа ӑн артаӆӑсыйт. Щи пӑта ӆўв тӑта хәӆум нәпӑт щира щимӑщ вєрӑт ӆэщӑтсӑӆэ. Мєт оӆӑӊӑн нуви хон пурайн вәӆум мәш мӑӆты щирӑт. Кимит – советской лащ пурайн мәш лекщитты щирӑт па хәӆмит тӑхийн тӑта мосванӑн хӑнтэт муй вухаӆят кўтн хӑщум кӑши-мәш мӑӆтыхурасӑт.
Сырыя ӆўв хон пураитн вәӆум шуши мирӑт лекщитты вєрӑт мсыева уша вєрӑс. Итәх щимӑщ мәш вєр мӑӆты щирӑт А.А. Дунин-Горкавич учёной хә хуща хӑюм нєпекӑтн шиваӆӑты рӑхӆ. Щӑӆта муртӑӊ шуши мир лекщитты вєрӑт па хон пєлӑк Финляндия мўв учёной У.Т. Сирелиус хуща ванттыя вєритӆўв. Мєт ар хӑнты ёхӆўв мәш мӑӆты щирӑт нєпекӑта ищипа финской учёной хәев Ф.К. Карьялайнен йис пураитн мсыева нух хӑншӑс.
Щӑӆта советской лащ оӆӑтн, вантэ, хӑнтэт па вухаӆят ищипа пәӆьницайта лекщитыйӆты ӊхсӑт. Па щи пура вєрӑт оӆӑӊӑн Т. Волдина иса нємуӆты лупты ӑн вєритӆ. Щи пӑта нёхмӑс, Томск вошн вәӆум рўщ мир учёной Владислав Кулемзин ар оӆ мӑр Васюган мўв хуща хӑнты ёхӆўв мәш мӑӆты вєрӑт щӑртӑӊ хәйт эвӑӆт тәса вәнӆтӑс, наука щирн нєпека нух ӆэщӑтсаӆэ. Щи тумпийн Финляндия хон пєлӑк учёной нє Паула Крюгер па ар айкеӆ хӑнты мир лекщитты вєрӑт оӆӑӊӑн хӑншӑс. Тәп щи киникайӆ ёша павӑтты юхи хӑщум оӆӑтн шєӊк ӆавӑрт.
Юхи хӑщум оӆӑтн хӑнтэт па вухаӆят ищипа юрємӑтыя питсӑт, муй щирн катра пурайн мәш вєрӑт мӑӆтыйӆсӑт. Ин Т. Волдина ясӑӊ эвӑӆт уша вєрсўв, округев хуща катра шуши мирӑт мәш вєрӑт лекщитты оӆӑӊӑн Е.П. Поровознюк па Г.М. Егорова арсыр айкеӆӑӊ нєпекӑт хӑншсӑӊӑн. Щӑӆта щи нєӊӊӑн тумпийн, хӑнты па вухаӆь ёхӆўв мәшӑт мӑӆты вєрӑт пӑта округев хуща вәӆты арсыр хӑннєхуятӑт па хӑншийӆсӑт. Т. Волдина тӑта иха юхтум хӑннєхуятӑта путӑртӑс, хуты тӑм йисн катра пурайн вәӆум лекщитты вєрӑт иса иха ӑкӑтты па наука щирӑтн тўӊщирӑӊа нєпека ӆэщӑтты мосӆ.
Путӑр хӑншӑс:
Владимир Енов
Традиционная медицина коренных народов Югры
23 января в музее «Торум Маа» Ханты-Мансийска прошли этнографические посиделки на тему: «Традиционная медицина коренных народов Югры». Все знания медицины ханты и манси веками передавались от поколения к поколению. И об этом рассказала Татьяна Волдина-Ледкова – кандидат исторических наук, Заслуженный деятель науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, член Ассоциации медицинских антропологов.
Татьяна Волдина, обращаясь к присутствующим, отметила, что эта тема, действительно, интересная, хотя основной темой её научных исследований является реинкарнация.
Народная медицина идёт параллельно с её темой. То, что называется сегодня традиционной медициной – это и является народной медициной, которая от одного поколения людей передавалась к другому. Есть ещё научная, то есть основная и официальная медицина. Допустим, что в Китае давно сложилась хорошая традиционная тысячелетняя медицина.
По мнению Татьяны Волдиной, если говорить о народной медицине обских угров и лесных ненцев, то всё это направление пока слабо изучено. Здесь ещё много неизвестного, так как специальных исследований на эту тему не было и никогда никем не проводилось. По поводу изучения этой народной медицины Т. Волдина условно выделяет три периода: дореволюционный, период советского времени и постсоветский период. Исследование жизни обских угров началось ещё в дореволюционный период, то есть в XIX-ом и начале XX-го века. Здесь можно найти только отдельные заметки, небольшие направления в исследовании краеведов, например, А.А. Дунина-Горкавича, которые он записал во время изучения коренных народов Югры. Здесь были также и некоторые из зарубежных исследователей, например, У.Т. Сирелиус, изучавший жизнь васюганских хантов, проживавших в Томской области. Всё же наибольший вклад в изучение медицины коренных народов Югры сделал Кустаа Фредерик Карьялайнен. Он постоянно занимался изучением таких духовных практик.
Затем Татьяна Волдина продолжила свой рассказ о медицине обских угров: «Мы не можем в советский период похвастаться исследованиями по традиционной медицине ханты и манси. Но здесь есть исследования учёного из города Томска Владислава Михайловича Кулемзина, который при жизни рассматривал шаманские практики восточных хантов. В своих научных трудах он выделяет особые категории людей, которые могли лечить больных с помощью каких-то практик, песен, музыки и слов. Им описаны некоторые моменты, связанные именно с традиционными способами медицины. Есть работы Паулы Крюгер – финской учёной, написавшей книгу на немецком языке. В ней она описывает некоторые традиционные виды лечения у обских угров. К сожалению, эта книга считается редкостью и не всем она доступна».
Также Татьяна Волдина рассказала, что в постсоветский период в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре есть статьи Е.П. Поровознюк и Г.М. Егоровой о традиционной медицине обских угров. Имеются статьи у многих представителей национальной интеллигенции народов ханты и манси о видах традиционного лечения. По поводу причин болезни много было написано у К.Ф. Карьялайнена. Зачастую болезни у ханты имели своё сверхъестественное происхождение. Они вызывались определёнными духами – представителями Нижнего мира. Чтобы предотвратить ту или иную болезнь, надо было каким-то приношением умилостивить этих духов. И тогда болезни могли отступить.
По мнению Татьяны Волдиной, в настоящее время почитается дух Нижнего мира – Хынь ики (дух смерти, болезней и зла). Ему в жертву всегда приносят животное тёмной масти. Но, если это бескровное приношение «поры», то ему в дар подносят ткань тёмного цвета.
В трудах финской учёной Паулы Крюгер указывается, что обские угры чаще болеют из-за того, что нарушают определённые запреты или табу. Поэтому учёный отмечает, что обским уграм важно всегда соблюдать свои традиции!
Владимир Енов