- Хантыйский
- Русский
Ас кўтуп ёх – щит мўӊ
Ёмвошн Ас хӑӆты тыӆӑщн 31-мит хӑтӆӑн Ас-угорской институт хотн библиотека хот йит хуща вәйтантупсы вәс, щӑта «Среднеобские ханты – это мы» оӆӑӊӑн киника путӑр мӑнӑс. Щи киника Октябрьской краеведческой музей хуща рәпитты научной сотрудник, краевед нє Наталья Владимировна Крюкова хӑншӑс.
Щи киника вєрты пӑта грант мухты вух ёша павӑтсӑт, щит округ культура вєрӑт тәты департамент миюм вух. Щи киникайн хӑнты ай кәртӑт оӆӑӊӑн хӑншман вәӆ, мӑта утӑт Шеркальской сельской совет хуща вәсӑт.
Наталья Крюкова путӑр вуймаӆн щи ай вошӑт па кәртӑт оӆӑӊӑн путӑртӑс, щит Ӆохтоткурт, Халапанты, Мулигорт па па вошӑт. Ӆўв щӑта єнмум па тӑм хӑтӆ вәнта вәӆты вәна вум ёх путрӑт нух хӑншӑс, щӑӆта сыр-сыр нєпекӑт ӆўӊтӑс. Ӆўв киникайӆ – щит хўв мӑр архив хотӑтн рәпитум вєр, ӆўв советской ӆащ еӆпийн па советской ӆащ пурайн хӑншум газетайт ищи ӆўӊтӑс.
Наталья Владимировна путӑртӑс:
- Тӑм хӑтӆ ма Ёмвоша м вєрн юхӑтсум, ма нумӑс вєрсум киникам оӆӑӊӑн тӑта Ас-угорской институт хуща путӑртты, ӆыв па кашащсӑт. Муй пӑта па тӑта, ма щирємн, тӑта мўӊ ёхӆўв вәӆӆӑт, тӑта вєра тащӑӊ библиотека вәӆ, ма ищи ван кўтн тӑӆтаса киникайт вўйӆяӆум. Ёх иса пўш кўтӆаӆн путӑртӆӑт, ӆыв рәт ӆєрӆаӆ кӑншӆӑт, ма киникам хуща «Среднеобские ханты – это мы» щи оӆӑӊӑн щи хӑншман вәӆ. Па щирн ки лупты, щит хўты и мўвн Шеркальской сельской совет хуща вәӆум мирев оӆӑӊӑн, ӆыв вәӆупсэӆ оӆӑӊӑн хӑншман вәӆ. Щи кәртӑт тӑм хӑтӆӑтн ӑнтәмӑт, щи кәртӑн вәӆум ёх ищи айкємн па тәрума питсӑт, тәп ӆыв хиӆыӆаӆ тӑӆаӊа, ма вәӆӆӑт, щи пӑта мӑнум мирев путрӑт па ӆыв тӑюм нумсӑт тӑм киникайн хӑншман вәӆӆӑт. Тӑта вєра ар хӑннєхә вәӆупсы оӆӑӊӑн хӑншман вәӆ, рәт лєрӆаӆ ӑкӑтман вәӆӆӑт. Иса пўш киникайн 200 хур, 43 рәт ӆєр вәӆ. Щӑта путӑр мӑнӆ сыры вәӆум вәӆупсы оӆӑӊӑн, па нумсӑт хӑншман вәӆӆӑт, муй хурасуп вәӆупсы вәс па муй щира щи вәӆупсы кєртыйӆӆа. Ма щирємн, тӑмӑщ киника айӆат ёха ӆўӊӑтты әмӑщ питӆ, ӆыв йис ёхӆаӆ вәӆупсы уша вєрӆэӆ, тӑм мўвн вәӆум йис вєрӑт вәты питӆӑт. Ма нәмӑсӆум, тӑм киника па Ас кўтуп хӑнтэта вєра әмӑщ ӆўӊӑтты питӆ, па мўв хӑнты мирева ищи, аӆпа, тӑм мўв вәӆупсы уша вєрты әмӑщ.
м вўща ясӑӊ лупӑс «Торум Маа» этнографической музей кәща ими Людмила Алфёрова, ӆўв сӑмӑӆа хоюм нумӑсӆаӆ оӆӑӊӑн путӑртӑс:
- Ма тӑта омӑсӆум па мӑта пўш Наталья Владимировна пєӆа вантман м ясӊӑт лупты ӆӑӊхаӆум, м нумӑс ӆўвеӆа китты ӆӑӊхаӆум. Ин ма щиты нәмӑсӆум, Октябрьской район – щит уяӊ район, тӑта тӑмӑщ м краевед хӑннєхә тӑйӆўв, щи имие ёх пиӆа рәпитты хошӆ, ӆўв пӑта тӑхета вўянтыйӆ ки, щит хӑнтэт лупты ясӑӊӑн пӑтэӆ вәнта караӆӑӆ. Ӆўв и ясӑӊ, и путӑр пулы ха кӑрӑтты вєра ма хошӆ. Щиты хӑншты хуты щит вән вєр. Ма ин хәӆӑнтӆум па сӑмєма вєра әмӑщ.
Людмила Александровна щи мувн сєма питӑс па щи ай кәртӑт ма вәӆӆэ.
- Ма ин омӑсӆум па шӑӊкап ӑӊкаӊкєм ариюм частушка нумӑса питӑс, аӆпа, 50-кєм оӆ мӑр нумӑса ӑн юхтыӆӑс «Холопановской» колхоз, тәрум тўтӑт вуӆиӆӑт, икет мисӑт пәсты мӑнсӑт, имет мир хота шәшумсӑт, – путӑртӑс Людмила Алфёрова.
Вущкум вошӑт оӆӑӊӑн путӑр исторической наука доктор ики Александр Георгиевич Киселёв еӆӆы тәс, ӆўв рўщ вєрӑт нәмӑӆмӑс, Валентин Распутин хӑншум киника па Элем Климов вєрум ӆыӆӑӊ хур «Прощание с Матёрой», щӑӆта па нәмӑӆмӑсӆэ тӑм югорской мўвн вәӆум хӑннєхә Иван Михайлович Конев хӑншум хурӑт «Из пыльного чума в новый дом» па «Девушка у репродуктора». Ӆўв ясӊӑӆн, арсыр мўвн вәӆты хӑннєхәйт вәӆупсы хуща арсыр шәкӑӊ вєрӑт тывийӆӆӑт, щит европейской Россия хуща «неперспективные деревни» оӆӑӊӑн поступсы, там Увӑс мўвн па поступсы хән касӑӆман вәӆум ёх вош хӑрӑта павӑтты питсайт. Наталья Владимировна Крюкова киника ӆўӊӑтмаӆн щи вєрӑт щи нумӑса питсӑт. Щӑта нумсӑт вәӆӆӑт, муй вўрн хӑннєхәйт нәптӑт мӑнӆӑт, муй вўрн рәтнаӆаӆ пиӆа ёх вәӆӆӑт. Ӆўв щирӑӆн, киника м па и вєрӆ пӑта, щӑта айӆат ёха памтупсы ясӊӑт вәӆӆӑт, щит ӆыв кӑӆы ӆєрӆаӆ ӑн юрємӑты памтупсы, тәп щи ӆєрӑт ӛрн хӑннєхә еӆӆы така ма вәӆты пӑкӑӆ.
Ас-угорской институт хуща рәпитты ведущий научной сотрудник, этнограф Татьяна Волдина-Ледкова м ясӑӊ лупӑс киника хӑншум имев оӆӑӊӑн:
- Наталья Владимировна хурасуп хӑннєхә шимӆ, ӆўв ёх нумсӑт вана тӑйӆӑӆӆэ, щи нумсӑт шавиман тӑйӆӑӆӆэ, ӆўв краевед, ӆўв щимӑщ хӑннєхә, мӑта хуят вєрты вєрӆаӆ сӑмӑӊа тӑйӆӑӆӆэ па каш тӑйӆ ёх нумсӑт шавиман тӑйты.
Ин Ас-угорской институт научной библиотека хуща «Среднеобские ханты – это мы» киника шавиман тӑйты питӆа.
Путӑр хӑншӑс:
Пётр Молданов
«Среднеобские ханты – это мы»
Так называется книга, презентация которой состоялась 31 января в библиотеке Обско-угорского института прикладных исследований и разработок г. Ханты-Мансийска.
Автором издания является краевед, научный сотрудник Октябрьского краеведческого музея Наталья Владимировна Крюкова. Публикация книги была осуществлена за счёт средств гранта окружного департамента культуры. Издание посвящено истории хантыйских деревень Шеркальского сельского совета, которых уже нет на современных картах Октябрьского района. «Старшее поколение ещё помнит, что в этих посёлках рождались и жили люди, они, как и все, были свидетелями исторических событий нашей страны – участвовали в установлении советской власти, перед их глазами разворачивалась коллективизация, во время Великой Отечественной войны они защищали Родину, а после войны вместе с теми, кто вернулся с фронта, вновь отстраивали свои дома, обветшалые без мужских рук, и создавали в них уют», – сказала Н.В. Крюкова.
Однако во второй половине 1950-х – начале 1960-х годов в Ханты-Мансийском округе, как и на других территориях, согласно политике советской власти, начался активный перевод коренного населения на оседлый образ жизни. В результате форсированного перевода коренного населения на оседлый образ жизни и кампании по ликвидации «неперспективных деревень» люди оказались оторванными от своей малой родины, и деревни опустели.
В ходе презентации Наталья Крюкова приоткрыла историю малых деревень Лохтоткурта, Халапанты, Мулигорта и других. Она поделилась воспоминаниями старожил, представила документальные свидетельства. Отметила, что книга – итог многолетней работы с архивными документами, материалами дореволюционной и советской периодической печати.
Наталья Владимировна Крюкова сказала: «Сегодня я в Ханты-Мансийске, и у меня замечательное событие – предложила презентовать книгу в обско-угорском институте, учёные согласились. Почему здесь? Потому что здесь живут наши люди, здесь очень богатая библиотека, я сама часто ею пользуюсь. Люди общаются между собой, ищут свои корни, интересуются историей, а в книге «Среднеобские ханты – это мы» как раз написана история малой родины, а с другой стороны – это целый пласт истории людей с одной территории, история деревень Шеркальского сельского совета. Этих деревень сейчас нет, многих людей, живших в этих поселениях, тоже уже нет, но живут их потомки, в этой книге их рассказы и воспоминания. Здесь информация о выдающихся личностях и родословные. В книге около 200 фотографий, 43 родословных. Здесь рассуждение о нашей жизни и о том, как это всё происходило, что из этого вышло. И я думаю, нашей молодёжи это будет интересно читать и познакомиться с историей этой территории. Издание будет интересно и самим среднеобским ханты и вообще для народа ханты и краеведов».
Со словами поддержки и добрых пожеланий выступила директор этнографического музея «Торум Маа» Людмила Александровна Алфёрова: «Я просто сижу и в очередной раз восторгаюсь Натальей Владимировной и думаю, как здорово, что именно Октябрьскому району повезло иметь такого краеведа, умеющего работать с людьми, умеющего глубоко погружаться в материал, способного по крупицам собрать информацию и соединить всё воедино. Это просто уникально. Слушаю, и меня переполняют эмоции». Людмила Александровна сама родом с этих мест, поэтому Холопанты и другие исчезнувшие деревни ей хорошо знакомы. В продолжении Л.А. Алфёрова исполнила частушку: «И вот не знаю от чего я, наверное, уже лет 50 не вспоминала, но вдруг вспомнила частушку, которую в детстве пела бабушка: «Холопанский колхоз, северное сияние, мужики коров доят, бабы на собрании». Далее Людмила Александровна поделилась своими планами по поводу дальнейшей жизни этого издания: «Сейчас думаю, что с Вашей помощью в этом году музей «Торум Маа» сможет представить этот титанический труд на всеобщее обозрение. История семьи, история страны – это всё то, что очень близко и очень дорого каждому человеку».
Тему заброшенных деревень продолжил доктор исторических наук Александр Георгиевич Киселёв, вспомнивший роман Валентина Распутина и фильм Элема Климова «Прощание с Матёрой», а также картину, к сожалению, малоизвестного самодеятельного югорского художника Ивана Михайловича Конева «Из пыльного чума в новый дом» или «Девушка у репродуктора». По его словам, в жизни народов даже в мирное время случаются трагедии, вроде той, что была порождена политикой закрытия «неперспективных деревень» в европейской части России, политикой перевода кочевников на оседлость на Севере. «Книга Натальи Владимировны Крюковой созвучна с этой картиной, в ней есть непростые раздумья о себе и близких. Книга хороша не только этим, но и тем, что в ней прочитывается завет подрастающим поколениям, это завет – не забывать о своих корнях, что является основой устойчивости, человечности в этом мире», – сказал учёный.
Ведущий научный сотрудник Обско-угорского института, этнограф Татьяна Владимировна Волдина-Ледкова отметила автора книги как удивительную личность: «Наталья Владимировна относится к редким людям, которые обладают очень важными качествами, делающими всё возможное для сохранения памяти. Она – краевед, а это люди, у которых есть огромная любовь, огромное желание сохранить историю для людей».
Книга «Среднеобские ханты – это мы» заняла почётное место в фонде научной библиотеки Обско-угорского института.
Пётр Молданов