Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Реональда ОЛЬЗИНА

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Кӑсупсы «Югра мўва – 900 о!»
  • Имет емӑңхӑтӆ пиӆа!
  • ыв саттэа вєр тӑйӑт
  • Кӑсупсы вєрӑт оӑңӑн лупсӑт
  • Муй щирн арсыр мәшӑт ямӑыйт
  • 60 о мир пӑты хӑншӑт
  • Рәт ясңев єрамтўв

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Округ дума 15-мит мирхот вәс

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Хут вәшум вошӑт
  • Ай ԯухӑн иса хәхӑтԯяԯ
  • Касум вошн рәта кӑншӑ
  • Якты-ариты нєңӑт
  • Нявлак сӑмуп па ям нумсуп ими
  • Петровӑт вәнт кәрт
  • Вўэт авӑман вәӑт
  • Вєрӑң, якӑң па арӑң ими

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Хәум хӑт па хәум ат тыв йис
  • Әмӑщ нєпекӑт няврємӑт пӑта хӑншӑ
  • Рәт ясңємн ариум
  • Тыӑщ поры постӑсўв

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)

Вы здесь

Главная » Вєрӑң, якӑң па арӑң ими
К.К. Шадрина
К.К. Шадрина
  • Хантыйский
  • Русский

Вєрӑң, якӑң па арӑң ими

Нягань вошн ям ими вә — Клавдия Ксенофонтовна Шадрина. Щит няврємӑт вәнтӑты нє, вєртут вєрты, якты па ариты ими.  2009-мит он ўв рўтьщӑты мӑнӑс па ёнтӑсты вўянтӑс. Вантэ, интум ўвеа нємхута тєрматыйты ӑн мос. Мӑрємӑты морум иса ӑн тӑй, рәпитум хотӑа яңхємий, рәта ваємӑэ, каш хӑрӑтн якємий па арємӑ. Путӑртмємн пурайн Клавдия Ксенофонтовна ўв вәупсый тумпи опраща па рәта оӑңӑн ай павтӑс. Путрӑ эвӑт уша вєрсум, нєш, ма рәтам Костинӑт па Савинӑт ўвеа ищи рәта вәӑт. Мосӑң, «Хӑнты ясӑң» ўңӑтты ёх кўтн хуятӑт К. Шадрина путӑр эвӑт ищи уша павӑтӑт, хуты щи ими пиа и хурасуп рәт тӑйӑт. Тәп щи оӑңӑн па пурайн хӑншум.

Клавдия Шадрина:
— Ма ӑ рўтьщӑты нє, ӑ увӑс нє па шуши ими. Сєма питсум Микояновской районӑн. Ӑңкєм па ащєм ищи Микояновской районӑн Омской область хущи сєма питсӑңӑн. Интум щи тӑхи кӑншты ки питӑтн, ӑн вәйтӑтн. Щи вєр Ёмвош округ историяя йис. Щӑта арсыр ясңуп мир вәсӑт: хӑнтэт, вухаят, калмыкӑт, немщӑт па па мир. Ма Ас мўв шуши мир нє — вухаь. Рәт мўвєм шєңк сӑмӑңа тӑйєм. Тәп ӑн мос лупты, хуты тӑта ищки. Мўң ӑн пириўв, хута сєма питты. Хута єнумсӑн, щӑта щи вәӑн.
1977-мит он Ёмвош педучилища етшуптӑсум па Сергино кәрта няврємӑт вәнтӑты китсыюм. 1987-мит о вўш эвӑт Нягань хущи рәпитсум, и ӑшколайн тәп 25 о мӑр ай ёх вәнтӑсум. Кўш щи хот шуши мир ӑшколая ӑн вәс, ищипа эвета па пухӑта шуши мир вәупсы оӑңӑн ай павӑтсум. Юхи хӑщум оӑтн няврємӑт пурмӑс вєрты вәнтӑсум па вухаят вәупсы оӑңӑн ывеа путӑртсум.

Вўт Няръёх ветхущъяң километра вўшн Ным Няръёх эвӑт омӑс. Щитңӑн па Шамаш Кевавӑт кәрта (Октябрьской район) хӑншаньщман вәӑт. XVII-мит йис вўш эвӑт ыв Сўмӑтвош уездӑн вәсӑт, мєт сыры Кодской кӑнӑщ мўвн.
Мир нӑртама щаврӑмтум йисн 1930-1940-мит оӑтн щи кәртӑта ӛрн нўм мўв ёх касуптӑсыйт. Советской лащ вәум пурайн Вўт Няръёх хущи колхоз, пәьница, ӑшкола, ай няврємӑт авӑты хот па апка вәс. Тӑм йисн щӑта тәп ёш войт тӑйты па «Кедр» нємуп рўтьщӑты тӑхеңӑн вәӑңӑн. Шуши ёх опраша иты вой-хў вепӑсуман вәӑт.

Ма Вўт Няръёхн сєма питсум. Сыры щӑта «Северный» нємуп совхоз вәс, щӑта ёш вой-хў тӑйсы, вән ов ощ па ар мис вәс. Интум щӑта тәп вухаят вәӑт, щит Владимир Костин, Нестеровӑт кӑт яй (Евгения Николаевна Яркина пухңӑн), Настя Савина Вася Шешуков ике пиа, Света Посохова па Вася Яркин хотӑң ёх, Георгий Яркин (Раиса Георгиевна Краснова ащи) па немӑщ Алексей Реймер щӑта пәрщӑт, щищкўрекӑт па овӑт тӑй.
Рўтьщӑты мӑнмєм юпийн Валентина Романовна Яркина пиа кәртємн хот омӑсты нумӑс павӑтсамн. Ӑңкєм-ащєм па щащєм хотӊӑн рўтьщӑты ёхн тўтн вўщитсыйңӑн. әйңєм ӑңке-аще хот вун йиуп хот омсӑс, ма акєм хот омсум тӑхийн щит омӑссум.
Сыры ӑңкиўв-ащиўв вәнтӑн шай кавӑртты турн ӑкӑтсӑт. Тӑм йисн Вўт Няръёх мухӑая пәӑң па иван-чай нємуп турн єнум, ма щи турнӑт ӑкӑтты пиньщӑум. Саранпауль мир вәш ӑкӑтӑт, белоярцӑт пўнӑң ампӑт єнмӑты ӑңхаӑт. Касум нєңӑт тыйӑт. Ма щит вєрты ӑн ӑңхаум па ма саттєма вєр вєрты пиньщӑум.
Кәртєма иса касӑты нумӑс ӑн тӑйум. Вантэ, мәшитум па пәльница такы вәты ӑн тывӑ. Рўтьщӑтыя щӑта вєра ям: мухӑая вәнт, сыстам аты рўв па юхан. Хумӑсвә, мәрӑх, пӑщӑр па ӛм юх апельсинӑт, виноград па яблокӑт киньщи мєт ямӑт. Ар анши єнмӑ, мурта єва. ўңӑн щорӑса мӑнты иса ӑн мос, кәртэвн яма рўтьщӑты щир вә.
Пєтӑр па Павӑл хӑтӑн мўң Вўт Няръёхн вән пєрна пос юхан хонӑңӑн омӑссўв. Хән кәрт мухты мӑнӑн, кӑрӑщ тӑхийн омӑс па хўвта кӑ. «Урал – промышленный, Урал – Полярный» нємуп вєр еы эщӑтты ки питы, кәртэва нуви тўт мӑты карты кеӑт таыйт. Сыры кәщайт лупсӑт, тәп Ным Няръёх вәнты щит вєрӑт. Интум лупӑт, Вўт Няръёхн ищи нуви тўт єты пит. Щирн, тӑмиты щи вәўв.

ВӘЯТН ЩИ ОԮӐҢӐН

XV-XVII-мит йисн Октябрьской район мўвн Кодское княжество нємуп тӑхи вәс, вуаң воша Кода ўңтӑсӑс. XVII-мит йис вўш эвӑт 1937-мит о вәнты щи мўв Кондинской волостя аьщӑсы па Сўмӑтвош уезда Тобольской губернияя ӑңман вәс. 1937-мит он Остяко-Вогульской национальной округӑн Омской область хущи Микояновской район вєрсы. Сыры иты щӑта Кондинской вош вуаң воша хӑщӑс. 1957-мит он Микояновской район Октябрьской нємн аьсы, вуаң вош Октябрьское нєм тӑйты питӑс.

Мастерица, плясунья и певунья

В Нягани живёт замечательная женщина Клавдия Ксенофонтовна Шадрина – бывшая учительница, рукодельница, плясунья и певунья.  В 2009 году она ушла на пенсию и, как говорит, когда стала свободной от работы, начала заниматься рукоделием, потому что теперь уже некуда спешить. Поэтому ей, находясь на пенсии, некогда скучать: отложив шитье и вязание, надо на прежнюю работу заглянуть, проведать родственников или спеть и станцевать на праздниках. Клавдия Ксенофонтовна рассказала не только о себе, своих занятиях, но и о предках, родственниках. Слушая её, я узнала, что у нас есть общие родственники Костины и Савины. Так что кто-нибудь из читателей «Ханты ясанг» тоже может обнаружить общую родню. Но об этом в следующем материале.

Клавдия Шадрина:

― Я просто обыкновенный пенсионер, обыкновенная северянка и коренной житель. Родилась в Микояновском районе. Мои родители тоже родились в Микояновском районе Омской области. Если вы сейчас будете искать такую географическую точку, не найдете. Потому что это уже история Ханты-Мансийского округа. Раньше Октябрьское было селом Кондинское и здесь жило очень много народов: ханты, манси, калмыки, немцы и другие. Я являюсь одним из представителей малочисленных народов Обского Севера – манси. Я люблю свой край. Можно не говорить, что тут вьюжная и холодная зима, белый, холодный и колючий снег. Север есть Север, родину не поменяешь, ты её не закажешь и не выкинешь, а будешь жить с тем, что есть.

В 1977 году я закончила Ханты-Мансийское педучилище и по распределению попала в посёлок Сергино учителем. С 1987 года работала в Нягани, только в одной школе проработала 25 лет учителем начальных классов. Пусть не в национальной школе, но всегда вела пропаганду национального искусства. В последние годы работы, когда упала деторождаемость, и детей в классах стало меньше, пришлось приспособиться и быть педагогом дополнительного образования. И вспомнить: кто я такая, для чего живу? И чтобы история знала, что мы – манси – есть и будем жить дальше, рассказывала школьникам о культуре, быте, религии и обычаях народа манси. Занималась с ними рукоделием.

  • В XV-XVII на территории современного Октябрьского района находилось Кодское княжество со столицей Кода. С XVII века  до 1937 года эта территория в составе Кондинской волости входила в Березовский уезд Тобольской губернии. В 1937 году в южной части Березовского района был образован Микояновский район Остяко-Вогульского национального округа Омской области. Село Кондинское, как и прежде,  осталось административным центром. В 1957 году Микояновский район был переименован в Октябрьский район Ханты-Мансийского национального округа Тюменской области, а районный центр стал называться Октябрьское.

Я родилась в деревне Верхние Нарыкары. Там раньше был знаменитый совхоз «Северный», механизированный. Специализировался он на крупном рогатом скоте. Была большая конюшня, было много коров и телят, своя водокачка. Сейчас в деревне живут одни манси, только несколько человек живут там постоянно. Это Владимир Костин, два брата Нестеровых (Евгении Николаевны Яркиной сыновья), Настя Савина с мужем Васей Шешуковым, семья Светы Посоховой и Васи Яркина, дедушка Георгий Яркин (отец Раисы Георгиевны Красновой) и немец-фермер Алексей Реймер держит там свиней, кур и лошадей.

Выйдя на пенсию, с приятельницей Валентиной Романовной Яркиной решили оформить землю в родной деревне. Когда-то там папа с мамой дом построили, его туристы сожгли. Бабушкин дом был, тоже туристы сожгли. Так больно от этого. Приятельница на месте родительского дома уже построила новый дом и оформила его документально. Я на месте дядиного дома (брат отца) взяла участок в 12 соток, хотя нам предлагали по 80 соток, и можно было занять всю береговую зону. У меня дом тоже уже возведён.

В перспективе там можно будет заняться предпринимательством. Раньше наши родители на покосе собирали на чай белую полевую траву лабазник. Сейчас в Нарыкарах много крапивы, на заброшенном поле растёт иван-чай (кипрей) и я буду заниматься сбором трав. Саранпаульцы чагу собирают, белоярцы хотят завести собак для шерсти, чтобы прясть. Вязать? Уже казымцы вяжут. Я никого не хочу копировать. Хочу, чтобы было своё дело, отличное от других. Думаю, не сразу, но у меня будет база для новой работы.

На День Петра и Павла в Верхних Нарыкарах мы поставили православный крест. Когда мимо проезжаешь, с берега его хорошо видно, потому что находится на высоком месте. Деревня перспективная, потому что с развитием проекта «Урал – промышленный, Урал – Полярный», будут проводить ЛЭП. Раньше говорили, что он пройдет через Нижние Нарыкары и не коснётся Верхних. Сейчас сказали, что электричество будет и в Верхних Нарыкарах.

  • Мансийская деревня Верхние Нарыкары находится в пятнадцати километрах от деревни Нижние Нарыкары. Обе деревни относятся к сельскому поселению Перегрёбное (Октябрьский район), куда входят и Чемаши. С XVII века они входили в состав Березовского уезда, а еще раньше относились к Кодскому княжеству.
  • Во время сталинских репрессий в  1930-1940-х годах эти деревни стали местом ссылки.  При советской власти в Верхних Нарыкарах был колхоз, амбулатория, школа, детские ясли и магазин. В настоящее время здесь находятся лишь фермерское хозяйство и база отдыха "Кедр", которая оказывает туристические услуги. Местное население, как и их предки, занимаются традиционными промыслами.

Переселиться в деревню планов нет, так как со здоровьем плоховато и без больницы никак не прожить. Но там очень хорошая природа: вековая тайга, стерильный воздух и речка. То есть в плане оздоровления – это райский уголок. Не хуже апельсинов, винограда и яблок наша клюква, морошка, рябина и черёмуха. Много шиповника, только успевай  кушать. Витаминизируйся! Так что необязательно летом ехать на море, можно великолепно отдохнуть в деревне у костра на берегу реки. Вот такая наша жизнь, заботы и проблемы.

Рубрика: 
Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
Номер Ханты Ясанг: 
№ 5 (3497)
7.03.2018

Главная

© 2012-2023 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Директор, главный редактор: Динисламова С. С.
Тел. (3467) 33-36-82

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-22-72

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-24-02

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52

gazeta@khanty-yasang.ru

© 2012-2023 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика