- Хантыйский
- Русский
Вєрӑң, якӑң па арӑң ими
Нягань вошн ям ими вә — Клавдия Ксенофонтовна Шадрина. Щит няврємӑт вәнтӑты нє, вєртут вєрты, якты па ариты ими. 2009-мит он ўв рўтьщӑты мӑнӑс па ёнтӑсты вўянтӑс. Вантэ, интум ўвеа нємхута тєрматыйты ӑн мос. Мӑрємӑты морум иса ӑн тӑй, рәпитум хотӑа яңхємий, рәта ваємӑэ, каш хӑрӑтн якємий па арємӑ. Путӑртмємн пурайн Клавдия Ксенофонтовна ўв вәупсый тумпи опраща па рәта оӑңӑн ай павтӑс. Путрӑ эвӑт уша вєрсум, нєш, ма рәтам Костинӑт па Савинӑт ўвеа ищи рәта вәӑт. Мосӑң, «Хӑнты ясӑң» ўңӑтты ёх кўтн хуятӑт К. Шадрина путӑр эвӑт ищи уша павӑтӑт, хуты щи ими пиа и хурасуп рәт тӑйӑт. Тәп щи оӑңӑн па пурайн хӑншум.
Клавдия Шадрина:
— Ма ӑ рўтьщӑты нє, ӑ увӑс нє па шуши ими. Сєма питсум Микояновской районӑн. Ӑңкєм па ащєм ищи Микояновской районӑн Омской область хущи сєма питсӑңӑн. Интум щи тӑхи кӑншты ки питӑтн, ӑн вәйтӑтн. Щи вєр Ёмвош округ историяя йис. Щӑта арсыр ясңуп мир вәсӑт: хӑнтэт, вухаят, калмыкӑт, немщӑт па па мир. Ма Ас мўв шуши мир нє — вухаь. Рәт мўвєм шєңк сӑмӑңа тӑйєм. Тәп ӑн мос лупты, хуты тӑта ищки. Мўң ӑн пириўв, хута сєма питты. Хута єнумсӑн, щӑта щи вәӑн.
1977-мит он Ёмвош педучилища етшуптӑсум па Сергино кәрта няврємӑт вәнтӑты китсыюм. 1987-мит о вўш эвӑт Нягань хущи рәпитсум, и ӑшколайн тәп 25 о мӑр ай ёх вәнтӑсум. Кўш щи хот шуши мир ӑшколая ӑн вәс, ищипа эвета па пухӑта шуши мир вәупсы оӑңӑн ай павӑтсум. Юхи хӑщум оӑтн няврємӑт пурмӑс вєрты вәнтӑсум па вухаят вәупсы оӑңӑн ывеа путӑртсум.
Вўт Няръёх ветхущъяң километра вўшн Ным Няръёх эвӑт омӑс. Щитңӑн па Шамаш Кевавӑт кәрта (Октябрьской район) хӑншаньщман вәӑт. XVII-мит йис вўш эвӑт ыв Сўмӑтвош уездӑн вәсӑт, мєт сыры Кодской кӑнӑщ мўвн.
Мир нӑртама щаврӑмтум йисн 1930-1940-мит оӑтн щи кәртӑта ӛрн нўм мўв ёх касуптӑсыйт. Советской лащ вәум пурайн Вўт Няръёх хущи колхоз, пәьница, ӑшкола, ай няврємӑт авӑты хот па апка вәс. Тӑм йисн щӑта тәп ёш войт тӑйты па «Кедр» нємуп рўтьщӑты тӑхеңӑн вәӑңӑн. Шуши ёх опраша иты вой-хў вепӑсуман вәӑт.
Ма Вўт Няръёхн сєма питсум. Сыры щӑта «Северный» нємуп совхоз вәс, щӑта ёш вой-хў тӑйсы, вән ов ощ па ар мис вәс. Интум щӑта тәп вухаят вәӑт, щит Владимир Костин, Нестеровӑт кӑт яй (Евгения Николаевна Яркина пухңӑн), Настя Савина Вася Шешуков ике пиа, Света Посохова па Вася Яркин хотӑң ёх, Георгий Яркин (Раиса Георгиевна Краснова ащи) па немӑщ Алексей Реймер щӑта пәрщӑт, щищкўрекӑт па овӑт тӑй.
Рўтьщӑты мӑнмєм юпийн Валентина Романовна Яркина пиа кәртємн хот омӑсты нумӑс павӑтсамн. Ӑңкєм-ащєм па щащєм хотӊӑн рўтьщӑты ёхн тўтн вўщитсыйңӑн. әйңєм ӑңке-аще хот вун йиуп хот омсӑс, ма акєм хот омсум тӑхийн щит омӑссум.
Сыры ӑңкиўв-ащиўв вәнтӑн шай кавӑртты турн ӑкӑтсӑт. Тӑм йисн Вўт Няръёх мухӑая пәӑң па иван-чай нємуп турн єнум, ма щи турнӑт ӑкӑтты пиньщӑум. Саранпауль мир вәш ӑкӑтӑт, белоярцӑт пўнӑң ампӑт єнмӑты ӑңхаӑт. Касум нєңӑт тыйӑт. Ма щит вєрты ӑн ӑңхаум па ма саттєма вєр вєрты пиньщӑум.
Кәртєма иса касӑты нумӑс ӑн тӑйум. Вантэ, мәшитум па пәльница такы вәты ӑн тывӑ. Рўтьщӑтыя щӑта вєра ям: мухӑая вәнт, сыстам аты рўв па юхан. Хумӑсвә, мәрӑх, пӑщӑр па ӛм юх апельсинӑт, виноград па яблокӑт киньщи мєт ямӑт. Ар анши єнмӑ, мурта єва. ўңӑн щорӑса мӑнты иса ӑн мос, кәртэвн яма рўтьщӑты щир вә.
Пєтӑр па Павӑл хӑтӑн мўң Вўт Няръёхн вән пєрна пос юхан хонӑңӑн омӑссўв. Хән кәрт мухты мӑнӑн, кӑрӑщ тӑхийн омӑс па хўвта кӑ. «Урал – промышленный, Урал – Полярный» нємуп вєр еы эщӑтты ки питы, кәртэва нуви тўт мӑты карты кеӑт таыйт. Сыры кәщайт лупсӑт, тәп Ным Няръёх вәнты щит вєрӑт. Интум лупӑт, Вўт Няръёхн ищи нуви тўт єты пит. Щирн, тӑмиты щи вәўв.
ВӘЯТН ЩИ ОԮӐҢӐН
XV-XVII-мит йисн Октябрьской район мўвн Кодское княжество нємуп тӑхи вәс, вуаң воша Кода ўңтӑсӑс. XVII-мит йис вўш эвӑт 1937-мит о вәнты щи мўв Кондинской волостя аьщӑсы па Сўмӑтвош уезда Тобольской губернияя ӑңман вәс. 1937-мит он Остяко-Вогульской национальной округӑн Омской область хущи Микояновской район вєрсы. Сыры иты щӑта Кондинской вош вуаң воша хӑщӑс. 1957-мит он Микояновской район Октябрьской нємн аьсы, вуаң вош Октябрьское нєм тӑйты питӑс.
Мастерица, плясунья и певунья
В Нягани живёт замечательная женщина Клавдия Ксенофонтовна Шадрина – бывшая учительница, рукодельница, плясунья и певунья. В 2009 году она ушла на пенсию и, как говорит, когда стала свободной от работы, начала заниматься рукоделием, потому что теперь уже некуда спешить. Поэтому ей, находясь на пенсии, некогда скучать: отложив шитье и вязание, надо на прежнюю работу заглянуть, проведать родственников или спеть и станцевать на праздниках. Клавдия Ксенофонтовна рассказала не только о себе, своих занятиях, но и о предках, родственниках. Слушая её, я узнала, что у нас есть общие родственники Костины и Савины. Так что кто-нибудь из читателей «Ханты ясанг» тоже может обнаружить общую родню. Но об этом в следующем материале.
Клавдия Шадрина:
― Я просто обыкновенный пенсионер, обыкновенная северянка и коренной житель. Родилась в Микояновском районе. Мои родители тоже родились в Микояновском районе Омской области. Если вы сейчас будете искать такую географическую точку, не найдете. Потому что это уже история Ханты-Мансийского округа. Раньше Октябрьское было селом Кондинское и здесь жило очень много народов: ханты, манси, калмыки, немцы и другие. Я являюсь одним из представителей малочисленных народов Обского Севера – манси. Я люблю свой край. Можно не говорить, что тут вьюжная и холодная зима, белый, холодный и колючий снег. Север есть Север, родину не поменяешь, ты её не закажешь и не выкинешь, а будешь жить с тем, что есть.
В 1977 году я закончила Ханты-Мансийское педучилище и по распределению попала в посёлок Сергино учителем. С 1987 года работала в Нягани, только в одной школе проработала 25 лет учителем начальных классов. Пусть не в национальной школе, но всегда вела пропаганду национального искусства. В последние годы работы, когда упала деторождаемость, и детей в классах стало меньше, пришлось приспособиться и быть педагогом дополнительного образования. И вспомнить: кто я такая, для чего живу? И чтобы история знала, что мы – манси – есть и будем жить дальше, рассказывала школьникам о культуре, быте, религии и обычаях народа манси. Занималась с ними рукоделием.
- В XV-XVII на территории современного Октябрьского района находилось Кодское княжество со столицей Кода. С XVII века до 1937 года эта территория в составе Кондинской волости входила в Березовский уезд Тобольской губернии. В 1937 году в южной части Березовского района был образован Микояновский район Остяко-Вогульского национального округа Омской области. Село Кондинское, как и прежде, осталось административным центром. В 1957 году Микояновский район был переименован в Октябрьский район Ханты-Мансийского национального округа Тюменской области, а районный центр стал называться Октябрьское.
Я родилась в деревне Верхние Нарыкары. Там раньше был знаменитый совхоз «Северный», механизированный. Специализировался он на крупном рогатом скоте. Была большая конюшня, было много коров и телят, своя водокачка. Сейчас в деревне живут одни манси, только несколько человек живут там постоянно. Это Владимир Костин, два брата Нестеровых (Евгении Николаевны Яркиной сыновья), Настя Савина с мужем Васей Шешуковым, семья Светы Посоховой и Васи Яркина, дедушка Георгий Яркин (отец Раисы Георгиевны Красновой) и немец-фермер Алексей Реймер держит там свиней, кур и лошадей.
Выйдя на пенсию, с приятельницей Валентиной Романовной Яркиной решили оформить землю в родной деревне. Когда-то там папа с мамой дом построили, его туристы сожгли. Бабушкин дом был, тоже туристы сожгли. Так больно от этого. Приятельница на месте родительского дома уже построила новый дом и оформила его документально. Я на месте дядиного дома (брат отца) взяла участок в 12 соток, хотя нам предлагали по 80 соток, и можно было занять всю береговую зону. У меня дом тоже уже возведён.
В перспективе там можно будет заняться предпринимательством. Раньше наши родители на покосе собирали на чай белую полевую траву лабазник. Сейчас в Нарыкарах много крапивы, на заброшенном поле растёт иван-чай (кипрей) и я буду заниматься сбором трав. Саранпаульцы чагу собирают, белоярцы хотят завести собак для шерсти, чтобы прясть. Вязать? Уже казымцы вяжут. Я никого не хочу копировать. Хочу, чтобы было своё дело, отличное от других. Думаю, не сразу, но у меня будет база для новой работы.
На День Петра и Павла в Верхних Нарыкарах мы поставили православный крест. Когда мимо проезжаешь, с берега его хорошо видно, потому что находится на высоком месте. Деревня перспективная, потому что с развитием проекта «Урал – промышленный, Урал – Полярный», будут проводить ЛЭП. Раньше говорили, что он пройдет через Нижние Нарыкары и не коснётся Верхних. Сейчас сказали, что электричество будет и в Верхних Нарыкарах.
- Мансийская деревня Верхние Нарыкары находится в пятнадцати километрах от деревни Нижние Нарыкары. Обе деревни относятся к сельскому поселению Перегрёбное (Октябрьский район), куда входят и Чемаши. С XVII века они входили в состав Березовского уезда, а еще раньше относились к Кодскому княжеству.
- Во время сталинских репрессий в 1930-1940-х годах эти деревни стали местом ссылки. При советской власти в Верхних Нарыкарах был колхоз, амбулатория, школа, детские ясли и магазин. В настоящее время здесь находятся лишь фермерское хозяйство и база отдыха "Кедр", которая оказывает туристические услуги. Местное население, как и их предки, занимаются традиционными промыслами.
Переселиться в деревню планов нет, так как со здоровьем плоховато и без больницы никак не прожить. Но там очень хорошая природа: вековая тайга, стерильный воздух и речка. То есть в плане оздоровления – это райский уголок. Не хуже апельсинов, винограда и яблок наша клюква, морошка, рябина и черёмуха. Много шиповника, только успевай кушать. Витаминизируйся! Так что необязательно летом ехать на море, можно великолепно отдохнуть в деревне у костра на берегу реки. Вот такая наша жизнь, заботы и проблемы.