- Хантыйский
- Русский
Хут вәшум вошӑт
Ёмвошн государственной архив хотн «Память исчезнувших деревень» нємуп йиуп киника мира аьса. Тӑм утн хӑншман вә, муйсӑр кәртӑт па вошӑт Ёмвош районӑн иса щира хут вәшсӑт. Мос лупты, 1936-мит о вўш эвӑт 2015-мит о вәнта Ёмвош мўвн 72 вош эвӑт тәп 30 ай вош хӑщӑс. Иса Югра мўв уваттыйн хәнты 292 ай вош вәс ин тәп 194 тӑхи вә.
Етнхотн оӑң ясӑң Югра мўв архив вєрӑт тәты тӑхи кәща юкан ими Татьяна Туркулайнен лупӑс:
— Ай кәрт, ай вош — щит мир вәупсы па Югра мўв йис вәупсы єр. Тӑм киникайн хут вәшум вошӑтн вәум мир хурӑт па ыв путӑртум путӑра хӑншман вәӑт. Вән рәпата Флюра Сунцова, Валерия Безгодова, Лидия Завьялова, Светлана Тюлина, Марина Качаненко па Наталия Судакова вєрсӑт. ыв тӑм киника ня о мӑр эщӑтсэ. Ёмвош районӑн вәум ай кәртӑт ыв унтасэн мир нумӑса хой па пит.
Еы Югра мўв Государственной архив кәща нє Наталия Судакова ясӑң эвӑт уша йис, 2007-мит он Россия мўв уваттыйн интернет хўват «История исчезнувших деревень» нємуп вєр эщӑтса. Щиты 2012-мит он тӑм вән вєр Югра мўв архив хуща рәпитты ёх питащсӑт. Мєт оӑң хут вәшум вошӑт оӑңӑн Лидия Завьялова, Светлана Тюлина па Марина Качаненко нумӑс вєрсӑт хӑншты. Тӑм киника ар хуят ӛрн тывӑс. Тӑта Тобольск, Тюмень, Ёмвош архивӑт эвӑт вўюм йис нєпекӑт хӑншман вәӑт. Щӑта хўв йисн вәшум вошӑтн вәум мир ясңӑт хӑншсӑт. Ёмвошӑң ики Владимир Струсь хӑншум «Летопись села Зенково и окрестных деревень» нємуп ут эвӑт әмӑщ йис путрӑт вўсӑт. Тӑм киникае ар йис хурӑт тӑй. Югорской университет па Сәрхан вош университетн вәнтыйты няврємӑт нётсӑт. Щиты шєңк мосты па ям нєпек эщӑтсӑт.
Нәптӑ вәна ювум имие Галина Кузьминична Сорокина нәмӑмӑсэ, муй вўрн ўвеа ӑңке Ираида Венедиктовна Корепанова путӑртыйсӑэ йис рўщ вош Сухоруково оӑңӑн. ўв ястӑс:
— Хәнты тарнӑң йисн Ёмвош районӑн Ас кимӑн Сухоруково кәртӑн ма рәтнаам вәсӑт. Ин щи вош ӑнтәм. Тӑм вош нәптэ вәна ювум ёхн тәп нәма. Щӑта мир кўтэн яма вәсӑт. ыв яха хотӑт омсыйсӑт, воньщумутӑт ӑктыйсӑт, вой-хў вепӑсӑсӑт. Арсыр емӑңхӑтӑтн ияха арисӑт па яксӑт. Мир сыр-сыр хот войт єнмӑтыйсӑт. Тӑм вошн ар пєлӑк Протопоповӑт па Корепановӑт вәсӑт. Ӑңкєм тӑм путӑра мӑнєма хоуман путӑртсӑэ.
Щӑта мир ӑкмум хотн Югра мўв архив хуща рәпитты ими Марина Качаненко ўңӑтсӑэ, муй вўрн хӑнты ими Елена Николаевна Спасенникова йисн вәум вошӑт нәмӑмӑсэ:
— Ма тӑн 1941-мит он Волдин ёх кәртӑн ємӑң юхан тыйн сєма питсум. Ащєм — Николай Тимофеевич, 1898-мит он сєма питӑс, ўв Касум мўв эвӑт вәс. Ӑңкєм — Татьяна Терентьевна — Сәрхан хӑнты ими 1916-мит он сєма питӑс. Ма нив оа ювмємн вәнт кәртэва рўщӑт юхӑтсӑт па вәнтыйты мӑнты Пыжьян нємуп воша тәсэ. Щӑта товийн 1950-мит он Пыжьян нємуп вош тәхӑрса. Щиты сўсн мўң, интернат няврємӑт, Пашкино нємуп ай воша вәнтыйты тәсыюв. Щӑта о шәп вәсум, па и щив Нина апӑлнєңєм тәсы. Ай тӑхет потты тыӑщн апӑлнєңєм мәша йис. Пәьницая пунса. Ма кашӑң хӑт ўв хущӑа юхтыйсум. Нәмєм, мин саккар шавийсумн юхи апщиумн хуща тәты щира, тәп ўв хән мәша йис, ма ўвеа щи єпӑң єтут тәсєм. ўв нюр рўщ єтут ӑн єты питӑс.
Ипўш Нина апӑлнєңєм вантты юхӑтсум. ўв мӑнєма лупӑс: «Тӑта ма нурєм ипийн әмӑтсухам па валенкайңӑам уӑңӑн. Нӑң мӑнєма сухам миян па вәнт кәрта ӑңкємн-ащємн хуща хунтаман». Щӑта имутыйн апӑлнєңием нёхмӑс: «Ма єты ӑңхаум». єтутӑн столовой хот эвӑт тәсєм, ўв яма єс, яньщӑс. Вән хуятӑт амӑтсӑт, няврєм ня хӑт мӑр нюр нємӑт ӑнт авӑнтӑс, ин па яма єс. Ӛхӑт хӑт ма пәьницая юхӑтсум па уша вєрсєм, Нина апӑлнєңием ӑнтәма йис. Щӑта мир кўтэн путӑртсӑт, Волдин хоттє ёх вән шәка питсӑт. ыпєң ут вєра мӑа ӑн шәйтса. ыв вәсэ, ӑңкєм-ащєм юхӑтӑңӑн па ищимурт апӑлнєңием кәрта юхи тәэ. Щӑта интернат кәща ики Василий Панфилович Медведев ӑңкєма, ащєма шәкӑң ай китӑс. ын имухты юхӑтты ӑн паксӑңӑн, вантэ, хўв па йиңки сўс вәс. Ӑңкєм па ащєм тӑн ван хӑтуп тыӑщн вўєң әхӑн юхӑтсӑңӑн. ын атӑңхӑт апӑлнєңєм шавиюм тӑхийн тўт ӑман омӑссӑңӑн. ыпєң ут нюр еңкӑн мўва карты иты лӑп потман вәс. Щӑта ӑңкєм па ащєм муй сӑмӑнӑн мӑнты па тыв хӑйӑн, ын вєра ӑңхасңӑн мӑнты пӑнӑн тәты. Тәп ӑшкола директор юхтӑс па лупӑс: «ыпєң утн тўван па Елена эвен тӑта хӑян». Ма па ӑшкола хотн класс ыпия лӑп тәхӑрсаюм. Щӑта вән ишнет вәсӑт, вантєм, кӑтңӑам щи єумсӑңӑн, ишни шукатсум па әхӑа єумсум, вәнт кәртэва апӑт хӑт мӑр мӑнсўв. Нина апӑлнєңєм юн вәнт кәртэвн шависэв. Щӑта тәнуп тыӑщн нарочной юхтӑс па ма июхы интерната вохты питсаюм. Ащємн-ӑңкємн мӑты ӑн ӑңхасыюм, щирн ўв кӑтңӑам мильцайн пакнуптӑсэ. Ащєм лупӑс: «Няврємєм Большой Вар нємуп вош интерната тўван, щӑта кўш мўң рәтнайт тӑйўв». Еы ма Вершина, Красная Горка, Терёшка, Новый Назым нємуп вошӑтн вәнтыйсум. Мєт ӛхӑт Кышик вошн вәты питсум. Муй тӑхийн мӑнєм ям вәс? Нємӑт вошӑтн мӑнєма ям ӑнтәм вәс. Иса па ёх пиа рўщ ясӑң кўтн атум па авӑрт вәс. Ма нумсємн ая вәум оам ма ємӑң тый кәртыем, тәп щӑта ям вәс.
Тӑм етнхота катра йис вәум вошӑт эвӑт ар мир юхтыӑс. ыв кўтэн хоуман-есуман вәшум воша нәмӑмӑса.
Память исчезнувших деревень
В городе Ханты-Мансийске в Государственном архиве Югры состоялась презентация книги «Память исчезнувших деревень», которая была посвящена исчезнувшим с карты Ханты-Мансийского района населённым пунктам. Книга повествует о возникновении, истории, традициях и ликвидации исчезнувших деревень Ханты-Мансийского района. С 1936 года по 2015 год число старинных деревень в районе сократилось с 72 до 30. Всего в Югре насчитывается 292 малых населённых пункта, из них на сегодняшний момент существует 194 сельских поселений.
В приветственном слове И.о. руководителя службы по делам архивов ХМАО-Югры Татьяна Туркулайнен сказала:
– Деревня это целая история, история жизни, история автономного округа. А наша книга это истории людей основанных на воспоминаниях, на фотографиях и архивных документах. Хочу выразить благодарность авторскому коллективу это редакционной коллегии: Флюре Сунцовой, Валерии Безгодовой, также составителям: Лидии Завьяловой, Светлане Тюлиной, Марине Качаненко и ответственному за выпуск Наталии Судаковой. Работа над этим проектом продолжалась четыре года. Благодаря слаженной работе сотрудников государственного архива Югры восстановлена история деревень Ханты-Мансийского района.
Директор Государственного архива Югры Наталия Судакова отметила, что в 2007 году общественность России запустили интернет проект «История исчезнувших деревень», в который включились более двадцати регионов России и писали материалы о населённых пунктах своего региона. Так, в 2012 году к нему присоединился Государственный архив Югры. Инициатором нашего проекта выступила, сотрудник архива Лидия Завьялова, подключились и другие – Светлана Тюлина и Марина Качаненко. Материалы для книги собирали всем миром в течение четырёх лет. В основу легли документы, выявленные в архивах Тобольска, Тюмени, Ханты-Мансийска, воспоминания старожилов исчезнувших деревень, их родных. Также предоставил отрывки из своей рукописи «Летопись села Зенково и окрестных деревень» краевед-исследователь Владимир Струсь. На страницах книги много фотографий из личных коллекций. Работали с нами студенты Югорского государственного университета, Сургутского государственного университета. Этот материал бесценен для историков.
На мероприятии присутствовали жители тех сёл и деревень, которых сегодня нет. Галина Кузьминична Сорокина поделилась воспоминаниями о деревне Сухоруково Ханты-Мансийского района.
– Сухоруково – старинное русское село, было расположенно в Ханты-Мансийском районе, малая родина моих предков. Этого села уже нет, и только величественная река помнит, какие красивые, трудолюбивые и мужественные люди жили на её берегу. Помнят о селе еще и многие оставшиеся в живых старожилы… Жители этой деревеньки жили дружно, вместе строили дома, собирали ягоды, рыбачили и охотничали. Всем селом справляли праздники. Жители этого села отличались большой работоспособностью, они были крепкими хозяйственниками и трудолюбивыми. В каждом дворе держали домашний скот. В этой деревне в основном жили Протапоповы и Корепановы. Всё это я узнала из рассказов моей мамы, Ираиды Венедиктовны Корепановой, в девичестве Протопоповой. Моя мама, вспоминая своё родное село Сухоруково, постоянно плакала.
Главный методист отдела использования и публикации документов Государственного архива Югры Марина Качаненко зачитала воспоминания коренной жительницы Ханты-Мансийского района Елены Николаевны Спасенниковой:
– Я родилась зимой 1941 года на стойбище Волдиных в верховьях реки Ляма Сургутского района, была вторым ребенком в семье. Точного дня рождения не знаю, так как летоисчисление у народа ханты не велось, календаря не было. Мой отец – Николай Тимофеевич Волдин, 1898 г.р., родом из Казыма. Мать – Татьяна Терентьевна Волдина, 1916 г.р. – из Сургутского района. Когда мне исполнилось 8 лет, в стойбище приехали люди и увезли меня в школу-интернат деревни Пыжьян, на берегу одноимённого озера.
Весной 1950 года деревню Пыжьян закрыли – укрупнение, осенью интернат перевели в деревню Пашкино, находившуюся в устье реки Назым. Детей ненцев и ханты перевозили по воде на неводниках «на греблях», моторов не было. В интернате деревни Пашкино я проучилась полгода. Туда же привезли сестрёнку Нину и определили в нулевой подготовительный класс. В октябре она заболела. Я приходила к ней в больницу, приносила сахар, который мы не ели, складывали – хотели угостить младших сестренок, когда поедем домой, но она отказывалась. Однажды сказала: «У меня за кроватью лежит чемодан и валенки. Дай их мне, и бежим домой, в лес к родителям». Потом сказала, что очень хочет есть. Я принесла ей еду из столовой. Нина все съела, взрослые даже удивились, что она так хорошо поела, – четыре дня была голодной, отказывалась от любой пищи. На следующий день я пошла к ней в больницу, и из разговора девочек услышала, что у Волдиных большое горе. Так я узнала, что сестренки больше нет. Гроб закопали неглубоко, так как были уверены, что родители заберут тело ребенка для перезахоронения.
Заведующий Медведев Василий Панфилович вызвал меня к себе и сообщил о случившемся. Отправили телеграмму родителям. Но ввиду распутицы телеграмму они получили только в декабре. Родители приехали на оленях. Осенью вода прибыла, могилку затопило и схватило льдом. Чтобы забрать гроб с телом ребенка они жгли костры и оттаивали землю. Конечно, потеряв младшую дочь, они хотели забрать меня домой, я тоже хотела уехать с ними. Но меня закрыли в комнате, чтобы родители не забрали с собой. Пришел директор школы, вызвали председателя колхоза. Они сказали: «Забирайте гроб, Елену мы не отпускаем, а вы уезжайте».
В классе, где меня заперли, окна были большие. Я к родителям рвусь, вижу, что они сейчас уедут. Разбила окно, побежала вслед за оленями, на нарту прыгнула и мы быстро уехали. До дома добирались семь дней.
Сестрёнку похоронили на стойбище. В феврале приехал нарочный и потребовал вернуть меня в интернат. Пригрозил родителям, что иначе заберёт их с милицией и увезёт в Ханты-Мансийск. Что делать? Кроме меня у родителей ещё трое детей, одних не бросишь. Нарочный предложил на выбор два места: Большой Вар или Пыжьян. Отец решил: «Вези в Большой Вар, там родственники живут». В Большом Варе была начальная школа. Детей, окончивших четыре класса начальной школы, увозили учиться в деревню Вершина – там была семилетняя школа. В школе-интернате деревни Большой Вар я проучилась один год и снова началось укрупнение колхозов. Мы переезжаем в деревню Красная Горка, затем Терёшка и спустя годы организовали деревню Новый Назым и там жили не долго, в конце концов, стали жить в Кышике. В какой деревне мне больше всего нравилось жить? Нигде не нравилось. Всё детство прошло на Ляме, там нравилось. Ну, ещё в Красной Горке. Там мы с родителями жили, из интерната приезжала домой. Остальное время – в интернате, с чужими людьми. Что может нравиться?
На презентации книги присутствовали выходцы исчезнувших деревень. Мероприятие получилось по-домашнему тёплым.