Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Реональда ОЛЬЗИНА

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • «Няврємӑт оԯ» пӑты
  • Мосты ут оԯӑңӑн интернетн уша павӑтԯўв
  • «Самаровской чугас» нємуп тӑхи сєма питум хӑтԯ постӑс
  • єтутӑт нух пириӑт
  • Вәтӑң биатлонистӑт пиԯа вәйтантупсы
  • Вўԯєң ёх Ёмвошн кӑсты питԯӑт
  • Тӑԯ Имев – па ям вәԯум, Тови Наев – вўща вәԯа!
  • Биатлон оԯӑңӑн айкеԯ тәс

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Мосты вєрӑт нух вантсӑт
  • Йиԯуп щирӑт Югра мўвн тывсӑт
  • Германия па Югра мўв ёх кўтэԯн рәпитԯӑт
  • Коррупция оӑңӑн лупӑс

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Вўԯэт кӑсты щира ԯэщӑтты мосԯ
  • Шўкщӑты вєр пєԯы сӑмӑң ими
  • Учителя вәԯты – уй!
  • Ларьякской ӑшколая – 174 оԯ
  • Общинай оӑңӑн айке тәс
  • Вўԯы тӑйты вєр ԯўвеԯа әмща вәԯ

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Хӑнты па вухаԯь моньщӑт єтсӑт
  • Киникайт ԯўңӑтты хот айкеԯӑт
  • Йис мир ям ясңӑт сащсӑт
  • Югра мўва кина юхтум вєр
  • Музей ёх мойңа яңхсӑт
  • Йис арӑт киникая вєрсайт
  • Хоптєң әхԯӑт така наврӑԯсӑт

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 12 (3648)
  • № 11 (3647)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)
  • № 16 (3652)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 19 (3655)
  • № 20 (3656)
  • № 21 (3657)
  • № 22 (3658)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)

2025 год

  • № 1 (3661)
  • № 2 (3662)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 5 (3665)
  • № 6 (3666)
  • № 7 (3667)
  • № 8 (3668)
  • № 10 (3670)
  • № 9 (3669)
  • № 11 (3671)
  • № 12 (3672)
  • № 14 (3674)
  • № 13 (3673)
  • № 15 (3675)
  • № 16 (3676)
  • № 17 (3677)
  • № 18 (3678)
  • № 20 (3680)
  • № 19 (3679)
  • № 21 (3681)
  • № 22 (3682)
  • № 23 (3683)

Вы здесь

Главная » Ларьякской ӑшколая – 174 оԯ
  • Хантыйский
  • Русский

Ларьякской ӑшколая – 174 оԯ

Валентина Михайловна Пашковская – Ларьякской ӑшкола кәща нє. Ԯўв мєт сыры Кустанайской педагогической институт етшуптӑс, ӛхӑт валеология нємуп институт па Западно-Сибирской вән нєпекӑң хот. Ӑшкола кәщая хәԯум оԯ рәпитԯ, «Хӑнты ясӑң» нєпека щи хот оԯӑңӑн ай павтӑс.

Ӑшколая – 174 тӐԮ
2014-мит оԯн няврємӑт вәнԯтӑты хот 85 оԯа йис. Щи вєр 1934-мит оԯн кимит пўш ӑшкола пўншум пура эвӑԯт ԯўңӑтԯы. Оԯӑң хот Ларьякӑн 1842-мит оԯн пўншсы, церковно-приходской нєм тӑйс. Щӑта хәт пух вәнԯтыйԯсӑт, кимит оԯн нивԯ хуят вәс. Щи тӑхи 1857-мит оԯ вәнты рәпитӑс, ӛхӑт ӑшкола-училищая йис, хута ай ёх хӑншты, ԯўңӑтты па рәпитты вәнԯтӑсыйт. 
Ӑшколаев сєма питум хӑтԯа «С юбилеем, родная школа!» нємуп киника єсӑԯсўв. Щитн хӑншсўв хотэв вәԯупсы оԯӑңӑн па хуйтат щӑта рәпитсӑт. Хән Вуԯаң Отечественной ԯаԯь питӑс, 1941-мит оԯн хә ёх хуԯыева ԯаԯя мӑнсӑт, тәп эвет юԯн хӑщсӑт. Шимԯ эви вәс, щит пӑты ӑшкола лӑп тәхӑрты вўтьщийԯсы. Кәртӑң мир па учителят Сталина пищма хӑншсӑт. Ԯўв щи хот лӑп тәхӑрты ӑн єсԯӑс па ԯаԯь пурайн ӑшкола рәпитӑс. Кимит вєр Мария Петухина оԯӑңӑн вәԯ. Ԯўв оԯӑң хуятӑт эвӑԯт вәс, хуйтат шуши мир кәртӑта касӑԯсӑт нєпекԯы ёх вәнԯтӑты. Щӑртӑң ёхн щих веԯсы. Щи нє Ларьяк хущи шависы, няврємӑт нәԯам щи тӑхи валємӑты яңхԯӑт. 
Юхи хӑщум оԯӑтн ӑшколайн 120-126-кєм эви-пух вәԯ па 80-85-кєм ай няврєм садика яңхӑԯ. 50-кєм процент – щит шуши ай ёх. Тӑм йисн ӑшколаев няврємӑт ԯавӑԯты хот пиԯа ияха кӑрӑтсы, щит пӑты интум ай пушхӑт ищи вәнԯтӑԯўв. Яртъяң классӑт вәнты кашӑң хот йитн 12-14-кєм пух па эви вәнԯтыйԯ. Оԯаңмит классӑт интум вәна йисӑт – 19-20-кєм хуят араттыя. 
 
Мосты арат рәпатнек вәԮ
Мосты учителят мўң хущева иса вәԯԯӑт. Тӑм оԯӑтн аршӑк айԯат ёх ӑшколайн рәпитты питсӑт. Мӑнум оԯн айԯат хә вўсўв – щит историяя, обществознанияя па географияя вәнԯтӑты хуят. Ԯўв апрӑң па ар вєр вәты хә, тӑм ванӑн «Учитель года» нємуп кӑсупсыя яңхӑс. ОБЖ вєра вәнԯтӑты хӑннєхә ищи айԯат. Мўң хущева хә ёх ищи учителя рәпитԯӑт, щит физкультура, ОБЖ, история, информатика, вєртутӑт вєртыя вәнԯтӑты хуятӑт. Ма сыры па ӑшколайтӑн рәпитсум па вәԯєм, щи хотӑтн иса шимԯ хә хуят рәпитӑс. 
Пәмащипа Нижневартовской район кәщайта, ԯыв унтасэԯн учительԯўв вәԯты хот тӑйԯӑт. Рәпатнекԯўв кўтн 80-кєм  процент хуят тӑм кәрт эвӑԯт вәԯԯӑт. Щит Андрей Владимирович Кузнецов, Александра Александровна Симонова, Андрей Николаевич Гречушкин па па ёх. Няврємӑт ԯавӑԯты хотн ищи ар кәртӑң хуят рәпитԯ. 
 
Ям пурмӑс вәԮ
Айшӑк няврємӑт вәнԯтыйԯты ӑшколайн интум йиԯуп щирн вәнԯтыйԯԯӑт, щит пӑты мосты арат йиԯуп пурмӑсӑт тӑйԯӑт. Кашӑң хот йитн интерактивной сохԯӑт вәԯԯӑт, няврємӑт вәнԯтӑты ёх компьютер, проектор па па утӑт тӑйԯӑт. Вән эвет па пухӑт ищи ешайн йиԯуп щирн вәнԯтыйԯты пиньщӑԯӑт, ԯывеԯа па йиԯуп пурмӑс ԯәтсўв. Интернет ӑшколайн вәԯ, тәп вєра айԯта рәпитԯ. 
 
Рәт мўв вәԮупсы вәнԮтӑԮӑт
Хәнты ӑшкола национальной нєм тӑйс. Кўш щит хуԯт вўсы, ищипа «Культура народов Севера» нємуп вєр па рәт ясӑң ай ёх вәнԯтӑԯӑт. Щӑԯта «Охотоведение и рыболовство» нємуп вєр вәԯ. Щи урокӑт пурайн няврємӑт вән хуят пиԯа вәнта яңхԯӑт, щӑта вәнтыты, картсєсы омӑсты, хўԯ веԯты па пурмӑс вєрты вәнԯтыйԯԯӑт. Пухӑт па эвет щи урока яңхты сӑмӑңӑт. Щи тумпи лыв сӑк кӑрӑтты па ёнтӑсты ищи вәнԯтӑԯыйт. 
 
ХуԮыева ищирн вәнԮтыйԮԮӑт
Шуши няврємӑт муй нўм мўв эвет-пухат хуԯыева и хураспия вәнԯтыйԯԯӑт. Пулыя тәп щи няврємӑт вәнԯтыйԯԯӑт, хуйтат ӑңкиԯаԯн-ащиԯаԯн атма єнмӑԯԯыйт. Нӑԯвуԯа вәԯты ёх няврємӑт кўтн ищи яма вәнԯтыйԯты ай ёх вәԯԯӑт. Тӑм йисн йиԯуп поступсэт рўвн мәшӑң няврємӑта ищи ӑшколаев хущи вәнԯтыйԯты рӑхԯ. Сыры ԯыв тәп  коррекционной ӑшколайн вәнԯтыйԯсӑт. Ивәнтԯы мәшԯы эвет-пухӑт па мәшӑң хуятӑт вәнԯтӑты кўш ԯавӑрт, ищипа учительԯўв щит вєрԯӑт.  
Ай ёхԯўв ӑшкола юпийн Томск, Омск, Тюмень, Пермь, Санкт-Петербург, Екатеринбург вошӑтн институтӑтн вәнԯтыйԯԯӑт. Яртъяң класс юпийн ар хуят Нижневартовск хущи рәпата нєпек хоԯумтԯӑт. 
 
ЕГЭ ям па атум вєр
Тӑм пўш хәт хуят ихущъяң класс юпийн еԯԯы вәнԯтыйԯты питԯӑт, яртъяң класс яң хуят етшуптӑԯӑт. Кашӑң оԯ эвет-пухӑт хуԯыева экзаменӑт тўңщирӑңа мӑԯӑт. Итәх хуятӑт 70 муԯтас бала мӑԯӑт, щит ям вєр. 
ЕГЭ вєрн ям ут – щит няврєм ипўш экзамен мӑԯ. Мўң вәнԯтыйԯмевн мєт сыры ашколайн экзамен мӑсўв, ӛхӑт институт хущи. Щӑԯта ЕГЭ унтасн арсыр институтӑта нєпекӑт китты рӑхԯ, сыры тәп и тӑхия щитӑт мӑты мосӑс. Яң муԯтас оԯ щит унтасн айԯат ёх экзаменӑт мӑԯӑт па щит вєрты вәнԯсӑт. Тәп кашӑң оԯ щи ут йиԯуп щирн вєрӑнтԯы, щит пӑты мўңева нәԯам йиԯуп вєрӑт уша павӑтты мосԯ. 
 
Реональда СУРЕЙСКАЯ

Ларьякской школе –174 года

Валентина Михайловна Пашковская – директор муниципального бюджетного образовательного учреждения «Ларьякская средняя общеобразовательная школа». Окончила Кустанайский педагогический институт по специальности «Учитель физики», Кустанайский институт валеологии по специальности «Практический психолог-валеолог», Западно-Сибирский институт финансов и права по специальности «Менеджер образования». На должности директора Ларьякской школы находится три года. Для газеты «Ханты ясанг» она рассказала об истории и современном положении этой школы.

Школе – 174 года

– В 2014 году отмечали 85-летний юбилей школы. Эта дата отмечается с повторного открытия школы в 1934 году. Церковно-приходская школа Ваховского края в селе Ларьяк была открыта 19 декабря 1842 года. Обучались грамоте 6 мальчиков, на следующий год число учащихся возросло до 8 человек. Школа проработала до 1857 года. Потом была реорганизована в школу-училище, где детей учили не только грамоте, но и труду.

К юбилею учебного заведения мы выпустили книгу «С юбилеем, родная школа!» В ней описаны история и традиции школы, кто из учителей работал. Началась Великая Отечественная война, в 1941 году все мальчики ушли на фронт, остались девочки, их было мало, и стоял вопрос о закрытии школы. Жители села и учителя написали письмо И.В. Сталину, который и дал указание по сохранению школы. И она работала во время войны. Еще одна история связана с именем Марии Петухиной – первого учителя, который отправился работать в удаленные села и нести свет знаний жителям. К сожалению, её убили шаманы. Она похоронена в Ларьяке на берегу реки, дети ухаживают за её могилой.

В последние годы в школе 120-126 учащихся и 80-85 дошкольников. Из них 50 %  – это представители коренных малочисленных народов Севера. Несколько лет назад школу объединили с детским садом, поэтому сейчас ведём и дошкольное обучение. В среднем до девятого класса 12-14 детей в классе. Первые классы стали больше – 19-20 учащихся. Чувствуется прирост населения.

Проблем с кадрами нет

– Учительский состав сформирован полностью. Текучести кадров нет, коллектив стабильный. У нас появилась тенденция, в школу стали приходить молодые специалисты. В позапрошлом году приняли молодого специалиста – учителя истории, обществознания и географии. Это активный и очень грамотный молодой человек, в этом году ездил на конкурс «Учитель года». Учитель ОБЖ тоже молодой, в этом году заочно заканчивает университет. Нам повезло, что они грамотные. Потому что иногда в школы приходят молодые специалисты, у них слабые знания и отсутствуют педагогические навыки. У нас учителя физкультуры, ОБЖ и технологии, истории, информатике и заместитель по воспитательной работе – мужчины. Я работала в других школах и знаю, что есть проблема с мужчинами. Мы очень довольны этим, потому что школа без мужчины не должна существовать. Он даёт мужское воспитание, которое необходимо мальчикам.

Проблема с жильем для педагогического состава решается целенаправленно. Мы благодарны администрации Нижневартовского района за помощь в получении служебного жилья. Кому положено жилье, получают. 80 % работников школы учились здесь и вернулись назад – это Андрей Владимирович Кузнецов, Александра Александровна Симонова, историк Андрей Николаевич Гречушкин и другие. В детском саду есть воспитатели, которые вернулись в Ларьяк.

Хорошая техническая оснащенность

– Начальная школа сейчас перешла на новые стандарты и полностью оснащена необходимым оборудованием. В каждом кабинете есть интерактивная доска, автоматизированное рабочее место учителя, то есть компьютер, проектор и доска, на которую можно проецировать изображение. В основной школе уже вводятся новые стандарты, пятиклассники скоро будут учиться по новым стандартам, для них приобрели некоторое оборудование. Кабинеты математики, истории и обществознания, родного языка, информатики, физики оснащены интерактивными досками. Интернет есть, но скорость слабая. Это беда всего Ларьяка, а не только школы.

Культура родного края изучается

– Когда-то школа имела статус национальной школы. Несмотря на то, что его убрали, в учебном плане предусмотрены часы для изучения предмета «Культура народов Севера». Вторая программа – это «Родной язык и литература». Есть кружок «Охотоведение и рыболовство». Преподаватель выезжает с детьми на учебно-промысловую базу, учат охотиться, ставить капканы, удить рыбу, изготавливать необходимые для промысла инструменты. На базе они учатся умению жить в лесу, потому что не все родители научат этому. Дети, особенно мальчики, с удовольствием ходят на кружок. Потом с родителями ездят на рыбалку и охоту. Еще есть кружки, где ребята учатся национальным ремеслам.

Успехи в учебе не зависят от национальности

– Разница в успеваемости детей коренных и некоренных народов в нашей школе не прослеживается. Неуспевающие или плохо успевающие школьники есть из семей, где родители не справляются с воспитанием детей. Дети из неблагополучных семей тоже необязательно плохо учатся. У некоторых детей из таких семей, видимо, от природы есть хорошие способности.

Сейчас по новым законам учащиеся имеют право выбирать образовательное учреждение, поэтому дети с некоторыми заболеваниями могут учиться и в нашей школе. У нас есть очень слабые ученики, которые бы раньше учились в коррекционной школе. Наши педагоги тактичны и терпимы к ним, обучать одновременно детей с задержкой развития и одаренных – сложно. Это разная программа обучения, дифференцированные задания и индивидуальный подход.

У нас один ребенок находится на семейном обучении. Родители захотели обучать его в такой форме, хотя у него нет показаний к такому обучению. Он социально адаптированный ребенок. Для него было бы лучше получать обучение очно. Потому что на уроках учитель грамотно объяснит то, что родитель не сможет, и ребенок самостоятельно так не обучится. Эта форма обучения прописана в уставе школы. Родители взяли на себя обязанность по обучению, а школа проводит текущую и итоговую аттестацию.

География поступления широкая

– Выпускники нашей школы поступают в вузы Томска, Омска, Тюмени, Перми, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга. Если говорить о средних специальных учебных заведениях, то девятиклассники еще юные, поэтому чаще поступают в нижневартовские учебные заведения. Кто-то из родителей после 9 класса отпускает детей в свободное плавание, кто-то считает, что он должен пойти в 10-11 класс. Не факт, что из-за поступления в вуз, просто, чтобы они дольше побыли с родителями.

Преимущества и недостатки ЕГЭ 

– В этом учебном году у нас шесть выпускников 11 класса, выпускников основной школы 10 человек. Ежегодно на экзаменах наши учащиеся преодолевают минимальный барьер. Есть выпускники, которые набирают более 70 баллов. Это очень хорошие показатели.

В целом к ЕГЭ отношусь положительно. Преимущество заключается в том, что ученик один раз сдает экзамен. Не так как раньше сдать экзамен в школе, потом все лето готовиться поступать в вуз и куда-то ехать и документы сдать только в один вуз. ЕГЭ позволяет сдать экзамен один раз и подать документы в несколько вузов. Есть недостатки в Едином государственном экзамене, которые необходимо исключить. ЕГЭ проводится больше десяти лет, и учащиеся адаптировались к нему. Но каждый год в процедуру проведения экзамена добавляется что-то новое, появляются новые требования к организаторам, руководителям пункта проведения экзамена и членам государственной аттестационной комиссии, то есть появляются новые нелегкие обязанности, которые постоянно заставляет нас учиться.

Реональда Ользина

Рубрика: 
Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
Номер Ханты Ясанг: 
№ 6 (3450)
23.03.2016

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика