- Хантыйский
- Русский
Ларьякской ӑшколая – 174 оԯ
Валентина Михайловна Пашковская – Ларьякской ӑшкола кәща нє. Ԯўв мєт сыры Кустанайской педагогической институт етшуптӑс, ӛхӑт валеология нємуп институт па Западно-Сибирской вән нєпекӑң хот. Ӑшкола кәщая хәԯум оԯ рәпитԯ, «Хӑнты ясӑң» нєпека щи хот оԯӑңӑн ай павтӑс.
Ларьякской школе –174 года
Валентина Михайловна Пашковская – директор муниципального бюджетного образовательного учреждения «Ларьякская средняя общеобразовательная школа». Окончила Кустанайский педагогический институт по специальности «Учитель физики», Кустанайский институт валеологии по специальности «Практический психолог-валеолог», Западно-Сибирский институт финансов и права по специальности «Менеджер образования». На должности директора Ларьякской школы находится три года. Для газеты «Ханты ясанг» она рассказала об истории и современном положении этой школы.
Школе – 174 года
– В 2014 году отмечали 85-летний юбилей школы. Эта дата отмечается с повторного открытия школы в 1934 году. Церковно-приходская школа Ваховского края в селе Ларьяк была открыта 19 декабря 1842 года. Обучались грамоте 6 мальчиков, на следующий год число учащихся возросло до 8 человек. Школа проработала до 1857 года. Потом была реорганизована в школу-училище, где детей учили не только грамоте, но и труду.
К юбилею учебного заведения мы выпустили книгу «С юбилеем, родная школа!» В ней описаны история и традиции школы, кто из учителей работал. Началась Великая Отечественная война, в 1941 году все мальчики ушли на фронт, остались девочки, их было мало, и стоял вопрос о закрытии школы. Жители села и учителя написали письмо И.В. Сталину, который и дал указание по сохранению школы. И она работала во время войны. Еще одна история связана с именем Марии Петухиной – первого учителя, который отправился работать в удаленные села и нести свет знаний жителям. К сожалению, её убили шаманы. Она похоронена в Ларьяке на берегу реки, дети ухаживают за её могилой.
В последние годы в школе 120-126 учащихся и 80-85 дошкольников. Из них 50 % – это представители коренных малочисленных народов Севера. Несколько лет назад школу объединили с детским садом, поэтому сейчас ведём и дошкольное обучение. В среднем до девятого класса 12-14 детей в классе. Первые классы стали больше – 19-20 учащихся. Чувствуется прирост населения.
Проблем с кадрами нет
– Учительский состав сформирован полностью. Текучести кадров нет, коллектив стабильный. У нас появилась тенденция, в школу стали приходить молодые специалисты. В позапрошлом году приняли молодого специалиста – учителя истории, обществознания и географии. Это активный и очень грамотный молодой человек, в этом году ездил на конкурс «Учитель года». Учитель ОБЖ тоже молодой, в этом году заочно заканчивает университет. Нам повезло, что они грамотные. Потому что иногда в школы приходят молодые специалисты, у них слабые знания и отсутствуют педагогические навыки. У нас учителя физкультуры, ОБЖ и технологии, истории, информатике и заместитель по воспитательной работе – мужчины. Я работала в других школах и знаю, что есть проблема с мужчинами. Мы очень довольны этим, потому что школа без мужчины не должна существовать. Он даёт мужское воспитание, которое необходимо мальчикам.
Проблема с жильем для педагогического состава решается целенаправленно. Мы благодарны администрации Нижневартовского района за помощь в получении служебного жилья. Кому положено жилье, получают. 80 % работников школы учились здесь и вернулись назад – это Андрей Владимирович Кузнецов, Александра Александровна Симонова, историк Андрей Николаевич Гречушкин и другие. В детском саду есть воспитатели, которые вернулись в Ларьяк.
Хорошая техническая оснащенность
– Начальная школа сейчас перешла на новые стандарты и полностью оснащена необходимым оборудованием. В каждом кабинете есть интерактивная доска, автоматизированное рабочее место учителя, то есть компьютер, проектор и доска, на которую можно проецировать изображение. В основной школе уже вводятся новые стандарты, пятиклассники скоро будут учиться по новым стандартам, для них приобрели некоторое оборудование. Кабинеты математики, истории и обществознания, родного языка, информатики, физики оснащены интерактивными досками. Интернет есть, но скорость слабая. Это беда всего Ларьяка, а не только школы.
Культура родного края изучается
– Когда-то школа имела статус национальной школы. Несмотря на то, что его убрали, в учебном плане предусмотрены часы для изучения предмета «Культура народов Севера». Вторая программа – это «Родной язык и литература». Есть кружок «Охотоведение и рыболовство». Преподаватель выезжает с детьми на учебно-промысловую базу, учат охотиться, ставить капканы, удить рыбу, изготавливать необходимые для промысла инструменты. На базе они учатся умению жить в лесу, потому что не все родители научат этому. Дети, особенно мальчики, с удовольствием ходят на кружок. Потом с родителями ездят на рыбалку и охоту. Еще есть кружки, где ребята учатся национальным ремеслам.
Успехи в учебе не зависят от национальности
– Разница в успеваемости детей коренных и некоренных народов в нашей школе не прослеживается. Неуспевающие или плохо успевающие школьники есть из семей, где родители не справляются с воспитанием детей. Дети из неблагополучных семей тоже необязательно плохо учатся. У некоторых детей из таких семей, видимо, от природы есть хорошие способности.
Сейчас по новым законам учащиеся имеют право выбирать образовательное учреждение, поэтому дети с некоторыми заболеваниями могут учиться и в нашей школе. У нас есть очень слабые ученики, которые бы раньше учились в коррекционной школе. Наши педагоги тактичны и терпимы к ним, обучать одновременно детей с задержкой развития и одаренных – сложно. Это разная программа обучения, дифференцированные задания и индивидуальный подход.
У нас один ребенок находится на семейном обучении. Родители захотели обучать его в такой форме, хотя у него нет показаний к такому обучению. Он социально адаптированный ребенок. Для него было бы лучше получать обучение очно. Потому что на уроках учитель грамотно объяснит то, что родитель не сможет, и ребенок самостоятельно так не обучится. Эта форма обучения прописана в уставе школы. Родители взяли на себя обязанность по обучению, а школа проводит текущую и итоговую аттестацию.
География поступления широкая
– Выпускники нашей школы поступают в вузы Томска, Омска, Тюмени, Перми, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга. Если говорить о средних специальных учебных заведениях, то девятиклассники еще юные, поэтому чаще поступают в нижневартовские учебные заведения. Кто-то из родителей после 9 класса отпускает детей в свободное плавание, кто-то считает, что он должен пойти в 10-11 класс. Не факт, что из-за поступления в вуз, просто, чтобы они дольше побыли с родителями.
Преимущества и недостатки ЕГЭ
– В этом учебном году у нас шесть выпускников 11 класса, выпускников основной школы 10 человек. Ежегодно на экзаменах наши учащиеся преодолевают минимальный барьер. Есть выпускники, которые набирают более 70 баллов. Это очень хорошие показатели.
В целом к ЕГЭ отношусь положительно. Преимущество заключается в том, что ученик один раз сдает экзамен. Не так как раньше сдать экзамен в школе, потом все лето готовиться поступать в вуз и куда-то ехать и документы сдать только в один вуз. ЕГЭ позволяет сдать экзамен один раз и подать документы в несколько вузов. Есть недостатки в Едином государственном экзамене, которые необходимо исключить. ЕГЭ проводится больше десяти лет, и учащиеся адаптировались к нему. Но каждый год в процедуру проведения экзамена добавляется что-то новое, появляются новые требования к организаторам, руководителям пункта проведения экзамена и членам государственной аттестационной комиссии, то есть появляются новые нелегкие обязанности, которые постоянно заставляет нас учиться.
Реональда Ользина