Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Реональда ОЛЬЗИНА

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • «Няврємӑт оԯ» пӑты
  • Мосты ут оԯӑңӑн интернетн уша павӑтԯўв
  • «Самаровской чугас» нємуп тӑхи сєма питум хӑтԯ постӑс
  • єтутӑт нух пириӑт
  • Вәтӑң биатлонистӑт пиԯа вәйтантупсы
  • Вўԯєң ёх Ёмвошн кӑсты питԯӑт
  • Тӑԯ Имев – па ям вәԯум, Тови Наев – вўща вәԯа!
  • Биатлон оԯӑңӑн айкеԯ тәс

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Мосты вєрӑт нух вантсӑт
  • Йиԯуп щирӑт Югра мўвн тывсӑт
  • Германия па Югра мўв ёх кўтэԯн рәпитԯӑт
  • Коррупция оӑңӑн лупӑс

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Вўԯэт кӑсты щира ԯэщӑтты мосԯ
  • Шўкщӑты вєр пєԯы сӑмӑң ими
  • Учителя вәԯты – уй!
  • Ларьякской ӑшколая – 174 оԯ
  • Общинай оӑңӑн айке тәс
  • Вўԯы тӑйты вєр ԯўвеԯа әмща вәԯ

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Хӑнты па вухаԯь моньщӑт єтсӑт
  • Киникайт ԯўңӑтты хот айкеԯӑт
  • Йис мир ям ясңӑт сащсӑт
  • Югра мўва кина юхтум вєр
  • Музей ёх мойңа яңхсӑт
  • Йис арӑт киникая вєрсайт
  • Хоптєң әхԯӑт така наврӑԯсӑт

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 12 (3648)
  • № 11 (3647)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)
  • № 16 (3652)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 19 (3655)
  • № 20 (3656)
  • № 21 (3657)
  • № 22 (3658)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)

2025 год

  • № 1 (3661)
  • № 2 (3662)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 5 (3665)
  • № 6 (3666)
  • № 7 (3667)
  • № 8 (3668)
  • № 10 (3670)
  • № 9 (3669)
  • № 11 (3671)
  • № 12 (3672)
  • № 14 (3674)
  • № 13 (3673)
  • № 15 (3675)
  • № 16 (3676)
  • № 17 (3677)
  • № 18 (3678)
  • № 20 (3680)
  • № 19 (3679)
  • № 21 (3681)
  • № 22 (3682)
  • № 23 (3683)

Вы здесь

Главная » Учителя вәԯты – уй!
  • Хантыйский
  • Русский

Учителя вәԯты – уй!

Хәс муԯтас оԯ Касум ӑшколайн няврємӑт рәт ясӑңа Софья Максимовна Каксина вәнԯтӑԯ. Рәпатайԯ тумпи ԯўв программайт па йиԯуп киникайт хӑншты тӑхия ԯӑңман вәԯ. Интум 1-4 классӑтн вәнӆтыйӆты ай ёха йиӆуп программайт хӑншӑӆ. Оӆӑӊмит классӑн вәӆты эвета па пухӑта рәт ясӑӊ вәнӆтӑты киникайӊӑн вєрӑс. Рўщ щирн «Устный разговорный язык хантыйского языка» нємн аԯьщӑԯыйңӑн. Щит вєртыя Софья Максимовна английской па якутской ясңӑтн єтум киникайт вантӑс. «Щимӑщ киника хӑншты мосԯ, ԯәԯн урокӑтн учителята па няврємӑта рәпитты па вәнԯтыйԯты ям ат вәс. Щи нєпека аудио нємуп щўңк ищи вєрты мосԯ», – лупӑс С. Каксина. 
– Софья Максимовна, муйсӑр классӑтн па муй арат щос пухӑт, эвет хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯӑт?
– Ԯыв 1-11 классӑтн щит уша павӑтԯӑт. Оԯӑңмит классӑтн ԯапӑт мӑр хәԯум щос, 5-9-мит классӑт хущи – кӑт щос, 10-11-мит классӑтн – и щос. Хӑнты ясӑң тәп хӑнтэт вәнԯтӑԯӑт. Ӑшколайн рәт ясӑң вәнԯтӑты хот йитн каш вєрты хушап вәԯ. Пәмащипа мўң кәщайԯўва щит ԯәтмеԯ пӑты. Аԯӑңая «Югория» нємуп тӑхийн хӑнты ясңуп передачайт вәԯԯяԯӑт, морум ки вәԯ, щитӑт вантԯўв. Щӑԯта Ольга Кравченко вєрум  «Щащи па хилые» нємуп ай кина нәԯам вантыйԯԯўв. 
– Тӑм йисн ӑшколайт Интернет тӑйԯӑт. Щи ут вәнԯтыйԯты вєра унтас вєрԯ?
– Па муй. Щӑԯсаты киникайт хӑншты ёх вәԯупсы оԯӑңӑн уша павӑтԯўв, ԯыв киникайԯаԯ ԯўңӑтԯўв па хурӑт вантԯўв. Щит шєңк ям! 
– Арсыр ӑшколайт хущи, хута айԯат ёх рәт ясӑң вәнԯтӑԯӑт, киника ӑн тӑрмӑԯ. Нын хущана, аԯпа, ищиты?
– Рәпиттєм мӑр мўңева рәт ясңуп нєпекӑт иса ӑн тӑрмӑԯ. Пәмащипа В.Н. Соловара. Ԯўв ар йиԯуп учебникӑт, словарят па рәпитты нєпекӑт єсԯӑс. Щӑԯсаты тәп мўңева мосты утӑт вўйԯяԯўв. Вантэ, мўң хущева вәнԯтыйԯԯӑт ай ёх, хуйтат пулыя рәт ясӑң вәԯӑт. Ԯыв ясӑң ки вәсӑт, щи пурайн ԯәԯн щи нєпекӑт эвӑԯт хуԯыева путрӑт вўйԯясўв. 
В.Н. Соловар вєрум киникайт ямӑт, хурамӑң хурӑт тӑйԯӑт па эвета, пухӑта щитӑт ёша вўты ям. Щӑта путрӑт Валентина Николаевна хӑншӑс. Ма щирємн, ԯўвеԯа мосԯ няврємӑт вәнԯтӑты хуятӑт пиԯа щитӑт еша па щира хӑншты. 
Е.А. Немысова па А.М. Сенгепов киникайт методической нєпекӑт ӑн тӑйԯӑт. Интум щитӑт йиԯпа єсӑԯты мосԯ рәт ясӑң ӑн вәты хуятӑт пӑты. В.Н. Соловар єсԯум учебникӑт щит хӑнты ясӑң ӑн вәты ёха вєрман вәԯԯӑт. Тӑм йис айԯат ёх рәт ясӑңӑн ӑн путӑртԯӑт, щит пӑты  Валентина Николаевна вєрум УМК нєпекӑт унтасн ԯывеԯ ԯавӑрт вәнԯтӑты. Ма нәмӑсԯум, па хурасупа щитӑт вєрты мосԯ. Вантэ, В.Н. Соловар ӑшколайн ки рәпитӑс, щи пурайн ԯўв пасыра учебникӑт вєрӑс. 
Интум ма оԯӑңмит класса рәпатайң тетрадь вєрты вўянтсум. Щи ут В.Д. Гатченко пиԯа вәтща вєрты питԯум. Мўңева М.Е. Макарова щи нумӑс мӑс, ԯўв вухаԯь ясӑңӑн щимӑщ нєпек вєрӑс. Рәпатайң тетрадь ки ӑн вєрԯўв, еԯԯы па щи урокӑтн ԯавӑрт рәпитты питԯ. Щит пиԯа кєн рәпитты. 
– Няврємӑта хӑнты ясӑң вәнԯтӑты әмӑщ? 
– Ма хущєма вәнԯтыйԯты әмӑщ, щит эвет па пухӑт урокӑт эвӑԯт ӑн хунтыйԯԯӑт. Иԯатн ихущъяң класс вәнты ԯывеԯ вәнԯтӑсум. 9-мит класс юпийн ар хуят ӑшкола етшуптӑсӑт, хӑщум ԯапӑт эви ихущъяң класс вәнты рәт ясӑң вәнԯтӑсӑт. Ԯыв щикўш хӑнты щирн яма путӑртты ӑн питсӑт, ищипа итәх ясңӑт лупты вәнԯсӑт. Рәтԯаԯ юԯн рәт ясӑңӑн ки путӑртсӑт, щи пурайн ԯәԯн ԯывеԯа ӑшколайн хӑнты ясӑң вәнԯтӑты кєншӑк вәс. Интум щи ясӑң нюр английской муй немецкой ясӑң иты уша павӑтԯӑт. Щӑԯта рўщ ясӑң вәнԯтӑԯӑт, щит пӑты итәх хуятӑт хӑнты ясӑң пєԯы кашԯы вәԯԯӑт. Ма нәмӑсԯум, урокӑт ям щирн вєрты мосԯ, ԯәԯн ай ёха вәнԯтыйԯты әмӑщ вәс. 
 
Касум ӑшкола – щит шуши мирӑт вәнԯтыйԯты хот. 1931-мит оԯн, хән щи хот вельщи рәпитты питӑс, щӑта 32 няврєм вәнԯтыԯӑс. Тӑм хӑтл щи ӑшколайн 222 эви па пух вәԯ, щи ёх эвӑԯт няԯъяң вет хуят интернатн вәԯԯӑт.
 
«Ма нємхәнты ӑн нәмӑссум, муйсӑр рәпатнека йиты? Ветмит класс вўш эвӑӆт няврємӑт вәнԯтӑты нєңа йиты ԯӑңхасум. Тӑмхӑтԯ мӑнєма учителя вәԯты – уй! Ма рәт ясӑңа вәнԯтӑты нє! Ӑнтхән, ма вәнԯтӑԯум няврємӑт, хуйтат рәт ясӑң ӑн вәԯӑт. Вантэ, вәԯтэԯн ԯыв хӑнты путӑр нәԯам ӑн хәԯԯӑт. Мўң итэва ԯыв моԯьщаңӑн па юрн вейн ӑшколая ӑн яңхԯӑт. Иԯ уԯтэԯ еԯпийн аңкаңкеԯ муй щатьщащеԯ ԯывеԯа хӑнты моньщӑт ӑн моньщԯӑт. Щит пӑты урокӑтн ԯывеԯа хӑнты вәԯупсы оԯӑңӑн путӑртԯум, ԯәԯн щи вєр сӑмӑңа тӑйты ат питсӑт. Ма шєңк ԯӑңхаԯум, ԯәԯн ма итєма рәт ясӑң сӑмӑңа ат тӑйсӑт» (Софья Каксина хӑншум «Я – учитель родного языка» нємуп нєпек эвӑԯт). 
 
Реональда Ользина

 

Быть учителем – счастье

«Передо мной никогда не стоял вопрос – кем быть? Учителем я мечтала быть с пятого класса. Сегодня для меня быть учителем – счастье, ведь я – учитель родного языка! Да, я обучаю детей, не владеющих хантыйским языком, потому что на сегодняшний день у них нет языковой среды, в которой они могли бы слышать живую хантыйскую речь. Они не ходят в школу в малицах и кисах, как во времена моего детства, у них нет бабушек и дедушек, которые им рассказывают вечерами хантыйские сказки, под которые они засыпают. И поэтому на уроках родного языка я ввожу их мир моего детства, в мир хантыйского стойбища, в мир природы, побуждаю в них желание познать и полюбить его. Я мечтаю о том, чтобы они полюбили хантыйский язык так, как люблю его я. Чтобы они поняли красоту и мелодию языка» (Из эссе «Я – учитель родного языка» Софьи Каксиной).

Казымская школа – одна из старейших школ Ханты-Мансийского округа, где обучаются представители коренных народов. В 1931 году, в год открытия, там было всего 32 ученика. Сегодня в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа с. Казым» учится 222 учащихся, из них 45 воспитанников проживает в интернате.

Более 20 лет в Казымской школе родному языку обучает детей Софья Максимовна Каксина. Она родом из Казыма, окончила вуз и вернулась в родную школу уже учителем. С. Каксина – член Рабочей группы по созданию примерных программ и вариативных модулей обучения родным языкам коренных малочисленных народов Севера. Много лет она мечтает, чтобы был комплект из поурочного планирования, рабочей тетради и учебника родного языка. Сейчас она сама занимается разработкой рабочих программ с 1 по 4 класс, рассчитанных для учащихся, владеющих родным языком. Составила учебник хантыйского языка для детей 1 класса, не владеющих родным языком. Рабочее название учебника: «Устный разговорный язык хантыйского языка». Кроме первого года обучения, в дальнейшем планирует разработать аналогичные пособия для второго, третьего и четвертого года обучения. При разработке учебника Софья Максимовна за основу взяла учебники английского и якутского языков. «Нужно создать такой учебник, чтобы на уроках нам, учителям, и детям было интересно. В нём будут фотографии людей в национальных нарядах. Детям будет интересней изучать язык, когда они увидят знакомых людей. К этому учебнику нужно сделать и аудио-видеосопровождение», – сказала С. Каксина.

– Софья Максимовна, в каких классах и сколько часов преподается хантыйский язык?

– Родной язык преподается с 1 по 11 классы. В начальных классах три часа в неделю, с 5 по 9 классы – два часа, в 10-11 классе – один час. Хантыйский язык учат только ханты. В школе есть кабинет родного языка с телевизором. Спасибо администрации школы, что его приобрели. Когда работала Галина Алексеевна Обатина, все передачи «Северного дома» она записывала на диск. В своё время Евдокия Петровна Истомина делала то же самое. Эти записи используются на уроках. Утрами на канале «Югория» идет передача на хантыйском языке, если время позволяет, тоже его можно использовать на уроке. У нас есть мультфильм Ольги Кравченко «Щащи па хилые», мы его постоянно с учащимися смотрим.

– Современные школы обеспечены Интернетом, помогает ли он вам при подготовке и проведении уроков?

– Да, оттуда можно скачать биографии, фотографии, произведения писателей и поэтов Югры. Это очень здорово!

– Во всех школах, где изучают родной язык и литературу, учителя жалуются, что им не хватает учебников. У вас тоже в этом плане есть проблемы?

– Всю жизнь страдаем от того, что нам не хватает учебно-методического комплекта. Я благодарна В.Н. Соловар – это единственный человек, который создал учебники, словарь и рабочие тетради. Чуть ли не каждые полгода у неё издается новое пособие. Что-то из этого используем, а что-то не можем. То, что подходит нам, используем фрагментарно, почему? Потому что у нас учатся дети, плохо знающие родной язык. Если бы они его хорошо знали, этот комплект можно было бы использовать полностью.

Учебники В.Н. Соловар замечательные, у пособий очень красочные рисунки, хорошие тетради, хорошая бумага и дети с удовольствием берут в руки такие методички. Только не нравится обложка, тонкая и быстро рвется. Ею же написаны тесты, то есть это полный учебно-методический комплект. Но нам, учителям-практикам, надо их вместе с ней корректировать, потому что это экспериментальные учебники, и если они нам понравятся, потом можно будет обложку поменять.

У старых учебников Е.А. Нёмысовой и А.М. Сенгепова нет методических комплектов, есть только учебник. Сейчас они требуют переработки для невладеющих родным языком. У В.Н. Соловар – учебники для невладеющих. Но языковая база наших детей такова, что даже с учебно-методическим комплексом Валентины Николаевны им сложно учить язык. Думаю, необходимо издать другие учебно-методические комплексы. Дело в том, что В.Н. Соловар – не учитель-практик. Если бы она работала в школе и хорошо знала обстановку, может, другие учебники бы издала.

Сейчас сама начала создавать рабочую тетрадь по родному языку для 1 класса. Будем над этим работать вместе с В.Д. Гатченко. Идею нам подала старший преподаватель Института развития образования М.Е. Макарова. Она создала рабочую тетрадь по мансийскому языку, по этому образцу хотим сделать тетрадь по хантыйскому языку. Потому что если не сделаем, опять будем в новом учебном году мучиться. А с рабочей тетрадью на уроках родного языка нам будет легче работать.

– Как относятся дети к урокам хантыйского языка? Проявляют ли интерес к языку предков?

– Моим ученикам интересно, поэтому с моих уроков не сбегают. Ко мне приходят все учащиеся. Как-то вела уроки родного языка с 1 по 11 класс и все дети до 9 класса ходили ко мне на урок. В 9-м классе многие ушли, оставшиеся 7 девочек ходили на родной язык до 11 класса. Не скажу, что все они заговорили по-хантыйски, но могли что-то сказать и перевести. Дома у детей нет языковой среды, если бы была, думаю, им было бы легче в школе. А тут приходится учить родной язык как английский или немецкий. Плюс изучают русский язык, естественно, на хантыйский язык некоторые дети уже идут с нежеланием. Думаю, просто уроки надо проводить так, чтобы учащимся было небезынтересно.

Реональда Ользина

Рубрика: 
Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
Номер Ханты Ясанг: 
№ 6 (3450)
23.03.2016

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика