- Хантыйский
- Русский
Йис мир ям ясңӑт сащсӑт
2011-мит оԯ вўш эвӑԯт хәтмит пўш «Торум Маа» музейн «Тыԯӑщ поры» вєрсы. Па мирӑт иты Ас угрӑт катра йисн ищи вой-хўԯ веԯпӑсԯум па вєртут вєрмеԯ юпийн поры вєрӑнтсӑт. Хӑнтэт па вухаԯят Тыԯӑщ поры тәнԯуп тыԯӑщ вўш эвӑԯт ай кєр тыԯӑщ вәнты пориԯӑсӑт. Тыԯӑщ ԯапӑтты поры етн вєрсы, хән тәрумӑн тыԯӑщ нух єтӑс. Щи пурайн ԯоньщ пӑсан, вўрт пӑсан хонӑңӑн шуши ёх Тыԯӑщ пух пойксӑт, ԯәԯн ԯўв мирева ар вәнт вой па хўԯ ат китӑс, хӑннєхәйт тӑԯаң ёшн, тӑԯаң кўрн ат вәсӑт.
На «Тылащ поры» прозвучали добрые пожелания древнего народа
С 2011 года уже в шестой раз в Этнографическом музее под открытым небом «Торум Маа» проведен древний обряд угощения луны «Тылащ поры». Как и у других народов, у обских угров в древности праздники были связаны с природными циклами и хозяйственной деятельностью. И в этом ряду первым был календарный праздник, посвященный луне. Он проводился в период с февраля по апрель, когда природа начинала пробуждаться от зимней спячки. Обряд угощения луны непременно проводился в новолуние и полнолуние, когда на небосклоне появлялась луна, и коренные жители просили Тылащ-пух (Месяца-сына), чтобы он способствовал возрождению природы и принес благополучие семьям и народу.
В хантыйском фольклоре тылащ ‘месяц/луна’ предстает в образе молодого мужчины или старика, где луна – муж, а солнце – жена. Артисты Театра обско-угорских народов «Солнце» показали сценку, в которой девочка спрашивает родителей, почему нельзя показывать пальцем на луну и месяц. От них и бабушки она узнала, что по древнему поверью месяц не любит, когда на него тычут пальцем и у него есть своя собака – самая близкая звезда, которая расположена на небосклоне рядом с ним. Также узнала, как определить погоду, глядя на луну. Оказывается, когда собака-звезда приблизится максимально близко к луне, значит, будет холодно. А когда будет находиться подальше, значит, станет тепло. Когда между ними равное расстояние, это означает, что погода будет умеренной.
Почему луна бывает убывающей и нарастающей? Бабушка рассказала внучке, жена луны – солнце и его преследовательница делили между собой луну, тянули-тянули и разорвали пополам. Солнцу досталась половина сердца, она его скатала в клубок, из него получился маленький ребенок. Положила его в люльку, качала, лелеяла и холила. На третьи сутки он вырос в большого мужчину, а потом опять стал уменьшаться и превратился в ребенка. Снова солнечная женщина принялась качать и растить его. Опять он стал мужчиной и затем снова превратился в ребенка. Устали у неё руки, скатала она его в комок и, обратившись к небу, сказала: «Я не смогла тебя вырастить, пусть тебя небо растит». И бросила комок в небо. Покатился он по небу клубком и превратился в луну, но по-прежнему месяц растет и снова убывает.
Затем на сцене появились богатыри с угощениями для луны и со словами: «Новый месяц поесть просит, новый месяц попить просит. Новый сын Богини родился, новый сын Бога родился. В мирном доме сидите, в мирной избе сидите. В тот день, что за рыбой идёте, в тот день, что за дичью идёте, полную лодку рыбу желаем, полную лодку дичи желаем. Девочкам, идущим по жизни по ровному пути, мальчикам, идущим по жизни по ровному пути, древнего народа пожелания, песенного народа пожелания вам оставляем. Если чаша пустой была, пусть чаша наполнится. Если котел пустой был, пусть котел наполнится. Если в сенях пусто было, пусть сени наполнятся. Если в лабазе пусто было, пусть лабаз наполнится».
После этого участники и гости обряда собрались вокруг Снежного стола для божества, Снежного стола для Богатыря-месяца. Хранитель хантыйских обычаев Тимофей Молданов прочитал молитву на родном языке, поблагодарил Торум ащи (Торум-отца), Тылащ пух (Месяца-сына) и других богов-покровителей за всё хорошее, что имеют люди, и обратился с просьбой о дальнейшем покровительстве животному миру, семьям и народам. По завершении обряда, участники и гости праздника по традиции осыпали друг друга снегом. И по окончании празднества гости музея «Торум Маа» продегустировали блюда обско-угорской кухни.
Отметим, до начала театрализованного представления и обряда «Тылащ поры» гости праздника развлекались, прыгая через нарты, перетягивая канат, катаясь на нартах, запряженных собаками хасками, а также фотографировались в национальной одежде.
Первый вице-президент общественной организации «Спасение Югры» Людмила Алферова при награждении носителей хантыйской и мансийской культуры Валерия Шульгина и Рудольфа Мерова памятными знаками «Хранитель традиций», подчеркнула, что «Тылащ поры» из семейного и родового праздника стал массовым праздником, который в последние годы повсеместно отмечается в Югре. Популярен древний обско-угорский праздник и среди жителей, гостей Ханты-Мансийска, поэтому 18 марта, несмотря на вечернее время, в «Торум Маа» было большое количество зрителей, многие были с детьми.
Реональда Ользина