- Хантыйский
- Русский
Сӑк па х эвӑӆт хурамӑт вєрсӑт
Ай кєр тыӆӑщ 23-27-мит хӑтӆӑтн Ёмвошн «Торум Маа» йис пурмӑсӑт ӆавӑӆты хотн округ вєрӑнтты ёх ӑктӑщсӑт. Ӆыв сӑк эвӑӆт арсыр хурамӑт па х ан-сәнӑт вєрты вәнӆтӑсӑт.
Мєт сыры онлайн щирн научной мирхот оӆӊитсы. «Торум Маа» музей кәща нє Л.А. Алфёрова па округ культура вєрӑт тәты департамент кәща ӆӑӊкӑр нє Н.В. Курасанова вўща ясңӑт лупсӑӊӑн.
Щи пийн Томской госуниверситетн рәпитты па йис вәӆупсы ӆєрамтты нє О.М. Рындина научной нєпекӑӆ ӆўӊӑтмаӆн лупӑс, хән мўӊ увӑс мўвева сӑк тәсы, хутыса мєт сыры хӑнты имет ӆәмӑтсухӑтн сӑк ёнтты па сӑк эвӑӆт арсыр тўрӆопсӑт па па утӑт вєрты питсӑт.
Уша йис, хӑннєхә ӆавӑӆты щира имет ӆәмӑтсухӑтн сӑкӑӊ хӑншет ёнтты питсӑт. Вантэ, ӑӊкет мєт сыры ай няврємӆаӆа ӆавӑӆты щира ёшн тӑйты пӑта ёш сәр сӑк кӑрӑтӆӑт.
Тюмень вошн Увӑс мўв вәӆупсы ӆєрамтты научной институтн рәпитты исторической наукайт кандидат нє А.А. Богордаева сӑкӑӊ тўрӆопсӑт па па ищимӑщ хурамӑт оӆӑӊӑн путӑр тәс. Йистєӆн хӑнтэт па вухаӆят арсыр щирн сӑкӑӊ хурамӑт вєрсӑт. XX-мит нәпӑтн нўм хӑнтэт сӑкӑӊ лак, пӑӆ сӑк вєрсӑт, увӑс хӑнтэт сӑкӑӊ сапӆ лак ёнтсӑт. Ӛхӑт иса хӑнтэт арсыр сӑкӑӊ хурамӑт кӑрӑтты питсӑт.
«Торум Маа» музейн рәпитты педагогической наукайт кандидат нє Р.Г. Решетникова хӑнты па вухаӆь мирӊӑн хӑншет оӆӑӊӑн научной путрӑӆ тәсӆэ.
Вәнӆтӑты вєр әхтыйн учёной ими Е.А. Нёмысова сӑкӑӊ пурмӑсӑт оӆӑӊӑн вәӆты ясӊӑт путӑртӑс:
- Сӑк ясӑӊ пиӆа щимӑщ ясӊӑт вәӆӆӑт: сӑк сєм, сӑк пӑӆ, сӑк кеӆ, ёш сәр сӑк, кўр сәр сӑк, сӑкӑң иӆ тӑхи, сӑк кӑрӑтты, сӑк пәхӑԯты, сӑкӑӊ нир, сӑкӑӊ мевӆ, сӑкӑӊ пӑнт па па ясӊӑт.
Йис вәӆупсы ӆєрамтты нє Т.А. Молданова Тәрум юхан хонӑӊӑн вәӆты хӑнты ӆәмӑтсухӑт оӆӑӊӑн путӑртӑс:
- 1988-мит оӆн Русскинской кәрта ӊхмємн ма вантсум, хӑнты имет нәй сӑхн сӑк кана похлӑт ёнтсӑт. Щӑӆта 1993-мит оӆн ма ими нәй сӑхн щўл кана ар сӑкӑӊ хӑншет шиваӆӑсум. 2017-мит оӆн әмща йис, имет ӆәмӑтсухн вән сӑкӑӊ хӑншет ёнтты питсӑт, щит вєр хән?
Музей хотн сӑкӑӊ пурмӑсӑт ванӆтупсы пўншсы, щит вән кєр тыӆӑщ 18-мит хӑтӆ вәнты рәпитты питӆ.
Щи пийн музей арсыр хот йитӑтн вәнӆтӑты хӑрӑт рәпитсӑт.
С.М. Астапович сӑкӑӊ нирӑт ёнтты вәнӆтӑс. Щив юхтум нєӊӑт Г.С. Молданова, И.С. Молданова рнас па щӑшкан сӑх сӑкӑӊ йиӆ тӑхи ёнтты вәнӆтӑсӊӑн. И.К. Фирсова, Н.А. Гришкина мойӊ имет рнас ӆытовн хурамӑӊ сӑкӑӊ хӑншет ёнтты щир ванӆтӑсӊӑн. Пим юхан хӑнты нє С.М. Сенгепова аӆяс, муй щирн нәй эвӑӆт эвтум лыпӑтн хурамӑӊа сӑкӑтн ёнтты, щиты няврєм сӑкӑӊ сэв тывӆ. Н.А. Коновалова увӑс хӑнтэт няврєм сӑкӑӊ сэв, ими сӑкӑӊ тўрԯопӑс кӑрӑтты вәнӆтӑс. А.Н. Брусницин па В.Ю. Кондин сӑк тӑйты пӑта ай х ан па ими хурамӑт тӑйты пӑта ӆарӑщ вєрты вәнӆтӑсӊӑн. Әмӑщ, хуты щи вєра и нєӊие вәнӆтыйӆты юхтӑс. Ӆўв, нєш, йис щирн х эвӑӆт хотӑт омӑсты вєра вәнӆӑс, щи пӑта ӆўвеӆа әмӑщ вәс.
Юхи хӑщум хӑтӆӑн иса ёнтум, кӑрӑтум, вєрум пурмӑсӑт эвӑӆт ванӆтупсы ӆэщӑтсы. «Торум Маа» музей кәща ӆӑӊкӑр нє Э.П. Сургутскова вєрӑнтты па вәнӆтыйӆты ёха м ясӊӑт лупӑс. Щи хӑтӆӑт мӑр вәнӆтӑты хӑрӑта соткєм хуят юхтыйӆсӑт.
XVIII-мит нәпӑтн имет арсыр хурамӑӊ сӑкӑӊ тўрӆопсӑт па па утӑт вєрты питсӑт, щӑӆта XIX-мит нәпӑтн щи вєр еша вевтама мӑнты питӑс, ХХ-ХХI-мит нәпӑтн йиӆпа сӑк эвӑӆт арсыр хурамӑт кӑрӑтты питсыйт. Сәрханӆ мўв хӑнты имет ӆәмӑтсухӆаӆа мєт ар сӑкӑӊ хӑншет ёнтӆӑт.
Путӑр хӑншӑс: Людмила Шульгина
Магия бисера и дерева…
23-27 марта 2021 года в г. Ханты-Мансийске в Этнографическом музее под открытым небом «Торум Маа» состоялся XXV научно-практический семинар «Традиционные бисерные изделия и деревянная утварь обских угров».
В первый день семинара впервые в онлайн-формате прошла теоретическая часть. С приветственным словом к участникам мероприятия обратилась директор Этнографического музея «Торум Маа» Людмила Александровна Алфёрова и начальник управления по вопросам культурной политики и культурных ценностей окружного департамента культуры Надежда Владимировна Курасанова.
Доктор исторических наук, профессор Томского государственного университета Ольга Михайловна Рындина в своём докладе «Архаика и магия «шитья» бисером у обских угров» отметила, что бисер у обских угров стал поздней эманацией камня, а украшение одежды бисером, бисерные украшения имеют более глубокое семантическое значение,
несут в себе охранную функцию, восходящую к камню. Тому примеры – нагрудные бисерные украшения, бисерный браслетик у новорождённого ребёнка и т.д. Говоря о динамике во времени, учёный отметила, что XVIII век был отмечен расцветом бисерных украшений, а вот XIX век – упадком, во второй же половине XX – начала XXI века происходит возрождение интереса к бисеру и украшением из него, а также расцвет диалектики традиций и новаций.
Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института проблем освоения Севера Тюменского научного центра Сибирского отделения РАН Аксана Александровна Богордаева, рассказывая о типологии и происхождении бисерных нагрудных украшений у обских угров, отметила их разновидность: обычные снизки из бисера (сак лак), различного вида составные украшения: воротники и герданы (пальсак), съёмные воротники, бисерные нагрудники, сложные составные нагрудные украшения – ожерелья и нагрудники. Она также рассказала о дальнейшем развитии украшений от съёмных воротников, а также от деталей плечевой одежды. Металлические бляхи также всегда служили украшением бисерных герданов.
Кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Этнографического музея «Торум Маа» Раиса Германовна Решетникова выступила с докладом «Семантика орнамента обско-угорских народов».
Кандидат педагогических наук Евдокия Андреевна Нёмысова познакомила участников научно-практического семинара с названиями бисерных изделий на хантыйском языке: «Сак – бисер, сак сэм – бисеринка, сак кел – бисерная нить, верёвочка, сак каратты – нанизывать бисер, сак похалтты – вышивать бисером, саканг нир – бисерные черки, саканг пант – бисерная полоска, тур лопас – нагрудник, ожерелье, саканг хушап – коробочка, обшитая бисером и т.д.».
Особо бурное обсуждение вызвал доклад хантыйского учёного-историка, этнографа Татьяны Александровны Молданова, которая проследила динамику развития бисерного орнамента на традиционной одежде хантов, реки Тромъёган. Если в 1988 году эта локальная группа ханты украшала суконную одежду преимущественно пуговицами, то в 1993 году они заменяются бисером. «В 2017 году я для себя отметила, что происходит нарушение цветового колорита в традиционной верхней одежде, укрупнение орнаментов и т.д. Традиционным остался только крой малиц и женских сахов», – рассказывает Т.А. Молданова.
Затем состоялось открытие выставки «Бисер. Мастерская традиционного рукоделия обских угров», на которой были представлены традиционные платья и халаты-щашкан сахи, обшитые бисером, а также различные бисерные украшения.
После выставки началась практическая часть сессии. В течение нескольких дней мастера, съехавшиеся в окружную столицу, обучали всех желающих работе с бисером и деревом. Так, Светлана Астапович провела мастер-класс по пошиву традиционной летней женской обуви нир, полностью обшитых бисером. Ханты-мансийская мастерица Галина Молданова и казымская мастерица Ирина Молданова научила изготовлению бисерных элементов женской одежды, в частности, бисерного украшения для подола платья и халата. С мастерицами из Белоярского района Ириной Фирсовой и Надеждой Гришкиной гости семинара научились обшивать бисером манжеты традиционного платья. Надежда Коновалова провела мастер-класс по изготовлению бисерных украшений для накосников северных ханты, а вот мастерица из города Лянтора, представительница восточной группы ханты Светлана Сенгепова представила другую разновидность накосников для девочек в виде обшитых бисером лепестков. Мужчины-мастера, сотрудники музея «Торум Маа» Вячеслав Кондин и Анатолий Брусницин, провели мастер-классы по изготовлению небольших традиционных деревянных чаш под бисер, а также коробов для хранения женских рукодельных изделий.
XXV научно-практический семинар «Традиционные бисерные изделия и деревянная утварь обских угров» завершилась выставкой работ, а также награждением мастеров.
Людмила Гурьева