- Хантыйский
- Русский
Ма пӑнтєм
Тӑм тӑӆ тәнӆуп тыӆӑщн, хән Касум кәртӑн вўӆы ӆавӑӆты ёх кӑсупсы вәс, кәртӑӊ музей хӑрн «Ма пӑнтєм» нємпи ванӆтупсы пўншсы. Тӑм әмӑщ ванӆтупсыйн юхтум хуятӑт шиваӆӑсӑт, хутыса касум мўвн вўӆы тӑйты вєр тывӑс.
Ванӆтупсы «Касум ёх» тӑхийн рәпитты хуятӑт ӆэщӑтсӑт. Оӆӊӑӆн ӆыв хўв нәмӑссӑт, муй щирн тӑм ванӆтупсы ӆэщӑтты, ӆәӆн юхтум мойӊ мира щит сӑма ат рӑхӑс па әмӑщ вантты ат вәс. Ӆәӆн тӑм йис айӆат ёх ӑнтә тәп ӑӆ ат вантсӑт, ӆәӆн ӆыв ат нәмӑссӑт. Ванӆтупсы ӆэщӑтты режиссёр хә Игорь Устинович нётӑс, ӆўв философия щирн щи вєра вўянтӑс.
Катра йисн вәӆты хуятӑт пӑта муӆты па вєра кўншємӑты щир ӑнтәм вәс, муй опращӆаӆ вєрсӑт, щи вєр ӆыв еӆӆы тәсӑт. Щимӑщ вәӆупсы ӆывеӆа шєӊк мостӑс, ӆыв рәт мўвеӆ хущи амтӑӊа вәсӑт, сӑма рӑхты вєр вєрсӑт. Тӑм йисн кашӑӊ айӆат хуят ӆўв кан вєрӆ пириты щир тӑйӆ па ӆўв пириюм вєрӆ, ӆўвеӆа унтас па амӑт тәӆ муй ӑнтә? Тӑм ванӆтупсы ӆэщӑтум хуятӑт ӆӑӊхасӑт, ӆәӆн айӆат хуятӑт щи оӆӑӊӑн ат нәмӑссӑт па уша ат вєрсӑт.
«Касум ёх» тӑхийн рәпитты нє Марина Кабакова тӑм ванӆтупсы оӆӑӊӑн путӑртӑс:
- Тӑм ванӆупсы мўӊ «Ма пӑнтєм» щирн нємӑтсэв. Тӑта мўӊ вўӆы тӑйты ёх вәӆупсы ванӆтӑӆўв. Хуты саты вўӆы тӑйты вєр тывӑс, муйсӑр пурмӑсӑт ӆыв тӑйсӑт, муй щирн щи пурмӑсӑт тывсӑт. Вўӆы ӆавӑӆты ёх нємуӆт муӆтас ут ӑн тӑйсӑт, ӆыв вәӆупсэӆн тәп мосты пурмӑсӑт па ӆәмӑтсухӑт вәсӑт. Мўӊ ӆӑӊхаӆўв тӑта ванӆтӑты, хуты шуши хӑннєхуятӑт ӑӆ вәӆупсыйн вәсӑт. Ӆыв хотӑӊа йисӑт, няврємӆаӆ єнмӑӆсӑт, вой-хўӆ веӆпӑсӆӑсӑт, вўӆыӆаӆ тӑйсӑт, рәпитсӑт, хән пураеӆ юхтыӆӑс, хўв пӑнта шәшсӑт. Щимӑщ вәӆупсы ӆывеӆа әмӑщ вәс, па вәӆупсыя ӆыв ӑн кӑншсӑт.
Игорь Устинович хӑншум хурӑт эвӑӆт «Люкан» нємпи тӑхи хуятӑт нємасыя лазерной станок унтасн сохӆӑт әхтыйн хурӑт эвӑтсӑт. Щи эвтум сохӆӑӊ хурӑт вўӆы сухӑт әхтыя эхӑтсыйт па мосты щирн тўтн хәтӆуптӑсыйт.
Щи хурӑтн вўӆєӊ ёх вәӆупсы хӑншман вәӆ. ищиты хурӑт пўӊӑӆн вўӆы ӆавӑӆты пурмӑсӑт, вўӆы сух эвӑӆт ёнтум па вєрум щўӊкӑт па ӆәмӑтсухӑт эхӑтсыйт па пунсыйт.
Тыв юхтыӆум мира тӑм ванӆтупсы шиваӆӑты шєӊк әмӑщ вәс. Кәртӑӊ па мойӊ хуятӑт, айӆат ёх тӑм ӆэщӑтум хурамӑӊ ванӆтупсыйн вўӆєӊ ёх йис вєрӑт, вәӆупсы оӆӑӊӑн уша вєрсӑт. Па аӆпа хўв йисн вәӆум рәт ёхӆаӆ вәӆупсы па тӑм йис вєрӆаӆ оӆӑӊӑн нәмӑссӑт па артаӆӑсӑт, щит ӆывеӆа унтас па уй тәӆ муй ӑнтә.
Путӑр хӑншӑс:
Надежда Вах
Путь оленеводства
В феврале месяце в селе Казыме во время проведения Дня оленевода открылась выставка «Мой путь» - «Ма пантем». На ней был представлен весь путь оленевода, с чего он начинался, каким он был и каким стал в современное время. Об этом мы побеседовали с одним из организаторов этой выставки Мариной Викторовной Кабаковой (Молдановой).
Выставку подготовили сотрудники Центра историко-культурного наследия «Касум ёх» («Люди Казыма»). Собирали её в короткие сроки, потому что изначально идея была совсем другая – простая интерактивная выставка. Организаторы обратились к режиссёру, с которым работают много лет, ставят спектакли – Игорю Устиновичу. Он подошёл к этому философски.
Хотелось обратиться к современному поколению этой выставкой, задать им вопрос. Да, тогда у людей не было выбора, они выбирали из того, что было в природе, потому что так жили. Была охота, рыбалка, в своё время пришли к оленеводству и прожили эту жизнь, устроили её таким образом. Сегодня люди стоят перед выбором, у них есть, из чего выбрать. Но могут ли они создать своё собственное дело и прожить это дело, таким образом, как проживал оленевод? В гармонии, в том чтобы всё было: и умиротворение, и счастье, и спокойствие, и мудрость. И прожить это за одну свою жизнь. Вот путь оленевода, который хотелось показать каждому человеку, что есть путь и он может быть свой и таким же гармоничным, несмотря на то, что это может быть трудно. Чтобы каждый нашёл свой путь в жизни.
– Игорь Устинович стал рисовать картины, вот этот весь путь, очень долго думали, прорисовывать или не прорисовывать, красить или не красить, что делать. И пришли к выводу, что надо сделать такую прорезку на лазерном станке, расположить её на шкуре оленя, подсветить картины, чтобы была видна и шкура оленя, и все предметы, которые находили, т.е. всё, что связано с оленем. Иногда очень важно в каком-то любом предмете увидеть оленя.
С чего начинался путь оленевода? Он начинался с дикой природы, олень же был диким. Как одомашнивали оленей, как воспитывали, как выращивали, какова вообще жизнь была. В оленеводстве не было ничего лишнего, всё было на своих местах. Предметы были только нужные, никаких лишних предметов. Люди жили в гармонии с окружающей природой, человек и природа жили в связке. И это тоже хотелось показать на этой выставке, что быт был устроен таким образом, что его жизнь состояла из каких-то мелких радостей, из счастья, из создания семей, из воспитания детей, из мыслей о жизни и смерти. Это естественно было. Вот она была такой, какая она была. Это непростой труд, но люди жили и были счастливы там, – говорит Марина Кабакова.
Работали три недели, Игорь Устинович делал рисунки для экспозиции и в организации «Люкан» их вырезали на лазерном станке. Собрали предметы из быта оленеводов. Предметы смогли взять только небольшие. И выстроены они таким образом, чтобы подходили под этот путь оленеводства. С чего всё начиналось и постепенно к чему пришли, всё, что связано с оленем, т.е. все предметы, которые говорят о том, что есть оленеводство. Сначала только охотились на оленей, потом стали приручать, появились предметы приручения. Затем стало появляться каслание, появляется упряжь. Деревянный крюк для ягеля. Зачем нужен ягель? Зимой достают ягель для оленя. Летом ягель берут для дымокура. Меховая обувь, предметы из кости, тутщанг хир – мешочек из оленьего меха, в этом тоже видится оленеводство. То есть вся оленеводческая жизнь, из чего она состоит, все эти предметы, которые выходят из оленеводства.
Гостям, побывавшим на этой выставке, она очень понравилась. Было интересно посмотреть на все эти предметы, рисунки, послушать о том, как начинался и как развивался путь оленевода. И, может быть, кто-то действительно задумался над тем, чем он сейчас занимается, как он живёт, приносит ли это ему счастье и спокойствие или нет?
Надежда Вах