- Хантыйский
- Русский
Няврєм пиӆа юӆн рәт щирн путӑртты мосӆ…
Щиты няврємӑт рәт ясӑӊа па литературая вәнӆтӑты ёх вән мирхотн ар пўш лупсӑт. Щит ай кєр тыӆӑщ 28-мит хӑтӆӑн Ас-угорской научной институт хуща вәс.
Тӑм пўш вән мирхот «Ёмвош округевн тӑм йисн йиӆуп щирн рәт ясӑӊа па литературая вәнӆтӑты вєр» нєм тӑйс. Мирхот кӑтсыр щирн ӆэщӑтман вәс: очной па онлайн щирн. Иха ӆўӊӑтты ки, соткєм хуят щи мирхот вантсӑт, щит эвӑӆт 50 хуят онлайн щирн. Щит Югра, Ямал, Марий Эл Республика, Санкт-Петербург вош, Ленинградской область эвӑӆт хӑннєхуятӑт.
Мєт сыры Ёмвошн искусствайта вәнӆтӑты колледж хуща кимит курсӑн вәнӆтыйӆты айӆат эви Мария Федоркив «Доживём до понедельника» кина эвӑӆт «Журавлиная песня» (ясӑӊ: Г. Полонской, ар сув: К. Молчанов) ар арийс.
Мосӆ лупты, Мария айтєӆн «Ӆыӆӑӊ союм» тӑхия ӊхӑс, щӑта ӆўв ӑӊкеӆ Любовь Алексеевна Федоркив ар оӆ няврємӑт хӑнты ясӑӊа вәнӆтӑӆ, Мария ищи вәнӆтыӆӑс.
Ас-угорской научной институт кәща нє В.И. Сподина вўща вєрӑс:
- Тӑм вән мирхот ӆэщӑтӆўв, ӆәӆн уша вєрты, муй щирн тӑм йисн няврємӑт рәт ясӑӊа па литературая вәнӆтӑӆыйт.
«Учитель года Югры – 2023» кӑсупсыйн нух питум хӑнты нє Лидия Ивановна Рандымова вўща вєрман лупӑс, тәняӆ кӑсупсыйн нух питмаӆ пийн ӆўв еӆӆы йиӆуп щирн рәпатайӆ ӆэщӑтты питсӑӆэ.
Вән мирхотн арсыр хӑрӑт рәпитсӑт.
«Тӑм йис рәт ясӑӊа па литературая вәнӆтӑты вєр» нємпи пленарной сессияйн округ вәнӆтӑты вєрӑт тәты департамент хуща шуши мир вәнӆтӑты вєрӑт тәты тӑхи кәща нє О.С. Рыжкова айкеӆ тәс:
- Ин округев ӆуваттыйн хӑтӆ мӑр ай няврємӑт тӑйты 13 хотн 223 няврєм рәт ясӑӊа вәнӆтыйӆӆӑт. 2020-мит оӆ вўш эвӑӆт 9 «Вўт кәртӑӊ ӑшкола-сад» хуща 35 хоттєӆ ёх эвӑӆт 3-7 оӆ ӆуват 50 няврєм ӑшколая ӆэщӑтыйӆман вәнӆтыйӆӆӑт. Тӑм вәнӆтӑты оӆ вўш эвӑӆт Нуви сӑӊхум па Сәрханӆ районӊӑн пушхиет хӑнты ясӑӊа вәнӆтыйӆты оӆӊитсӑт.
24 округ ӑшколайн няврємӑт рәт ясӑӊ вәнӆтӑӆӑт, щит эвӑӆт тәп хәӆум ӑшколайн рәт ясӑӊ урок иты ӆэщӑтӆы. Тэк ӑшколайн 1-10, Ӆєв кәртӑӊ ӑшколайн 5-9 па Поӆнавӑт ӑшколайн 1-4 классӑтн рәт ясӑӊ урокӑт вәӆӆӑт.
Ин округев эвӑӆт 24 хуят Санкт-Петербург вошн А.И. Герцен нємпи университет хуща вәнӆтыйӆӆӑт.
Лыпӑт хойты тыӆӑщ 1-мит хӑтӆ вўш эвӑӆт Сәрханӆ вошӑӊ педагогической университетн «Рўщ па хӑнты муй вухаӆь ясӊӑта вәнӆтӑты хуят» бакалавр хуят ӆэщӑтты питӆы. Яӊ бюджетной тӑхи мӑсы. Щи тумпи СурГУ хуща «Институт профессионального образования коренных народов» тӑхи пўншӆы, щӑта рәт ясӑӊ тӑйты труд урок тәты ёх ӆэщӑтты оӆӊитӆыйт. Вет бюджетной тӑхи мӑсы.
Тәняӆ и поступсы йиӆпатсўв. Ин кашӑӊ шуши мир студент, рәт ясӑӊ вәнӆтӑты пӑта тыӆӑщ мӑр 20435 шойт нётупсы вух ёша хоӆумты питӆ.
Щи тумпи шуши мир йис вәӆупсы, рәт ясӑӊ па литература еӆӆы тәты щира вәнӆтӑты студентӑт и вух нётупсы вантты питӆӑт. Щит «4» па «5» оценкайн экзаменӑт миюм студент кашӑӊ тыӆӑщ 5 щурӑс шойт, тәп «5» оценкайн экзаменӑт миюм студент – 7 щурӑс шойт.
Увӑс мир па хӑтӆ єтты пєлӑк мўв шуши мир рәт ясӑӊ па литература тәты хуят, ассоциация кәща нє С.Л. Чернышова ай тәс, хуты тӑм йисн Интернет мухты шуши мир йис вәӆупсы, рәт ясӑӊ па литература тәты рӑхӆ.
«Рәт ясӑӊа па литературая вәнӆтӑты ёх» ӊта пӑсан хуща учителят айт тәсӑт, муй щирн ӆыв әмща рәт ясӑӊ па литература урокӊӑн тәӆӑт. Ващ юхан кәртӑӊ учитель хә А.Э. Конев лупӑс, айтєӆн юнтман рәт ясӑӊ әмща тәты рӑхӆ. Ӆўв кәртӑӊ мир пиӆа нємасыя пӑсан юнтӑт вєрӑс.
Пуӆӊавӑт вошӑӊ многопрофильной колледж хуща рўщ ясӑӊа па литературая вәнӆтӑты нє И.Г. Кожевина грант нётупсы унтасн «Изьва кыы» вєр ӆэщӑтӑс. Ин кашӑӊ хуят онлайн щирн сӑран ясӑӊ вәнӆтӑты вєритӆ.
Нижневартовск вошӑӊ университет хуща вәнӆтыйӆты сәрханӆ нє О.Е. Идиатуллина ай тәс, муй щирн хоттєӆ ёхӆаӆ пиӆа вән Тюмень вошн вәӆмаӆн хӑнты мир йис вәӆупсы тәӆ, юӆн няврємӆаӆ пиӆа тәп хӑнты щирн путӑртӑӆ.
Юхи хӑщум артӑн Резолюция нєпек хӑншсы. Кашӑӊ хуят сертификат нєпек ёша хоӆумтӑс. Еӆӆы тӑм мирхотн ӆўӊтум путрӑт эвӑӆт ай киника єтӆ.
Путӑр хӑншӑс:
Людмила Гурьева
Родной язык начинается с семьи…
Об этом говорили многие участники очередного Форума учителей родных языков коренных малочисленных народов Севера, который состоялся 28 марта в Обско-угорском институте прикладных исследований и разработок. Тема Форума «Современная система образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре: родной язык и литература». Мероприятие состоялось в очном и онлайн-формате, поэтому в нём смогли принять участие многие педагоги из других регионов России – а это более 100 человек из Югры, Ямала, Республики Марий Эл, г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Форум открылся музыкальным номером – студентка 2 курса колледжа Центра искусств для одарённых детей Севера Мария Федоркив исполнила «Журавлиную песню» (слова: Георгия Полонского, музыка: Кирилла Молчанова) из кинофильма «Доживём до понедельника» (1968 г.). Надо отметить, что Мария в школьные годы посещала городскую детскую студию «Лыланг союм» («Живой ручеёк»), где родной (хантыйский) язык ей преподавала её мама Любовь Алексеевна Федоркив (Молданова).
Участников Форума поприветствовали: директор Обско-угорского института прикладных исследований и разработок, доктор исторических наук Виктория Ивановна Сподина, директор Этнографического музея под открытым небом «Торум Маа», президент общественной организации «Спасение Югры» Людмила Александровна Алфёрова, воспитатель школы-интерната села Казыма Белоярского района, победитель конкурса «Учитель года Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – 2023» Лидия Ивановна Рандымова.
– Форум проводится с целью обмена передовым опытом, успешных педагогических практик, представление инновационных педагогических технологий, а также обменом интересными находками для повышения эффективности работы педагога, воспитателя, родителя в деле сохранения родных языков, – отметила В.И. Сподина в приветственном слове.
Лидия Ивановна Рандымова в приветствии участников Форума отметила, что победа в учительском конкурсе воодушевила её на дальнейшую работу по-новому.
Работа Форума была разделена на несколько частей: пленарная сессия «Родной язык и литература в современной образовательной системе», экспертная сессия «Эффективные педагогические технологии и практики», митап «Конкурсы педагогического мастерства как инструмент профессионального роста педагога», круглый стол «Педагогическая мастерская учителя родного языка и литературы», презентация «Образовательное путешествие», питч-сессия «Семейные ценности – залог успешного воспитания».
Пленарная сессия «Родной язык и литература в современной образовательной системе» началась с доклада начальника отдела непрерывного образования коренных малочисленных народов Севера Управления общего образования окружного департамента образования и науки Оксаны Сергеевны Рыжковой «Родные языки в системе непрерывного образования коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»:
– Говоря о непрерывном образовании, отмечу, что в Югре в 13 детских садах 223 ребёнка изучают родные языки коренных народов Югры. С 2020 года в Югре реализуется проект «Стойбищная школа – сад», на сегодня таких 9 школ-садов, в которых обучается 50 детей из 35 семей в возрасте от 3 до 7 лет. В этом учебном году дети стойбищных школ Белоярского и Сургутского районов начали изучать родной хантыйский язык по программе, подготовленной АНО «ПРО-движение языков и культур обско-угорских народов», педагогом Этнокультурно-образовательного центра г. Ханты-Мансийска М.Е. Макаровой.
Окружным департаментом образования и науки совместно с Сургутским государственным педагогическим университетом разработана программа «Наследие Югры на пути к истокам», которая направлена на формирование ценностного отношения к культуре и природе Югры детей старшего дошкольного возраста.
Родной язык изучается в 24 школах, из них в трёх школах изучается как учебный предмет. В Тегинской школе с 1 по 10 класс, в Сосьвинской школе с 5 по 9 класс, в Полноватской школе на уровне начального школьного образования.
Сегодня в Институте народов Севера Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена обучается 24 студента из Югры по направлению по подготовке специалистов в области родных языков, литературы и культуры.
С 1 сентября этого года в Сургутском государственном педагогическом университете открывается новое направление подготовки двухпрофильного бакалавриата «Преподаватель русского и родного (хантыйского или мансийского) языков». Выделено 10 бюджетных мест. Кроме этого, при СурГУ открывается Институт профессионального образования коренных народов Югры. С 1 сентября мы открываем пробное направление по педагогическому и технологическому образованию «Учитель технологии с родным языком», выделено 5 мест.
О.С. Рыжкова рассказала, что в конце 2023 года были внесены изменения в положение о поддержке студентов из числа коренных народов. Так, было введено ежемесячное пособие в размере прожиточного минимума – 20 435 рублей для всех студентов из числа коренных народов, изучающих родные языки. Ранее им могли воспользоваться только студенты из малообеспеченных семей.
Кроме того, для студентов, проявляющих особые успехи в учении, также предусмотрена финансовая поддержка. Так, студенты-хорошисты будут получать – 5 000 рублей, отличники – 7 000 рублей. Это все студенты, которые получают профессии, включённые в Реестр профессий, связанных с сохранением родных языков и традиционной культуры.
Чернышова Светлана Леонидовна, председатель Межрегионального общественного движения «Ассоциация преподавателей родного языка и литературы коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока», рассказала об актуальности общественных инициатив по сохранению и развитию родных языков и литературы, которая ведётся на местах. Она отметила, что поскольку подрастающее поколение отдаёт предпочтение Интернету, то акцент в работе делается на цифровизацию всего собранного наследия по родным языкам и литературе.
На круглом столе «Педагогическая мастерская учителя родного языка и литературы» молодой учитель хантыйского языка школы села Восяхово Шурышкарского района Алексей Эдуардович Конев рассказал о большой роли настольных игр в изучении родного языка. Он сам с единомышленниками придумывает игры, в которые очень любят играть дети как начальных, так и средних классов.
Преподаватель русского языка и литературы в Ямальском многопрофильном колледже Ирина Гавриловна Кожевина представила педагогический проект «Онлайн-школа по изучению ижемского диалекта коми языка «Изьва кыы», который был создан благодаря грантовой поддержке.
Магистр Нижневартовского госуниверситета, представительница сургутских ханты Олеся Евгеньевна Идиатуллина рассказала, как в условиях города Тюмени ей удаётся сохранять родной язык и культуру: «В семье мы стараемся общаться исключительно на родном языке, участвуем во всех традиционных праздниках – это залог того, что дети с самого раннего детства будут бережно относиться к родному языку и культуре и, возможно, в будущем выберут профессию, связанную с сохранением этого богатого наследия».
Участники Форума отмечали важность поиска современных форм обучения, укрепления позитивного имиджа учителя родных языков и литературы и привлечения внимания общественности к значимости их профессии в деле сохранения языкового и культурного наследия народов России.
По завершению Форума была принята Резолюция. Участники получили Сертификаты. По итогам мероприятия планируется издание сборника.
Людмила Гурьева