- Хантыйский
- Русский
Геннадий Райшев оӆӑӊ хурӑт
Ёмвошн ай кєр тыӆӑщн 2-мит хӑтӆӑн Г.С. Райшев хур хӑншты хотн вәйтантупсы вәс. Щит нємӆ «Сыры хӑншум хурӑт. Ӆўв кан хурас пӑнтӑӆ». Щи ванӆтупсыйн ӆўв мєт сыры хурӆаӆ вәсӑт, художественной ясӑӊ па кан хурасӑт пўншӑс.
Мєт оӆӑӊ ӆўв шуши ёх кўтн Россия мўв хўваттыйн 1970-мит оӆӑтн щимӑщ хурӑт хӑншты питӑс, щит тәрум, мўв па йиӊк вўюм хурасӆаӆ, арсыр оӆюпн нєрум хурӆаӆ. Ищиты мўӊ йиӆуп щурӑс оӆэвн ӆўв Ёмвош мўв шуши мир оӆӑӊӑн хурӑт хӑншӑс.
Тӑм йис рәпатайӆаӆ мўв-йиӊк оӆӑӊӑн хӑншсӑӆэ. Ӆўв ар пўш тәрум юхан мўвӑта ӊхӑс па щӑта «Угут», «Желтоглазые юганки», «Свет над лесом» нємуп хурӑт хӑншӑс.
Хӑншум хурӆаӆн ванӆтӑс, муй вўрн ӆўв нумсӑӆн мўӊ вәӆупсэв тӑйсӑӆэ, мўвев-йиӊкев шиваӆыӆӑс, щи пӑта па хуята щиты пищ ӑнтә шиваӆӑты. Щи пӑта ӆўв ар хурӑт хӑйс, щи хурӆаӆа тӑм йис оӆӑтн ар ӛр па нумӑс пуныӆӑс.
Сыры хӑншум хурӆаӆ хот йитн щи тӑхийн ёх нәмийӆӆа па рәпатайӆаӆ вантӆайт, иӆампа щи тӑхеӆн хуӆӊа щи рәпитман вәӆ, щӑта пурмӑсӆаӆ, нєпекӆаӆ, хӑншты хӆаӆ Карпинска вош эвӑӆт тәтьӆясӆэ. Хурӑт вєрты хә тӑм ванӆтупсыйн вәӆты рәпатайӆаӆ ищи щи вошн хӑншиӆӑс.
Тӑмӑщ ванӆтупсы тӑм оӆ ван хӑтӆуп тыӆӑщ 28-мит хӑтӆ вәнта рәпитты питӆ, кашӑӊ хуят Галерея хота ӊхты пищӆ вәӆ.
Геннадий Степанович Райшев 1934-мит оӆн кӑт юхан Ас па Салым вәтща увты тӑхийн, Сивохребт вошн сєма питӑс. Ар оӆӑт щи тӑхетн веӆпӑсӆӑсӑт, хўӆ катӑӆсӑт – шуши хӑнты рәт Райшев па рўщ Конев ёх щӑта вәсӑт. Г. Райшев ая вәӆум оӆӆаӆ ӆавӑрт вәсӑт, ащеӆ 1937-мит оӆн Манстӑр воша тәсы, вәнӆтыйӆты тӑхеӆ вущкӑсӆэ, щи пурайн ӆаӆь тывӑс, ӆўв нётӑсты, вой-хўӆ веӆпӑсӆӑты питӑс. Щи мӑнум оӆӑтн оӆӑӊ хурӆаӆ хӑншиӆӑс.
Путӑр хӑншӑс:
Фёдор Каксин
Ранняя живопись Геннадия Райшева
2 марта в г. Ханты-Мансийске в Галерее-мастерской Г.С. Райшева состоялась открытая обновлённая экспозиция «Ранняя живопись. Путь к знаковости».
На показе ранней живописи Геннадия Райшева – время открытия автором собственного художественного языка и знаковых образов. Один из первых в российском искусстве в 1970-х годах автор обратился к знаковости изображений – форме, цвету и пространству. В своих художественных поисках он находил новейшие течения ХХ века с постижением темы Крайнего Севера.
В творчестве Райшева этого периода формируется природно-мифологическая основа. Многие его произведения связаны с поездками к восточным ханты по рекам Юган и Аган, с обращением к теме состояния единства человека и природы, которая сохранилась в отдалённых от цивилизаций местах – это серии работ «Угут», «Желтоглазые юганки» и «Свет над лесом».
Изобразительные образы необычны по своей первозданности и многослойности содержания. И потому мы постоянно с течением времени и в разных ракурсах видим и открываем для себя «знакомого незнакомого» Райшева. Тем более, что наследие его столь велико, оно всегда осознаётся в новых соотношениях и взаимосвязях с последними событиями.
В экспозиции на контрастах показаны разные этапы изобразительности – от натурных пейзажей до абстрактных композиций. В целом, это большое пространство, как бы вмещающее всё многообразие мозаики окружающей жизни. К яркому отдельному блоку восточных хантов в новой экспозиции добавлен столь же выразительный и по-весеннему лиричный раздел с мансийскими и коми-зырянскими мотивами. Часть работ впервые показывали в новом зданий Галереи-мастерской.
Зал ранней живописи является для многих памятным местом о встречах с художником. Он, как и прежде, сохраняет атрибутику старой мастерской: походные этюдники, мольберт, инструментарий для живописи, привезённый из города Карпинска. Там художник создавал, в том числе представленные в экспозиции работы.
Фёдор Молданов