- Мансийский
- Русский
Мньщи н колтāглэ
Туи Ивдель ӯсн ялмум порат ам акв н ёт потыртасум, тав тох лвыс:
– Ам намум Наталья Ивановна Гриднева. Ам мньщи н. Полуночный пвылт самын патсум, тав Свердловский областьт лы. Тыт яныгмасум, ишколат ханищтахтасым. Ам ат нврам ньщгум: Всеволод, Галина, Мария, Данил ос Елисей. Яныг пыгум армият лы, мтаныт иӈ ханищтахтгыт.
Щнюм урыл потыртгум:
– Ам щнюм наме Галина Васильевна. Тавн вртур тпост 73 тл мтыс. Юрта Бахтияроват самын патас. Юрта Бахтиярова Ивдельский городской округта Свердловский областьта лы. Вр кӣвырт хныпл Вапссс втат. Нёлст нупыл нёлолов врыста Ивдель ӯс ляпат.
Тав тот ат тл мос лыс. Тувыл щнь-щаге ёт Сӯевт пвылн внтлас. Ётылнув ще тахмаяс Хулюмсӯнт пхын внтлаӈкв. лаль минуӈкве ат врмас, сака гмыл мтыс. Тав мощнув лыс, тувыл та рагатас.
Ётылнув хт тл порат щнюм Бурмантово пвылн нврам колна тотвес. Ам анквам (щнюм щнь) таккт Сӯевт пвылт лыс. Хунь щнюмн нёлолов тл мтыс, щне холас. Тав таккт арыгтас, таимгыс Полуночный пвылн интернатна ктвес. Тот яныгмас ос ишколат ханищтахтас. Хунь интернат холтас, тав кркам ква палт Нахаловкат (тащир лваве акв пал пвыл) лыс.

Хунь 10 класс холтас, Североуральск ӯсын политехникумн лаль ханищтахтаӈкве вввес. Тот всеволодские мньщит ёт румалахтас. Тн палтын потыртаӈкве ялуӈкв патас. Нпакыл хснэ, св внэ врмаль виӈкве (штукатур-маляр ос тнут пйтнут). Тувыл акв ювле пвылн ёхтыс. Щнюм номтыӈ, свсыр нпак ньщи. Врта св тл тов сгрим рӯпитас, йӣв товыт сгрыс. Пс порат щмья кӣвырт мньщи лтӈыл мащакв потыртас. Мощ таккт лыс, тувыл такви щмьяӈыг мтыс. Рущ хум тотас. Таимгыс воссыг щнь-щ лтӈыл ат потыртас. Рӯт ат ньщас потыртаӈкве. Лтыӈ торгамты, вгтэ кос, потыртаӈкве ат врми. Мньщи врмалит щирыл лы, пс тлат номьянэ. лаль мнавн лви.
Ты тл тав ущты Вижайн ялас. Вижай сака ялпыӈ – тавн мнь пора тгыл ще потыртас. Мн мирув ялпыӈ м ляпат лы. Тув кван ялантаӈкв ат рви. Щнюм ёмщакв вг ат тртнут. Хт рви пувлуӈкв, хоты ялпыӈ, хт рви муӈкв, хт ат рви. Мнь порат щнюм мнув ханищтас, хумус ри врта луӈкве. Мн вр кӣвырн пил втуӈкв ялантасӯв. То порат палаткат хӯлсӯв. Сӯйпил, саӈквлыпил, свни, сосыг втсӯв, сс, туи порат лӯптат щāй мāгыс тслысӯв. Ты врмаль ам щēмьямт иӈ ōлы – мāн лӯпта тōслв, вōрна ōс кēлыг пил вāтуӈкве ялантв.
Щāнюм кāсыӈ тл туи порат юв Юрта Бахтиярован лāглыл яланты. Туп таи слиг лы, колэ мос ат ёхты. Сотыт пйты, тувыл Тахтат, тот ӯщлахты, хӯлы, маткем хōтал ōлы ос акв ювле манты.
Ам Ивдельский городской округт мньщи прават вуянтыянум. нумн ри мнки лāтӈанув кос хт вус суйтас. Культура вāрмальт тувыл политика мос. Мāнавн, мāньщитна, ри мнки пēс мāхманув мā, лāтӈув, пс йис врмалянув суссылтаӈкве.
Ам щēмьям – ам рум, мāньщит лупсав нвраманувн лаль миӈкве ри.
Галина Дунаева
Беседа с мансийской женщиной
Наталья Гриднева – многодетная мама, у неё пятеро детей: Всеволод, Галина, Мария, Данил и Елисей. Старший сын проходит службу в армии, а остальные дети еще учатся. Родом она из посёлка Полуночного Свердловской области.
– Моя семья – это моя сила, а традиции манси – наше наследие, которое я передаю своим детям, - говорит активистка и общественный деятель Наталья Гриднева. Женщина активно защищает права манси в Ивдельском городском округе Свердловской области.
– Мне важно, чтобы голос нашего народа звучал на всех уровнях – от культурных мероприятий до политики. Мы должны сами представлять свои интересы, сохранять язык, традиции и землю предков.
Мама с детства приучала нас к жизни в гармонии с природой: мы часто ходили в лес собирать ягоды, иногда жили в палатке по несколько дней. Собирали бруснику, клюкву, чернику, чагу, смородину, разные травы для чаёв и сушили их на зиму. Эти традиции живы в нашей семье до сих пор – мы продолжаем поддерживать связь с природой, ходить в лес, собирать ягоды и травы.
Раньше мама свободно разговаривала на мансийском языке, особенно в кругу близких. Однако после замужества за русским мужчиной и жизни в русскоязычной среде, где мансийский практически не использовался, родной язык постепенно ушёл из повседневной речи, в памяти остались лишь отдельные слова. Однако мама помнит все традиции, обычаи, хранит и передает их.

В этом году она впервые посетила Вижай – место, о котором в детстве рассказывал отец. В тех местах находится священное для нашего народа место, где женщинам запрещено бывать. Мама хорошо знает правила и запреты, связанные с реками и берегами, где можно ходить, а где – нельзя.
Мама родилась в Юртах Бахтиярова. Это маленькое поселение находится в живописной горнолесной местности на правом берегу реки Вапссос – правого притока реки Большая Тошемка, в 78 километрах от города Ивделя Свердловской области. Там мама прожила до пяти лет, после чего вместе с родителями переехала в Суеватпауль. Позже отец хотел переехать дальше, в сторону Хулимсунта, но судьба распорядилась иначе, он тяжело заболел и вернулся домой. Дедушка прожил недолго и ушёл из жизни.
После чего в шесть лет маму отправили учиться в Бурмантово, интерната там не было, поэтому она жила в детском доме. Когда маме исполнилось восемь лет, умерла бабушка. Так мама осталась сиротой. После этого её перевели в интернат в поселке Полуночный, где она выросла и получила образование. После интерната ее приютила добросердечная женщина из Нахаловки (так называется одна часть поселка Полуночное).
После 10 класса маме предложили продолжить обучение в политехникуме Североуральска, где она познакомилась с всеволодскими манси. С ними она хорошо общалась и ходила к ним в гости. Вернувшись в родной посёлок, выучилась на штукатура-маляра и пекаря. А после много лет проработала в лесу сучкорубом.
Мама каждое лето пешком ходит в сторону Юрт Бахтияровых. К сожалению, до собственного дома она дойти не может – останавливается на сотом километре или у Тахты, где нередко ночует, а затем возвращается домой пешком.
Галина Дунаева





