- Мансийский
- Русский
Нйпос, рг ос вит мгсыл ойтхатнэ тла урыл
Ксыӈ тпост ӯсыт ос яныг пвлыт лнэ мир нйпос, вит ос рг мгсыл ойтхатгыт, рущ лтӈыл ты врмаль «коммунальный услуги» лвавет.
Манасвит олн ойтуӈкве ри, мхум нпакыл акваг ктавет. Ты нпак ксалым, св хтпат лвгыт: «Я-та-ты! ста св олн ойтуӈкве ри».
лнэ колынт ащирмаг ке лы, ос рг мгсыл св олн ойтэгн, вит лльсаӈ ссхаты, кол пхат тӯйт ат ке хилаве, тыи ос мт врмалит урыл округувт рӯпитан Жилстройнадзор колн нпак хансуӈкве ри. Ты колт кӯщаиг ань Артём Копылов рӯпиты.
Яныг таквс тпос 16 хталт кӯщай хум округувт лнэ мир ёт «Югра» нампа ищхӣпыӈ ут хосыт потыртас. Мхум свсыр тлат урыл тнт пӯмщалахтасыт.
Мхум рг мгсыл ань св олн ойтгыт. Кӯщай хум китыглавес, лнэ колт ке ащирмаӈ ос рг мгсыл щмья св олн ке ойты, тавēн хоталь тамле пищма хансуӈкве рви.
Артём Петрович лвыс, тлы порат мхум лнэ коланылт хтал сыс 20-22 температура свит яныт враве. Ос ӣти акв щс ат щс мус лнэ колт 18 свит температура мтуӈкве врми. Тыил мощщанув ке, тнанылн пищма хансуӈкве ри.
лнэ кол лльсаӈ ке плтыглавес ос св олн ке вуйвес, щмьят олнаныл ювле тах ойтавет. Ты пищма «Госуслуги» хосыт ктуӈкве ань с рви. Хансум нпаканын тох моляхнув ёхты ос кӯщаит ты хосыт рӯпитаӈкве тра вылтахтгыт.
Артём Копылов лвыс, ЖКХа колыт лльсаӈ ке рӯпитгыт ос тнки врум рӯпатаныл мгыс св олн выгыт, мхум Жилстройнадзор колн пищма вос хансгыт. Тнт ЖКХа колыт уральтаӈкве патавет. Ань округув янытыл лнэ мир тн олнэ колыт рӯпитан управляющий компаният ёт воритотуӈкве щар ат ксащгыт, св олн лаль та ойтгыт.
Кӯщай хум ос потыртас, яныг колт лнэ щмьят рг мгсыл счётчикыт щирыл олн ойтгыт. Тамле утыт св накпа колыт щар ёлы накт лгыт ос ты коныпал ксащан щмьят тнки мгсыланыл тамле ут с ёвтгыт.
лумхлас такви лнэ колт счётчик ке врыс, рг мгсыл мощщанув олн мыг. Щмья тамле ут ат ке ньщи, норма щирыл рг мгсыл св олн ойты.
Радужный ӯст акв яныг колт лнэ щмьят ос тнки врмаляныл урыл потыртасыт. Тн лнэ коланыл 25 тлыг мтыс, вит тратан турпат хосат псыг мтсыт.
Ты туи св щёс ты турпат исум вит тра ссхатас. Мхум кӯщай хум палт пӯмщалахтасыт, ты тра ссхатым исум вит мгсыл манрыг тн ойтхатгыт.
Артём Петрович ювле лвыс:
– Сккон щирыл, турпат, крквлгыт ос мт свсыр утыт св накпа ллит колт лнэ щмьят нупыл хансым лгыт. Тыимгсыл турпат псыг ке мтсыт ос вит тра ке сōсхаты, мхум ойтхатуӈкве лвавет.
Ань тамле яныг колытыт лнэ мирыт ксыӈ тпос Югорский фонд-колн олн ойтгыт. Пора хунь ёхты, коланыл ёмащакв щпитавет, иснасыт, пс турпат пнтавет, колаланыл йильпииг вравет.
Ты колт моляхнув йильпииг турпат вос вравет, тот лнэ щмьятын сапрни ань вруӈкве ос тувыл пуссын аквъёт Югорский фонд нупыл пищма хансуӈкве ри. Тнт тн лнэ коланыл моляхнув хот-щпитавет, пс щаӈквыт пēнтсыл йильпи утыл пнтавет.
Хнтхатыглап оигпан лы-плт Артём Копылов лвыс, мхум китыглахтын лтыӈ ос трвитыӈ врмаль ке ньщгыт, Жилстройнадзор колн пищма вос ктгыт, тот рӯпитан хтпат тнанылн тах нтгыт.
Людмила ТЕТКИНА
Нужно ли устанавливать индивидуальные счётчики на отопление собственникам многоквартирных домов?
На этот и другие вопросы ответил руководитель Службы жилищного и строительного надзора Югры Артём Копылов. Прямой эфир по теме «Качество коммунальных услуг в осенне-зимний период» прошёл 17 ноября в сообществе «Югра» ВКонтакте.
Одна из первых тем, которую обсудили, касалась платы за отопление, именно эта услуга в зимний период для большинства потребителей является самой расходной.
Глава надзорного ведомства рассказал, что в настоящее время в центр управления регионом, так и в их службу поступает большое количество обращений, связанных с качеством услуги и порядка расчёта за отопление: «Качество коммунальных услуг прописано в правилах, утверждённых постановлением Правительства №354. В приложениях к данным правилам указаны параметры качества предоставления услуги по отоплению. В зависимости от расположения дома в помещении должно быть от 20 до 22 градусов тепла, в ночное время с часа ночи до пяти утра допускается снижение температуры на три градуса. При этом превышение температуры допускается только на четыре градуса. Если же качество ненадлежащее, то потребитель имеет право на перерасчёт. Механизм пересчёта также прописан в правилах. Если услуга оказана плохо, жильцам необходимо обратиться в управляющую компанию».
По словам Артёма Копылова, в случае, если управляющая компания отказывается выезжать на проверку, собственник может с привлечением соседей составить акт. Данный акт будет подтверждением, что услуга оказывается некачественно. С этим документом нужно обратиться в управляющую компанию, на основании его потребовать перерасчёта за ненадлежащее оказание услуги. Размер и методика снижения платы также прописаны в правилах. Если ресурсная компания отказывается произвести перерасчёт, потребитель вправе обратиться в Жилстройнадзор с жалобой.
Глава надзорного ведомства сообщил, что граждане могут обратиться к ним письменно, либо написать обращение через систему ГИС ЖКХ, где личность человека проверена через портал Госуслуги. Помимо этого, обращение можно направить через систему обратной связи, она также интегрирована в систему Госуслуг. К данной системе подключены органы власти, различные службы и управляющие компании, работающие на территории округа. В этом случае проблему они должны решить в оперативном порядке. Если же выяснится, что ресурсоснабжающая компания виновата, то в отношении её взыскивают существенные штрафы.
В продолжение темы югорчане поинтересовались, нужно ли устанавливать индивидуальные счётчики на отопление собственникам многоквартирных домов?
Руководитель Жилстройнадзора сказал: «Начисление платы за отопление установлены правилами Постановления №354. Согласно им, плата за отопление начисляется в многоквартирных домах по общедомовому прибору учёта. Если конструктивом дома предусмотрена установка общедомового прибора учёта, а также индивидуального прибора учёта в каждом жилом помещении, то начисления производятся по их показаниям. В тех квартирах, где их нет, начисления производятся по нормативу. Соответственно, берутся показания индивидуальных приборов учёта плюс по нормативу, где нет таких счётчиков ещё и разница по общедомовому прибору учёта. Оставшаяся сумма распределяется на всех собственников жилых помещений. Конечно, по индивидуальным приборам за тепло платить выгодней, чем по нормативу. Поэтому наше законодательство стимулирует собственников устанавливать счётчики, в том числе и за отопление».
Во время прямого эфира прозвучал вопрос от жительницы многоквартирного дома из города Радужного. Женщина рассказала, что в их доме трубы находится в эксплуатации более 25 лет, из-за чего часто происходят прорывы горячей воды. В доме стоит общедомовой счётчик горячей воды. Она поинтересовалась, кто будет оплачивать горячую воду, которая выливается при порывах? Управляющая компания утверждает, что все расходы будут возмещаться за счёт собственников жилых помещений.
Артём Копылов прокомментировал данный вопрос: «Локальные и текущие ремонты проводит управляющая компания и за это платят жильцы. Капремонт проводится за счёт Югорского фонда капремонта, который формируется за счёт взносов собственников многоквартирных домов. Сроки и очередность установлены фондом, они все есть на сайте. Если аварии происходят очень часто, жильцы общим собранием могут передвинуть эти сроки. Собственники должны провести общее собрание жильцов с участием представителей управляющей компании о переносе сроков капремонта. Затем заявка отправляется в межмуниципальную комиссию, после в департамент строительства и коммунальных услуг, где принимается решение о переносе».
Говоря о потерях ресурсов, которые несут жильцы, руководитель ведомства сообщил: «Механизм возмещения таких потерь не прописан в правилах, но есть такое понятие как расходы на общедомовые нужды (ОДН). Данный ОДН формируется, если случились такие аварии. Если управляющая компания не устраняет должным образом аварию, жильцы могут обратиться в нашу службу».
Людмила ТЕТКИНА