- Мансийский
- Русский
Йис мāт пуссын нпакн хансуӈкве ргыт
Ханты-Мансийск ӯст яныг таквс тпос вāт нупыл атыт хталт округувт сосса мирн нтмил вāрнэ Ассамблея депутатыт сапрāни вāрыгласыт. Ты вāрмаль Ассамблея кӯщай Еремей Айпин лаль тотыстэ. Тот пуссын аквъёт хт тла урыл потыр лыс.
Ты сапрāнит кӯщаит йис мāт лнэ ос рӯпитан сосса мāхум тāрвит вāрмаляныл урыл потыртасыт. Рущ щирыл ты йис мā «Территории традиционного природопользования» лāваве. Сāвыӈпāлэ тамле мāт мā-вй ос газ мāныл нх-виве. Тот сосса мāхум щмьяӈ тāгыл лгыт. Ос тва колтāглыт нефтяникыт ёт соглашение-нпакыт хансым ат ньщгыт, тыи мāгыс компенсация-олныл ат ойтавет. Ты ос таимāгыс тох мтыс, тāн йис мāнаныл мāгыс регистрация-нпак ат вāрыгласыт.
Ты хосыт Сургутский район миркол кӯщаит тāн ётаныл лаль соглашение-нпак хансуӈкве ат врмгыт. Хоты йис мāт лнэ кол кӯщай хотталь щалты манос мт мāн луӈкве минас ке, тав йис мāтт нефтяникыт соглашение-нпакыт тāра хот-пилттгыт. Тувыл ты щмьят воссыг компенсация-олныл ат ойтавет.
Округ кӯщаит мā-вй нх-винэ мāт лнэ сосса мāхум щмьят пуссын ловиньтасаныл. Тувыл нефтяникыт палт пищма ктсыт, тāн ётаныл соглашение-нпак с вос хасвес. Мā-вй нх-винэ граница мāт лнэ сосса мāхум с олныл вос ойтвсыт.
Ань ты хтал мус яныгсāт щмьят нефтяникыт ёт соглашение-нпак хаснэ вāрмаль ӯргыт. Ос «Лукойл» нампа компания тāн ётаныл нпак хансуӈкве ат врмгыт. Тāн лāвнныл щирыл, ты сосса щмьят тāнки йис мāнанылт регистрация ат ньщгыт.
Ты сапрāнит кӯщаит тамле вāрмаль щпитасыт. Ань йис мāт лнэ сосса мāхум лицензия-нпак щнэ мā-вй нх-винэ компаният границаныл палт хаснэ урыл лāтыӈ тотсыт. Тувыл ос ань йис мāт туп федеральный вāрмаль хосыт нпакын хансуӈкве рви. Ты тла мӯхсалыг вāрнэ мāгыс ōс нпак щпитавес. Мансāвит сосса мāхум ань йис мāт лы, тāн пуссын хансавет. Тувыл лаль нефтяникыт, округ кӯщаит ос федеральный властит акван-потыртахтым ты тла рнэ щирыл вāруӈкве патыяныл.
Кӯщаит потраныл хосыт, тāн ты вāрмалит ёмщакв хансын правовой база ат ньщгыт. Ты хосыт тванакт округ кӯщаянув, федеральный власть ос нефтяникыт халанылт потраныл акван ат ёхтгыт. Ань йис мāт рнэ щирыл нпакыт хаснэ мāгыс кӯщаит методика щпитаӈкве потыртахтасыт.
Кӯщай хтпат тыи ос мт потрыт пуссын нпакын хассаныл ос округ Дума кӯщаитн ос яныг миркол кӯщаитн ктсаныл.
Тувыл мтыт хтал ос округ яныг кӯщаит ос депутатыт пуссын яныг сапрāнин акван-атхатыгласыт. Тот тāн вāт нупыл хӯрум сāвсыр тлат урыл потыртасыт. Тāн халанылт щар мāк рнэ олн лāкква-уртнэ сāккон хӯрум тāлытн лаль пирмайтасыт.
Округувт олн лāкква-уртнэ департамент кӯщай н Вера Дюдина лāвме щирыл, йильпи тāлт сāвыӈпāлэ олныт лнэ колыт ӯнттын, лӈхыт вāрнэ ос мирн нтмил вāрнэ мāгыс тāстувес. Тувыл нврамыӈ щмьят ос ань хнтлын мāт яласан хтпат, тāн щмьяныл нтнэ мāгыс с олн щпитавес. Ань мирколт лум сапрāнит мāк тыи ос мт тлат пуссын пирмайтавсыт. Ос мт щёс депутатыт ты тāл оигпан лы-пāлт акван-атхатыглгыт тах.
Николай МЕРОВ
Итоги 40-го заседания Ассамблеи: обсуждение традиционных территорий и вопросы соглашений
В Ханты-Мансийске 25 ноября под председательством Еремея Айпина прошло очередное заседание Ассамблеи представителей коренных малочисленных народов Севера, Думы Югры. На повестке дня рассматривались и обсуждались шесть вопросов.
Одним из ключевых стал вопрос о территориях традиционного природопользования – ТТП. Многие семьи представителей коренных малочисленных народов Севера, проживающие на ТТП, не имеют экономических соглашений с нефтяными компаниями, несмотря на ведение хозяйственной деятельности на этих территориях. Многие территории не зарегистрированы как ТТП, что затрудняет заключение соглашений.
Некоторые муниципалитеты, включая Сургутский район, отказались вести списки семей для заключения соглашений. Также произошли изменения глав домохозяйств: смерть или переезд приводит к прекращению соглашений.
Власти Югры ведут работу по составлению списков семей, проживающих на необразованных ТТП. Направлены письма нефтяным компаниям с просьбой заключить соглашения. Рассматривается возможность привязки соглашений к границам лицензионных участков нефтяных компаний.
На сегодняшний день более 100 семей включены в списки для заключения соглашений. Нефтяные компании, такие как «Лукойл», отказывают в заключение соглашений, ссылаясь на отсутствие регистрации ТТП.
На заседании поступили предложения по привязке соглашений к границам лицензионных участков нефтяных компаний. Необходимо разработать методику выделения ТТП на федеральном уровне. Продолжится работа по составлению списков семей и обсуждение вопроса с нефтяными компаниями и федеральными органами власти.
Обсуждение показало, что проблема заключается в отсутствии чёткой правовой базы и координации между различными уровнями власти и нефтяными компаниями. Для решения необходимо разработать методику выделения ТТП на федеральном уровне и привязать экономические соглашения к границам лицензионных участков нефтяных компаний.
Все выработанные рекомендации направлены председателю окружной Думы, а также в Правительство региона.
Дума Югры приняла основной финансовый документ региона
Спустя два дня в Ханты-Мансийске прошло юбилейное пятидесятое заседание Думы Югры седьмого созыва.
Особое внимание уделено проекту закона о бюджете Ханты-Мансийского автономного округа на 2026 год и последующие два года (2027- 2028). По словам директора Департамента финансов Вера Дюдиной, бюджет был сформирован на основе обращений жителей и стремления обеспечить социальную справедливость и экономическое процветание региона.
Основные показатели бюджета включают:
Доходы: Прогнозируемые поступления варьируются от 419,5 млрд рублей в 2026 году, до 453,6 млрд рублей в 2028 году. Налоговые доходы обеспечивают основную долю финансирования (около 87%), демонстрируя рост по всем ключевым позициям.
Расходы: Общий объем бюджетных затрат рассчитан на уровне около 476,7 млрд рублей в 2026 году, увеличиваясь до примерно 481,3 млрд рублей в 2028 году. Основное направление расходов связано с реализацией государственных программ и поддержкой социальной инфраструктуры.
Одной из ключевых мер поддержки является реализация программы социальной помощи гражданам Югры, особенно семьям с детьми и участникам специальной военной операции. Бюджет предусматривает выделение значительных средств на развитие инфраструктуры, социальные проекты и мероприятия, направленные на повышение качества жизни населения.
Более трети всех бюджетных ассигнований направляется на оказание финансовой поддержки муниципальным образованиям, что подчеркивает стремление Думы поддерживать регионы в развитии социальной и экономической сфер.
Николай МЕРОВ




