- Хантыйский
- Русский
Картӑӊ сэв
Мўвтєӆ мирӑт кўтн ин тӑм вәнты ар йис путӑр хӑннєхә әптӑт оӆӑӊӑн тәӆы. Увӑс мўв мирӆўв хущи ищи щимӑщ вєр вәӆ. Йис вўш эвӑӆт шуши мирӆўв картӑӊ сэв тӑйсӑт. Вантэ, әптӑт хӑннєхә ӆавӑӆты щир тӑйԯӑт. Щи пӑта әптӑт ма тӑйты мосӑс, нух сэвты, арсыр хурамӑӊ карты щўӊкӑтн хурамтӑты.
Ас нопӑтты тыӆӑщ 25-мит хӑтӆӑн йис пурмӑсӑт ӆавӑӆты «Торум Маа» тӑхийн онлайн щирн «Ас-угорской мирн әптӑт хурамтты вєр» мирхот вәс. Иса щив 30-кєм хуят нєпек китсӑт па щи тумпи хӑннєхуятӑт вәйтантупсы вантты пӑта пиӆтӑщсӑт. Щит Сўмӑтвош, Нуви сӑӊхум, Манстӑр, Нижневартовской районӑт, Мегион, Сәрханӆ, Ёмвош эвӑӆт культура щирн рәпитты хуятӑт вәсӑт. Ямал мўв Шурышкарской район Ханты-Мужи кәртӑӊ музейн рәпитты нєӊӊӑн ищи ясӑӊ тәсӊӑн.
Оӆӑӊ ясӑӊ щи әмӑщ вєр оӆӑӊӑн исторической наукайт кандидат нє Татьяна Александровна Молданова путӑртӑс. Ӆўв лупӑс, хуты шуши хӑннєхә пӑта әптӑт ӆавӑӆты щир тәӆӑт. Хән хӑннєхә ӑнтәма йис, нємасыя әпӑт акань вєрӑнтсы.
Щимӑщ сэвӑт юрнӑт, хӑнтэт па вухаӆят тӑйсӑт. Увӑс мўвн вәӆты хӑнтэт сэвӆаӆ нўм па хӑтӆ єтты пєлӑк мўвӑтн вәӆты хӑнтэт эвӑӆт еша па хурасупшӑк вәсӑт.
Увӑс хӑнтэт па вухаӆят эви муй ими әптӑт кӑтна пунсыйт, щӑӆта кашӑӊ ух пєлкӑн әптӑт ха ӑкӑтсыйт па така сухумн мўхӑӆая ювӑртсыйт. Щи тумпийн итәх пурайн эвета па имета нємасыя щӑшкан сух эвӑӆт кӑт сэв вєрӑнтыйӆсы, муӆтыкєм щив вўрты щӑшкан вўйӆясы. Щӑӆта щи сухӑӊ сэвӑт эӆты нәй эвӑӆт ващ сухмӑтн йирсыйт, сыр-сыр хурамӑӊ карты щўӊкӑтн, пӑтӑрух пәхлӑтн, ӆәйтӑӊ картэтн, сӑкн хурамтсыйт.
Еӆӆы «Торум Маа» музей хущи рәпитты айӆат нє Дарья Кунина сэвӑт хурамтты оӆӑӊӑн «Накосные украшения в этнографическом изучении и в фондовых коллекциях музея» айкеӆ вєрӑс. Ӆўв учёной нєӊӊӑн Надежда Васильевна Лукина па Аксана Александровна Богордаева, финской учёной хә Уно Тави Сирелиус щи оӆӑӊӑн хӑншум нєпекӑт хўват хӑншум путӑр ӆўӊтӑс па хурӑӊ ванӆтупсы вєрӑс.
А.А. Богордаева щирн, Ас-угорской мирӑт кўтн имет хәӆум щирн әпӑтӆаӆ сэвсӑт. Щит әптӑт ӑӆ сухн ювӑртсыйт, кӑт сэв сэвсы па әптӑт ӆуртсыйт.
18-мит нәпӑтн мєт ар хуят кӑт сэва әпӑтӆаӆ сэвсӑт. Әптӑт кӑт пєлка кўншсыйт па кӑт сэв сэвсы. 19-20-мит нәптӑтн щиты имет па икет әпӑтӆаӆ сэвсӑт. Щимӑщ вєр увӑс, нўм па хӑтӆ єтты пєлӑк хӑнтэт па увӑс вухаӆят тӑйсӑт. Сэвӑт нємасыя хурамтсыйт (рўщ щирн «косники», «косоплётки», «ложные косы», «затылочные украшения»). Щимӑщ хурамӑт Сибирь мўвн вәӆум шуши мирӑт кўтн ищи вәсӑт. Хӑнтэт па вухаӆят кӑт щирн әпӑтӆаӆ хурамтсӑт: оӆӑӊ – щит хән әпӑтӆаӆ сухн ювӑртсӑт, кимит – нємасыя сӑк эвӑӆт ёнтум па сэвум утӑт щив вєрсӑт.
Еӆӆы вәйтантупсыйн Ямал мўв Шурышкарской район Ханты-Мужи кәртӑӊ музейн рәпитты нєӊӊӑн Мария Куртямова па Алла Конева хӑнты йис сэвӑт ванӆтӑсӊӑн, мӑта утӑт ӆыв музееӆ хущи вәӆӆӑт.
«Торум Маа» йис пурмӑсӑт ӑкӑтты па шавиты тӑхи ёх әмӑщ па мосты вәйтантупсы ӆэщӑтсӑт. Айӆат рәпитты ёх шуши мир йис вәӆупсы, культура вєрӑт оӆӑӊӑн йиӆуп ут уша павӑтсӑт. Щит, мосӑӊ, хәнты рәпатаеӆ щирн мосмитӆ па ӆыв мўӊ мирев йис вєрӑт тәс щирн еӆӆы тәты питӆӑт.
Путӑр хӑншӑс:
Надежда Вах
Ложные косы у обских угров
У всех народов мира существовало и до сих пор существует множество поверий, связанных с волосами. Многие их них сводятся к тому, что в волосах покоится сама жизнь, или они являются обиталищем богов и духов, поэтому за ними следует тщательно ухаживать, всячески украшать. У многих народов в набор женского наряда и украшений включают различные накосные украшения.
Ложные косы были распространены и у северных ханты и манси. Единичные сведения о ложных косах имеются и у восточных ханты, у которых ложные косы с характерной овальной пластинкой на затылке носили и мужчины. Женщины и девушки южных ханты и манси также заплетали волосы в две косы, но ложных кос здесь не носили, а накосные украшения отличались тем, что делались они целиком из бисера, и металлических деталей в них было гораздо меньше или не было совсем.
25 мая в формате онлайн в музее «Торум Маа» состоялись этнографические посиделки на тему «Накосные украшения в традиционной культуре обских угров». В программе творческой встречи приняли участие сотрудники государственных и муниципальных музеев, Домов культуры, Центров ремёсел из территорий Югры: Белоярского, Берёзовского, Октябрьского и Нижневартовского районов, городов Мегиона, Сургута, Ханты-Мансийска, а также из Ямало-Ненецкого автономного округа.
О значении волос и кос рассказала кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, философии и права Юридического института ЮГУ Татьяна Молданова. По её словам, волосы и косы – это очень важная часть, так как в них содержится жизненная сила человека. Если мы потеряем жизненную силу, значит, мы потерям свою жизнь. Самая главная функция для кос – охранительная. Самое главное, что охраняет – это металл, поэтому чем больше металла на косах, тем надёжнее мы себя охраняем. Это очень важно. И чем больше украшений в волосах и в косах, тем счастливее будет женская доля и жизнь.
Вторая функция волос и кос – сакральная. Косы не просто обладают жизненной силой, это ещё и связь со всей Вселенной, с божествами. Когда рождается ребёнок, то у него появляется дух-покровитель. И волосы или пучок его волос к нему привязывают. Таким образом, волосы – это связь с духом-покровителем, с сакральным миром, миром, который нас охраняет.
И третья важная функция – это связь живых и мёртвых. Когда умирал человек, раньше делали иттарму (куклу с волосами). Через волосы мы могли и можем связаться, как считали ханты и манси, с потусторонним миром.
Также с докладом «Накосные украшения в этнографическом изучении и в фондовых коллекциях музея» выступила научный сотрудник музея Дарья Кунина. В своей презентации она собрала материалы исследователей, которые изучали данную тему. Это Надежда Васильевна Лукина, Аксана Александровна Богордаева, Уно Тави Сирелиус.
По материалам А.А. Богордаевой, причёски обских угров варьировались в пределах локальных и половозрастных групп представленные тремя основными типами. Два обмотанных пучка волос, две косы и стрижка. Из них к самому распространённому типу можно отнести двухкосье. Волосы распределялись по прямому пробору на две половины: левую и правую, и заплетались в косы. Такая причёска фиксировалась в XVIII веке у манси и ханты. В конце XIX и начале XX века плетение двух кос от висков и от ушей практиковали мужчины и женщины восточных, северных и части западных манси, северных, восточных и южных ханты. Тесно с такими видами причёсок были связаны накосные украшения (косники, косоплётки, ложные косы, затылочные украшения), форма которых изначально предполагала оформление двух составных частей. В этом проявляется единство основных типов причёсок и сопровождающих их накосных украшений. Преобладание у обских угров двухкосной женской причёски отражает тенденцию, характерную для большинства народов Сибири.
В способах украшения кос у ханты и манси прослеживается две традиции: первая связана с ношением ложных кос и обмоткой волос, и вторая – с использованием бисерных косников и косоплёток.
Богатую и уникальную коллекцию показали сотрудники природно-этнографического парка «Живун» из деревни Ханты-Мужи Шурышкарского района Ямало-Ненецкого автономного округа. Алла Конева рассказала о происхождении накосников как старинных, так и новых, изготовленных в наше время. Конечно же, они отличались друг от друга и материалом, и цветовой гаммой, и оформлением. Мария Куртямова показала старинные косы, передаваемые в их семье по наследству. Они были изготовлены в конце XIX века, и за счёт металлических украшений весили около 20 килограмм.
Все приглашённые и гости онлайн-встречи с большим интересом слушали докладчиков.
Надежда Вах