Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Надежда ВАХ

Содержание номера

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Йис вәӆупсы ӆєрамтты ими
  • Ёмвош округ хӑнты пушхиет
  • Вўтвош кәртєм оӆӑӊӑн
  • Ма вәнт кәртєм сӑмӑӊа тӑйӆєм
  • Вўӆэт мосман тӑйӆум
  • Охӑт-Юган вәнт шушийн вәӆӆўв
  • Мўӊ нӆсот вўӆы ӆавӑӆӆўв
  • Вўӆэт сӑмӑӊа ӆавӑӆӆум
  • Ма семьям
  • Тәрумӆор
  • Хотӑӊ ёхӆам мосман тӑйӆӑӆам
  • Пим юхан ар няврємӑӊ хоттєӆ ёх
  • 50 оӆ мӑр и нумӑсн вәӆӆӑӊӑн, и сӑмн вәӆӆӑӊӑн

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Югра мўв киникайт ӆўӊӑтты хот
  • Югорск вошн шуши ёх мирхот вәс
  • Картӑӊ сэв
  • Вурщӑк – няврєм ӆавӑӆты вой

Финно-уграт - Финно-угорские народы

  • Муй щирн вепсӑт вәсӑт

Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык

  • Ӆўӊ пура оӆӑӊӑн хӑнты ясңӑт вәнтӑўв

Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы

  • Мєӊк ики па хӑнты хә

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 12 (3648)
  • № 11 (3647)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)
  • № 16 (3652)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 19 (3655)
  • № 20 (3656)
  • № 21 (3657)
  • № 22 (3658)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)

2025 год

  • № 1 (3661)
  • № 2 (3662)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 5 (3665)
  • № 6 (3666)
  • № 7 (3667)
  • № 8 (3668)
  • № 10 (3670)
  • № 9 (3669)
  • № 11 (3671)
  • № 12 (3672)
  • № 14 (3674)
  • № 13 (3673)
  • № 15 (3675)
  • № 16 (3676)
  • № 17 (3677)
  • № 18 (3678)
  • № 20 (3680)
  • № 19 (3679)
  • № 21 (3681)
  • № 22 (3682)
  • № 23 (3683)

Вы здесь

Главная » Картӑӊ сэв
  • Хантыйский
  • Русский

Картӑӊ сэв

Мўвтєӆ мирӑт кўтн ин тӑм вәнты ар йис путӑр хӑннєхә әптӑт оӆӑӊӑн тәӆы. Увӑс мўв мирӆўв хущи ищи щимӑщ вєр вәӆ. Йис вўш эвӑӆт шуши мирӆўв картӑӊ сэв тӑйсӑт. Вантэ, әптӑт хӑннєхә ӆавӑӆты щир тӑйԯӑт. Щи пӑта әптӑт ма тӑйты мосӑс, нух сэвты, арсыр хурамӑӊ карты щўӊкӑтн хурамтӑты.

Ас нопӑтты тыӆӑщ 25-мит хӑтӆӑн йис пурмӑсӑт ӆавӑӆты «Торум Маа» тӑхийн онлайн щирн «Ас-угорской мирн әптӑт хурамтты вєр» мир­хот вәс. Иса щив 30-кєм хуят нєпек китсӑт па щи тум­пи хӑннєхуятӑт вәй­тантупсы вантты пӑта пиӆтӑщсӑт. Щит Сўмӑтвош, Нуви сӑӊхум, Манстӑр, Нижневартовской райо­нӑт, Мегион, Сәрханӆ, Ёмвош эвӑӆт культура щирн рәпитты хуятӑт вә­сӑт.  Ямал мўв Шурышкар­с­кой район Ханты-Мужи кәртӑӊ музейн рәпитты нєӊӊӑн ищи ясӑӊ тәсӊӑн. 

Оӆӑӊ ясӑӊ щи әмӑщ вєр оӆӑӊӑн исторической наукайт кандидат нє Татьяна Александровна Молданова путӑртӑс. Ӆўв лупӑс,  хуты шуши хӑннєхә пӑта әптӑт ӆавӑӆты щир тәӆӑт.  Хән хӑннєхә ӑнтәма йис, нємасыя әпӑт акань вєрӑнтсы. 

Щимӑщ сэвӑт юрнӑт, хӑнтэт па вухаӆят тӑйсӑт. Увӑс мўвн вәӆты хӑнтэт сэвӆаӆ нўм па хӑтӆ єтты пєлӑк мўвӑтн вәӆты хӑнтэт эвӑӆт еша па хурасупшӑк вәсӑт. 

Увӑс хӑнтэт па вухаӆят эви муй ими әптӑт кӑтна пунсыйт, щӑӆта кашӑӊ ух пєлкӑн әптӑт ха ӑкӑт­сыйт па така сухумн мў­хӑӆая ювӑртсыйт. Щи тум­пийн итәх пурайн эвета па имета нємасыя щӑш­кан сух эвӑӆт кӑт сэв вєрӑнтыйӆсы, муӆтыкєм щив вўрты щӑшкан вўй­ӆясы. Щӑӆта щи сухӑӊ сэвӑт эӆты нәй эвӑӆт ващ сухмӑтн йирсыйт,  сыр-сыр хурамӑӊ карты щўӊкӑтн, пӑтӑрух пәхлӑтн, ӆәйтӑӊ картэтн, сӑкн хурамтсыйт. 

Еӆӆы «Торум Маа» му­зей хущи рәпитты ай­ӆат нє Дарья Кунина сэ­вӑт хурамтты оӆӑӊӑн «На­косные украшения в этнографическом изу­че­нии и в фондовых кол­­лекциях музея» айкеӆ вєрӑс. Ӆўв учёной нєӊ­ӊӑн Надежда Ва­силье­вна Лукина па Аксана Александровна Бо­горда­ева, финской учёной хә Уно Тави Си­ре­лиус щи оӆӑӊӑн хӑншум нєпекӑт хўват хӑншум путӑр ӆўӊтӑс па хурӑӊ ванӆ­тупсы вєрӑс.  

А.А. Богордаева щирн, Ас-угорской мирӑт кўтн имет хәӆум щирн әпӑтӆаӆ сэвсӑт. Щит әптӑт ӑӆ сухн ювӑртсыйт, кӑт сэв сэвсы па әптӑт ӆуртсыйт. 

18-мит нәпӑтн мєт ар хуят кӑт сэва әпӑтӆаӆ сэвсӑт. Әптӑт кӑт пєлка кўншсыйт па кӑт сэв сэвсы. 19-20-мит нәптӑтн щиты имет па икет әпӑтӆаӆ сэвсӑт. Щимӑщ вєр увӑс, нўм па хӑтӆ єтты пєлӑк хӑнтэт па увӑс вухаӆят тӑйсӑт. Сэвӑт нємасыя хурамтсыйт (рўщ щирн «косники», «косоплётки», «ложные косы», «заты­лочные украшения»). Щи­мӑщ хурамӑт Сибирь мўвн вәӆум шуши мирӑт кўтн ищи вәсӑт. Хӑнтэт па вухаӆят кӑт щирн әпӑтӆаӆ хурамтсӑт: оӆӑӊ – щит хән әпӑтӆаӆ сухн ювӑртсӑт, кимит – нємасыя сӑк эвӑӆт ёнтум па сэвум утӑт щив вєрсӑт. 

Еӆӆы вәйтантупсыйн Ямал мўв Шурышкарской район Ханты-Мужи кәртӑӊ музейн рәпитты нєӊӊӑн Мария Куртямова па  Алла Конева хӑнты йис сэвӑт ванӆтӑсӊӑн, мӑта утӑт ӆыв музееӆ хущи вәӆӆӑт.

«Торум Маа» йис пур­мӑсӑт ӑкӑтты па шавиты тӑхи ёх әмӑщ па мосты вәйтантупсы ӆэщӑтсӑт. Айӆат рәпитты ёх шуши мир йис вәӆупсы, культура вєрӑт оӆӑӊӑн йиӆуп ут уша павӑтсӑт. Щит, мосӑӊ, хәнты рәпатаеӆ щирн мосмитӆ па ӆыв мўӊ мирев йис вєрӑт тәс щирн еӆӆы тәты питӆӑт.   

Путӑр хӑншӑс: 
Надежда Вах

Ложные косы у обских угров

У всех народов мира существовало и до сих пор существует множество поверий, связанных с волосами. Многие их них сводятся к тому, что в волосах покоится сама жизнь, или они являются обиталищем богов и духов, поэтому за ними следует тщательно ухаживать, всячески украшать. У многих народов в набор женского наряда и украшений включают различные накосные украшения.

Ложные косы были распространены и у северных ханты и манси. Единичные сведения о ложных косах имеются и у восточных ханты, у которых ложные косы с характерной овальной пластинкой на затылке носили и мужчины. Женщины и девушки южных ханты и манси также заплетали волосы в две косы, но ложных кос здесь не носили, а накосные украшения отличались тем, что делались они целиком из бисера, и металлических деталей в них было гораздо меньше или не было совсем.

25 мая в формате онлайн в музее «Торум Маа» состоялись этнографические посиделки на тему «Накосные украшения в традиционной культуре обских угров». В программе творческой встречи приняли участие сотрудники государственных и муниципальных музеев, Домов культуры, Центров ремёсел из территорий Югры: Белоярского, Берёзовского, Октябрьского и Нижневартовского районов, городов Мегиона, Сургута, Ханты-Мансийска, а также из Ямало-Ненецкого автономного округа.

О значении волос и кос рассказала кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, философии и права Юридического института ЮГУ Татьяна Молданова. По её словам, волосы и косы – это очень важная часть, так как в них содержится жизненная сила человека. Если мы потеряем жизненную силу, значит, мы потерям свою жизнь. Самая главная функция для кос – охранительная. Самое главное, что охраняет – это металл, поэтому чем больше металла на косах, тем надёжнее мы себя охраняем. Это очень важно. И чем больше украшений в волосах и в косах, тем счастливее будет женская доля и жизнь.

Вторая функция волос и кос – сакральная. Косы не просто обладают жизненной силой, это ещё и связь со всей Вселенной, с божествами. Когда рождается ребёнок, то у него появляется дух-покровитель. И волосы или пучок его волос к нему привязывают. Таким образом, волосы – это связь с духом-покровителем, с сакральным миром, миром, который нас охраняет.

И третья важная функция – это связь живых и мёртвых. Когда умирал человек, раньше делали иттарму (куклу с волосами). Через волосы мы могли и можем связаться, как считали ханты и манси, с потусторонним миром. 

Также с докладом «Накосные украшения  в этнографическом изучении и в фондовых коллекциях музея» выступила научный сотрудник музея Дарья Кунина. В своей презентации она собрала материалы исследователей, которые изучали данную тему. Это Надежда Васильевна Лукина, Аксана Александровна Богордаева, Уно Тави Сирелиус.

По материалам А.А. Богордаевой, причёски обских угров варьировались в пределах локальных и половозрастных групп представленные тремя основными типами. Два обмотанных пучка волос, две косы и стрижка. Из них к самому распространённому типу можно отнести двухкосье. Волосы распределялись по прямому пробору на две половины: левую и правую, и заплетались в косы. Такая причёска фиксировалась в XVIII веке у манси и ханты. В конце XIX и начале XX века плетение двух кос от висков и от ушей практиковали мужчины и женщины восточных, северных и части западных манси, северных, восточных и южных ханты. Тесно с такими видами причёсок были связаны накосные украшения (косники, косоплётки, ложные косы, затылочные украшения), форма которых изначально предполагала оформление двух составных частей. В этом проявляется единство основных типов причёсок и сопровождающих их накосных украшений. Преобладание у обских угров двухкосной женской причёски отражает тенденцию, характерную для большинства народов Сибири.

В способах украшения кос у ханты и манси прослеживается две традиции: первая связана с ношением ложных кос и обмоткой волос, и вторая – с использованием бисерных косников и косоплёток.

Богатую и уникальную коллекцию показали сотрудники природно-этнографического парка «Живун» из деревни Ханты-Мужи Шурышкарского района Ямало-Ненецкого автономного округа. Алла Конева рассказала о происхождении накосников как старинных, так и новых, изготовленных в наше время. Конечно же, они отличались друг от друга и материалом, и цветовой гаммой, и оформлением. Мария Куртямова показала старинные косы, передаваемые в их семье по наследству. Они были изготовлены в конце XIX века, и за счёт металлических украшений весили около 20 килограмм.

Все приглашённые и гости онлайн-встречи с большим интересом слушали докладчиков.

Надежда Вах

Рубрика: 
Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
Номер Ханты Ясанг: 
№ 11 (3575)
9.06.2021

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика