- Хантыйский
- Русский
Муй щирн вепсӑт вәсӑт
Муй щирн йис пурайн вепс мир хӑннєхуятӑт вәсӑт, щи вєр оӆӑӊӑн тӑта мосванӑн мӑнєма щи шуши ёх писатель хә Виктор Трифоев хӑншӑс.
Киникайт хӑншты хә ясӊӑт щирн, сырыя рўщ мўв летопись хуща ӆыв рәт мир ёхӆаӆ Весь па Чудь нємӊӑн тӑйсӑт. Советской лащ юхтум кємн 1917-мит оӆ вўш эвӑӆт ӆыв шуши миреӆ иса вепсӑта аӆьщӑты питсы.
Вепсӑт йис пурайт вўшӑт эвӑӆт вәӆты павӑрт хотӆаӆ ай юханӑт муй ӆорӑт пўӊӑӆн нємасыя омӑссӑт. Ӆыв шєӊк ма рәт мўвӆаӆн-йиӊкӆаӆн вәнт пєлкӑтн вәсӑт, арсыр ӆәӊхӑта євӑӆтсӑт па пойкщӑсӑт.
Виктор Павлович тӑмиты щи вєрӑт оӆӑӊӑн хӑншӑӆ:
Вәнтӑн муй йиӊк ӆєпн рәпитман кашӑӊ вепс хӑннєхә сыры пойкщӑӆ Мец ижанда.
Мец ижанда, ӆыв щиреӆн, щит мєт вән вәнтӑӊ ӆәӊх ики. Мєт оӆӑӊӑн, мӑтты ки кашӑӊ хә муй нє, вәнта юхӑттаӆн, щи ӆәӊх ики эвӑӆт нётупсы вохӑӆ па щӑӆта поры вєрты ан муӆты х тайт оӆӊа омӑсӆ па ӆавӆӑсӆ, хән Мец ижадна нўша вєрӆаӆ иса уша-сащӑӊа вєрӑӆ па хӑннєхуятӑта нётӆ.
Щи вєр пийн вепс хәйт па нєӊӑт веӆщи воньщумут воньщты, тўт ӑӆты хӑт ӑкӑтты, хот омӑсты пӑта вәнт хӑт эвӑтты, хўӆӑт юханӑтн муй ӆорӑтн веӆпӑсӆӑты па вәнт вой ёша павӑтты тўӊщирӑӊа вєритӆӑт.
Щӑӆта Виктор Трифоев тӑмиты хӑншӑс, хуты ӆўв щатьщащеӆ ики вәнт хуща рәпитмаӆн ратхӑрн тўт ӑӆты еӆпийн Мец ижанда ӆәӊхӑӆа щиты пойкщӑс па лупӑс:
Вәнтӑӊ ӆәӊх кәща хәев, щи ӆуват м вєр вєра, нёта мӑнєм тўт тӑм ратхӑрн ӆэщӑтты па щи хошум тўтэн тәп иӆєм тӑхийн ат ӆєӆ, мўӊев тўӊщирӑӊа ат хошмӑӆтӑӆ па вәнтэв хўватн ӆєваса иса аӆ мӑнӆ!
Ӛхӑт, щиты пойкщӑты вєрӆаӆ пийн, щатьщащеӆ веӆщи ратхӑр хуща тўт ӑӆты вєритӑс па ӆўв тўтӑӆ нємуӆты пурайн лакка ӑн мӑнӑс.
Щиты вепс мир шуши хӑннєхуятӑт йис пураитн рәт мўвӆаӆн вәсӑт па арсыр ӆыв ӆєпӑӆн вәнтӑн муй йиӊкӑн вәӆты-хоӆты ӆәӊхӑта євӑӆтсӑт.
Еӆӆы вепс мир писатель хәев тӑмӑщ айкеӆ хӑншӑс, мӑтты ки имуӆты рўвӑӊ ӆўӊ хӑтӆ пурайн ӆўв щащеӆ ими пәсты мисӑӆ па ай пушхӑӆ хуӆт пєӆы вәтшӑсӆэ. м хўв ин ими мисӑӆ кӑншсӑӆэ па ӑн вәйтсӑӆэ. Ӆыв вәнт ӆєпн омӑсты вепс мир ай кәртӑн щи пурайн щӑртӑӊ Нойда-Окся нємуп ими вәӆмаӆ. Щи киньща тӑм хәев Анна щащеӆ ими щи ими хуща юхӑтӆ па нётупсы ӆўв эвӑӆтэӆа вохӑӆ. Щӑртӑӊ нє па тӑмиты ӆўвеӆа нёхмӑс:
Ма рәтӆам-щирӆам иса муй арат оӆ мӑр тӑм рәт-щира тӑйты мўвємн ин тӑмхӑтӆ вәнты хуӆыева вәӆӆӑт, няврємӆаӆ вәна єнмӑӆӆӑт, пәсты мисӑт муй па ловӑт тӑйӆӑт. Мўӊ кашӑӊ пўш Юмала нємуп мєт вән ӆәӊхева пойкщӑӆўв па щи пӑта ӆўв мўӊев ԯавӑԯман па ма тӑйӆӑӆэ. Мўӊ, вантэ, арсыр вәнтӑӊ-йиӊкӑӊ ӆәӊхӑт кўтн вәӆӆўв.
Щи пӑта ин Нойда-Окся щӑртӑӊ ими Мец ижанда (вәнтӑӊ ӆәӊха) тәса пойкщӑс па вохӑс ӆўв эвӑӆтэӆа, ӆәӆн Анна щащеӆ ими ат нётсы па ӆўв пәсты мисӑӆ ай пушхӑӆ пиӆа юхӆы пєӆы вәнт эвӑӆт ат китсы. Тәп щи нє пойкщӑты вєрӑӆ етшуптӑсӆэ, хуты шєӊк так вота хойс, мӑшья рта кєрӆӑс. Хән па вот рўвӑӆ айшӑка йис па рты вєрӑӆ иса сухнуптӑс, щи кўтн Анна щащеӆ хуща пәсты мисӑӆ ай пушхӑӆ пиӆа иса хотӑӆ вўш вәнты юхӆы пєӆы щи юхӑтсӑӊӑн.
Мосӆ лупты, хуты вепс мир писатель хәев Виктор Павлович Трифоев иса 30-кєм оӆ мӑр военной флот хуща вәс па рәт мўвӑӆ тәса ӆавӑӆман служитӑс.
Тәп рўтьщӑты мӑнмаӆ пийн сыр-сыр әмӑщ путрӑт па стихотворенияйт рәт мир хӑннєхуятӆаӆ оӆӑӊӑн хӑншты питӑс.
Виктор Трифоев щирн, хӑнты ясӑӊа тулмащтӑс: Владимир Енов
Почитай своих духов (рассказ)
Не хотел Василий рассказывать об этом, уж очень тонкая материя была затронута с незнакомым, при поездке на малую родину, человеком. А ведь, он сам завёл с ним разговор, когда, глядя в окно автобуса, с болью в душе сказал: «Как варварски вырублен лес, пни и коряги после них, куда же теперь Мец ижанду деться?» Сосед с удивлением, не поняв то, о каком Мец ижанде идёт речь, переспросил: «А кто такой Мец ижанд?» Василий, видя, что простым ответом не обойдешься, начал рассказ издалека. В этих местах, с давних времён, проживает народ «весь». Так их всегда называли в русских летописях. Известно, что князья брали их в свои дружины. Но их ещё и звали «чудью», а уже после Октябрьской революции 1917 года стали называть «вепсами». Вепсы старались строить свои дома вблизи рек и озёр. Таёжный лес окружал всё их жилища. Жили в гармонии с природой, как язычники, почитали своих духов. Работая в лесу, прежде всего надо было поклониться лесу и попросить Мец ижанда (хозяина леса) о помощи. Прежде чем рубить дерево, вепсы всегда спрашивали разрешения у Мец ижанда.
Всегда надо было снять перед ним шапку, поклониться земным поклоном, рассказать о той нужде, заставившей покуситься на рубку деревьев. И ещё положить рядом с деревом угощение, например, кусочек хлеба, чтобы древесная душа выбежала из ствола полакомиться и не испытала лишних страданий. И уж, конечно, вернувшись из леса, тщательно вымыть руки, чтобы души деревьев «потеряли след» и не разыскали обидчика. Мой дед рассказывал, что перед тем, как развести костер, надо попросить: «Хозяин леса, помоги сделать огонь и держи его, не дай ему уйти в гущу леса, пусть он будет только на этом месте! Ведь главное, чтобы сам огонь не перекинулся в другое место, обнесённое неглубокой канавкой». А моя бабушка, когда строили церковь, то обратилась к Нойду-Оксе со своими сомнениями. Окся стала рассказывать: «Моя родня сколько веков живёт на родной земле и ни у кого не возникало сомнения в своей вере Юмалу, ведь мы – все дети природы не представляем жизни без нее. У леса, озера, реки есть душа. Нас окружают и нам помогают добрые духи, без них немыслима наша жизнь. А ведь старая церковь сгорела, наверное, от того, что не спросили у нашего Коди ижанда разрешения о его строительстве на том месте. Бабушка Анна слушала, не смея перечить Оксе. Она и сама веровала своим духам и в доме, и в лесу. Всюду были ижанды.
На ум Анне пришли все события о том, как в прошлое лето в лесу потерялась её корова с телёнком. Она приходила к Оксе за помощью, чтобы та помогла их найти. Только ведуньи могли помочь ей, а Окся в их деревне слыла таковой. Окся повела её на опушку леса, примыкающую к Марой со (к духу болота) и сказала: «Это не совсем хорошее место для поиска, ведь хозяйка Марой со обладает сильной энергией и является покровительницей колдовства, но я хорошо попрошу Мец ижанда. И после этих слов она попросила помощи. И тут же сильный ветер поднялся и из разбушевавшихся деревьев вырос над лесом сам Мец ижанд. Через какое-то время корова с телёнком к ним вышли. Поблагодарив Оксю, Анна пошла домой. Она несла в себе думы, как же всё сложится, и уживутся ли две веры? Самое страшное для неё было, что она не понимает, о чём же говорится в молитвах». После моих слов попутчик сразу спросил: «Вепсы почитают своих духов и веруют в Бога, но куда деваются духи после вырубленных лесов и заброшенных домов в деревнях? А не мстят ли они людям?» Да, все духи порой мстят за зло, они могут насылать разные болезни. Раньше в вепсском крае не было таких болезней, как «рак». Теперь он стал косить этой страшной болезнью всех людей, поэтому нам всегда надо почитать своих духов!
Юмал – Верховный Бог, Мец ижанд – хозяин леса.
Виктор Трифоев
Перевод на хантыйский язык Владимира Енова