- Хантыйский
- Русский
Рәт кәртӑӆа вәӆты кєрӆӑс
Муши воша «Ван рәтӑт» нємуп ариты фестиваля ӊхмємн ма ар ариты, якты, етнхотӑт аӆьты ёх пиӆа вәйтантыйӆсум. Щи ёх кўтн «Ӆорвош нєӊӑт» нємпи тӑхийн ариты нє Софья Даниловна Хунзи пиӆа вәтаӊа йисум.
Ӆўв щиты путрӑӆ оӆӊитсӑӆэ:
Ма Ӆорвошн сєма питсум, эви опращнємєм Кондыгина вәс. Ӑшколайн вәнӆтыйӆмємн ма турӑх мәшн мәшитсум, щирн Пуӆӊавӑт воша лекщиттыйӆты китсыюм, щӑта ма санаторно-лесной ӑшколайн вәнӆтыйӆсум. Щи пийн Тюмень пўӊӑӆн вәӆты Верхний Бор мӑӆты хота, щӑӆта Ялуторовск воша китсыюм. ма вмємн юхи кєрӆӑсум. Рўщ кўтн вәӆмємн ма рәт хӑнты ясӊєм юрємӑсєм, йиӆпа вәнӆтӑты питсєм. Юӆн ӑӊкєм-ащєм, яйӆам, апщиӆам пиӆа тәп рәт щирн путӑртсум, ӑшколайн «Хӑнты ясӑӊ» урок вәс, щит пӑта сора йиӆпа хӑнты щирн путӑртты оӆӊитсум.
Нәмӆєм, товийн ма пӑтӆам ат ӆавӑӆсум, вантӆум – иса нуви ат, ащєм ма пєӆєма вантӑӆ па иньщӑсӆ: «Эвие, нӑӊ муя ӑн уӆӆӑн?», ма ӆўвеӆа ястӑсум: «Ма ат ӆавӑӆӆум», ӆўв юхӆы няхман лупӑс: «Эвие, мўӊ хущева товийн нуви ат».
1977-мит оӆн Софья яӊ класс етшуптӑс, еӆӆы Пуӆӊавӑт вошн культпросветучилищайн киникайт ӆўӊӑтты хотн рәпитты нєӊа тәп и оӆ вәнӆтыӆӑс. Ӛхӑт Тюмень воша мӑнӑс, щӑта ГПТУ хуща вәнӆтыӆӑс, щи пийн сохӆӑт вєрты комбинат хуща рәпитӑс. 1979-мит оӆн Ёмвоша юхтӑс, тӑта хўӆ комбинат хуща арсыр хўӆӑӊ ӆєтутӑт вєрӑс. Тӑм вошн 1980-мит оӆн Евгений вән пухӑӆ сєма питӑс. 1981-мит оӆн Софья Даниловна юхӆы рәт Ӆорвош кәртӑӆа вәӆты кєрӆӑс. Тӑта икия мӑнӑс, нємӆ Анатолий Хунзи, ӆўв армияйн служитмаӆ пурайн кўрӆы хӑщӑс, щирн мәшӑӊ хәя вәс. Ӆыв семьяеӆн Оксана эви па Иван пух сєма питсӑӊӑн. Интӑм Оксана кәртӑӊ культура хотн рәпитӆ, няврємӑт якты вәнӆтӑӆ. Икеӆ хўвн ӑнтәма йис, тӑм ванӑн Иван ай пухӑӆ пӑрӑс. София Даниловна хәт хиӆы тӑйӆ, вән хиӆэӆ 18 оӆа йис, мєт ай хиӆэӆ ӆапӑт тӑӆ ԯуват.
Ӆўв ар оӆ ӑшколайн хотхӑры ӆюхӑтты нєӊа вәс, ин рўтьщӑты вўша йис. Тӑм хӑнты ими 15 муӆтас оӆ «Ӆорвош нєӊӑт» ариты тӑхия ӊхӑӆ, щиты лупӆ:
«Ӆорвош нєӊӑт» ариты тӑхев Маргарита Константиновна Шиянова кәщая вәӆ. Ӆын Зинаида Шиянова пиӆа арӑт, ар сувӑт хӑншӆӑӊӑн. Мўӊ имиӆўв тәса ёнтты, тўрԯопсӑт вєрты хошӆӑт, щирн мир ещаӆт хурамӑӊ ӆәмӑтсухӑтн ариӆўв па якӆўв. Мир пӑта етнхотӑт аӆьты щира Пуӆӊавӑт воша, Горнокнязевск, Муши, Хӑнты-Муши, Питӆор кәртӑта ӊхсўв. Хәнты пурайн Ёмвоша ӊхты нумӑс тӑйӆўв. Товийн мўӊ хущева Вурӊа хӑтӆ ӆэщӑтӆўв. Вәщ тыӆӑщн Йиӆуп (Горки) вошн ӆэщӑтум хўӆ веӆпӑсӆӑты ёх мӑӊхӑтӆ пурайн ариӆўв па якӆўв. Вәйт ӆор тыӆӑщ пурайн Ӆорвошэв сєма питум хӑтӆ постӑӆўв, щи пурайн Нуви рєпн арсыр ванӆтупсэт, тынєсты хӑрӑт, ариты-якты етнхот ӆэщӑтӆыйт.
Софья Даниловна еша Ӆорвош кәрт вәӆупсы оӆӑӊӑн ай тәс:
Юхи хӑщум оӆӑтн мўӊ кәртэвн ар йиӆуп хот омӑссы, Ӆорвошэв еша вәншӑка йис. Кәртэвн ар пєлӑк хӑнтэт вәӆӆӑт, щи тумпи рўщӑт, сӑранӑт, хӑтанят, юхи хӑщум оӆӑтн рәпата кӑншты щира мўӊ хущева марийцӑт юхтыйӆсӑт, ӆыв ӑшколайн няврємӑт вәнӆтӑӆӑт. Мўӊ кәртэвн тәп бюджетной тӑхет рәпитӆӑт, щирн айӆат ёх нєпекӑӊа йитэӆ пийн юхӆы ӑн кєрӆӑӆӑт, вән вошӑтн вәӆты па рәпитты хӑщӆӑт. м, хуты «Горковской» нємпи хўӆ веӆпӑсӆӑты тӑхи вәӆ, иса кәртӑӊ пухӑт, икет щӑта рәпитӆӑт.
Учёной ёх лупӆӑт, мӑтты ки Ӆорвош XII-XIV-мит нәпӑтн тывӑс. 1701-мит оӆн нєпекӑн мєт оӆӑӊ пўш Ӆорвош оӆӑӊӑн хӑншман вәс. Щӑта йистєӆн Кельчин рәт ёх (Ӆорвош ёх) вәсӑт, ӆыв хўӆ па вой веӆпӑсӆӑсӑт.
1782-мит оӆн щӑта 160 хуят вәс, интӑм щӑта 700-кєм хӑннєхә вәӆ.
1930-мит оӆн Ӆорвош район тывум пурайн кәщайт Ӆорвош вуӆаӊ воша вєрты нәмӑссӑт, тәп ар хуятн Муши вош вуӆаӊ воша вєрты пирисы, вантэ, щи вош Ӆорвош район кўтн омӑсӆ.
Путӑр хӑншӑс:
Людмила Шульгина
Вернулась в родное село Шурышкары
Будучи на фольклорном фестивале «Ван рутат» («Близкие родственнии»), который проходил в деревне Ханты-Мужи Шурышкарского района, мне удалось пообщаться с солистами различных фольклорных ансамблей. В том числе и с солисткой фольклорной группы «Лорвош нэнгат» («Шурышкарские женщины») Софьей Даниловной Хунзи.
Вот что она начала рассказала о себе: «Я родилась в селе Шурышкары, происхожу из древнего хантыйского рода Кондыгиных. В школьные годы я заболела, у меня ослабли лёгкие, поэтому меня отправили на лечение в окружной детский противотуберкулёзный диспансер города Салехарда, здесь я училась в санаторно-лесной школе. Затем меня направили в санаторий Верхний Бор, что находится под городом Тюменью, а затем уже долечивалась в санатории городе Ялуторовска. По выздоровлению вернулась домой. И вот оказия, проведя столько времени среди русскоязычных детей, я напрочь забывала свой родной хантыйский язык. Благо, что дома звучала родная речь, в школе был урок «Хантыйский язык», так постепенно родной язык вернулся ко мне. Помню такой смешной случай. Я довольно-таки долго была на юге Тюменской области, где рано темнеет, летом тёмные ночи. Вернувшись домой, я обнаружила, что здесь весной не темнеет. Я перепутала день с ночью, вот уже вечереет, а я всё не сплю, всё жду, когда же наступит ночь и потемнеет. Отец увидел меня и говорит: «Доченька, ты почему ещё не спишь?», а я ему: «А где же ночь?», на что он, смеясь, ответил: «Дитя моё, так в наших северных краях весной ведь белые ночи».
В 1977 году Софья окончила 10 классов, поступила учиться в Салехардский культпросветучилище на библиотекаря, но проучилась всего лишь год, поняла, что не ей это не интересно и бросила учёбу. Поехала в город Тюмень, поступила в ГПТУ № 19, а затем работала на комбинате по производству фанеры. В 1979 году переехала в город Ханты-Мансийск, здесь Софья Даниловна работала на Ханты-Мансийском рыбокомбинате. В1980 году родился её первенец – сын Евгений, отношения с отцом сына не сложились и она возвратилась в родное село Шурышкары. Здесь она нашла свою судьбу – Анатолия Хунзи, он был инвалидом, лишился ног во время службы в армии. Молодые поженились, в семье родилась дочь Оксана и сын Иван. Сейчас Оксана работает менеджером по культурно-массовому досугу, обучает детей танцам в Доме культуры села Шурышкары.
Муж-инвалид часто болел, вскоре его не стало, недавно ушёл из жизни и младший сын. Софья Даниловна тяжело перенесла эти утраты. Сегодня она – богатая бабушка шестерых внуков, старшему – 18 лет, младшей – 7 лет.
Много лет Софья Даниловна отработала техничной в школе, сейчас находится на заслуженном отдыхе, но не сидит без дела, стала солисткой фольклорного ансамбля «Лорвош нэнгат» («Шурышкарские женщины»), в котором поёт более 15 лет. С.Д. Хунзи рассказывает: «Художественным руководителем коллектива является Маргарита Константиновна Шиянова, она вместе с Зинаидой Шияновой пишут песни. Все наши солистки отменные мастерицы, мы все сами себя обшиваем. С гастролями были в окружной столице – городе Салехарде, посёлках Горнокнязевске, Мужах, Питляре, вот сейчас выступаем в деревне Ханты-Мужи. Мечтаем побывать в Ханты-Мансийске. Весной мы в своём посёлке Шурышкары проводим Вороний день, в июле месяце ездим на празднование Дня рыбака в село Горки, где и находится «Горковский» рыбзавод, выступаем перед рыбаками. Раньше День рыбака проводился в каждом посёлке, деревне. В августе месяце проводим День села, все торжества проходят на Белой горе, в эти дни проходят различные выставки, рассказывающие об истории села, об именитых людях, проходят ярмарки-продажи, где можно приобрести продукцию местных производителей, а также изделия декоративно-прикладного искусства местных мастеров и мастериц, а уже вечером концертная программа и дискотека».
Рассказала Софья Даниловна и о жизни села Шурышкары: «В последние годы село начало активно строиться, появилось много новых красивых домов, село выросло. Если говорить о национальном составе поселения, то здесь больше всего ханты, проживают и русские, коми-зыряне, татары, в последние годы в поисках работы сюда приезжают и марийцы из республики Марий Эл. Многие из них работают учителями в школе. У нас на селе в основном работают только бюджетные места, особо для молодёжи работы нет, поэтому многие после окончания колледжей, университетов остаются работать в городах, в село не возвращаются. Сельские мужчины все работают рыбаками на Шурышкарском рыбоучастке «Горковского» рыбзавода».
Для справки:
По преданиям, крепость на высоком берегу Шурышкарского сора принадлежала хантыйскому рыбацкому роду Лор вош ёх – Кельчиным. Из-за обрывистых берегов, сложенных белой глиной, это место называлось Белая Гора (Лор-вош). По данным археологических раскопок, городище Белая Гора могло быть основано в XII-XIV вв.
Если в 1782 году численность населения села Шурышкары составляла 160 человек, то в настоящее время в селе проживает чуть более 700 человек.
Село Шурышкары определило название созданного в 1930 году Шурышкарского района, но при выборе райцентра, большинство предпочтение отдало селу Мужи, т.к. оно удачно расположено в середине района по акватории реки Малая Обь, а также это село более крупное по численности населения.
Людмила Гурьева