- Хантыйский
- Русский
Увӑс мир институт хуща вәнӆтыӆаты!
Лениград вошн А.И. Герцен нємпи университет хуща увӑс мир вәнӆтыйӆты кєша интститут вәӆ. Тӑм тӑхийн 85 оӆ муӆтас увӑс ёх эвет, пухӑт вән нєпека культура, рәт ясӊӑт, история вєрӑта вәнӆтыйӆӆӑт.
Иса увӑс мир институт хуща вепсӑт, долганӑт, корякӑт, сӑранӑт, юрнӑт, селькупӑт, хӑнтэт, вухаӆят па па хуятӑт увӑс мўв эвӑӆт вәнӆтыйӆӆӑт. Тӑм тӑхийн 23 увӑс мир ясӑӊ эвет, пухӑт вәнӆтӑӆӑт.
А.И. Герцен нємпи институт етшуптум хуятӑт увӑс мўв ӆуваттыйн арсыр тӑхетн рәпитӆӑт. Ӆыв рәт ясӊӑтн ӑшколайн вәнӆтыйӆты няврємӑт кєша киникайт хӑншӆӑт. Югра мўв эвӑӆт ищи щи тӑхи ар хуят етшуптӑс. Мосӆ лупты, увӑс мир институт хәӆум щурӑс муӆтас хӑннєхә рәт ясӊӑт па культура вєрӑтн етшуптӑсӑт. Ар вуӆаӊ поэт тӑм тӑхийн вәнӆтыӆӑс.
А.И. Герцен нємпи Российской государственной университет кәща ики С.И. Богданов па Увӑс мирӑт институт кәща нє Л.Б. Гашилова кәщая вәӆӆӑӊӑн. Тӑм оӆ увӑс мир институт тӑхия дистанционной щирн экзаменӑт рӑхӆ вєрты. Щӑӆта 9 ут щирн вән нєпека няврємӑта вәнӆтыйӆты пищ вәӆ. Щи тумпи наука вєрӑта магистратура па аспирантура щирн вәнӆтыйӆты рӑхӆ.
Ӑшкола етшуптум ешӑк эвет па пухӑт! Нын увӑс мир институт хуща еӆӆы вән нєпека вәнӆтыйӆты пӑкӆӑты. Айкеӆ тӑм сайт: www.herzen.spb.ru хуща вантаты. Тӑм тӑхи етшуптӑты ёх целевой бюджетной щирн ӆыв вәӆты мўвԯаӆн рәпатая вўӆыйт.
Айкеӆ ӆэщӑтӑс:
Ульяна Молданова
Институт народов Севера ждёт абитуриентов
Решение социально-экономических и культурно-образовательных проблем северных регионов во многом связано с развитием образования коренных народов Севера как важнейшей части региональной политики российского государства.
Особая роль в этом принадлежит институту народов Севера Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена.
Институт народов Севера (ИНС) Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена – уникальный научно-образовательный центр коренных народов Севера, который более 83-х лет выполняет важную миссию – готовит специалистов в области этнопедагогики, этнофилологии и этнокультурологии для регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока России. Это — научно-педагогические кадры из числа коренных малочисленных народов Севера (КМНС), которые работают в сферах образования, культуры, науки, общественной деятельности в северных регионах.
В ИНС обучаются студенты из более чем 20 северных регионов России; по этническому составу студентов и преподавателей, по количеству преподаваемых и исследуемых языков и культур институт не имеет аналогов в России. На сегодняшний день в институте обучаются по очной (бакалавриат, специалитет, магистратура) и заочной формам более 300 студентов, в том числе КМНС (вепсы, долганы, коряки, коми-ижемцы, манси, нанайцы, нганасаны, ненцы, нивхи, ульта (ороки), ительмены, саамы, селькупы, сойоты, тувинцы-тоджинцы, удэгейцы, ханты, чукчи, эвенки, эвены, эскимосы, юкагиры).
Студенты представляют такие регионы Севера, как: Республика Саха (Якутия), Забайкальский край, Иркутская область, Камчатский край, Мурманская область, Ненецкий автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Алтай, Республика Коми, Сахалинская область, Ленинградская область, Эвенкийский муниципальный район Красноярского края, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район Красноярского края, Чукотский автономный округ, Тюменская область, Хабаровский край, Республика Тыва, Республика Бурятия, Кемеровская область, Ханты-Мансийский автономный округ.
В контексте модернизации системы образования и перехода на многоуровневую систему подготовки ИНС разработаны и внедрены инновационные образовательные программы в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами 3 поколения. Институт осуществляет подготовку по следующим бакалаврским и магистерским программам:
050100 «Педагогическое образование» профиль «Образование в области родного языка и литературы», программа «Филология в североведческом образовании»,
050100 «Педагогическое образование», профиль «Культурологическое образование», программа «Этнокультурология и историческое образование»,
050300 «Филологическое образование», профиль «Родной язык и психолингвистика»;
050100 «Педагогическое образование» (магистратура), программы «Этнокультурологическое североведение» и «Филологическое образование в полиэнической среде».
Продолжается обучение по программам специалитета:
050302 «Родной язык и литература» с дополнительной подготовкой по специальностям 050303 «Иностранный язык»,
050301 «Русский язык и литература»;
050403 «Культурология» с дополнительной подготовкой по специальности 050401 «История»;
050403 «Культурология» (заочная форма обучения).
Ведется подготовка по открытию новых программ по бакалавриату и магистратуре.
В структуре ИНС действуют 4 кафедры (кафедра алтайских языков, фольклора и литературы; кафедра палеоазиатских языков, фольклора и литературы; кафедра уральских языков, фольклора и литературы; кафедра этнокультурологии), кабинет декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов НСC и ДВ, музей истории ИНС, фольклорный театр-студия «Северное сияние». Эта инфаструктура обеспечивает, с одной стороны, возможность преподавания до 23 языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ: тунгусо-маньчжурские языки (эвенкийский, эвенский, ульчский, удэгейский, орокский (ультинский), нанайский); тюркские языки (долганский); самодийские языки (ненецкий, нганасанский, селькупский, энецкий); финно-угорские языки (саамский, хантыйский, мансийский, вепсский); палеоазиатские языки (эскимосский, алеутский, чукотский, корякский, ительменский, юкагирский, кетский, нивхский), причем преподавание нганасанского, долганского, ительменского, энецкого, ультинского и некоторых других языков осуществляется только в институте народов Севера; с другой стороны, реализуется многопрофильная, комплексная североведческая подготовка в сфере традиционной культуры (технологии традиционного декоративно-прикладного искусства народов Севера, танцевальный и музыкальный фольклор, музейное дело и др.).
Профессорско-преподавательский состав ИНС объединяет 12 профессоров, 24 доцента, 2 старших преподавателей, 8 ассистентов, из них 25 человек являются представителями коренных народов Севера. Преподаватели ИНС являются авторами научных разработок, учебно-методических изданий по родным языкам, фольклору и литературе, традиционным знаниям (буквари, учебники, учебные пособия, словари). 90% всех учебников и учебных пособий для школ, колледжей, вузов регионов Севера написаны преподавателями и выпускниками института.
В аспирантуре ИНС ведется подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации по специальностям:
24.00.01 – Теория и история культуры, 10.02.02. – Языки народов РФ;
13.00.02 – Теория методика обучения и воспитания (культурологии; уровни общего и профессионального образования).
За последние 15 лет в защищено более 20 диссертаций докторские и кандидатские, из них по языкам, литературам и культурам народов Севера (юкагирский, эвенский, эвенкийский, хантыйский, долганский, эскимосский и др.).
За последние 3 года преподаватели ИНС приняли участие более чем в 100 конференциях, в международных и всероссийских. По результатам исследований преподавателей ИНС только за последний период издано более 300 научных и научно-методических трудов (монографий, статей, учебно-методических пособий для школ и вузов).
Важнейшим направлением деятельности ИНС является организация целевого приема в Герценовском университете, ведется работа по формированию заявок и набору абитуриентов с администрациями, управлениями образования, департаментами по делам КМНС, образовательными учреждениями регионов Севера. Ежегодные заявки из северных регионов на целевые места подтверждают востребованность подготовленных в институте специалистов на региональном рынке труда. ИНС активно развивает региональные связи, способствующие устойчивому развитию коренных народов Севера. Осуществляется сетевое сотрудничество в рамках сетевого объединения высших учебных заведений «Педагогические кадры России», партнерами ИНС выступают профильные вузы по североведческому направлению, научно-исследовательские институты, международные научно-образовательные учреждения: ГОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет», Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, ФГНО «Научно-исследовательский институт национальных школ Республики Саха (Якутия), а также сотрудничаем с многопрофильными колледжи Ямала, Таймыра, Ненецкого автономного округа и др.
Выпускники института, направленные на целевую бюджетную подготовку, имеют возможность работать по специальности в рамках региональных программ по трудоустройству, поэтому институт народов Севера сотрудничает с работодателями: организует встречи с представителями образовательных учреждений, департаментов, министерств северных регионов (Республики Коми и Саха (Якутия), Ненецкий АО, Ямало-Ненецкий автономный округ.
Уважаемые абитуриенты, со всеми интересующими вас вопросами можете ознакомиться на сайте: www.herzen.spb.ru
Информация с сайта РГПУ им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург)
Материал подготовила Ульяна Данило