Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Ульяна ДАНИЛО

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Увӑс мир институт хуща вәнӆтыӆаты!
  • Няврємӑт рўтьщӑты оӆӑӊӑн

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Вуԯаң поступсы вўсы

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • «Правдинск» община кәща хә
  • Нәмты питԯӑԯўв
  • Нӆ пухӑӆ ӆаӆя мӑнсӑт
  • Андрей Кунин Берлин вәнты вуракӑт вошитӑс
  • Ар оӆ кәщая рәпитӆ па депутат хәя вәӆ
  • Волховской ӆаӆь хӑрн тарӑнӑс
  • Жуков маршалӑн пушканӑн мойӆӑсы
  • Рәт кәртӑӆа вәӆты кєрӆӑс
  • Пурмӑсӑт ёнтӑсты нє
  • Кәртӑң ёх мӑӆман вәс

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Ар оӆ шуши мир кўтн вәс
  • Юван Шесталов нємпи премия хоӆумтум ёх
  • Аӊкаӊкеӆ ар еӆӆы ариӆӑӆэ
  • Хӑнты арӑт йиԯуп щирн арийӆ
  • Ёнтӑсты, шўкщӑты ёх тӑхи 25 оӆа йис!
  • «Канащ рәт хә» нємпи ванӆтупсы
  • Мўӊ хущева арсыр мирӑт вәӆӆӑт

Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык

  • Ӆыв эви-пух вәнӆтӑты питӆӑт

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 12 (3648)
  • № 11 (3647)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)
  • № 16 (3652)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 19 (3655)
  • № 20 (3656)
  • № 21 (3657)
  • № 22 (3658)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)

2025 год

  • № 1 (3661)
  • № 2 (3662)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 5 (3665)
  • № 6 (3666)
  • № 7 (3667)
  • № 8 (3668)
  • № 10 (3670)
  • № 9 (3669)
  • № 11 (3671)
  • № 12 (3672)
  • № 14 (3674)
  • № 13 (3673)
  • № 15 (3675)
  • № 16 (3676)
  • № 17 (3677)
  • № 18 (3678)
  • № 20 (3680)
  • № 19 (3679)
  • № 21 (3681)
  • № 22 (3682)
  • № 23 (3683)

Вы здесь

Главная » Увӑс мир институт хуща вәнӆтыӆаты!
  • Хантыйский
  • Русский

Увӑс мир институт хуща вәнӆтыӆаты!

Лениград вошн А.И. Герцен нємпи университет хуща увӑс мир вәнӆ­тыйӆ­ты кєша интститут вәӆ. Тӑм тӑхийн 85 оӆ муӆтас увӑс ёх эвет, пухӑт вән нєпека культура, рәт ясӊӑт, история вєрӑта  вәнӆ­тыйӆӆӑт. 

Иса увӑс мир инс­титут хуща вепсӑт, долганӑт, корякӑт, сӑ­ра­нӑт, юрнӑт, селькупӑт, хӑнтэт, ву­хаӆят па па хуятӑт увӑс мўв эвӑӆт вәнӆтыйӆӆӑт. Тӑм тӑ­хийн 23 увӑс мир ясӑӊ эвет, пухӑт вәнӆ­тӑӆӑт.  
А.И. Герцен нємпи институт етшуптум хуятӑт увӑс мўв ӆуват­тыйн арсыр тӑхетн рә­питӆӑт. Ӆыв рәт ясӊӑтн ӑшколайн вәнӆ­тыйӆты няврємӑт кєша киникайт хӑншӆӑт. Югра мўв эвӑӆт ищи щи тӑхи ар хуят етшуптӑс. Мосӆ лупты, увӑс мир институт хәӆум щу­рӑс муӆтас хӑннєхә рәт ясӊӑт па культура вє­рӑтн етшуптӑсӑт. Ар ву­ӆаӊ поэт тӑм тӑхийн вәнӆтыӆӑс. 
А.И. Герцен нєм­пи Российской государст­венной университет кәща ики С.И. Богданов па Увӑс мирӑт институт кәща нє Л.Б. Гашилова кәщая вәӆӆӑӊӑн. Тӑм оӆ увӑс мир институт тӑхия дистанционной щирн экзаменӑт рӑхӆ вєрты.  Щӑӆта 9 ут щирн вән нєпека няврємӑта вәнӆтыйӆты пищ вәӆ. Щи тумпи наука вєрӑ­та магистратура па ас­пирантура щирн вәнӆ­тыйӆты рӑхӆ. 
Ӑшкола етшуптум ешӑк эвет па пухӑт! Нын увӑс мир институт ху­ща еӆӆы вән нєпека вәнӆтыйӆты пӑкӆӑты. Айкеӆ тӑм сайт: www.herzen.spb.ru хуща вантаты. Тӑм тӑхи ет­шуп­тӑты ёх целевой бюджетной щирн ӆыв вәӆты мўвԯаӆн рәпатая вўӆыйт. 

Айкеӆ ӆэщӑтӑс: 
Ульяна Молданова

Институт народов Севера ждёт абитуриентов

Решение социально-экономических и культурно-образовательных проблем северных регионов во многом связано с развитием образования коренных народов Севера как важнейшей части региональной политики российского государства.

 

Особая роль в этом принадлежит институту народов Севера Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена.

Институт народов Севера (ИНС) Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена – уникальный научно-образовательный центр коренных народов Севера, который более 83-х лет выполняет важную миссию – готовит специалистов в области этнопедагогики, этнофилологии и этнокультурологии для регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока России. Это — научно-педагогические кадры из числа коренных малочисленных народов Севера (КМНС), которые работают в сферах образования, культуры, науки, общественной деятельности в северных регионах.

В ИНС обучаются студенты из более чем 20 северных регионов России;  по этническому составу студентов и преподавателей, по количеству преподаваемых и исследуемых языков и культур институт не имеет аналогов в России. На сегодняшний день в институте обучаются по очной (бакалавриат, специалитет, магистратура) и заочной формам более 300 студентов, в том числе КМНС (вепсы, долганы, коряки, коми-ижемцы, манси, нанайцы, нганасаны, ненцы, нивхи, ульта (ороки), ительмены, саамы, селькупы, сойоты, тувинцы-тоджинцы, удэгейцы, ханты, чукчи, эвенки, эвены, эскимосы, юкагиры).

Студенты представляют такие регионы Севера, как: Республика Саха (Якутия), Забайкальский край, Иркутская область, Камчатский край, Мурманская область, Ненецкий автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Алтай, Республика Коми, Сахалинская область, Ленинградская область, Эвенкийский муниципальный район Красноярского края, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район Красноярского края, Чукотский автономный округ, Тюменская область, Хабаровский край, Республика Тыва, Республика Бурятия, Кемеровская область, Ханты-Мансийский автономный округ.

В контексте модернизации системы образования и перехода на многоуровневую систему подготовки ИНС разработаны и внедрены инновационные образовательные программы в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами 3 поколения. Институт осуществляет подготовку по следующим бакалаврским и магистерским программам:

050100 «Педагогическое образование» профиль  «Образование в области родного языка и литературы», программа «Филология в североведческом образовании»,

050100 «Педагогическое образование», профиль «Культурологическое образование», программа «Этнокультурология и историческое образование»,

050300 «Филологическое образование», профиль «Родной язык и психолингвистика»;

050100 «Педагогическое образование» (магистратура), программы «Этнокультурологическое североведение» и  «Филологическое образование в полиэнической среде».

Продолжается обучение по программам специалитета:

050302 «Родной язык  и литература» с дополнительной подготовкой по специальностям 050303 «Иностранный язык»,

050301 «Русский язык и литература»;

050403 «Культурология» с дополнительной подготовкой по специальности 050401 «История»;

050403 «Культурология» (заочная форма обучения).

Ведется подготовка по открытию новых программ по бакалавриату и магистратуре.

В структуре ИНС действуют 4 кафедры (кафедра алтайских языков, фольклора и литературы; кафедра палеоазиатских языков, фольклора и литературы; кафедра уральских языков, фольклора и литературы; кафедра этнокультурологии), кабинет декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов НСC и ДВ, музей истории ИНС, фольклорный театр-студия «Северное сияние». Эта инфаструктура обеспечивает, с одной стороны, возможность преподавания до 23 языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ: тунгусо-маньчжурские языки (эвенкийский, эвенский, ульчский, удэгейский, орокский (ультинский), нанайский); тюркские языки (долганский); самодийские языки (ненецкий, нганасанский, селькупский, энецкий); финно-угорские языки (саамский, хантыйский, мансийский, вепсский); палеоазиатские языки (эскимосский, алеутский, чукотский, корякский, ительменский, юкагирский, кетский, нивхский), причем преподавание нганасанского, долганского, ительменского, энецкого, ультинского и некоторых других языков осуществляется только в институте народов Севера; с другой стороны, реализуется многопрофильная, комплексная североведческая подготовка в сфере традиционной культуры (технологии традиционного декоративно-прикладного искусства народов Севера, танцевальный и музыкальный фольклор, музейное дело и др.).

Профессорско-преподавательский состав ИНС объединяет 12 профессоров, 24 доцента, 2 старших преподавателей, 8 ассистентов, из них 25 человек являются представителями коренных народов Севера. Преподаватели ИНС являются авторами научных разработок, учебно-методических изданий по родным языкам, фольклору и литературе, традиционным знаниям (буквари, учебники, учебные пособия, словари). 90% всех учебников и учебных пособий для школ, колледжей, вузов регионов Севера написаны преподавателями и выпускниками института.

В аспирантуре ИНС ведется подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации по специальностям:

24.00.01 – Теория и история культуры, 10.02.02. – Языки народов РФ;

13.00.02 – Теория методика обучения и воспитания (культурологии; уровни общего и профессионального образования).

За последние 15 лет в защищено более 20 диссертаций докторские и кандидатские, из них  по языкам, литературам и культурам народов Севера (юкагирский, эвенский, эвенкийский, хантыйский, долганский, эскимосский и др.).

За последние  3 года преподаватели ИНС приняли участие более чем в 100 конференциях, в международных и всероссийских. По результатам исследований преподавателей ИНС только за последний период издано более 300 научных и научно-методических трудов (монографий, статей, учебно-методических пособий для школ и вузов).

Важнейшим направлением деятельности ИНС является организация целевого приема в Герценовском университете, ведется работа по формированию заявок и набору абитуриентов с администрациями, управлениями образования, департаментами по делам КМНС, образовательными учреждениями регионов Севера. Ежегодные заявки из северных регионов на целевые места подтверждают востребованность подготовленных в институте специалистов на региональном рынке труда. ИНС активно развивает региональные связи, способствующие устойчивому развитию коренных народов Севера. Осуществляется сетевое сотрудничество в рамках сетевого объединения высших учебных заведений «Педагогические кадры России», партнерами ИНС выступают профильные вузы по североведческому направлению, научно-исследовательские институты, международные научно-образовательные учреждения: ГОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет», Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, ФГНО «Научно-исследовательский институт национальных школ Республики Саха (Якутия), а также сотрудничаем с многопрофильными колледжи Ямала, Таймыра, Ненецкого автономного округа и др.

Выпускники института, направленные на целевую бюджетную подготовку, имеют возможность работать по специальности в рамках региональных программ по трудоустройству, поэтому институт народов Севера сотрудничает с работодателями: организует встречи с представителями образовательных учреждений, департаментов, министерств северных регионов (Республики Коми и Саха (Якутия), Ненецкий АО, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Уважаемые абитуриенты, со всеми интересующими вас вопросами можете ознакомиться на сайте: www.herzen.spb.ru

Информация  с сайта РГПУ им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург)

Материал подготовила Ульяна Данило

Рубрика: 
Айкеԯӑт - Новости
Номер Ханты Ясанг: 
№ 13 (3553)
8.07.2020

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика