- Хантыйский
- Русский
Ар оӆ шуши мир кўтн вәс
Константин Дмитриевич Носилов ар оӆ мӑр шуши ёх кўтн вәс. Мосӆ лупты, хуты тӑм рўщ хә ай тӑхет потты тыӆӑщ 29-мит хӑтӑӆн 1858-мит оӆн Маслянское кәртӑн Шадринск вош пўӊӑӆн ар няврємӑӊ хоттєӆ ёх хуща сєма питӑс па єнмӑс.
Айтєӆн ӆўв щирӑӆн арсыр әмӑщ вєр вәнтӑт-йиӊкӑт пєӆы тӑйс па вәншӑка вмаӆ кємн нумӑс вєрӑс, муй иты сыр-сыр мўвӑт ӆуватн вәӆты тӑхета тывеӆт-тухеӆт айӆта ӊхты пиньщӑӆ.
Ӆўв нәмӑсты щирӑӆн еӆӆы пєӆы вәӆупсы хурасӆ щи тывӑс. Сырыя тӑм айӆат рўщ хә 1890-мит оӆӑтн Франция мўв па хон пєлка мӑнӑс па мєт вән университетӑт хуща естественно-географической наука щирн ӆэщӑтты вєрӑта вәнӆтыйӆты вўянтӑс. Щи оӆӑт мӑнты мӑр ӆўв кашӑӊ хӑннєхәйн мсыева вәйтты географ па путешественник Элизе Реклю хуща па сыр-сыр наука щирӑта вәнӆтыӆӑс.
Па хон пєлӑкн вәнӆтӑты вєр еӆпийн Константин Носилов иса 1887-мит оӆ вўш эвӑӆт увӑс мўв йирӑт тәса вантты па артаӆӑты питӑс. Мєт оӆӑӊӑн ӆўв Новая земля мўва мӑнӑс, хута хәӆум оӆ мӑр вәс па уша вєрӑс, муй иты нуви тәрум иӆпийн мўвӑт-йиӊкӑт вәӆӆӑт па хуты юрн мир хӑннєхуятӑт тӑта вәӆупсы щирӆаӆ еӆӆы ӆэщӑтӆӑт. Щи вєрӑӆ пийн Константин Дмитриевич Ас хўват Ямал мўва мӑнӑс. Щӑӆта па нємасыя Кев пєлка ӊхӑс па вухаӆят вәӆты-хоӆты щирӑт уша вєрсӑӆэ.
Тывеӆт-тухеӆт ӊхты па увӑс мўв муй па хӑннєхуятӆаӆ вәӆты-хоӆты щирӑт ушӑӊа павӑтты К.Д. Носилова шєӊк ӆавӑрт вәс па ищипа ӊхӑс.
Мосӆ щи вєр нәмӑӆмӑты, хуты тӑм рўщ хә шєӊк сӑмӑӊа хӑнтэт, юрнӑт, вухаӆят тӑйс. Ӆўв вәӆупсы хўватн мкєм ар сыр-сыр хурасӑӊа ӆэщӑтум па әмӑщ путӑр мўӊ шуши мир хӑннєхуятӆўв вәӆты-хоӆты щир оӆӑӊӑн хӑншӑс, ӆәӆн мўӊ ёхӆўв па мирӑтн ма па ушӑӊа ат вєрсыйт.
Тӑм рўщ хәев тәнӆуп тыӆӑщ хәӆмит хӑтӑӆн 1923-мит оӆн ӑнтәма йис.
Тюмень вошн вәӆты писатель Анатолий Омельчук тӑм рўщ хә оӆӑӊӑн киника хӑншӑс. Щи нєпекӑӆ хущи нух хӑншман, хуты Константин Дмитриевич Носилов Кев пєлка ӊхӑс. Рўщ щирн, Новая Земля па Ямал мўвӊӑн хущи вәс. Мўв хӑрыйн єнумты ӆєтутӑт Саранпауль вошн єнмӑӆтӑс, Щекурья нємуп ай кәртӑн метеостанция пўншӑс, Ӆєв юхан вәнтӑт-йиӊкӑт наука щирн артаӆӑс. Щи вєрӑт тумпийн арсыр киникайт шуши мир вәӆты-хоӆты щирӑт оӆӑӊӑн тәса хӑншӑс. Мӑтты ки рўщ писатель хәев Лев Толстой ӆўв хӑншум «Вухаӆят хущи» нєпекӑӆ ӆўӊӑтсӑӆэ па тәп щиты нёхмӑс: «Щикєм м па хурамӑӊ вєр оӆӑӊӑн тӑм киника ӆэщӑтум!»
Ин ма вўтьщӑӆум хӑншты, муй щирн рўщ хә Константин Дмитриевич Носилов этнографа, геолога, путешественника вәс па сӑмӑӊа увӑс мўв па тӑта вәӆты хӑнтэт, вухаӆят па юрнӑт тӑйсӑӆэ.
Ӆўв хӑншум киникайӆ «Вухаӆят хуща» ӆўӊӑтӆӑн па имухты щимӑщ нумӑсн юхӑтӆыйн, муй иты тӑм рўщ хӑннєхә шуши мирӑт пєӆы вантӑс. Кӑт оӆ мӑр ӆўв вухаӆят кўтн Няксимволь кәртӑн Сўмӑтвош уездӑн вәс.
Щӑӆта па Ӆєв юхан хўватн арсыр тӑхетн ӊхӑс, хута шуши ёх вой-хўӆ веӆпӑсӆӑсӑт, веӆщи сєма питум няврємӑт єнмӑӆсӑт, арсыр вєрӑта вәншӑк пухӑт муй эвет вәӆты-хоӆты щиреӆн вәнӆтӑсӑт. Константин Дмитриевич щи пураитн мсыева уша вєрӑс, муй щирн па мўвӑт эвӑӆт ӆыв хущеӆа юхтыйӆты арсыр хуятӑт пєӆы вухаӆят вантӆӑт. Кашӑӊ сєм вўшӑӆа питты вєр ӆўв киникайӆа нух хӑншсӑӆэ, мўӊева ӆўӊӑтты пӑта ӆэщӑтсӑӆэ.
Щи нєпекӑӆ хущи хур вўты картыйн тӑм рўщ хә шєӊк м хурӑт вєрӑс.
Ма щирємн, тӑмӑщ хӑннєхә шимӑӆ вәс, мӑта ёх тӑмиты тәса па тўӊщирӑӊа мўӊ ай мирев вәӆупсы оӆӑӊӑн щи йис пурайн хӑншӑс.
Юхи хӑщум кўтн рӑхӆ щиты лупты, хуты Янош Гуя – Гёттинген вошӑӊ университет профессор па финно-угровед Германия хон пєлӑк эвӑӆт иса щиты ӆўв нєпекӑӆн хӑншмаӆ: «Ма нәмӑстємн, хӑнтэт па вухаӆят шєӊк ар йис путӑр па моньщ тӑмхӑтӆ вәнты тӑйӆӑт. Ӆыв ясӑӊӆаӆ, культураеӆ па вәӆупсы щирӆаӆ – щит сорни вухӑӊ ӆарӑщ. Щи утєӆ ин тәп еша пєлки пўншум. Ма щирємн, щимӑщ тащӑӊ ӆарӑщ еӆӆы па тӑӆаӊтєӆн нух пўншты мосӆ».
Сўмӑтвошн вәӆты вухаӆь
нє Любовь Вынгилева
китум айкеӆӑт щирн
хӑнты ясӑӊа тулмащтӑс:
Владимир Енов
Этнограф и путешественник Константин Носилов
Этнограф, геолог и путешественник Константин Дмитриевич Носилов родился 29 октября 1858 года в селе Маслянском, неподалеку от города Шадринска. Ещё в детстве он проявлял большой интерес к исследованию природы и путешествиям и, будучи юношей, решил стать путешественником.
В 1890-ых годах он поехал за границу и в лучших университетах Франции слушал лекции по естественно-географическим наукам, а также обучался у знаменитого географа и путешественника Элизе Реклю. Ещё до этого в 1887-ом году Константин Носилов начал исследование нашего полярного Севера. Он поехал на суровый безлюдный остров – на Новую Землю и пробыл там три года, построив домик-станцию, откуда вёл регулярные наблюдения над жизнью северной природы. Константин Носилов хорошо обследовал нижнее течение Оби, полуостров Ямал и не раз совершал путешествия по Северному Уралу. Все путешествия необследованных краёв были сопряжены для него с большими трудностями и опасностями, но это нисколько не останавливало настойчивого путешественника.
Константин Носилов горячо любил Север и с глубокой симпатией относился к северным народностям. Об этих народах, их жизни и ежедневном быте он написал немало рассказов. Известный этнограф, путешественник Константин Дмитриевич Носилов умер 3 февраля 1923 года.
Отметим, что он – организатор масштабных экспедиций по Северному Уралу и многое успел сделать. Путешественник проживал на Новой Земле и Ямале, проводил опытные посевы злаков и овощей в Саранпауле, один организовал метеостанцию в деревне Щекурье, исследовал бассейн Северной Сосьвы. Кроме того, писал книги, что Лев Толстой, прочитав его рассказ «У вогулов», сказал так: «Это было истинное произведение искусства!»
Константин Дмитриевич Носилов состоял в переписке с Чеховым. Высоко оценивая литературный опыт исследователя, Антон Павлович советовал ему лучшие издательства для печатания написанных им книг. Носилов дружил с изобретателем радио Александром Поповым и хорошо знал писателя Павла Бажова. Он работал геологом, раскапывал курганы, искал золото, собирал ботанические и геологические коллекции, составлял карты, наблюдал за жизнью местного населения и увлечённо писал свои «Северные рассказы».
Казалось, не было сферы жизни, которая бы не вызывала его любопытство.
С большой симпатией относился Константин Дмитриевич ко всем жителям таёжного края. Жизнь вогулов предстала перед ним: «бедная, замкнутая, одинокая, дикая, но скромная и честная». Он тут же отмечал, что «вогулы – умный, наблюдательный и весёлый народ». Далее путешественник говорит о своём герое-ненце: «Он любит тундру и связан с ней всем своим существом, умирая, просит положить его на её холодную землю, где гуляет только один свободный ветер». Константин Носилов передавал точное восприятие Севера русским человеком. Оно могло появиться только потому, что он смог понять мироощущение коренного северянина, то есть ханты, манси и ненца.
Я открыла для себя имя и труды замечательного этнографа, геолога, а также путешественника и человека, посвятившего свою жизнь Тюменскому Северу, Константина Дмитриевича Носилова. С первых строк его книги «У вогулов» проникаешься мыслью, насколько чутко, уважительно относился Константин Носилов к маленькому таёжному народу – вогулам. Он целых два года прожил в деревне Няксимволе Берёзовского уезда в семье старика-манси. В течение нескольких лет К.Д. Носилов путешествовал по Северной Сосьве, а также и её притокам, где проживали мои предки. Всех героев своих рассказов всегда он называл не иначе, как приятели. Я смогла погрузиться и в жизнь вогулов, увидеть их мир, в котором они жили более ста лет назад. Много интересного узнала об их жизни в разные времена года: как они все рыбачили и охотились летом и зимой, как рождались их семьи, как они учили и воспитывали детей, как они относились к другим народам, которые приезжали в их родной край. Автор в мельчайших подробностях описывает традиционный уклад жизни вогулов. При этом он даже использует в тексте некоторые мансийские слова.
Особенно поразил следующий эпизод повествования в главе «Рождество в снегу»: находясь в лесу, вогулка, не без помощи мужа, смогла родить в крещенский мороз ребёнка и сохранить ему жизнь. И этот случай произошёл в совместной поездке автора книги с его героями. Неприхотливость, прежде всего, сноровка, верность традициям и забота друг о друге всегда помогала выживать в суровых таёжных северных условиях маленькому народу манси. Большое внимание автор уделяет и фольклору вогулов. В частности, он не раз обращает своё внимание на таинственные духи леса, перед которыми трепещут его друзья-вогулы. Ведь, если охотник или рыбак нарушит запреты и не задобрит лесных богов, то они могут завести охотника в непроходимые таёжные дебри, а рыбака вообще могут оставить без добычи.
Книга Константина Дмитриевича Носилова очень интересна с различных точек зрения: этнографических, экономических, фольклорных, исторических, географических и других. Её можно перечитывать, а затем уже возвращаться к интересующим тебя страницам не раз, и не два. Кроме этого, она хорошо иллюстрирована фотографиями, сделанными автором во время его поездок.
Хочется особо подчеркнуть, что Янош Гуя, финно-угровед и профессор из Гёттингенского университета Германии писал: «Я всегда удивлялся, сколько мифологических миров имеют ханты и манси, которые отражаются ими в их сказках и легендах… Для меня и, может быть, для вас – язык, культура и история ханты и манси – это сундук, полный золота. Но этот сундук только до половины открыт, и я надеюсь, что когда-то он будет открыт целиком».
Любовь Вынгилева,
методист отдела национальных культур и ДПИ районного Дома культуры
п.г.т. Берёзово
Перевод на хантыйский язык Владимир Енов