- Хантыйский
- Русский
Хӑнты йис вєрӑт еӆӆы тәӆӑт
Мўӊ хӑнты мирев кўтн тӑм йисн ар нумсӑӊ па рәт миреӆ па культураеӆ пєӆы сӑмӑӊ хуятӑт вәӆӆӑт. Ӆыв сыр-сыр мосты әмӑщ вєрӑт ӆэщӑтӆӑт, йис вєрӑт нух аӆумӆӑт па шавиман тӑйӆӑт. Щит йис арӑт, якӑт, йис путрӑт, пурмӑсӑт ӑкӑтӆӑт, шўкщӑты-ёнтӑсты вєрӑт уша вєрӆӑт па айӆат ёх щи ута вәнӆтӑӆӑт. Ӆәӆн еӆӆы вәӆты айӆат хуятӆўва мўӊ хӑнты мирев щирӑт ат хӑщсӑт.
Ольга Ивановна Покачева ищи щимӑщ хуята вәӆ. Ӆўв Русскинская кәртӑн Александр Павлович Ядрошников нємуп Мўв-авӑт па Хӑннєхә музей хуща рәпитӆ. Шуши мир культура вєрӑт тәты тӑхийн хӑнты мир йис щирӑт уша вєрӆ па мира тәӆ. Ольга Ивановна рәт ясӊӑӆ па хӑнты мир йис щирӑт ма вәӆӆэ. Ӆўв вәнт шушийн єнмӑс. Ӑӊкеӆ-ащеӆ вўӆэт тӑйсӑӊӑн, вой-хўӆ веӆпӑсӆӑсӊӑн, нӆ няврєм єнмӑӆсӑӊӑн. Ащеӆ – Иван Алексеевич Русскин, ӆўв 1998-мит оӆн ӑнтәма йис. Ӑӊкиеӆ – Альбина Григорьевна Русскина (Мултанова) тӑм оӆ 71 тӑӆа йис. Ольга аӊщащеӆ касум хӑнтэт эвӑӆт вәс. Щӑта ӆаӆь тывиӆум пурайн сәрханӆ мўва касӆӑс па тӑта ими тәс па вәӆты хӑщӑс. Альбина Григорьевна ванкўтӆы вәнӆтӑты хӑрӑта юхтыйӆ, мӑта утӑт музей хӑрн вєрӑнтӆыйт.
Тӑм тӑхийн ӆыв интӑм нӆ хуятн рәпитӆӑт. Тӑта ӆыв ванӆтупсэт, вәнӆтӑты хӑрӑт вєрӑнтӆӑт, ёнтӑсӆӑт, шўкщӑӆӑт. Ӆыв хущеӆа вәнӆат хуятӑт, айӆат ёх, няврємӑт юхтыйӆӆӑт. Ин ӆыв нємасыя вәнӆат хуятӑт пӑта «Мастерская ремёсел» вєр ӆэщӑтӆӑт, хуӆта шуши мир пирӑщ хуятӑт юхтыйӆӆӑт. Вән хуятӆаӆ эвӑӆт ӆыв арсыр йис вєрӑт уша вєрӆӑт, ёнтӑсӆӑт. Па ӛхӑт щит айӆат хуятӑта ванӆтӑӆӑт па ӆывеӆ сыр-сыр катра йис щирӑта вәнӆтӑӆӑт.
Русскинской музей шуши мир вєрӑт тәты тӑхия ванкўтӆы ӑшкола-интернат па кәртӑӊ няврємӑт юхтыйӆӆӑт. Ӆыв пӑтэӆа нємасыя вәнӆтӑты хӑрӑт ӆэщӑтыйӆӆӑт. Ма щирємн, щит мєт м па мосты вєр. Щиты хӑнты мирев культура щирӑт вәнӆат хуятӑт эвӑӆт айӆат ёха питӆӑт.
Щи тумпи ӆыв рәпитты тӑхеӆн «Вәнт нє» якты-ариты хӑр ӆэщӑтсӑт. Щи тӑхийн иха рәпитты нєӊӑт хӑнты арӑт па якӑт вәнӆтӑӆӑт па мира ванӆтӑӆӑт. Ӑшкола няврємӑт ӆыв хущеӆа ищи ӊхӆӑт па вәнӆтыйӆӆӑт, ӆыв пиӆэӆа якӆӑт-ариӆӑт.
Ищиты ӆыв нарӑсты хӑтн юнтты вәнӆтыйӆӆӑт. Щи пӑта арсыр вәнӆтӑты хӑрӑта ӊхийӆӆӑт, мӑта утӑт Ёмвошн муй па па тӑхетн вєрӑнтӆыйт.
Ольга Ивановна ясӊӑт щирн, сәрханӆ мўвн ма нарӑсты юхн Сергей Васильевич Кечимов хотӑӊ ёхӆаӆ пиӆа юнтты хошӆӑт. Ӆўв сыры оӆӑтн тор сапӆ х па нарӑс х ма вєрӑс. Интӑм ӆыв рәпитты нєӊӆаӆ пиӆа ищи вәнӆтыйӆсӑт па щитӑтн юнтты хошӆӑт.
Мўӊ кәртэв – хӑнты кәрт. Тӑта ар хӑнты мир вәӆ. Ар хуят тӑта хӑншаньщсӑт, тәп вәнт шушийн вәӆӆӑт. Ӆыв мӑӊхӑтӆӑт пурайн муй па муӆты мосты вєрн кәрта юхтыйӆӆӑт. Имет па айӆат нєӊӑт тыв юхтыйӆтэӆн иса хӑнты сухн ӊхӆӑт. Ӑшкола-интернатн ар шуши няврєм вәӆ. мӑӊхӑтӆӑт пурайн няврємӑт ищи хӑнты ӆәмӑтсуха ӆәмӑӆтыйӆӆӑт. Вән хуятӑт рәт ясӑӊӑн ма путӑртӆӑт па няврємӑт ищи рәт ясӊеӆ вәты ӆӑӊхаӆӑт. Щит эвӑӆт ӆыв ӑн еӆємӆӑт, щит шєӊк м па амтӑӊ! Мўӊ пушхӑта нётӆўв, вәнӆтӑӆӆўв, ӆәӆн рәт миреӆ йис вєрӑт па ясӑӊ ма ат тӑйсэӆ, − лупӑс Ольга Ивановна.
Щимӑщ апрӑӊ па каркам нє пиӆа Сәрханӆ мўвн Русскинской кәртӑн вәтаӊа щи йисум. Щимӑщ, рәт мўвеӆ сӑмӑӊа тӑйты хуятӑт хуӆна вәӆӆӑт ки, щи мӑр хӑнты мирев йис вєрӑт па хӑнты ясӊев ӆыӆӑӊа вәӆты питӆ.
Ольга Ивановная па ӆўв пиӆэӆа рәпитты нєӊӑта м вўща ясӊӑт китты ӆӑӊхаӆум. Тӑӆаӊ ёш, тӑӆаӊ кўр ӆывеӆа лупӆум. Найн-Вәртӑн ӆавӑӆман ат тӑйӆыйт. Ӆэщӑтты вєрӆаӆ тәса ат мӑнӆӑт.
Путӑр хӑншӑс:
Надежда Вах
Передают и сохраняют ремёсла народа ханты
Среди этноса ханты есть много талантливых и образованных людей, которые любят, берегут и сохраняют культуру своего народа и передают её следующим поколениям.
Такой является и Ольга Ивановна Покачева, специалист по фольклору отдела национальной культуры Русскинского музея «Природы и Человека имени А.П. Ядрошникова».
Она хорошо знает родной язык и культуру своего народа. Её детство прошло в лесу, как и у всех детей-ханты, кто родился и жил на стойбище. Ремёсла, песни, то есть вся традиционная культура коренных жителей знакома ей с раннего детства.
Родители Ольги Ивановны жили в лесу, на стойбище, занимались частным оленеводством, рыбачили и охотились. Отец – Иван Алексеевич Русскин, умер в 1998 году. Мама – Альбина Григорьевна Русскина (Мултанова), ей сейчас 71 год. Её отец во время Казымского восстания со своими родственниками попал на сургутскую землю. Здесь он женился и фамилию «Молданов» поменял на «Мултанов». Альбина Григорьевна – активный участник всех семинаров, мероприятий и различных встреч. Её часто приглашают в музей в отдел национальной культуры, где она передаёт бесценный опыт.
В отделе сегодня работает четыре человека, они представляют культуру народа ханты. Здесь проходят выставки, мастер-классы, а также занимаются декоративно-прикладным творчеством. Сейчас ими реализуется проект «Мастерская ремёсел», куда приглашают волонтёров серебряного возраста – коренное население. Они показывают свои ремёсла.
Сотрудники национального отдела часто привлекают детей из школы-интерната. Они занимаются с ними, передают ремёсла, которые им представили люди более взрослого поколения. Происходит преемственность поколений. Также все занимаются популяризацией фольклора, например, хантыйский ансамбль «Вонт нэ» («Таёжница»), руководителем которого является Ольга Ивановна. Они разучивают хантыйские песни, танцы, играют на национальных музыкальных инструментах. Участники фольклорного коллектива выезжают в Ханты-Мансийск на семинары по игре на национальных инструментах. Они обучаются сами и стараются научить своих детей, чтобы они тоже знали эти музыкальные инструменты и играли на них. По словам Ольги Ивановны в Сургутском районе – они единственные представители, которые сегодня играют на наркасъюхах. Это хантыйская семья Кечимовых. Сергей Васильевич раньше сам изготавливал все эти музыкальные инструменты – журавль (тор сапалъюх и наркасъюх). В настоящее время все участники коллектива «Вонт нэ» умеют играть и Ольга Ивановна отмечает:
– У нас национальная хантыйская деревня, много семей, которые прописаны здесь, а проживают на родовых угодьях. Они часто приезжают в деревне ходят в национальной одежде. Самый яркий праздник в Русскинской – это «Слёт оленеводов, рыбаков и охотников». Все ханты, приезжающие на мероприятие, стараются надеть красивую национальную одежду. В основном, только взрослые разговаривают на родном языке. Дети тоже владеют своим языком. Есть, конечно, дети, которые плохо знают его, но в то же время для этого и существуют такие центры, куда они приходят, изучают язык, песни, сказки, учатся шить и мастерить. Мы им рассказываем, как жили их дедушки, бабушки, наши родители. И стараемся, чтобы сохранялась культура. Молодёжь, которая окончила школу, мы тоже привлекаем. В День родного языка проводили акцию, чтобы все дали пожелание людям на своём родном языке. Мы очень удивились, что многие жители откликнулись на наш призыв. Они с удовольствием говорили на родном языке, желали мира и добра всем окружающим. Мы не ожидали, что будет такое активное участие. Этот результат показал, что люди говорят на своём языке, и им это нравится.
Отрадно, что среди нашего народа есть такие неравнодушные люди, которые всей душой болеют за традиции, культуру и язык. Хочется пожелать им дальнейших успехов, чтобы всё, что они задумали, хорошо получилось. Пусть Боги нашей родной земли охраняют их!
Надежда Вах