- Хантыйский
- Русский
Ма айтєн ёнтасты питсум
ыпӑт тыӑщ 22-мит хӑтӑн Сәрхан вош увӑс мирӑт культура тӑхийн ай хопӑң кӑсупсы вәс. Щи пурайн ма щӑта рәпитты хӑнты эви Лилия Покачева эвӑт айке вўсум. ўв ай тӑхет потты тыӑщ 2007-мит о вўш эвӑт иса щи тӑхи хущи арсыр шуши мирєв әмӑтсухӑт ёнтман вә. Муй пӑта тӑм эви ёнтӑсты вєрӑт сӑмӑңа тӑйӑэ, щи оӑңӑн путрємӑсман.
– Лиля, муй пӑта нӑң тӑм Увӑс мирӑт культура тӑхийн рәпитты питсӑн па муй тӑта вєрӑн?
– Хән ма ӑңкєм-ащєм хущи єнўмсум па ӑшколайн вәнтыйсум сӑк эвӑт муты пурмасӑт карӑтты па щӑшкӑн эвӑт ернасӑт па муйт ёнтты вєр шєңк сӑмӑңа тӑйсєм. Щи тумпийн Русскинской кәртємн, хута ма айтєн вәсум, иса вєрӑнты имєт кўтн вәсум па вантсум, муй щирн ыв кашӑң вєр вєрӑт. Ӑшколайн вәнтыймємн, кәртӑң рўтьщӑты хота яңхсум. Щӑта якты-ариты хот вә па ма иса кашӑң пўш хӑнты мирєв як щирӑт уша пӑвӑтсум па яксум. Ӑшкола етшуптумєм юпийн Русскинской кәртӑн Увӑс мирӑт культура хотн рәпитсум. Ӛхӑт Сәрхан воша мӑнсум па еы вәнтыйты нумӑс тӑйсум. Хән па вәнтӑты вєрєм ӑн тывӑс, ма национальной культура хота юхӑтсум па шукщӑты нєңа рәпитты вўянтсум. Ёнтӑсты вєр ма айтєн сӑмӑңа тӑйсєм, щит пӑ-та кашӑң пурмасєм муй әмӑтсухєм тәса ван-щӑсєм па ищиты ху-расӑңа ёнтєм, ән сє-мӑн вантты әмӑщ па нух әмӑтты ищи ям ат вәс.
– Нӑң ӑңкен-ащен, апа, ищи вәнт кәртӑн вәсӑт?
– ын иса вәнт кәр-тӑн щи вәсӑт па ма ищи ыв пиэа ӑшкола вәнты єнўмсум. Ӛхӑт вәнтыйты вєр эвӑт рўтьщӑты пурайн ищиты юхи яңхсўв. Ӑңкємӑн арсыр ёнтӑсты щирӑта айтєн хущсыюм. Ин ма ўвеа ар пўш вән пәмащипа ясӑң тәп упты вєритум. Хән ма тыв рәпатая вўсыюм, иса щи вўш эвӑт сӑк эвӑт сыр-сыр пурмӑсыет кӑрӑтты хошсум, тунты хушапӑт муй йиңӑт вєрсум, арсыр әмӑтсухӑт ёнтсум па щитӑта хӑншет євӑтсум.
– Лиля, мӑта о вўш эвӑт нӑң ай хопӑтн кӑсты питсӑн?
– 2008-мит о вўш эвӑт иса тӑмӑщ ай хопӑң кӑсупсэтн тӑта яңхум па кӑсум. Оӑңмит он кӑсты мӑнмємн, щәм ӑн тӑйсум. Ӛхӑт, вәнт кәрта юхӑттємн, ӑңкєм пиа хопӑт ияха омӑсумӑн па ай хопн щитӑт вантты яңхтєм щирн ушӑн щи юхӑтыюм, хуты хоп ыпийн тӑканшӑк омӑсты па муй щирн сорашӑк овӑты рӑх. Щӑта па кашӑң ўңӑн тӑта Сәрхан вошн вєрты кӑсупсэтн мєт оӑңӑн хәмит тӑхия питсум, щи юпийн па иса кимит тӑхет хәумтыйсум. Ин нәмӑсум оӑң тӑхи ёша пӑвӑтты.
– Ма тӑмӑщ ай хопӑң кӑсупсэтн ар тӑхийн вәсум па нӑңен иньщӑсты вўтьщӑум, муй әмӑщ нынӑна тӑм кӑсты щирӑт мӑӑт?
– Мўң, айат ёх, тӑм кӑсупсэтн вәнтыйўв ай хопӑтн тәса па сора яңхты, щи тумпийн ар тӑхет эвӑт юхӑтты шуши мирӑта апӑрўв-щомўв вантӑўв. Вәнӑшӑк ювўм хуятӑта арпєлӑк әмӑщ ыв кўтєн тӑм емӑңхӑтӑт пурайн ияха вәйтантыйты па вәупсы вєра оӑңӑн путрємӑты. ыв кӑсты вєра эвӑтэа мўң ямашӑк еы ай хопӑтн яңхты вәнтыйўв. Щит пӑта тӑмӑщ кӑсупсэт вєра хӑнтэта мосӑт.
Рукодельница из Сургута
22 июня во время праздника коренных народов Севера «День обласа», который ежегодно проводится отделом национальной культуры историко-культурного центра «Старый Сургут», я взял интервью у одной из участниц этих традиционных видов соревнований – Лилии Покачевой.
Лиля с 2007 года работает в отделе национальной культуры специалистом по декоративно-прикладному искусству народа ханты. В настоящее время её должность стала называться художник народно-художественных промыслов. Но суть совсем не в этом, а в том, что эта хрупкая девушка является искусной рукодельницей, вышедшей из среды сургутских ханты.
По её словам, шить ткань по ткани, мех по меху, изготавливать нехитрые изделия из бересты, плести всевозможные женские украшения из бисера она училась ещё в раннем детстве. Живя на стойбище у своих родителей-оленеводов, Лиля с малых лет наблюдала, как её мама искусно вырезает красивые хантыйские узоры или шьёт орнаментированную женскую шубу-сах.
Долгими зимними вечерами мама кропотливо учила дочь кроить какую-нибудь вещь и сама наблюдала, как она с завидным упорством продолжает своё начатое дело. Лиля уже тогда могла шить повседневные женские платья и работать с бисером. Все эти увлечения, связанные с шитьём, она не забросила и во время обучения в Русскинской школе-интернате, а ещё серьёзнее стала относиться к различным видам рукоделия.
С дальнейшей учёбой у Лили не получилось, но она нисколько не жалеет об этом и считает, что нашла себя в этой жизни. Устроившись в отделе национальной культуры историко-культурного центра «Старый Сургут», она также красиво продолжает заниматься традиционными видами рукоделия. И, действительно, на её вещи и украшения приятно посмотреть!