- Хантыйский
- Русский
Ӛрӑӊ ёх
Иса пурайн вошн муй кәртӑн вәӆты хӑннєхуятӑт ма па тәса рәпитты ёх пєӆы сӑмӑӊа вәсӑт. Ищимӑщ хә – Киркәри Кантеров. Ӆўв нӛрум мўвн вәӆ, хӑнты мир эвӑӆт – Россия мўвев касӑӆты мир эвӑӆт. «Муй пӑта ӆўв вәӆупсэӆ әмӑщ?» – нын иньщӑсӆӑты. Юхӆы лупӆум: «Ӆўв вәӆупсэӆ иса әмӑщ!».
Мӑнєма иса пурайн әмӑщ, муй щирн хӑннєхә вәнтӑн, нӛрум мўвн муй па хишӑӊ мўвн вәӆ. ма па әмща вәӆ. Тӑмӑщ хӑннєхә муӆты мутра тӑйӆ, мӑтты ки, ӆўв ӑнтә тӑм мўвев эвӑӆт, мӑтты ки, па тӑхет эвӑӆт юхтӑс. Шаль, щимӑщ хӑннєхә шимӆа йиӆ. Ӆыв мўӊ вәӆупсэв пӑта тәп унтас тәӆӑт.
Увӑс мўвев муй па морт мўвӑӊ касӑӆты ёх – щит хот войт тӑйты ёх, хўӆ па вой веӆпӑсӆӑты ёх. Ӆыв рәпатайӆаӆ унтасн Россия мўвевн вәӆты ёх вўӆы, ош муй па мис м нюхи ӆєӆӑт. Касӑӆты ёх мўӊ вәӆупсэв пӑта нємуӆт пурайн нўша ӑн вєрсӑт. Ӆыв нємуӆт пурайн кәщайт эвӑӆт хотӑт ӑн вохӆӑт, рәпата кӑншман «Центр занятости» хуща ӑн омӑсӆӑт, нємуӆт ӑн вохӆӑт, ӑӆ щирн опращӆаӆ иты ма па вещката вәӆӆӑт. Хуӆна пура вәӆ, ӆәӆн мўӊ касӑӆты ёх вәӆупсы оӆӑӊӑн уша вєрсўв, ӆыв рәпатаеӆ оӆӑӊӑн хӑншсўв па путӑртсўв, па иса муй вєрсўв, ӆәӆн мўӊ ӆӑщкам Россия мўвев ӆуваттыйн щимӑщ хуят аршӑка ат йис.
Киркәри Кантеров Ай Натан юхан хонӑӊӑн вәӆ, щит Натан юхан пусӆ, щи юхан хонӑӊӑн Надым вош омӑсӆ. Ӆўв тӑм нӛрум юхан хонӑӊӑн вәӆман вўӆыӆаӆ ӆавӑӆ. Вўӆы нюхи – мєт м нюхи, щӑта атум холестерин ут ӑнтәм, щит шєӊк єпӆӑӊ нюхи. Киркәри юхан хонӑӊӑн кӑт хот омсӑс, юханӑн вар – хўӆ веӆпӑс ут омӑсӆ, тәп путӑртӑӆ, хуты ин пирща йис, щирн хўӆ ӑн веӆпӑсӆӑӆ, щи тумпи Касум вухсар тӑйты тӑхи лӑп тәхрум пийн ӆўв эвӑӆтэӆа хўӆ ӆәтты ӑн питсӑт. Хўӆ ӑн мосӆ ки, муя веӆпӑсӆӑты? Вўӆы нюхи иса пурайн мир ӆәтӆ. Хӑния лупӆум, ма ищи ӆўв эвӑӆтэӆа вўӆы нюхи ӆәтӆум.
«Муй щирн хӑннєхә щиты атэӆт вәнтӑн, хоӆӆи тӑхийн вәӆты вєритӆ?» – нын иньщӑсӆӑты. «Вєритӑӆ, щи кўш вєритӑӆ!», – ма юхӆы лупӆум. Нӆъяӊкєм оӆ Киркәр вәӆєм, ӆўв ащеӆ нәмӆєм, хутыса ӆўв мӑнєма кўрӑӊ вой нюхи тәс па ищкийн потум тўрсыеӆн путӑртӑс:
- Вәнт ӆәӊх эвӑӆт – «Маша миснє»!
И щос пийн ӆєтут кавӑртты хот йитн ма кўрӑӊ вой нюхи эвӑӆт єпӆӑӊ котлетайт шаритсум. Пӑсанӑн шўмум капуста, кӑртәпка эвӑӆт єпӆӑӊ ӆєтут, вущрємӑӊ хумӑсвәӆ эвӑӆт каврум морс йиӊк, еша кутрӑӊ йиӊк, щиты ӆєвман, путӑртман аӆӑӊ вәнты омӑссумн. Щимӑщ Увӑс мўв.
Киркәри ӑнтә тәп Натан юхан хонӑӊӑн вәс, ӑнтә тәп рәпитӑс, щи тумпи м хоттєӆ ёх тӑйс. Няврємӆаӆ вәна йисӑт, ин хиӆыӆаӆ па хиӆы тумпи хиӆэт тӑйӆ. Ин ӆўв нивӑӆъяӊ оӆа вум хә нӛрум мўв хўват 15 вєрста шәшты вєритӑӆ – щимӑщ ӛрӑӊ ики! Ӆўв хотӆаӆ ӆыпийн сыстам, вәтаӊ ёх щив мойӊа вохты рӑхӆ. Щӑта вәӆупсы, мӑтты ки, нӑӊ моньщӑӊ онтупн вәӆӆӑн.
Хўв тӑӆ пийн оӆӑӊ вурӊайт йиӆуп вәӆупсы оӆӑӊӑн айкеӆ тәӆӑт. Тарум ищки тумпи тови юхӑтӆ: вәнт па тухӆӑӊ войт хуща пушхӑт сєма питӆӑт, йиӊкӑн вуяӊ сорт хўӆӑт ӆытуп хойӆӑт. Ӆытуп – щит арсыр мирӑт ясӊӑт щирн, еӆ вәӆупсы. Товийн нӛрум мўвн Кантеров хотӊӑӆ мухӑӆая йиӆуп вәӆупсы – соймӑт ӆәриӆӑт, ӆәнтӑт, васэт, хӑйп па тухӆӑӊ войт хурамӑӊа ариӆӑт, щӑӆта тыхӆӑт вєрман щиплємӑӆӑт… Увӑс мўвевн тови – хурамӑӊ, єӆпӑӊ. Товийн Кантеров хотн пӑсанӑн каврум ӆәнт муй па васы нюхи омӑсӆ. Нюхи па хошум йиӊк пиӆа оӆӑӊмит ан ӆәӊхӆаӆа омӑсӆ па пойкщӑӆ – щиты ӆӑщкам сӑмӑӆн йиӆуп тови пўншӑӆ.
Тамара имеӆ камн нянь кәр тӑйӆ, щӑта ӑнтә тәп нянь вєрӆ, щи тумпи арсыр єпӆӑӊ ӆєтутӑт. Ӆытупӑӊ щӑпар хўӆ щеӆ вуйн шаритӑӆ па щи єпӆӑӊ хўӆӑт пӑсанӑн. Саккӑрӑӊ шай пиӆа ар щимӑщ єпӆӑӊ хўӆ ӆєӆӑн. Щиты ӆєтэн кўтн ӆәнтӑт, хутӊӑт па тухӆӑӊ войт сый сащӆ, ӆыӆӑӊ соймӑт ӆәриӆӑт – щит моньщ хурасуп вәӆупсы. Ӑӊкӑрмӑӆӑн – хурамӑӊ мўв! Аӆпа, щив ӊхты мосӆ, ӆәӆн ӆыпийн нумсӑт ма ат йисӑт.
(Тӑм путӑр па газетайн еӆӆы ӆўӊтаты!)
Леонид Бабанин хӑншум путӑр хӑнты ясӑӊа тулмащтӑс: Людмила Шульгина
Сильные люди
В любом обществе, и в городском, и в деревенском, всегда с большим уважением и почитанием относились к людям, которые умели работать, делать успешно какое-то своё дело и в итоге получать за него хорошие дивиденды. Таков наш герой Григорий Кантеров. Живёт он в тундре, по национальности – ханты, принадлежит к кочевым народам России.
«Чем же он интересен?» – спросите вы. Отвечу: «Всем!»
Меня всегда восхищали люди, которые умеют жить вдали от общества – в тайге, в степи, в тундре. Причём, жить по-хозяйски, комфортно и красиво. Окружает их какая-то особая аура, аромат неизведанного, тайна, будто эти люди не земные, а пришли к нам откуда-то из-за горизонта. К сожалению, таких людей становится всё меньше и меньше. А жаль. Они всегда несли, да и теперь несут нашему обществу только пользу.
И северные кочевники, и южные – как правило, животноводы, рыбаки, охотники. И к столу россиян ими всегда доставлялось качественное, экологически чистое мясо оленя, овцы, коровы. Народы эти никогда не создавали нашему обществу проблем. Они не просили и не просят у государства квартир, не сидят в очереди в центрах занятости и соцзащиты, не заявляют о своих правах, а просто и гармонично живут в природе, как многие поколения их предков. У нас ещё есть время, чтобы проявить внимание к этим кочевникам, поднять престиж их труда и создать условия для того, чтобы увеличилось число таких людей на бескрайних просторах нашей великой России.
Григорий Кантеров живёт на реке Ай Надым, притоке реки Надым, на которой стоит нефтяной город Надым. В ведении Григория эта тундровая речушка и лесотундра, где пасутся его олени. Оленье мясо полезно, в нём практически отсутствует холестерин, да и по вкусу оно великолепно. В урочище реки Григорий построил два дома, река обустроена запорами – ловушками для рыб, но рыбу он сейчас не ловит – состарился, говорит, да и после развала Казымской зверофермы рыбу перестали у него покупать, а нет спроса – нет дела. Но на оленину – постоянный спрос, её всегда купят. По великому секрету скажу, что и я являюсь его постоянным покупателем.
«Как может человек жить вот так, вдали от цивилизации, точно сыч в тайге?» – спросите вы.
«Может, и как может!» – отвечу я. Лет сорок я знаю Григория и отца его помню, который всегда привозил мне из леса кусок «лосинки» – лосинного мяса, и, вручая его, своим простуженным голосом шутил:
– От духа лесного – «корова Маша»!
И на кухне через часок начинали журчать на сковороде котлеты из лосинки. Под квашеную капустку, картофельное пюре, клюквенный морс, штофик водочки шли длинные, затяжные, порою до утра, разговоры. Такой вот он, Север.
Григорий не только жил в своём Ай Надыме и не только работал, но и крепкую семью создал. Дети выросли, пошли внуки, а теперь и правнуки. Сейчас, в свои восемьдесят, может он пройти по тундре пятнадцать километров – и хоть бы что! В его избах чистота, можно принимать самых именитых гостей. И жизнь там – как в райской колыбели.
После длинной зимы первые вороны приносят весть о переменах. На смену морозам приходит весна с вытекающими отсюда последствиями: у лесных зверей и птиц появляется потомство, жирные щуки на отмелях мечут икру. А икра в преданиях всех народов – символ продолжения жизни. Тундра вокруг изб Кантерова оживает от журчания ручейков и гомона прилетевшей на гнездования птицы – гусей, уток, куликов… Весна на севере яркая, сочная, красивая. На весеннем столе кочевника тундры Кантерова всегда стоит чаша с отварным мясом гуся, утки. Первую чашечку бульона и мяса он ставит своим богам, произносит молитву – и открывает очередную весну в своей бескрайне богатой душе.
Супруга его, Тамара, имеет в своём арсенале уличную печь, в которой не только печёт хлеб, но и готовит блюда из даров природы. Обыкновенные икряные плотвички румянятся на сковороде в растительном маслице, покрываются хрустящей корочкой – и на стол. Со сладким чаем целую гору съешь и не заметишь. А если представить такой обед под гомон гусей, лебяжьи клики, многоголосье уток, под звон ручейков, – это настоящая сказка. Благодать! А виды какие! Наверное, туда можно приезжать для того, чтобы привести свою душу и мысли в порядок.
Продолжение читайте в следующем номере газеты «Ханты ясанг»
Леонид Бабанин
Перевод на хантыйский язык Людмилы Гурьевой