- Хантыйский
- Русский
Рәпатайӆ оӆӑӊӑн лупӑс
Ипўш Ӆорвош район Муши вошн «Ма Ӆорвош мўвєм» мӑӊхӑтӆа ӆикумсум, щив Касум Нюӆ эвӑӆт юхтум хӑнты мир пурмӑсӑт тәса вєрты хӑннєхә Изольда Сорокина пиӆа вәйтантыйӆсум па ӆўвеӆ айкеӆ тәтыя айӆтыева щи хущсєм.
- Мӑта тӑхи эвӑӆт нӑӊ тӑм мӑӊхӑтӆа юхӑтсӑн па муйсӑр тӑхийн вәӆупсы хўватн рәпитӆӑн, щи вєрӑт оӆӑӊӑн мўӊева вєрӑтты кємн айкеӆӑт ӆэщӑта?
- Ма нємєм Изольда Петровна Сорокина (эви щирн, Чубахова), тыв Ка-сум Нюӆ эвӑӆт юхӑтсум. Ма, вантэ, кәртӑӊ рўтьщӑты хот кәщая вәӆӆум па иса атэӆт щирємн щи тӑхийн рәпитӆум. Щи киньща рәпитты тӑхєм хўв вўш эвӑӆт «Ӆорвош районӑӊ клубной система» хуща нух хӑншман тӑйӆы.
- Изольда Петровна, мӑта тӑхийн сєма питсӑн, єнумсӑн муй вәнӆтыйӆсӑн?
- Ма Касум Нюӆ кәртӑн Ӆорвош район мўвн хӑнты хоттєӆ хуятӑт кўтн сєма питсум па айтєӆн щӑта вәсум па єнумсум. Мўӊ ще-мьяевн, вантэ, иса ӆапӑт няврєм вәс па єнмӑс. Мєт айшӑк апщев ӑнтәма йис. Вән Фёдор яюм ики ин рўтьщуман пенсияйн вәӆ па, ма итєма, ищиты Касум Нюӆэвн тӑмхӑтӆ вәӆ.
Вән упєм ими Пенза вошн вәӆты-хоӆты щирӆаӆ ӆэщӑтӑс. Кимит упєм ими па Орехово-Зуево вошн хоттєӆ ёхӆаӆ пиӆа вәӆ. Хәӆмит упєм, вән няврємӑт вәнӆтуман, Тарко-Сале вошн Ямал мўвн рәпитӆ. Хӑщум ёхӆам тӑм мўвевн вәӆӆӑт па рәпитӆӑт. Щи щирн, иса арсыр тӑхия ӆакки рәт мўв эвӑӆт мӑнсўв.
Касум Нюӆ кәртэвн катра нӆмит классӑт вўш вәнты ай ӑшкола тӑйсўв. Щи тӑхийн ма сырыя няврємӑт вәнӆтуман рәпитсум. Ӛхӑтшӑк ӆўв вән кәщаитн лӑп тәхӑрсы. Щи киньща иса щи вўш эвӑӆт ма кәртӑӊ рўтьщӑты хот кәщая павӑтсыюм. Ин, аӆпа, 20-кєм оӆ араткєм щи культура вєрӑт ӆэщӑтты тӑхийн вәтща щирємн иса вәӆӆум па рәпитӆум.
- Нын Касум Нюӆ кәртӑӊ рўтьщӑты хотн, аӆпа, якты-ариты хотӑт па муӆты ёшӑӊ рәпатайт ӆэщӑтты тӑхет пўншман тӑйӆӑты?
- Хӑнты мир арӑт ариты па арсыр як хурасӑт ванӆтӑты тӑхи катрашӑк мўӊ тӑйсўв щи. Ӛхӑт па мўӊ нєӊӆўв иса кашӆы щитӑт пєӆы вәӆты питсӑт па щи вєрӆўв айӆтыева юрємӑсӆўв. Щи киньща муӆты ёш рәпата вєрӑта мўӊ тӑта катӆӑсыйӆтыя питсўв. Па ин тӑмхӑтӆ вәнты щитӑт унтасн арсыр па тӑхетн ӆэщӑтты мӑӊхӑтӆӑта ӊхтыя щи вўянтсўв. Тӑмхӑтӆ ищипа мўӊ рўтьщӑты хотэвн, рўщ щирн ки лупты, нӆ клубной формирование тӑйӆўв, хута иса щи нєӊӆўв вәӆӆӑт па арсыр вєрӑт тәса па хурамӑӊа вєрӆӑт. «Хӑтӆ сєв» нємуп кружок ӆэщӑтсўв, хута Екатерина Петровна Конева (Тырлина) арсыр як щирӑта айшӑк эвет вәнӆтӑӆ. Ӆўв, вантэ, фольклорной мастер нєм тӑйты ими па кашӑӊ хӑнты мир якӑт муйт иса тәса вәйтӆӑӆэ. Тӑмхӑтӆ тӑм Муши вошн вєрум мӑӊхӑтӆа вевтама кєрӆум тәрум пӑта ӆўв юхӑтты ӑн вєритӑс.
Щӑӆта «Тәс нє» нємуп кружок па ӆэщӑтсўв. Щи тӑхийн, вантэ, ма сыр-сыр ёш рәпата вєрӑта мўӊ кәртӑӊ нєӊӆўв пиӆа иса иха кашӑӊ вєр ма вєрӆўв.
Ӛхӑтшӑк мєт тәса вєрум муй ёнтум пурмӑсыет па ӆәмӑтсухӑт иха ӑкӑтӆўв, ар пєлӑк эвӑӆт мсыева щитӑт вантӆўв, артаӆӑӆўв. Щи киньща ванӆтупсэт вєрӆўв мўӊ кәртэвн па щӑӆта веӆщи сыр-сыр мӑӊхӑтӆӑт ӆэщӑттыйн пӑнӑн тәӆӆўв па еӆ тыныӆўв. Тӑм «Ма Ӆорвош мўвєм» тӑхийн мўӊ вєрӑнтты нєӊӆўв ар мир еӆпийн ванӆтӑсӑт, муй щирн нёвӑщ сухмӑт вўӆы ӆон эвӑӆт мсыева вєрты рӑхӆ. Щи утӑт мўӊ кўтэвн шєӊк сора, тўӊщирӑӊа Галина Григорьевна Ло-банова вєрты хошӆ. Щи вєр тумпийн тӑм ванӑн нух хурум тунтыет эвӑӆт мўӊ хӑнты хинтӑт ёнтсўв па арсыр анӑт-сәнӑт муй воньщупӑт па ӆэщӑтсўв.
Мосӆ лупты, хуты мўӊ нєӊӆўв тӑм йисн сыр-сыр хурӑт нувишӑк тунты хуща хӑнштыя па тәса вәнӆтыйӆсӑт. Щит, ма щирємн, ищи шєӊк мосты вєрӑт ӆыв вєрӆӑт. Вантэ, щимӑщ хурӑт тӑм йис мӑӊхӑтӆӑт пурайн хӑннєхуятӑтн шєӊк ма ӆәтты питсыйт. Щӑӆта мўӊ кәртӑӊ рўтьщӑты хотэва ӊхты муй вєрӑнтты нєӊӑт иса хуӆыева ма паннє па сорт хўӆӊӑн сухӑт нух ваньщты, ӆєпта вєртыя па щитӑт эвӑӆт арсыр ай пурмӑсыет муйт иса ёнтты вєритӆӑт. Вантэ, кашӑӊ хӑннєхә тӑм юхи хӑщум оӆӑтн ма вәйтӆӑӆэ, хуты катра пурайн хӑнты ёх хўӆ сух эвӑӆт ӆєтут тӑйты хирӑт, нирӑт, посӑт муй арсыр ӆәмӑтсухӑт хошты кємн мсыева ёнтсӑт па вәӆты-хоӆты щирӑтн тӑйсӑт.
- Изольда Петровна, тӑмӑщ вән мӑӊхӑтӆӑт нынана муйсӑр унтас вєрӆӑт?
- Ма нәмӑстємн, шєӊк м па мўӊева мосты вәйтантупсэт вєрты тӑм йисӑтн питсыйт. Щи ун-тасн, вантэ, мўӊ вєрты па ёнтты пурмӑсӆўв муй сухӆўв тӑта еӆ тыныты щир тӑйӆўв, рәт ёхӆўв пиӆа вәйтантыйӆӆўв, ар вєр уша вєрӆўв!
Путӑр хӑншӑс:
Владимир Енов
Рассказ мастерицы о своей творческой работе
В последние годы часто проводят различные этнофестивали и этнофорумы. Во время их прохождения ханты, манси, коми и ненцы представляют гостям, которые приезжают на их праздники, предметы своих традиционных ремёсел, шитья, национальную кухню, нарядные костюмы, выступления самобытных фольклорных коллективов. На одном из таких известных этнофорумов «Мой Шурышкарский» я взял небольшое интервью у заведующей сельским клубом деревни Казым Мыс Шурышкарского района Изольды Петровны Сорокиной (Чубаховой).
– Изольда Петровна, к какой структуре относится сельский клуб, где Вы сегодня работаете?
– Наш сельский клуб относится к муниципальному бюджетному учреждению «Шурышкарская централизованная клубная система».
– Расскажите о себе, в какой семье Вы росли, воспитывались, жили?
– Я родилась в деревне Казым Мыс в обычной хантыйской семье. Раньше все семьи являлись многодетными. У нас тоже в семье было семь человек. Сестры самой младшей уже нет с нами, все остальные, слава Богу, живы и здоровы. Моя старшая сестра проживает в городе Пензе, следующая сестра Галина живёт в Орехово-Зуево, третья сестра Эльвира устроилась в Тарко-Сале и работает учительницей. Брат Фёдор в Казым Мысе, он сейчас находится на пенсии. Свою трудовую деятельность я начала учителем начальных классов в нашей деревне Казым Мыс. Позднее малокомплектную школу у нас закрыли, а уже после этого около 20-ти лет, как я стала работать в культуре. В настоящее время являюсь заведующей клубом деревни Казым Мыс.
– Есть ли у Вас свой фольклорный коллектив, как он называется?
– К сожалению, на сегодняшний день у нас нет фольклорного коллектива, хотя раньше он у нас был. Но зато при клубе имеется четыре формирования. Это «Хатл сэв» («Солнечная коса») – кружок хореографии, который ведёт Екатерина Петровна Конева (Тырлина). Она у нас – мастер фольклорного жанра. В свой хореографический кружок она привлекла дочь и внучек. Из-за плохой погоды они не смогли все вместе выехать на этот районный праздник и представить здесь своё самобытное творчество. Есть также следующее клубное формирование «Тус нэ» («Мастерица»), которым руковожу я. Здесь, мы, в основном, занимаемся декоративно-прикладным творчеством народа ханты. Со своими традиционными изделиями и поделками мы часто ездим на разные праздники, которые проводятся в районе и во многих городах и сёлах автономного округа. На всех мероприятиях проводим выставки и показываем различные вещи и предметы, изготовленные своими руками. На этнофоруме «Мой Шурышкарский» представили хорошо выделанные нитки из оленьих сухожилий. Ими у нас занимается Галина Григорьевна Лобанова. Есть ещё изделия из бересты, которую недавно собирали. Затем мы мастерили из них хинты (кузова), всевозможные набирушки для ягод (воньщопат). Кроме того, рисуем по бересте и создаём на ней различные красивые иллюстрации. Хочу сказать, что все наши мастерицы занимаются выделкой рыбьей кожи из щуки и налима. Сегодня ни для кого не секрет, что в старину наши предки в своей обыденной жизни часто пользовались рыбьей кожей. Они шили из неё обувь, плащи, рукавицы и многие другие вещи, необходимые в быту. Конечно же, эта работа достаточно трудоёмкая и на раз-два налимью или щучью кожу не выделаешь. Для всего этого надо приложить немало усилий и терпения.
– Изольда Петровна, как часто Вам приходится бывать на таких районных этнофорумах, что они для Вас вообще значат?
– Мы постоянно выезжаем на такие большие районные мероприятия. Они нам необходимы для простого общения с такими же мастерами декоративно-прикладного творчества. Здесь делимся между собой опытом, учимся друг у друга, продаём гостям таких праздников изделия, изготовленные своими же руками, знакомимся с фольклорным творчеством наших земляков!
Владимир Енов
На фото: И.П. Сорокина (Чубахова, справа) и мастерицы д. Казым Мыс (1925).