- Хантыйский
- Русский
Хоттєӆ ёхӆаӆ нәмӑӆмӑсӑт
Няврємӑт вәнӆтӑты хуятӑт мӑӊхӑтӆ еӆпийн «Ӆыӆӑӊ союм» хуща пушхӑт пиӆа рәпитты нєӊӑт-хәйт «Хоттєӆ ёх ратхӑр» нємпи етнхота ӑктӑщсӑт, ӆәӆн кашӑӊ хӑннєхә ӆўв рәтӆаӆ, ӑӊкиӆаӆ-ащиӆаӆ, оп-ращӆаӆ, щащиӆаӆ оӆӑӊӑн нәмӑӆмийс. Щиты интӑм мўӊ айкеӆ тәӆўв, мӑта ёх эвӑӆт учителят вәӆӆӑт, муйсӑр ӆєрӑт тӑйӆӑт па сӑмӆаӆн тӑйты вуӆаӊ нумсӑт вәӆупсы оӆӑӊӑн нынана хӑншӆўв.
О.М. Норова (Анямова), «Ӆыӆӑӊ союм» тӑхи кәща ӆӑӊкӑр нє:
- Ма Анямовӑт рәт вән хоттєӆ ёх хуща сєма питсум. Мўӊ хоттєӆ ёхн ӆапӑт няврєм єнмӑс, щи тумпийн хәӆум пушӑх щит шәкащты хот эвӑӆт вўюм пушӑх мўӊ пиӆэва па вәс. Ма нәмӑсӆум, хуты кашӑӊ хоттєӆ ёх кўтэӆн ӆәхсӑӊа, и вєрн па и нумӑсн вәӆты щир ат тӑйӆӑт.
Ма ма нәмӆєм ӑӊким, ӆўв хошум ёшӊӑӆ. Хутыса ӆўв хӑтӆ мӑр няврємӑт вантман тӑйты хот эвӑӆт апрӑӊа мӑнєм ай карты әхӑӆн юхи щи тәӆӆэ. Ӑӊкєм-ащєм эвӑӆт ма рома па така вәӆӆум. Щиты рәтнаӆам оӆӑӊӑн нәмӑӆмємн сӑмєм нюр хошум. Мўӊ айтєӆн ӑӊкиӆы-ащиӆы хӑщсўв, вән упиӆўвн па яйӆўвн мўӊ єнмӑӆсаюв.
Ай пура вўш эвӑӆт акиӆўв, ныйӆўв эвӑӆт рәт ясӑӊ хәӆӆясўв, щи пӑта ясӑӊ тӑйӆўв, ясӑӊ пиӆа щи вәӆӆўв!
Хоттєӆ ёх ма пӑтєма – щит вуӆаӊ ёх! Щиты вәна пєлка вум ёхӆам тӑйты ма айтєӆн няврємӆам па хиӆыӆам вәнӆтӑӆум!
В.С. Меров, няврємӑт вәнӆтӑты хә:
- Мўӊ Сўмӑтвош район хурамӑӊ Лямин ас хонӑӊӑн Хурумпауль па Хошлог кәртӊӑнӑн (щит Саранпауль кәрт пўӊӑӆн) вәсўв.
Ма ӆәхсӑӊ ар няврємӑӊ хоттєӆ ёх хуща сєма питсум па єнумсум. Ӑӊкєм-ащєм ртьяӊ няврєм тӑйсӑӊӑн. Айтєӆн мўӊ шуши мир йис вєрӑт така тӑйӆўв, ӑӊки ясӑӊ ищи ма тӑйӆўв.
Ӑӊкєм эвӑӆт ма кашӑӊ утые шак-пака ӆэщӑтты вәнӆсум, щӑӆта вәнӆат хӑннєхә иты мутрайӊа нәмӑсты вєр ищи ӆўв эвӑӆтэӆа вўсум.
Ащєм вой-хўӆ веӆпӑсӆӑты хуята вәс, щи вєра ӆўв мўӊев ай пура вўш эвӑӆт щи вәнӆтӑс. Щи тумпи вой-хўӆ веӆпӑсӑт: сєсэт, пәнӑт па па утӑт вєрты ищи ащємн вәнӆтӑсаюм.
Ар оӆ мӑнӑс, тәп тӑмхӑтӆ вәнта ай пурайн вәнӆтум йис вєр ма вәӆєм. Ӑӊкєм-ащєм вәӆты хот – щит ма рәт ай мўвим, щит сыстам юхан увты мўв, щит тащӑӊ вәнт хот питӑр пийн.
И.Б. Белявская, няврємӑт вәнӆтӑты нє:
- Ма рәт мўвєм – щит йисӑӊ-нәптӑӊ хурамӑӊ Увӑс Кев мўв.
Ма айӆат пурам – щит амтӑӊ пура! Мўӊ хоттєӆ ёх хуща хәӆум няврєм вәсўв. Ма – мєт вән эви па кӑт апщеӊӑӆӑм. Ӑӊкевн-ащевн мўӊ мосман тӑйсаюв.
Ащєм Кевн єнмӑс, ӆўв вєра нумсӑӊ па путрӑӊ хуята вәс. Етная йиӆ, ащев пиӆа диафильмӑт вантты щи омӑсӆўв муй па путрӑт хәӆӑнтӆўв. Ӆўв хӑрщи хуята вәс. Ищиты вәӆты мўӊев вәнӆтӑс.
Ӑӊкєм Амня юхан хонӑӊӑн вой-хўӆ веӆпӑсӆӑты хоттєӆ ёх хуща сєма питӑс. Ӆыв хущеӆа лапӑт няврєм єнмӑс. Вәӆупсы хўват ӆўв няврємӑта математика урок тәс. Кашӑӊ пушхие мосман тӑйс, и нумӑсн па и вєрн ӆыв пӑтэӆа ӆәхӑс хуята вәс.
Пухӑт армия вўша йитэӆн ӆыват армияя ӆэ-щӑтыйӆӑс, щӑӆта ӆывеӆа пищмайт хӑншӑс. И пўш воинской тӑхи командир эвӑӆт пищма юхтӑс. Щӑта кәщайн иньщӑссы, и айӆат хәя шєӊк ӆавӑрт ӑӊки-ащи такӆы, вантэ, вәнт шушийн вўӆєӊ хоттєӆ ёх хуща єнумты няврєм мўвев-йиӊкев, вўӆэт такӆы вєра атум. Муй вєрты мосӆ, ӆәӆн пуха кєншӑка ат йис? Ӑӊкєм кӑт оӆ мӑр щив пищмайт хӑншӑс, айӆат хә ма щи йис.
Ӑӊкєм вещкат па хӑрщи хуята вәс. Ищи вєра ӆўв мўӊев вәнӆтӑс.
Ин вәна вмевн, мўӊ ай рәт мўвева амӑтман мӑнӆўв, вантэ, щӑта сыстам ӆыӆ рўв, щӑта кєн па уяӊ!
М.Е. Макарова (Шесталова), няврємӑт вәнӆтӑты нє:
- Ма ар няврємӑӊ хоттєӆ ёх хуща єнумсум, щит шєӊк ӆәхсӑӊ хоттєӆ ёх вәс – нивӆ няврєм єнмӑс.
Ай пурайн мӑнєм ванкўтӆы Сўмӑтвош район Малеевка (Квай-Я – вухаӆь щирн) щащєм па опращєм хуща рўтьщӑты щира китыйӆсаюм. Мӑнєма щӑта мӑрєм хән вәс – ма арсыр юнтутӑт нумса пуныйӆсум. Щӑта юхан хонӑӊа муй па вәнт пєӆа вантман сӑмєм нюр торыйс.
Ма еӆємӑӊ няврєма вәсум. Оӆюпн хўрат хӑншты вєр мосман тӑйсум, щӑӆта моньщӑт, ай путрӑт нумӑсн тәтьӆясум.
Мӑта арӑтн ма вәна йисум, ӑн вәӆєм?
Ӑӊкємн-ащємн айтєӆн вәнӆтӑсаюм, муӆты вєр ӆэщӑтты вўянтсӑн ки, иса пурайн тәса па тўӊа вєра. Щиты ма вәӆупсы хўват щи мӑнӆум, тәс нумсӑт тәс вєра щи ӆэщӑтӆум!
Ма хоттєӆ ёхӆам – щит ма рәтӆам! Ма єнмум мўвим, Ас па Ӆаӊаӆ юханӊӑн – щит ма вәӆупсєм!
С.М. Астапович, няврємӑт вәнӆтӑты нє:
- Ма Ным Няръёх кәртӑн сєма питсум па єнумсум. Мўӊ хоттєӆ ёхн нӆ няврєм вәс, ма – мєт вән.
Ма рәт ӆєрӆам Манстӑр район (сыры оӆӑтн Микояновской района аӆьщӑсы) эвӑӆт мӑнӆӑт, мўӊ, вантэ, Ас вухаӆят.
Ӑӊкєм «Карай рут» эвӑӆт вәӆ, хӑнты щирн «кӑри рәт» питӆ. Вантэ, и вән опращеӆ вєра-вєра кӑри хўӆ ӆєты мосман тӑйс. Мухсӑӊ муй вўнш мущатӆ ки, сора кӑри хўӆа пєӆтӑщӆ. Щи пӑта кӑри рәта аӆьщӑты питса.
Ӑӊкєм мир лекщитты нєӊа вәс, щи кўтн ёнтӑсты, тыйты вєр сӑмӑӊа тӑйс. Ӑщєм колхозн тракто-риста рәпитӑс, вой-хўӆ веӆпӑсӆуман вәс.
Вет оӆа ювмємн ӑӊкємн тыйты вәнӆтӑсаюм, ӛхӑтшӑк ёнтӑсты питсум. Шўкщӑты вєр ма ин вәнта мосман тӑйӆум. Айтєӆн аӊкаӊкєм пиӆа ёнтӑсман омӑссум.
Хоттєӆ ёх ма пӑтєма – щит йис ӆєрӑт, щит йис ёхӆўв вәӆупсы. Йис ӆєрӆўв вәты ӑн питӆўв ки, муйсӑр мўӊ мир?
И.И. Сиренко, няврємӑт вәнӆтӑты хә:
- Ӑӊкєм-ащєм ар ӛр пунсӑӊӑн, ӆәӆн ма тәс хӑннєхәя йисум. Хоттєӆ ёхн мин кӑт хуятӊӑн єнумсумн.
Ащєм хотӑт омӑсты вєра вәнӆтӑты инженерной кафедрайн доцента вәӆ. Ӆўв лупӑс: «Пухие, нӑӊ няврєм вәнӆтӑты хуята вәӆа!».
Ӑӊкєм эвӑӆт ма вәнӆтыйӆсум мир пиӆа ӆәхсӑ-ӊа па рәпата пєӆа сӑмӑӊа вәӆты!
Е. Перевозчикова, айӆат няврєм вәнӆтӑты хуят:
- Ма хоттєӆ ёхӆам, ӑӊким мосман тӑйӆум. Муйсӑр нумсӑт па вєрӑт мӑнєма әмщӑт, ӆўв имухты мӑнєма нётӆ, кўш вєрн, кўш сӑмӑӊ ясӑӊӑн.
Т.В. Афанасьева, методист нє:
- Ма хоттєӆ ёхӆам – щит ма вән опращӆам.
Ащєм щирн Булгаковӑт рәт – йис рәт, Россия мўвев ӆавӑӆты рәт ёх.
Ӑӊкєм рәтӑт – Сургае-вӑт рәт ёх, мўвевн сыр-сыр ӆєтутӑт єнмӑӆты вєр така тӑйсӑт.
Ма ӑӊкєм-ащєм вәӆупсыйн карты ӛш хўват ӊхты тўтӑӊ туйт пиӆа рәпитсӑт. Ма пәмащипа ясӊӑт ӑӊкєма-ащєма лупӆум, ӆын тәса па тўӊщираӊа мӑнєм вәнӆтӑсӊӑн. Щи м па тәс нумӑсн ма интӑм вәнта щи вәӆӆум.
Тынӑӊ ӑӊкиӆўв-ащиӆўв, вән пәмащипа ясӊӑт нынана лупӆўв, нын тәс нумӑсн мўӊев вәнӆтӑсты, щи тәс нумӑсн па вєрн мўӊ тӑмхӑтӆ щи вәӆӆўв па рәпитӆўв!
Ирина Белявская хӑншум путӑр хӑнты ясӑӊа тулмащтӑс:
Ирина Самсонова
Люди одного очага
Залог семейного счастья в доброте, искренности, отзывчивости. Накануне Дня учителя, педагоги Этнокультурно-образовательного центра г. Ханты-Мансийска, как одна дружная семья, собрались у «семейного очага» и каждый поделился своими воспоминаниями о своих прадедах, родителях, родных, которые сформировали семейные и человеческие ценности.
О.М. Норова (Анямова), заместитель директора Центра: «Я родилась в большой семье рода Анямовых, нас у родителей было семеро, ещё родители воспитывали троих приёмных детей. Для меня ценность семьи состоит в понимании друг друга и уважении.
Помню добрый мамин образ, её ласковые руки, она забирает меня из садика и весело катит на саночках.
Во мне проявляется спокойствие и твердость характера, это передалось мне от моих родителей. Теплом веет, когда вспоминаю свою большую сплоченную семью. Мы рано остались без родителей, старшие сестры и братья взяли нас, малышей, на воспитание.
Мы с детских лет слышали родной мансийский язык от дядей и тетей, поэтому говорим на мансийском языке, это язык наших дедов и прадедов.
Семья для меня – это уважительное отношение к старшим, забота о близких! Этим качествам я учу своих детей и внуков!»
В.С. Меров, педагог дополнительного образования: «Жили мы на берегу красивой реки Ляпин на родовых семейных угодьях деревень Хурумпауль, Хошлог Берёзовского района, недалеко от села Саранпауля. Я воспитывался в большой дружелюбной семье – девять детей. С детских лет мы впитали в себя традиции и культуру своего рода, материнский мансийский язык мы знали с младенчества.
Моя степенность, неторопливость передалась мне от мамы, она же передала мудрость и рассудительность в понимании окружающего мира.
Отец был прекрасным охотником и рыболовом, это искусство он передал нам, мальчикам. Папа научил меня ремеслу изготовления ловушек для дичи, рыболовных снастей.
Прошло много лет, навыки, полученные от родителей, остались с нами. Родительский дом – это моя маленькая родина, берег кристально чистой реки и таёжный урман за стеной моего дома».
И.Б. Белявская, педагог дополнительного образования:
«Моя родина – предгорье Урала, село Саранпауль Берёзовского района, где на горизонте макушки древних гор касаются небес.
Вспоминаю своё детство с радостью. Нас в семье трое детей, я – самая старшая и два брата. Мама и папа окружали нас своим вниманием и заботой.
Папа родом с Урала, рос в патриархальной семье (трое детей), он обладал тонким чувством юмора, много читал, был хорошим рассказчиком. По вечерам мы с папой смотрели диафильмы и слушали его рассказы. Нас воспитывали строго. Папа не допускал дерзости со стороны детей к родителям, он учил нас быть чуткими и внимательными!
Мама выросла в семье охотника ханты на реке Амне, недалеко от п. Казым. В семье было семеро детей. Будучи учителем математики, классным руководителем, принимала активное участие в жизни своих учеников.
Мама даже провожала своих учеников в армию, не забывала писать им письма. Однажды она получила письмо от командира воинской части, который обратился к ней с просьбой – помочь найти подход к солдату (маминому ученику). Его родители были оленеводами, он очень тосковал по родным, поэтому в его поведении проявлялась тревога. Мама два года писала письма командиру и солдату. Служба этого солдата прошла успешно!
Мама говорила, что свой характер она воспитала сама! Она была справедливой и честной, с нами она много говорила о воспитании этих качеств.
Став взрослыми, мы всегда спешим в родное село, здесь нам дышится легко и радостно».
М.Е. Макарова (Шесталова), педагог дополнительного образования: «Моя жизнь связана с моей большой дружной семьей – восемь детей. Меня часто в детстве отправляли отдыхать к бабушке и дедушке в сказочное место Малеевка – Квай-Я (манс.) Берёзовского района. Я могла занять себя сама, играя и придумывая новые игры, мне не было скучно побыть одной. Я каждый день спешила к речке, лесной полянке, восхищаясь красотой и богатством природных красок.
Помню себя робкой, застенчивой, мечтательной, живущей богатой внутренней жизнью. Я любила рисовать, фантазировать, придумывать вымышленных сказочных героев.
В какой момент я стала взрослой и самостоятельной? Я не помню.
Родители научили меня доводить начатое дело до конца, до результата! Эти качества мне помогают в жизни, в моей профессиональной деятельности!
Моя семья – это мои родные! Невидимые нити связывают меня с моей малой родиной, с большими реками Оби и Иртыша, где волны жизни убаюкивают мои детские воспоминания!».
С.М. Астапович, педагог дополнительного образования: «Родилась и выросла я в деревне Нижние Нарыкары. В нашей семье четверо детей, я – старшая.
Род мой берёт начало с берегов Оби, с Октябрьского (ранее Микояновского района) и принадлежит небольшой локальной группе северных манси – обские манси.
Мой род по материнской линии звался «Карай рут», в переводе с мансийского – «Родня стерляди». Один из прародителей очень любил стерлядь, он обменивал даже муксуна и нельму у рыбаков на эту рыбу!
Моя мама по профессии была медиком. Хозяйка в доме, она успевала вязать, шила наряды дочерям. Отец – тракторист в совхозе, в свободное время рыбачил и охотился.
Меня с детства привлекало творчество. Помню, в возрасте лет пяти просила у мамы научить меня вязать. Позже сама научилась шить, работать с бисером и другими материалами. Моя любознательность с годами переросла в хобби: так я овладела мастерством изготовления одежды и атрибутов своей локальной группы. Большим наставником в моём становлении как мастера была моя бабушка – мамина мама.
Семья для меня, в первую очередь – это истоки, корни, генетическая память, которые являются основой сохранения традиций любого народа!
Являясь представителем своего рода, своей локальной группы, я ценю уникальность нашего традиционного искусства, стараюсь сохранять и преумножать его. И в этом вижу свою миссию!».
И.И. Сиренко, педагог дополнительного образования: «Мама и папа повлияли на воспитание моего характера, нас в семье двое детей. Я по характеру упрямый, целеустремленный.
Папа – доцент кафедры строительной инженерии, как-то сказал: «Сын, ты должен продолжить династию педагогов!»
Мама научила меня понимать людей, входить в их положение, не обижать и не обижаться, мне эти качества помогают в жизни. Я сохраняю добрые дружеские отношения с людьми и ценю их внимание! Этому научила меня моя семья!».
Е. Перевозчикова, молодой специалист: «Ценю свою семью, маму. Мама принимает меня такой, какая я есть. Она понимает меня, направляет и даёт жизненные силы!».
Т.В. Афанасьева, методист: «Моя семья – это мои прадеды, живое воплощение страниц истории, полной гордости и самоотверженности.
Род Булгаковых, по папиной линии, уходит корнями в глубокую древность, в основном состоял из военнослужащих, которые не раз вставали на защиту нашей Родины. Их служба была полна мужества и опасностей, каждый из них оставил свой след в истории страны, олицетворяя дух преданности и чести.
Со стороны мамы, род Сургаевых известны, как земледельцы. Они с уважением относились к природе и умели обращаться с её дарами.
Мои родители посвятили свою жизнь работе на железной дороге. Папа реконструировал железнодорожные пути, по которым по сей день мчатся поезда, оставляя за собой шлейф воспоминаний и историй. Мама заботилась о состоянии поездов, следя за их бесперебойной работой.
Я хочу выразить глубокую благодарность своим родителям. Они вырастили меня в атмосфере любви и согласия, что стало для меня важнейшим уроком.
Мой папа всегда был примером настоящего мужчины, показывая, как нужно уважать и ценить женщину. Его поведение и отношение к маме научили меня, что крепкие семейные узы строятся на взаимопонимании, поддержке и заботе.
Моя мама окружила мою жизнь уютом и теплом домашнего очага. Она вдохновила меня создавать душевную атмосферу в доме, наполняя любовью и радостью. Благодаря ей я поняла, насколько важны мелочи в доме: аромат свежезаваренного чая, уютные вечера с книгой, семейные ужины, которые становятся местом общения и доброго времяпровождения.
Каждый член моей семьи внёс свой особый вклад в мои человеческие качества. Благодаря их любви и поддержке, я стала тем человеком, которым являюсь сегодня».
Низкий поклон, наши дорогие родители, за всё, за всё – мы Вас благодарим!
Ирина Белявская,
методист МБУ ДО «ДЭКОЦ»
Перевод на хантыйский язык Ирины Самсоновой