- Хантыйский
- Русский
Әмӑщ вєр тӑйум
Ван хӑтуп тыӑщн Сўмӑтвошн Любовь Константиновна Вынгилева пиа вәйтантыйсум. Муй щирн па мӑта мўвӑтн вәупсы щирӑ мӑнӑс, муй хурасуп рәпата тӑйс, щи вєра оӑңӑн ма ўве иньщӑсты питсєм.
– Любовь Константиновна, сырыя нӑң ай пура оӑн, ӑңкен-ащен муй нӑӊ хоттє ёхӑн оӑңӑн мӑтты айке газетаева хӑншты пӑта тўва.
– Ма тӑта, Сўмӑтвошн, сєма питсум. Ӑңкєм-ащєм китумтак вухаьңӑн. Ма тумпємн мўң щемьяев хущи вән упи, и яй, щӑта ма па мєт ай нє апщиев хуыева ияха вәсўв па єнумсўв. Ӛхӑт ищиты кўтуп ӑшколаева тӑта вәнтыйты яңхсўв па щитэв етшуптумев юпийн сыр-сыр тӑхета ӑкки вәупсы щирўв эщӑтты мӑнсўв. Мўң ащев сырыя Пуңавӑт вош зооветеринарной техникумн ям арат о мӑр вой мәшӑт ямӑты тохтура нємасыя вәнтыӑс. Щи вәнтӑты тӑхе етшуптума юпийн ўв сырыя 1950-мит оӑт вўшн Тазовской районӑн Яма мўвн совхос вўы тащӑтн яңхӑс па вўы мәш вєрӑт ямӑтыйман рәпитӑс. Хән па ўв нє тәс, щи оӑтн Сўмӑтвош района касӑс па «Саранпаульской» совхосн вўэт пиа рәпитты пиньщӑс. Ӛхӑт мўң ащев «Ванзетурской» нємуп совхос хущи па ямкєм арат о мӑр вәс па рәпата тӑйс. Щӑта ўв 1983-мит он пенсияя рўтьщӑты мӑнӑс. Ӑңкев па Алтатумп кәртӑң нє вәс. ўв 11-мит оа ювма пурайн вещи ӑшколая вәнтыйты тәсы. Мосӑң, щи пӑта тәп вет класс етшуптӑс. Ӛхӑт, хән Пуңавӑт вош медучилищая вәнтӑты вўсы, еы ўвеа авӑртӑңа вәнтыйты йис. Щит пӑта ўв щи вєрӑ хӑйсӑэ па юхи юхтӑс. Ӛхӑт иса вәупсы хўватн ӑңкев Сўмӑтвошн тухӑң хопӑт атты тӑхийн техслужащий нє щирн рәпитӑс. Рәпатай шєңк сӑмӑңа тӑйсӑэ па щит пӑта вән кәщаитн ищи яма тӑйсы. ўв хурӑ тӑмхӑт вәнты авиапредприятие хущи яма рәпитты ёх хурӑт кўтн ищиты шиваӑты рӑх.
– Вухаь вәупсы щирӑта, апа, нӑң ӑңкен-ащен катӑсман вәсңӑн?
– Кўш мўң вән вошн сєма питсўв па єнумсўв, ӑңкев па ащев иса рәт мире вәупсы щирӑта катӑсыйман вәсңӑн. Мўң ащев иса хў па вой вепӑсӑс. Ӑңкев ищиты пура-пурайн хў вепӑсӑты ўв пиэа яңхӑс. Щӑта товийн муй сўсн ащев сыр-сыр васы па әнтӑт веӑ па юхи щи тухӑң войт аӑэ. Мўң па щи хӑтӑтн хуыева вӑсы муй әнт пўнӑт сәхӑтман омӑсўв. Нәмєм, хән ащев вепӑс эвӑт юхӑтта юпийн аңки, шовӑр, антатра муй па пасыр вәнт вой сухӑт нух хурӑ па сорӑты щира эщӑтӑэ. Ӛхӑт ӑңкевн щи вой сухӑт ямсыева устӑсыйт, тӑнӑӆсыйт па мўңева тӑйты миӑт муй посӑт щитӑт эвӑт ёнтсыйт. Щимӑщ тәса ёнтӑсты вєрӑ тумпийн ӑңкев ош пун сух эвӑт хурамӑң вейт тыйты па хошӑс. Ма щирємн, ин мос лупты щи вєр оӑңӑн, хуты 1990-мит оӑтн, хән ияха ыв пенсияйн вәсңӑн, ӑңкев-ащев рәпатайы иса ӑн па омӑссӑңӑн. ын Сўмӑтвош коопзверопромхос эвӑт вўы кєпӑт вўйясңӑн, юн щи вой сухӑт ямсыева устӑсыйт. Ӛхӑт кєпӑт иса ёшн тын саты тӑнӑсӑт. Щиты вухаь щирн мўң єнумсўв.
– Хута нӑң ӑшколаен юпийн вәнтыйсӑн па муйсӑр тӑхийн вәсӑн па рәпитсӑн?
– Хән 1982-мит он Сўмӑтвош кўтуп ӑшкола етшуптӑсум, щӑӆта ӑшкола кәща Виктор Иванович Бурдыгин партӑс, ән ма няврємӑт рўщ ясӑңа па литературая вәнтӑты нєңа Ленинград воша увӑс мирӑт факультета вәнтыйты ат мӑнсум. Ма иса экзаменӑт мӑсум па щи тӑхийн вәнтыйты питсум.
Хәум о мӑр вәнтыйсум па икия мӑнсум. Щӑта икєм Чукотка рәт мўва Провидения воша вәты юхӑтсумн. Щи тӑхийн иса ветмит этаж щирн вәты хотӑт щи пурайн омӑссыйт. Щирн, мўң мӑтты вән вошн щӑта вәсўв. Кимит пєлӑк эвӑт Провидение вош щорӑс хўват яңхты вән тўтӑңхопӑт хойты тӑхия ўңӑтсы. Щи тӑхийн тӑ пурайн иса и пўша вотасӑң хӑтӑт вәӑт, ўңӑн па – ар пєлӑк эвӑт арсыр вотӑт пуӑт. Хӑннєхә ўв вәты-хоты хурас ищипа тәса эщӑтӑӆэ. Щит пӑта ищиты щи мўвн вәты вәнсум. Ма щи вошн яртъяңмит классӑң коррекционной ӑшколайн сырыя хӑт мӑр няврємӑт авӑты па щӑта рўщ ясӑңа айат ёх вәнтӑты нєңа яртъяң о мӑр рәпитсум. Ӛхӑт 1997-мит он хоттє ёхам пиа Сўмӑтвоша касӑсўв. Тӑта иса щи вўш эвӑт па 2014-мит о вәнта кўтуп ӑшколайн няврємӑт рўщ ясӑңа па литературая вәнтӑсум. Хән айат ёх вәнтӑты рәпата щирєм 26-мит оа йис, пенсияя мӑнсум.
– Сўмӑтвош районӑн шуши мирӑт культура хотн рәпитты вєрӑт оӑңӑн еша путӑрта.
– Тӑта ма кӑт о мутас вәум. Мўң кашӑң пурайн арсыр шуши мирӑт емӑңхӑтӑт постӑўв, щит «Вәнат ёх хӑт», «Вурңа хӑт», «Вурщӑк хӑт», «Тыӑщ пори» па арсыр утӑт. Хӑнтэт па вухаят иса щи пурайн мўң хущева юхтыйӑт па кашӑң емӑңхӑт ияха иса яма пориӑўв. Ма щирємн, тӑм шуши мирӑт культура хотн шєңк әмӑщ па хӑннєхуятўва мосты рәпата тӑйум.
У меня интересная работа
В декабре прошлого года, находясь в очередной командировке, мне удалось побывать в отделе национальных культур и декоративно-прикладного творчества районного Дома культуры посёлка городского типа Берёзово. Здесь я познакомился с сотрудниками этого небольшого коллектива и побеседовал с методистом отдела Любовью Константиновной Вынгилевой. Уже в самом начале нашей беседы выяснилось, что моя собеседница в этой должности и в культуре коренных народов Севера работает только два с половиной года.
– Любовь Константиновна, расскажите кратко о семье и родителях.
– Я – коренная березянка, родилась в посёлке Берёзово. В нашей семье росло и воспитывалось четверо детей: три девочки и один мальчик. Родители – манси. Наши родители занимались рыболовством. При этом отец успевал не только рыбачить, но и охотиться. По своей профессии он был ветеринаром. В своё время окончил в городе Салехарде зооветтехникум. После этого ещё в 1950 годах отец некоторое время работал ветеринарным врачом в совхозных оленеводческих стадах Тазовского района Ямало-Ненецкого автономного округа. Когда женился, то переехал в Берёзовский район и трудился уже в оленьих стадах совхоза «Саранпаульский». Он также работал в совхозе «Ванзетурский», а в 1983 году вышел на заслуженный отдых. Хочу сказать также и о нашей маме. Она была родом из деревни Алтатумп. И её очень поздно, в полных 11 лет, отдали учиться в школу, где она окончила только пять классов. Поэтому в городе Салехарде, когда она поступила в медицинское училище, ей было тяжело учиться. По этой причине маме пришлось оставить учёбу. Она всю свою жизнь проработала техслужащей на авиапредприятии посёлка Берёзово, была ответственным работником. Люди относились к ней с большим уважением. Её фотография до сих пор висит на Доске почёта в аэропорту.
– Скажите, а Ваши родители придерживались традиционного уклада жизни, проживая в посёлке городского типа?
– Конечно, наши родители строго придерживались традиционного уклада жизни народа манси. Отец постоянно занимался рыбной ловлей. Мама тоже время от времени выезжала вместе с ним на рыбалку. Очень часто в весеннюю или осеннюю пору отец добывал большое количество уток и гусей, которых приносил домой. Мы потом всей семьей дружно брались теребить утиный и гусиный пух. Кроме охоты на водоплавающую дичь, отец занимался промыслом боровой дичи, а также он очень любил охотиться на пушных зверей. Хорошо помню, как отец приходил уставший из лесу, садился есть, отдыхал. После хорошего отдыха он принимался обдирать беличьи, заячьи, ондатровые и шкурки других зверей и некоторое время держал их на просушке. За высушенные им шкурки в дальнейшем принималась мама. Она тщательно смазывала особым раствором каждую из шкурок, которую затем клала под какой-нибудь тяжёлый предмет, чтобы она хорошо размякла. После смягчения она скребком немного прочищала самые грубые места шкурки. Затем уже начинала вручную разминать её до тех пор, пока шкурка совсем не станет мягкой. Из них мама шила всем нам шапки или меховые рукавицы. Кроме того, что она неплохо умела выделать камусы и красиво сшить нам необходимую меховую одежду или же обувь, мама также очень искусно вязала. Наши родители, находясь уже на пенсии, в те самые тяжёлые 1990-ые годы продолжали работать. Они тогда брали в Берёзовском коопзверопромхозе камусы и вручную выделывали, затем шили красивые орнаментированные бурки или нарядные кисы, в которых оленеводы очень любят щеголять во время проведения традиционных праздников.
– Любовь Константиновна, где и на кого Вы учились, кем раньше работали?
– После окончания Берёзовской средней школы в 1982 году я по совету моего учителя Виктора Ивановича Бурдыгина, который был директором, поступила на учёбу в Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И. Герцена на факультет русского языка и литературы. Отучившись три года, я вышла замуж и вместе с мужем уехала на Чукотку. Мы жили в посёлке городского типа Провидение. Это село было ещё морским портом, его называли бухтой Провидения. Место нашего проживания было очень компактным. У нас был городской образ жизни. Ведь ещё тогда там были выстроены благоустроенные пятиэтажные дома. Я сначала работала воспитателем, а со временем стала учителем русского языка Провиденской коррекционной неполной средней школы. Конечно, там были очень сложные климатические условия: зимой – постоянные метели, а летом – ветра. Но человек привыкает ко всему, привыкла и я к этому климату. Там я прожила и проработала до 1997 года. И тогда мы семьёй переехали на мою малую родину в посёлок Берёзово. Меня тут сразу же приняли на работу в среднюю школу учителем русского языка и литературы. Когда мой общий педагогический стаж работы составил 26 лет, я оформилась на пенсию.
– Расскажите о своей работе в отделе национальной культуры п.г.т. Берёзово.
– Я два с лишним года работаю здесь методистом, у меня интересная работа. Здесь мы занимаемся сохранением и развитием культуры коренных народов Берёзовского района. Проводим национальные праздники и обряды, такие как: «Вороний день», «Тылащ пори» («Угощение Луны»), «Праздник трясогузки» и многие другие. Для развития декоративно-прикладного творчества ханты, манси и коми-зырян проводятся мастер-классы, семинары и выставки мастериц. Наши методисты отдела приобщают детей начальной и средней школ к культуре ханты и манси через спортивные игры народов Севера.