- Хантыйский
- Русский
Увӑс ёх нўшайт тўңматыйт
Йиуп о оңитум юпийн оӑңмит номерн ма Югра мўв депутат, хӑнты мир эвӑт вәты хә Александр Новьюхов рәпата оӑңӑн тәп и пєлӑк путӑр нынана хӑншсум. Интӑм путрєм еы тәєм.
– Александр Вячеславович, нӑң щиренӑн, депутат пӑта мєт вуаң вєр щит муй?
– Щит карты әхӑн яңхты-мӑнты әшӑт, тухӑң хопӑтн пәряты щирӑт, кәртӑтн, вошӑтн хот войт єнмӑты, мўвиевн арсыр єтутӑт єнмӑты, вәнтӑн воньщумутӑт, тулхӑт, лыптӑт па па утӑт ӑкӑтты, вой-хў вепӑсӑты вєрӑт тәса эщӑтты, вәнтӑн павӑрт юхӑт, сәхӑт сопаса ӑктыйты – щи вєрӑт мєт оӑңӑн йипатты мос.
Щӑта округ уваттыйн пириты ёх партупсэт щирн мўң ар пєлӑк депутатской вух социальной тӑхета, хӑт мӑр пушхӑт авӑты хотӑта, ӑшколайта, ӛращты тӑхета па па мосты утӑта китсўв. Щирн пириты хӑтӑн Югра мўвн вәты мирева ястум ясңӑт тәса эщӑтты ӑңхаўв, ән яна па тўңматум вєрӑт увӑс мирўва нётупсы па унтас ат тәсӑт.
Щӑта мос ястӑты, мєт вуаң вєр, мӑта ут мўң хәум о тўңматўв, щит шуши мир реестр вєр. Щи тумпи хў вепӑсӑты щир. Мос, ән шуши ёхўв катра пура иты хў вепӑсӑты вєрн ӑнтә тәп хоттє ёх апӑтты вєритсӑт, вух ёша павӑтты ищи ән щир ат тӑйсӑт. Щи пӑта федеральной поступсыйн хў вепӑсӑты вєр оӑңӑн хӑншум правайт йипатты мос. Щи вєр интӑм вантман тӑйэв. Нємасыя мирхотӑт эщӑтўв, щив федеральной кәщайт вохўв па путӑртўв, хуты шуши ёхўв йистєн хў катӑман вәсӑт, щи вєрн ыве ертыйты ӑн рӑх. Еы вєр, щит бюджет эвӑт нємасыя квотайт вохты па ёша павӑтты епийн яма нәмты мос, вєритӑн муй ӑнтә тӑм вән вєр эщӑтты? Кашӑң утые яма вантсӑн муй ӑнтә? Вантэ, бюджет эвӑт квота ёша павтум юпийн хӑннєхә тащӑңа ӑн йи, тӑта авӑрт па тўң рәпата вєрты мос. Щит пӑта квота оӑңӑн поступсы ищи йипатўв, ән артащты ёха кєншӑк уша павӑтты вәс, тӑм хӑннєхә яма вєрит муй ӑнтә щи нётупсы тўңщирӑңа еы эщӑтты.
Тӑм ванӑн Сәрхан мўв хӑнтэт ӑңхасӑт, ән мўң вәнтӑн тўтъюх ӑкӑтты вєр па сырыя нух вантсўв. Вантэ, ипўша кащащты нєпек вўты мосӑс, тәп щи юпийн хотн кәр ӑьты пӑта тўтъюх сопаса ӑкӑтты. Мўң тӑм вєр йипатсўв. Интӑм кашӑң шуши хуят нєпекы вәнтӑн тўтъюх эщӑтты вєрит.
– Александр Вячеславович, муйсӑр нўша вєр мєт авӑрт тўңматты вәс?
– Кашӑң нўша тўңмӑтты авӑрт. Юхи хӑщум оӑт мўң вантўв, хуты ванкўты шуши хуята ипўша така лупты мос, хуты яна па ўв увӑс хӑннєхә, яна па ўв йис щирн вәты вєрит: вой-хў вепӑсӑты, вўэт авӑты, тўтъюх ӑкӑтты, нётупсэт вўты па па вєрӑт пӑтапы еы тәты. Вантэ, шуши хуят щимӑщ правайт тӑй, щи оӑңӑн Конституция нєпекн хӑншман, тәп кәщайта щи оӑңӑн ипўша лупты мос. Щит пӑта мўң сорашӑк реестр нєпек эщӑтўв. Тӑм вуаң нєпек вўўв ки, ар пєлӑк нўшайт лӑп тәхӑрӑўв.
Кимит авӑрт вєр, щит мос, ән шуши хуят па ёх кўтн вәнтыйты, рәпитты па па вєрӑт тәты ӑн еємман вєритӑс. Тӑм нўша 1990-2000 оӑт эвӑт мӑн. Щит рәпатайы пура вәс. Мирева авӑрт вәты питӑс, сыр-сыр социальной нўшайт ара йисӑт. Щит пӑта сырыя вәнтыйты вєрӑт йипа нух вантты мос, ән мўң айат ёхўв арсыр тӑхетн вәнтыйты па еы рәпитты щир тӑйсӑт. Мўң ӑңхаўв, ән иса няврємўв целевой щирн ат вәнтыйсӑт. ән вәнтыйты тӑхи етшуптум юпийн ыв ӑн нәмӑссӑт, мӑта тӑхийн рәпитты па вәты. Целевой щирн диплом нєпек ёша катуптум юпийн рәт кәртэн муй па тӑхийн хәум о ат рәпитсӑт па вәсӑт.
Щит пӑта мўң муниципальной кәщайт пиа путӑртсўв, ән ыв уша ат вєрсӑт, муйсӑр рәпата тӑхет ывеа мєт сырыя мосӑт, щи вєрӑта айат ёхўв тәрум пӑта вәнтӑты. Щӑта нётупсы вухн, вәты хотн ищи нётыйт. Ар пўш щи оӑңӑн путӑртсўв, мирхотӑт ӑкӑтсўв. Я щи, тывӑс – 2019-мит он вәнтыйты вєр йиуп щирн мӑнты пит. Мўң нємасыя перечень нєпек хӑншсўв, мӑта вєрӑта мєт сырыя айат ёхўв вәнтӑты.
Тӑмхӑт карты әхӑн яңхты хуят, нянь вєрты хӑннєхә, кәр омӑсты хә, тўт хәритты хуят, дизельной станцияйн рәпитты ёх, мир ямӑты па лекщитты нєңӑт-хәйт па па рәпитты тӑхет, мӑта утӑт мєт сырыя кәртӑта мосӑт. Вантэ, мўң айат ёхўв щи вєра вәнтӑты ӑн питўв ки, па мўвӑт эвӑт ёх юхӑтӑт па рәпитты питӑт. Мўң хуятўв па щи йирн хӑщӑт. Нәмӑсум, мўң мўвевн сырыя мўң ёхўв ат рәпитсӑт.
ӑңхаўв, ән кашӑң кәртӑн вошӑт иты, муй мос иса вәс, ән айат хә муй нє ӑнт ястӑс, хуты вошн рәт кәрт киньща вәты ямшӑк. Щиты мўң ӑңхаўв, ән 2020-мит о вәнты Югра мўв уваттыйн иса тӑхетн интернет яма ат рәпитӑс, ӛращты па культурной тӑхет ат вәсӑт па иса йиуп вәупсы пӑта муй мос, айат ёх пӑта эщӑтты. Щи пурайн ёхўв рәт кәртэа юхӑтӑт, рәпитты питӑт па кәртӑң вәупсы иса яма йи.
А.В. Новьюхов пиа ма хўв путӑртсум, иса вєрӑт оӑңӑн тӑта хӑншты щир ӑнтәм. Нәмӑсум, ўв вєра, ўв тўңматум шуши мир нўшайт оӑңӑн Югра мўвн вәты мир щиты вәӑт.
Защищая интересы коренных жителей
В первом номере нашей газеты мы рассказывали вам о депутатской деятельности инициативного лидера из народа ханты Александра Новьюхова. Законодательные инициативы, выдвинутые А. Новьюховым, безусловно, важны и просто необходимы коренным жителям Югры. И поскольку деятельность депутата напрямую касается защиты прав и гарантий коренных малочисленных народов Севера автономного округа, мы хотим продолжить это интервью, сделав акцент на депутатских наказах и основных показателях его депутатской сферы.
– Александр Вячеславович, каковы Ваши основные задачи и что, по-Вашему, является главными особенностями в работе депутата?
– Обеспечение дорог, качество авиации, жилищные вопросы, здравоохранение, образование, формирование условий по выстраиванию местной и перерабатывающей промышленности и многое-многое другое при тесном взаимодействии с органами местного самоуправления являются приоритетными в нашей депутатской деятельности. Это целая система, которая сегодня выстраивается благодаря нашему взаимодействию.
На мой взгляд, самая важна задача любого депутата – это достижение тех целей и задач, которые он перед собой ставит в период избирательной кампании. Одной из главных целей, которая стоит перед нами на ближайшие перспективы, это тема, связанная с реестром коренных малочисленных народов Севера. Это задача, которую мы ведём на протяжении трёх лет. Второе, это тема, связанная с правом коренных народов на традиционное рыболовство. Это максимально эффективное использование тех ресурсов, которые прописаны в законах, в том числе и в федеральных, дающих право на традиционное рыболовство. Третье, это возможность, эффективного использования окружных бюджетных средств. На комиссиях по экономике рассматривая наши территории, необходимо чётко понимать, какое количество дорог, объектов производства будет построено или введено в эксплуатацию. Каким образом те или иные глобальные проекты отразятся на жизни и деятельности населения. Здесь очень важна связь через общественные организации, общественных помощников, глав муниципальных образований, сельских поселений, активистов со своей гражданской позицией, чтобы те идеи, предложения, мы могли воплотить через закон.
К примеру, недавно жители Сургутского района обратились к нам с предложениями о необходимости внесения изменений в законодательство, связанное с объёмом древесины для личного потребления. Сегодня этот вопрос решён.
Берёзовский район предложил целый пакет изменений в закон о правилах рыболовства для Западно-Сибирского бассейна реки, регулирующий особенности рыбной ловли на территории бассейна реки Северная Сосьва и их притоков. Поэтому сегодня на заседаниях научно-промысловых Советов и в федеральных органах власти, которые регулируют эти вопросы, мы не только говорим об этом, мы требуем внесения изменений в закон.
И, конечно, вопросы, связанные с охотпромыслом, со сбором дикоросом, то есть это те насущные задачи, решения которых мы перед собой поставили.
– Расскажите о наиболее острых проблемах, с которыми Вам пришлось столкнуться?
– Очень сложно сейчас разделить период деятельности в органах государственной власти и депутатской деятельности. Проблемы остались прежними, просто сегодня есть необходимые полномочия для их разрешения. Это вопросы, связанные с привилегированными правами, которые есть у коренного народа: права на рыболовство, на осуществление заготовки древесины, на пользование охотничьими угодьями. В последние годы мы заметили дурную тенденцию, когда коренным жителям приходиться доказывать свое право, те гарантии, которые определены федеральным законодательством, в том числе и дополнительными гарантиями и правами в рамках действующего окружного законодательства. Поэтому на каждом совещании мы стараемся указывать на то, чтобы сегодня раз и навсегда закрыть эту тему, для этого необходимо принятие тех норм, которые не считались бы двояко в отношении коренных малочисленных народов Севера, это решение и принятии Реестра. Реестр – это важнейший механизм, определяющий право и гарантии коренных народов. Через признание этого реестра определяется статус этих людей. Поскольку для того, чтобы человек использовал свои гарантии, должен доказать свою национальную принадлежность. А это не его задача, государство уже должно гарантировать эти право.
Сложностью является и тема социального неравенства. Долгие процессы, которые были типичными для 1990-2000 годов, это темы безработицы, социального неравенства. Сегодня мы видим, что конкурентоспособность коренных жителей, к сожалению, гораздо ниже, чем у людей, приехавших из других регионов. Это и образовательный уровень, профессиональный уровень. Главная задача, которую мы перед собой поставили, мы её достигли. Это целевая подготовка кадров для коренных народов Севера, которая вступит в силу с января 2019 года. Определили необходимый перечень профессий. Одна из системных задач, которую нам удалось достичь совместно с органами государственной власти, общественными организациями – сделать коренные народы конкурентоспособными, это возможность реализации профессиональных направлений, образовательных прав посредством гарантии, которую мы определили через государственные услуги в рамках подготовки кадров. Безусловно, это длительный процесс. Ведь для того, чтобы появились те специалисты, которые сегодня крайне востребованы на селе: водители, противопожарная охрана, дизелисты, пекари, медики учителя и так далее нужно время.
Кроме того, должны быть созданы все условия, чтобы молодежь возвращалась в родные села. Качество жизни, качества услуг, качество предоставляемых возможностей должны не сильно отличаться от жизни в крупных городах. Это жилищные условия, которые были бы комфортными для проживания, такие услуг, как интернет, связь должна быть хорошей, должны быть дороги и самое главное должна быть работа по специальности. Мы должны создать определенную среду, при которой проживание в отдалённых национальных поселениях стало бы престижным.
Понятие «Стратегия развития Севера» должно полагать не только изъятие ресурсов, но и создание благоприятных комфортных условий тем людям, которые там проживают. Чтобы у людей ушло такое понятие, как «временщик». Должны быть хорошие инвестиции, вложенные в промышленные процессы, связанные с производством.
– Какие значимые события произошло лично для Вас?
– Знаковыми событиями считаю события, в том числе связанные с этноспортом, гонками на обласах международного признания. Это и пенсионная реформа. Была проведена колоссальная работа на площадках РАЙПОН по тому, чтобы максимально донести до президента вопрос сохранения пенсионного возраста для коренных малочисленных народов Севера. Более того, в рамках реализации этой реформы вскрылось много проблем коренных народов. В этой связи мы получили большое количество поручений, создали рабочие группы по всем направлениям. К примеру, 2019 год Организацией Объединенных Наций объявлен Годом родных языков коренных народов мира. Президент дал поручение по созданию федерального фонда по родным языкам, даны поручения по перечню мест проживания коренных малочисленных народов Севера, пересмотру федеральной целевой субсидии, которая сегодня есть, по возможным оценкам ведения банка данных в отношении коренных малочисленных народов Севера. Поэтому тема, связанная с реформой, выявила много проблем, которые государство приняло на себя, и создает системные подходы в разрешении этого вопроса. Уверен, что 2019 год позволит в определенной степени найти точки соприкосновения с федеральными органами власти.