Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Людмила ГУРЬЕВА

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Айат эви финно-угрӑт кўтн кӑсты пит
  • Рәт ясӑң авӑты о кєша…
  • Рәпата нух вантсы: тәса мӑн
  • Шуши мир няврємӑт вәнтӑты оӑңӑн путӑртсы

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Иса округ вошӑт шуши тӑхета аьты рӑх?
  • Увӑс ёх нўшайт тўңматыйт

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Сўмӑтвош район тащ
  • Рәт мўвев сӑмӑңа тӑйты нёт
  • Рәт ёхаӆ йис вєрӑт еы тәӆ
  • Айат хуятӑта нётты мос
  • Катра хотэв оӑңӑн
  • Әмӑщ вєр тӑйум

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Касум мўва рўтьщӑты яңхсӑт
  • Мирев вәупсы вантӑты – щит шєңк ям вєр
  • Няврємӑт па айат ёх арсыр вєрӑта вәнтыйӑт
  • Шәкӑң ари нумсєм, ма щи хӑйиямєм

Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык

  • Ма нәптємн ясӑң ӑн вәш

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)

Вы здесь

Главная » Шуши мир няврємӑт вәнтӑты оӑңӑн путӑртсы
  • Хантыйский
  • Русский

Шуши мир няврємӑт вәнтӑты оӑңӑн путӑртсы

Ван хӑтуп тыӑщн округ вәнтӑты па айат ёх вєрӑт тәты департамент кәща хә А.А. Дренин шуши мир ясңӑт па вәупсы авӑты вєрӑт тәты научно-координационной совет ёх мирхот вєрӑнтӑс. Щӑта ай тәсы, муй щирн 2018-мит о мӑр совет ёх рәпитсӑт.

Мирхотн округ губернатор ӑңкӑр хәя нётты нє Н.В. Савина, округ дума депутат хә А.В. Новьюхов, округ вәнтӑты ёх институт кәща нє Г.В. Дивеева, шуши мир вәнтӑты вєр вантман тӑйты нє Н.Б. Костылева, совет хуятӑт па мойң ёх вәсӑт. Щӑта ня вєр нух вантсы.
«Институт развития образования» тӑхийн психолого-педагогической нётупсэт тәты центр вә, щи тӑхи кәща нє И. Журавлёва ай тәс, муй щирн ыв шуши мир няврємӑт пиа рәпитӑт:
– Ван хӑтуп тыӑщ 20-мит хӑт вәнты 336 мәшӑң шуши мир няврєм нух вантсўв, щит кӑт процент арат иса округ мәшӑң няврємӑт эвӑт. Югра мўвн 16 131 мәшӑң няврєм вә. Юхи хӑщум хәум о мӑр 107 шуши няврєм мәшӑңа йисӑт. 2015-мит он 229 мәшӑң эви-пух вәс. Муй пӑта аршӑк мәшӑң хуята йис? Вантэ, юхи хӑщум оӑтн ӑңкет-ащет вохты питсӑт, ән няврєма нух ат вантсўв. Щи тумпи пәьницаитн нух вантты йиуп пурмӑсӑт вәӑт.
«Институт развития образования» хуща учебно-методической рәпата тәты кәща ӑңкӑр хә С. Слинкин айке тәс, хутыса ыв тӑм он округ ӑшкола-интернатӑт нух вантсӑт па няврємӑт иньщӑссӑт, яма муй ӑнтә ыв вәнтӑыйт па муй щирн интернатӑтн вәӑт. Сўмӑтвош, Нуви сӑңхум, Кондинской, Манстӑр, Нижневартовской, Сәрхан па Ёмвош районӑт хўваттыйн 18 ӑшкола-интернат хуща вәсӑт па вантсӑт. Артаӑты ёх уша вєрсӑт, хуты щи тӑхетн ӑшколаитн няврємӑт рәт ясңӑт вәнтӑӑт па шуши мир вәупсы оӑңӑн уша вєрӑт, арсыр йис вєрӑта вәнтыйӑт. «Институт развития образования» ёх няврємӑт вәнтӑты па вантман тӑйты хуятӑт пӑта рәт ясңӑт па шуши мир вєрӑта тәты урокӑт тәса эщӑтты щира нємасыя киника эщӑтсӑт. Щи киника электронной щирн округ вәнтӑты вєр тәты институт сайт хуща «Библиотека» раздел тӑхийн вә. Щи тумпи округ 14 ӑшкола-интернатн вәнтыйты па вәты 109 эви-пух иньщӑссы, мәстӑ ывеа муй ӑнтә, муй щирн ыв рәт ясңӑта вәнтӑыйт па муй щирн интернатӑтн вәӑт. Щи тумпи щи оӑңӑн 59 ӑңки-ащи иньщӑссы. Уша йис, няврємӑта па ӑңкета-ащета иса мәстӑ. 
Мирхот пурайн итәх кәщайт путӑртсӑт, муй вєрты мос рәт ясңӑта па шуши мир вәнтӑты вєрӑт щирн. Щи тухапи мирхотн протокол нєпека хӑншсы, шуши мир ясңӑт па вәупсы авӑты вєрӑт тәты научно-координационной совет ёх 2019-мит он муй вєрты питӑт. 
 

Обсудили вопросы этнообразования

В конце декабря 2018 года под председательством директора окружного департамента образования и молодёжной политики А.А. Дренина состоялось заседание Научно-координационного совета по вопросам сохранения родного языка и традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, на котором подвели итоги работы Совета за 2018 год.

 

В заседании приняли участие депутат окружной думы А.В. Новьюхов, советник первого заместителя губернатора Югры Н.В. Савина, директор АУ «Институт развития образования» Г.В. Дивеева, начальник отдела непрерывного образования коренных малочисленных народов Севера окружного департамента образования и молодёжной политики Н.Б. Костылева, члены Совета и приглашённые лица. Участники встречи обсудили четыре вопроса по повестке и внесли предложения по повышению качества этнообразования в Югре.

 

Заведующая региональным центром психолого-педагогической помощи и сопровождения автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования» Ирина Журавлёва рассказала о работе комиссии с детьми из числа коренных малочисленных народов Севера:

– По состоянию на 20 декабря 2018 года обследовано 336 детей с ОВЗ и детей-инвалидов из числа коренных малочисленных народов Севера, что составляет 2 % от общего числа детей с ОВЗ и детей-инвалидов в округе. Всего в Югре проживает 16 131 ребёнок с ограничёнными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов. Если провести сравнительный анализ за три года, то видно, что за этот период количество детей из числа коренных малочисленных народов Севера с ОВЗ увеличилось на 107 детей. В 2015 году детей с ОВЗ было 229. Мы связываем это с тем, что в два раза увеличивается общее число детей с ОВЗ и инвалидностью по округу и Российской Федерации, а также стало больше родителей, заинтересованных в обследовании детей. Кроме этого, совершенствуется диагностический и медицинский уровень.

 

Заместитель директора по учебно-методической работе Института развития образования Сергей Слинкин рассказал о мониторинге реализации Комплекса мер по повышению качества образования и условий проживания детей в общеобразовательных организациях, имеющих интернат, расположенных в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера автономного округа. В мониторинге приняли участие 18 общеобразовательных организаций из семи муниципальных образований округа, а именно Берёзовского, Белоярского, Кондинского, Нижневартовского, Октябрьского, Сургутского и Ханты-Мансийского района. Целью исследования было выявление форм и возможностей создания условий для реализации этнокультурной составляющей в школах автономного округа, имеющих интернат. Анализ основных образовательных программ показал, что в большинстве учебных заведений округа предметы, курсы, модули, включающие этнокультурную составляющую, в том числе преподавание родного языка реализуется через вариативную часть, формируемую участниками образовательного процесса во внеурочной деятельности. Для оказания методической поддержки Институтом образования подготовлены «Методические рекомендации по реализации этнокультурной составляющей в образовательных организациях округа». Рекомендации размещены на официальном сайте Института образования в разделе «Библиотека». В опросе по поводу удовлетворённостьи качеством образования и проживания в интернате приняли участие 109 учащихся из 14 школ, имеющих интернат и расположенных в шести муниципальных образованиях. Кроме этого, в опросе приняли участие 59 респондентов-родителей из пяти муниципальных образований. Опросы показали, что в целом респонденты удовлетворены качеством образования и проживания в интернатах. 

В протокол заседания внесли предложения, поступившие от участников встречи. Также на заседании был рассмотрен план работы на 2019 год.

Рубрика: 
Айкеԯӑт - Новости
Номер Ханты Ясанг: 
№ 2 (3518)
24.01.2019

Главная

© 2012-2023 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Директор, главный редактор: Динисламова С. С.
Тел. (3467) 33-36-82

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-22-72

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-24-02

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52

gazeta@khanty-yasang.ru

© 2012-2023 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика