- Хантыйский
- Русский
Шуши мир няврємӑт вәнтӑты оӑңӑн путӑртсы
Ван хӑтуп тыӑщн округ вәнтӑты па айат ёх вєрӑт тәты департамент кәща хә А.А. Дренин шуши мир ясңӑт па вәупсы авӑты вєрӑт тәты научно-координационной совет ёх мирхот вєрӑнтӑс. Щӑта ай тәсы, муй щирн 2018-мит о мӑр совет ёх рәпитсӑт.
Мирхотн округ губернатор ӑңкӑр хәя нётты нє Н.В. Савина, округ дума депутат хә А.В. Новьюхов, округ вәнтӑты ёх институт кәща нє Г.В. Дивеева, шуши мир вәнтӑты вєр вантман тӑйты нє Н.Б. Костылева, совет хуятӑт па мойң ёх вәсӑт. Щӑта ня вєр нух вантсы.
«Институт развития образования» тӑхийн психолого-педагогической нётупсэт тәты центр вә, щи тӑхи кәща нє И. Журавлёва ай тәс, муй щирн ыв шуши мир няврємӑт пиа рәпитӑт:
– Ван хӑтуп тыӑщ 20-мит хӑт вәнты 336 мәшӑң шуши мир няврєм нух вантсўв, щит кӑт процент арат иса округ мәшӑң няврємӑт эвӑт. Югра мўвн 16 131 мәшӑң няврєм вә. Юхи хӑщум хәум о мӑр 107 шуши няврєм мәшӑңа йисӑт. 2015-мит он 229 мәшӑң эви-пух вәс. Муй пӑта аршӑк мәшӑң хуята йис? Вантэ, юхи хӑщум оӑтн ӑңкет-ащет вохты питсӑт, ән няврєма нух ат вантсўв. Щи тумпи пәьницаитн нух вантты йиуп пурмӑсӑт вәӑт.
«Институт развития образования» хуща учебно-методической рәпата тәты кәща ӑңкӑр хә С. Слинкин айке тәс, хутыса ыв тӑм он округ ӑшкола-интернатӑт нух вантсӑт па няврємӑт иньщӑссӑт, яма муй ӑнтә ыв вәнтӑыйт па муй щирн интернатӑтн вәӑт. Сўмӑтвош, Нуви сӑңхум, Кондинской, Манстӑр, Нижневартовской, Сәрхан па Ёмвош районӑт хўваттыйн 18 ӑшкола-интернат хуща вәсӑт па вантсӑт. Артаӑты ёх уша вєрсӑт, хуты щи тӑхетн ӑшколаитн няврємӑт рәт ясңӑт вәнтӑӑт па шуши мир вәупсы оӑңӑн уша вєрӑт, арсыр йис вєрӑта вәнтыйӑт. «Институт развития образования» ёх няврємӑт вәнтӑты па вантман тӑйты хуятӑт пӑта рәт ясңӑт па шуши мир вєрӑта тәты урокӑт тәса эщӑтты щира нємасыя киника эщӑтсӑт. Щи киника электронной щирн округ вәнтӑты вєр тәты институт сайт хуща «Библиотека» раздел тӑхийн вә. Щи тумпи округ 14 ӑшкола-интернатн вәнтыйты па вәты 109 эви-пух иньщӑссы, мәстӑ ывеа муй ӑнтә, муй щирн ыв рәт ясңӑта вәнтӑыйт па муй щирн интернатӑтн вәӑт. Щи тумпи щи оӑңӑн 59 ӑңки-ащи иньщӑссы. Уша йис, няврємӑта па ӑңкета-ащета иса мәстӑ.
Мирхот пурайн итәх кәщайт путӑртсӑт, муй вєрты мос рәт ясңӑта па шуши мир вәнтӑты вєрӑт щирн. Щи тухапи мирхотн протокол нєпека хӑншсы, шуши мир ясңӑт па вәупсы авӑты вєрӑт тәты научно-координационной совет ёх 2019-мит он муй вєрты питӑт.
Обсудили вопросы этнообразования
В конце декабря 2018 года под председательством директора окружного департамента образования и молодёжной политики А.А. Дренина состоялось заседание Научно-координационного совета по вопросам сохранения родного языка и традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, на котором подвели итоги работы Совета за 2018 год.
В заседании приняли участие депутат окружной думы А.В. Новьюхов, советник первого заместителя губернатора Югры Н.В. Савина, директор АУ «Институт развития образования» Г.В. Дивеева, начальник отдела непрерывного образования коренных малочисленных народов Севера окружного департамента образования и молодёжной политики Н.Б. Костылева, члены Совета и приглашённые лица. Участники встречи обсудили четыре вопроса по повестке и внесли предложения по повышению качества этнообразования в Югре.
Заведующая региональным центром психолого-педагогической помощи и сопровождения автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования» Ирина Журавлёва рассказала о работе комиссии с детьми из числа коренных малочисленных народов Севера:
– По состоянию на 20 декабря 2018 года обследовано 336 детей с ОВЗ и детей-инвалидов из числа коренных малочисленных народов Севера, что составляет 2 % от общего числа детей с ОВЗ и детей-инвалидов в округе. Всего в Югре проживает 16 131 ребёнок с ограничёнными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов. Если провести сравнительный анализ за три года, то видно, что за этот период количество детей из числа коренных малочисленных народов Севера с ОВЗ увеличилось на 107 детей. В 2015 году детей с ОВЗ было 229. Мы связываем это с тем, что в два раза увеличивается общее число детей с ОВЗ и инвалидностью по округу и Российской Федерации, а также стало больше родителей, заинтересованных в обследовании детей. Кроме этого, совершенствуется диагностический и медицинский уровень.
Заместитель директора по учебно-методической работе Института развития образования Сергей Слинкин рассказал о мониторинге реализации Комплекса мер по повышению качества образования и условий проживания детей в общеобразовательных организациях, имеющих интернат, расположенных в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера автономного округа. В мониторинге приняли участие 18 общеобразовательных организаций из семи муниципальных образований округа, а именно Берёзовского, Белоярского, Кондинского, Нижневартовского, Октябрьского, Сургутского и Ханты-Мансийского района. Целью исследования было выявление форм и возможностей создания условий для реализации этнокультурной составляющей в школах автономного округа, имеющих интернат. Анализ основных образовательных программ показал, что в большинстве учебных заведений округа предметы, курсы, модули, включающие этнокультурную составляющую, в том числе преподавание родного языка реализуется через вариативную часть, формируемую участниками образовательного процесса во внеурочной деятельности. Для оказания методической поддержки Институтом образования подготовлены «Методические рекомендации по реализации этнокультурной составляющей в образовательных организациях округа». Рекомендации размещены на официальном сайте Института образования в разделе «Библиотека». В опросе по поводу удовлетворённостьи качеством образования и проживания в интернате приняли участие 109 учащихся из 14 школ, имеющих интернат и расположенных в шести муниципальных образованиях. Кроме этого, в опросе приняли участие 59 респондентов-родителей из пяти муниципальных образований. Опросы показали, что в целом респонденты удовлетворены качеством образования и проживания в интернатах.
В протокол заседания внесли предложения, поступившие от участников встречи. Также на заседании был рассмотрен план работы на 2019 год.