- Хантыйский
- Русский
Рәт мўвев сӑмӑңа тӑйты нёт
Сўмӑтвош район кўтуп ӑшколайн Елена Николаевна Ясинская арсыр классӑң айат ёх рўщ ясӑңа па литературая вәнтуман рәпит. ўв 1976-мит он Ивановской государственной университет етшуптӑс. Ханты-Мансийской округ мўвевн иса 1987-мит о вўш эвӑт няврємӑт вәнтӑ. Сўмӑтвош кўтуп ӑшколайн айат ёх вәнтӑты 1995-мит о вўш эвӑт питӑс. Щиты 23 о ўв тӑта вә па рәпит.
Елена Николаевна арсыр классӑтн вәты пухӑта па эвета рўщ ясӑң па литература тәты тумпийн няврємӑт рәт мўве сӑмӑңа тӑйты вәнтӑ. Рўщ щирн ки лупты, щит краеведения нємуп вєрӑта ўв айтєн ӑшколая яңхты пухӑт па эвет нємасыя вәнтӑты катӑсӑс.
Хән мин яха вәйтантсумн па путӑртсумн, ўв иса тӑмиты щи мӑнєма лупӑс, муй щирн ӑшколая рәпитты юхтӑс, иса щи вўшӑт эвӑт краеведения вєрӑт оӑңӑн сыр-сыр классӑтн вәнтыйты айат пухӑт па эвет пиа путрємӑты пиньщӑс. Ӛхӑт, Сўмӑтвош район кўтуп ӑшколая рәпитты юхӑтман, сырыя айат ёха пиа путӑртӑс па яма уша вєрӑс, мӑта хоттє хуятӑт эвӑт ыв тӑм нуви тәрум ипия юхӑтсӑт. Щӑта Елена Николаевна партӑс пухӑта па эвета, ән сырыя уша павтум вєрӑт ыв нєпека нух ат хӑншсӑт. Вантэ, щи пурайн тәса па ямсыева вәйтты питӑт, муйсӑр рәт єрӑт эвӑт ыв ӑңкиа муй ащиа тывсӑт. Еы ўв иса щимӑщ айке няврємӑта вєрӑс, муй щирн рәта-щира ўңтӑсты хӑннєхуятӑт тывсӑт, муй щирн па хуты ыв рәт єра аршӑка па вәна йиты питсӑт па ӑкки тӑм вәты-хоты мўвев хўваттыйн мӑнты кєрӑсӑт. Муй щирн и хӑннєхә рәт хуятӑт эвӑт кимит рәт ёх тывсӑт па тӑм увӑс мўвн иса хуыева еы щимӑщ вәупсы щирӑт эщӑтсӑт. Кашӑң хоттє ёх, вантэ, ўв хурасӑн тӑм Югра мўвева юхтӑс па тӑта ўв рәт єра такнупсӑт па еы мӑнсӑт.
«Ма ӑнтә тәп вәнтыйты классєм пиа краеведения вєрӑт эщӑтсум, – лупӑс Елена Николаевна, – ма щи тумпийн арсыр классӑтн вәты айат хӑннєхуятӑт пиа иса щимӑщ вєрӑт йипатты щирн рәпитсум».
ўв ясӑңа щирн, сырыя ветмит классӑн вәнтыйты няврємӑт пиа рәт єрӑң юх оӑңӑн ямкєм хўв путрємӑсӑт па ӛхӑт класс хущи вәты сохӑ эвӑт рәт юх щурӑтсӑт, мӑта ут ипийн кашӑң хә муй нє няврєм щатьщаще па щаще ими, ӑңке муй аще нємӑт ямсыева нєпека нух хӑншсӑт. Щиты, вантэ, айат ёх сорашӑк уша павӑтӑт, муйсӑр ыв рәтэ па муй хурасуп тӑхи эвӑт щи хуятӑт катра пурайн тӑм увӑс мўва юхӑтсӑт. Щӑта, хән рўщ ясӑң вәнтӑты щирн арсыр урокӑт ыв пиэа Елена Николаевна эщӑтӑс, щи пурайн ўв нємасыя партӑс няврємӑта сыр-сыр путрӑт хӑншты, щит щимӑщ нєм тӑйты утӑт: «Щащєм ими ёшңӑн», «Мўң хоттє ёхўв хә ёх», «Ям па вещкат ӑңкєм оӑңӑн». Щиты айтыева ӑшколая яңхты няврємӑт вәнтӑты кўтн краеведения щирн мӑнты вєрӑта кашӑң о мӑр хущыйт.
Щӑта няврємӑт вәнтӑты нє путӑртӑс, хуты ўв хущеа хәтмит класс пухӑт па эвет сырыя мӑнум оӑтн иса шуши мирӑт хот йита урока етшуптӑты щосӑтн яңхсӑт. Щи тӑхийн ыв имуты хӑтӑн Сўмӑтвошн вәты поэт хә Вячеслав Шивырталов пиа литературной вәйтантупсы вєрсӑт. Щи пурайн айат ёх хәӑнтсӑт, муй хурасуп стихӑт па муйсӑр вєрӑт оӑңӑн поэт хә хӑншӑс. Ӛхӑт ищи шуши мирӑт тӑхийн рўтьщӑты хӑтӑтн вәнтӑты няврємӑт пўпи якты хот хурасӑт ияха ӑктӑщум вошӑң мир епийн вантӑсӑт. Елена Николаевна ясңӑт щирн, Сўмӑтвошӑң шуши мирӑт хот йитн ыв няврєма иса арсыр ёш вєрӑтн муты ай пурмӑсыет вєрты тӑхия яңхсӑт. Пухӑт юх пурмӑсӑт эщӑтсӑт, эвет сӑк пиа рәпитсӑт па акань ёнтты вәнтӑсыйт. ыв вәнтӑты нєңе ясңӑтн, щит краеведения щирн мєт вән унтас.
«Ма ӑшколайн вәнтыйты айат ёх ыв рәт мўве мєт сӑмӑңа тӑйты вәнтӑум», – щиты Елена Николаевна мӑнєма лупӑс. Еы ўв тӑмӑщ айке вєрӑс, хуты краеведения щирн мєт яма хӑншум ўңтупсэт ыв районӑн вєрум айат ёх мирхотн «От краеведения к краелюбию» вантӑӑт. Щи мирхотн ӑшколайн вәнтыйты пухӑт па эвет ыв хоттє ёха, ӑшколаен сырыя вәнтыум па вән хӑннєхуятӑта ювум ёх оӑңӑн әмӑщ путрӑт эщӑтӑт. Щиты тӑта мосванӑн «Тухӑң Увӑс мўв» литературной кӑсупсыйн, мӑта ут районной газета хущи мӑнӑс, ӑшколайн вәнтыйты няврємӑт кӑссӑт па иса нух питсӑт. Щит ыв вәнтӑты нєңе ясңӑт щирн, ищиты шєңк вуаң па вєра мосты рәпата краеведения еы тәты щирн.
Тӑм йисн айат ёх рәт мўве сӑмӑңа па ямсыева еы тӑйты авӑрт вәнтӑты. Щит Сўмӑтвошн ӑшкола няврємӑт краеведения вєрӑта Елена Николаевна Ясинская тўңщирӑңа па тәса вәнтӑ.
Дети должны знать край, в котором живут
В средней школе п.г.т. Берёзово много лет работает учителем русского языка и литературы Елена Николаевна Ясинская. Помимо своей основной работы, она привлекает учащихся к занятиям по краеведению и считает, что дети должны знать тот край, в котором живут. Беседуя с ней, я узнал, что в 1976 году она окончила Ивановский государственный университет. В автономном округе проживает с 1987 года, а в самой Берёзовской средней школе работает учителем русского языка и литературы с 1995 года.
На мой вопрос, с какого времени она заинтересовалась краеведением, Елена Николаевна ответила, что в Берёзовской средней школе стала заниматься краеведением с того, что вместе с учениками начали изучать происхождение семей. После этого шаг за шагом стали искать материалы о происхождении того или иного рода. Учительница работала в этом направлении не с одним классом, где являлась классным руководителем, а со всей параллелью. Вся работа, по мнению Елены Николаевны, начиналась с того, что она рассказывала детям, что такое родословное древо. Уже в пятом классе учащиеся составляли карточку по схеме родословной, а на уроках развития речи сначала писали, а потом зачитывали такие сочинения, как: «Руки бабушки моей», «Мужчины нашего дома», «Милая мама моя». Учительница пыталась совместить само изучение семьи, приурочив его к каким-то знаменательным праздникам, чтобы оно ассоциировалось и оставалось в памяти школьников долгое время. На основе этих небольших работ Елена Николаевна вместе с учениками практически составляла сюжеты краеведения. Конечно, с течением времени все эти темы и сам краеведческий материал укрупнялся. Как-то завуч школы предложила учительнице русского языка и литературы всю краеведческую работу обязательно оформить и внести в школьную программу обучения. Таким образом, Елена Николаевна сама составила всю учебную программу по краеведению 5-9 классов Берёзовской средней общеобразовательной школы, которая так и называется «Родословное древо». Причём, на каждый класс есть свой определённый уровень. По словам Елены Николаевны, они с учащимися разрабатывали различные ступени этой новой учебной программы, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Кроме того, Елена Николаевна со своими учениками тесно сотрудничала с отделом национальных культур и декоративно-прикладного искусства п.г.т. Берёзово. Она рассказала об этом сотрудничестве следующее: «У меня был класс, в котором учился сын Любови Васильевны Кашлатовой. Само собой, что я и её подключила тогда к краеведческой работе. Она во всём помогала нам, и мы проводили в отделе национальных культур самые различные интересные встречи. Например, мы тогда организовали интересную литературную встречу с местным поэтом Вячеславом Васильевичем Шивырталовым. Там же мы проводили имитацию «Медвежьих игрищ», а также обучались играм коренных народов ханты и манси. Тогда же на базе отдела национальных культур мы создали кружок декоративно-прикладного творчества, где наши учащиеся научились изготавливать различные поделки из дерева, плести всевозможные украшения из бисера и шить куклу-акань».
«Конечно, следующим этапом нашей работы было просто выведение всего того материала, который мы накопили за эти последние годы краеведческой работы с учащимися», – рассказывает Елена Николаевна.
Таким образом, ряд наиболее серьёзных работ они представили на районной конференции. Один раз в два года в п.г.т. Берёзово всегда проводится такая районная детская конференция «От краеведения к краелюбию». Учащиеся Берёзовской средней школы с большим удовольствием выступают на этом мероприятии, рассказывают о своих семьях, о знаменитых людях, которые когда-то учились в их школе. Кроме этого, ученики-краеведы участвовали в литературном конкурсе «Крылья Севера», который проходил в районной газете «Жизнь Югры». Дети-конкурсанты рассказывали в своих материалах о родных. Например, одна девочка хорошо написала о своих приёмных родителях, а другая ученица выступила перед жюри конкурса с необычным докладом «Дневник моего деда». Её дед был участником Великой Отечественной войны и вёл дневниковые записи. В своём докладе она представила одну из страничек дневника. Все участники литературного конкурса были отмечены и поощрены за свою кропотливую краеведческую работу.
Елена Николаевна рассказала: «Наши дети ежегодно накапливали свои творческие материалы о краеведении. Кроме того, у каждого из них имеется своя электронная папка, куда они постоянно собирают все необходимые материалы. Конечно, в нашей учительской работе встречаются и такие мальчики и девочки, которые далеки от краеведения. Их меньше всего интересуют национальные вопросы. Таких ребят мы переориентировали на работу в кружках ДПИ и для написания проектных работ, допустим, «Наш первый учитель», «Моя родная школа». На следующей районной конференции эти учащиеся выступали со своими докладами «Знаменитые люди нашей школы». Безусловно, краеведческая работа с детьми требует много времени. Но я считаю, что каждый ребёнок должен хорошо знать всю историю происхождения своего рода, семьи, а также и саму историю возникновения родного посёлка. В связи с этим мы раньше проводили экскурсии по улицам нашего посёлка, ходили в музеи. После этого уже в классе ученики рассказывали о происхождении посёлка, о его самых первых поселенцах. И ещё я считаю, что мы с учащимися рассказываем в своих краеведческих материалах о самых интересных людях нашей школы, посёлка, района, и это всё очень важно и нужно.
В прошлом году прошёл юбилей средней школы. На это мероприятие семь учащихся моего класса подготовили проект «Родители – выпускники Берёзовской средней школы». Он всем понравился, а альбом с фотографиями родителей-выпускников учащиеся подарили родной школе.
Заниматься краеведением просто необходимо, так как дети должны знать тот край, в котором родились, растут и живут».