Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Петр Молданов

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Хот ӆәтты ёх ӆавӑӆман тӑйӆайт
  • Вән пәмащипа лупӆўв!
  • Имет оӆӑӊӑн путӑртсӑт

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Шуши мир община кәщая вәс
  • Сўмӑтвош хўӆ веӆты тӑхи йиԯпатты вєр
  • Юрий Вэлла щирн вўт кәртӑн няврємӑт вәнӆтӑԯыйт
  • Кӑт упеӊӑн вухсар вошн войт єнмӑԯсӑңӑн
  • Газпром хуща рәпитты Молтан хә
  • Айтєӆн нюхрантты вєр сӑмӑӊа тӑйԯ
  • Хутыса «Орт-Ики» тӑхи ёх рәпитӆӑт
  • Вуӆаӊ ӆаӆьн вәӆум ёх оӆӑӊӑн киника Сўмӑтвошн єтӑс
  • Рәт ясӑӊӑн айкеӆӑт па путрӑт хӑншӑӆ

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Йис вєрӑт вәньӆьӆыйт
  • Щащиӆўв-аӊщащиӆўв аканят
  • Касум вош музей 30 оӆа йиӆ

Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы

  • Йиӆуп оӆ!
  • Роман Ругин нәмты питӆўв

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 12 (3648)
  • № 11 (3647)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)
  • № 16 (3652)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 19 (3655)
  • № 20 (3656)
  • № 21 (3657)
  • № 22 (3658)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)

2025 год

  • № 1 (3661)
  • № 2 (3662)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 5 (3665)
  • № 6 (3666)
  • № 7 (3667)
  • № 8 (3668)
  • № 10 (3670)
  • № 9 (3669)
  • № 11 (3671)
  • № 12 (3672)
  • № 14 (3674)
  • № 13 (3673)
  • № 15 (3675)
  • № 16 (3676)
  • № 17 (3677)
  • № 18 (3678)
  • № 20 (3680)
  • № 19 (3679)
  • № 21 (3681)
  • № 22 (3682)
  • № 23 (3683)

Вы здесь

Главная » Щащиӆўв-аӊщащиӆўв аканят
  • Хантыйский
  • Русский

Щащиӆўв-аӊщащиӆўв аканят

Мӑнум оӆн ван хӑтӆуп тыӆӑщн Касум вошн Этнографической музей-парк хуща карты щўӊкӑт мухты «Щащиӆўв-аӊщащиӆўв аканят» ванӆтупсы вєрӑнтсы. Кӑшӑӊ хӑннєхә тӑм ванӆтупсыя юӆн тӑйты акань хурӑт китты пищ тӑйс. Щи пийн па этнограф, исторической наукайт кандидат, Югорской государственной университет доцент Т.А. Молданова йис аканят па тӑмхӑтӆ вєрты аканят оӆӑӊӑн ёх ещаӆт карты утӑт мухты путӑртӑс.      

- Татьяна Александровна, нӑӊ хўв мӑр хӑнты йис хӑн­шет, йис пурмӑсӑт оӆӑ­ӊӑн хӑншӆӑн. Ин па аканят оӆӑӊӑн путӑртсӑн. Наӊ щи­ренӑн, йис ёх вєрум аканят па тӑм хӑтӆ вєрты аканят – щит и щира вєрум утӑт?

- Мєт сыры лупты мосӆ, йис хӑнты вәӆупсыйн ака­нят арсыр вєрӑт пӑта вє­рӑнтыйӆсайт. Аӆпа, хәӆ­ӆӑсӑн ясӊӑт: эптаӊ акань, вуӆуп акань, юнтты акань. Ин ма тәп юнтты аканят оӆӑӊӑн путӑртты питӆум. Йисн вєрум юнтты аканят па тӑм йис аканят, ӆыв кӑт­сыр ӆыпи нумӑсӑн вє­рӑнтыйӆӆайт. Йисн хуты аканят эвет юнтты щира тәп вєрӑнтсыйт. Ӑӊки ан етшӑты пурайн, сора ки няврэм юнтты ута хущты  мосӆ, щит ухшам муй па сух мунтаӆы, акань иты ювӑрӆӑӆэ, ӆаӊки муй па кўщар сух турӑнӑн пўн­ӆӑӆэ. Щи, акань тывӑс.  Етшӑты пурайн ёнтӑсты имет нємасыя эви хонӑӊӑн омӑсӆӑт па юнтты акань ёнтӆӑт, акань тучӑӊ хирн па сыр-сыр пурмӑсн па ёнтӆа. 

Ин хуты вош хӑра питум няврємӑт хӑнты аканятн ӑнт юнтӆӑт. Щи кўш акань юнтты щи­ра ӑн мосӆ, ищимурт во­шӑтн мєт ар акань вєр­ты питса. Тӑм аканят па­сыр нумӑсн вєрӆайт: ёха тыныты нумӑсн муй па мойӆӑты пӑта (рўщ ясӑ­ӊӑн щит сувенир), тәх ака­нят ванӆтупсэт хо­тӑтн ванӆ­тыйӆӆайт муй па юӆн мӑта сўӊӑн омсӑӆӆайт. Вантэ, тӑм йис аканят юнтты пӑта ан кўш вєрӆайт, мўӊ ищи мурт лупӆўв «юнтты акань».

- «Юнтты аканят» кӑт ну­мӑсн ки вєрӆайт, ӆыв муй щи пӑта кӑт хураспӑт?

- Ӆӑӊхаӆўв муй ан ӆӑӊ­хаӆўв, кӑт нумӑсн вєрум пурмӑс, ӆўв кӑт щира щи тывӆ. Щи пӑта йис аканят пєӆа вӑнтты вєра мосӆ. Мєт йис аканят ин тәп йис музей хотӑтн хӑщсӑт. Мўӊ Россия мувевн щит мєт ар пурмӑс Санкт-Петербург, Тобольск хущи тӑйӆы, па мўвӑтн – щит Финляндия, Венгрия музейт па тәх тӑхетн па айкємн муӆты тӑйӆӑт. 

- Тӑм йис аканят муйӆаӆ па щира вєрӆайт?

- Щи вєр уша йиӆ, хән мўӊ мєт йис аканят пєӆа вӑнтты питӆўв. Ученой ёх щирн, тӑм мўвн мєт йис аканят васы нюӆ эвӑӆт вєрӑнтсайт. Мєт оӆӑӊ ва­сы нюӆ васы ух сухӑӆ пи­ӆа нух хурийӆсӑт, еша ӆэщӑтыйӆсӑт па няврєм юнтты аканя щи йиӆӑт. Щӑӆта васы нюӆ акань сӑхн муй па куващн-пор­хайн ёнтты питсайт. Щи  аканят хуща васы нюӆӆаӆ тәп-тәп кӑӆӆӑт. Щи пийн па щӑшкан сух эвӑӆт ака­нят вєрты оӆӊитсайт.

Щӑш­кан рнасн, щӑшкан сӑхн ёнтты питсайт. Щит, аӆ­нәмӆа, сух ӆәхия вум ар­тӑн. Йис аканят пєӆа вӑнтты вєра әмӑщ, ӆыв кӑр­тӑӊ сэвӑт тӑйӆӑт, русэӊ ух­шамӑт тӑйӆӑт. Тӑмхӑтӆ араӆ пєлӑк аканят сэвӑн, русэӊ ухшамӑн  ан вєрӆайт. Щит хуты йис вєр вәтшӑты питсев. Щи кана вєра ар сӑкн ёнтӆа, тәх аканят нюр сӑк кӑрӑт, рнасӆаӆ, ухшамӆаӆ сӑкн кӑрӑтӆайт, сэвӑт па сӑк эвӑӆт вєрӆайт. Щит юврая мӑнты вєрӑт.

- Муй пӑта щи мурт йис вєрӑт пєӆа вӑнтты мосӆ, хән вәӆупсы па щира кєрӆӑс?

- Йина щи, мўӊ па ху­расуп вәӆупсыйн вәӆӆўв, кев вош хӑрӑта павӑтсаюв. Тәп тӑмхӑтӆ, хән йис вєр­ӆўв вәтшӑты питсўв, мўв­тєӆ мир йис вєрӑт пє­ӆа юхӆы кєрӆӑсӑт. Ин уша йис, щи вєрӆўв така тӑй­ты ки питӆўв, щирн тӑм­хӑтӆ нумсэв тӑка йиты питӆ, вәӆупсэв ушӑӊ щи­ра кєрӆӑты питӆ. Ар вєрӑт уша вєрум пийн щимӑщ нумӑсн ученой ёх юхӑтсайт. Щи пӑта ка­шӑӊ мўв сўӊӑн тӑм хӑтӆ йис вєрӑт нух ӆэщӑтты питсайт, государствайт  йис вєрӑт ӆавӑӆты поступсэт тӑйӆӑт. Россия хуща щит закон «О народных ху­дожественных промыс­лах». Щи поступсы щи­ра вәӆты пӑта мўӊ ок­ругевн художественной экспертной совет вєрса. Ԯыв вантӆӑт, йис вєрӑт ушӑӊ щира ӆэщӑтӆайт муй па юврая кєрӑтӆайт. Ма щи советн ищи вәӆӆум, щи пӑта тӑм вєрӑт ма вәӆ­ӆам.

Путӑр хӑншӑс: 
Пётр Молданов

 

Бабушкина кукла-акань

В конце прошедшего года на базе Этнографического музея-парка с. Казым в онлайн-режиме прошла акция «Бабушкина кукла-акань». Каждый желающий мог отправить на эту выставку фотографию куклы, которая хранится в его семейной коллекции. По окончании акции этнограф, кандидат исторических наук, доцент Югорского государственного университета Т.А. Молданова в режиме онлайн выступила с анализом кукол представленных на этой выставке.

 

–Татьяна Александровна, вы давно уже изучаете орнамент, художественные изделия обских угров. Сейчас вот провели с мастерами беседу о куклах-аканях, представленных на онлайн-выставке. На ваш взгляд, куклы, изготовленные ранее носителями традиционной культуры, и куклы, изготовленные современными мастерицами,  чем-то отличаются или нет?

–Сначала нужно уточнить один момент. В традиционной культуре, кроме игровой куклы акань, существовали и другие типы кукол. Вероятно, слышали, что существовали такие куклы, как оптанг акань, вулуп акань, юнтты акань. Последняя из них это, так называемая, игровая кукла, мы будем говорить только о ней. Во-первых, следует отметить, что куклы, изготовленные ранее и современные куклы – совершенно разные по своей функции. В традиции этот тип кукол предназначался только для игры девочек. Куклы были разными. Когда взрослые не успевали, то они могли девочке накрутить куклу из платков, ткани или наполнить шкурку бурундука, белки сеном – вот кукла и готова. Куклу могла сшить и старая бабушка, у которой и глаза не видят и руки не слушаются, художественное достоинство в игровой кукле было не главное, важно, что ею можно играть. В той же традиции, когда у взрослой мастерицы было достаточно времени, то она могла сесть рядом с девочкой и сшить ей красивую куклу: в зимней распашной одежде, в красивом орнаментированном платье, в придачу со всей кукольной атрибутикой (меховыми мешочками для хранения рукодельных принадлежностей, платками и т.д.). Эти куклы представляют не только этнографическую, но и художественную ценность.

Сейчас хантыйские дети живут в городах и посёлках, в традиционные куклы не играют. Сегодняшняя кукла потеряла свою прежнюю функцию, и прежде всего она стала сувенирной, следовательно, должна соответствовать требованиям рынка. Изменение сущности куклы повлекло за собой и соответствующие изменения в её изготовлении. Кроме этого, куклу изготавливают для выставок, она стала атрибутом домашнего интерьера, её дарят на память.  

–Если кукла потеряла свою прежнюю функцию, то она, вероятно, изменилась и внешне, как узнать, какими были традиционные куклы?

 

– Хотим мы этого или нет, но изменение функции влечёт за собой и изменение изделия, поэтому очень важно «насмотреться» на традиционные изделия, в частности, куклу, знать её генезис, т.е. происхождение. Наиболее древние образцы хранятся в наиболее ранних музеях городов Санкт-Петербурга, Тобольска, за границей в музеях Венгрии, Финляндии, имеются единичные экспонаты и в других музеях.

 

– У кукол, изготовленных современными мастерицами, какие основные отходы от традиции?

– Это можно понять, если на основании имеющихся образцов мы проследим основные этапы развития куклы-акань. По мнению исследователей, на севере Западной Сибири наиболее древние образцы – это куклы из утиных носиков. Первоначально верхняя часть клювика снималась со шкуркой, высушивалась, слегка украшалась и это была игрушка. Позже для куклы-носика стали шить меховую одежду, при этом имитировали женскую распашную шубу, мужской гусь или парку. Судя по образцам, в этих куклах клювик виднелся лишь слегка. Позже появляются матерчатые куклы, т.е. головку изготавливали из свёртка, на такую куклу одевали как меховую одежду, так и матерчатую. На традиционных куклах обращает на себя внимание то, что нередко у них  «лица» не однотонные, как сейчас, но состоят из полосок, важно и то, что очень тщательно изготовлены косы и платки. Сегодня эти существенные детали, т. е. косы и платки очень сильно упрощаются или вообще игнорируются. На смену приходит чрезмерное обилие бисера: бисер на платьях, на платках и даже косы в некоторых случаях полностью изготавливают из бисера. Все это ведёт к тому, что рвётся традиция, уничтожается художественное достоинство изделия.

– Почему так важна традиция, если жизнь уже стала совершенно иной?

 

– Да, действительно, жизнь полностью изменилась. Мы живём в городах в больших посёлках. Но как это не парадоксально, именно сейчас во всём мире совершенно по-иному была осмыслена ценность традиционных культур. Сейчас эти культуры взяты под международную охрану, они признаны культурным наследием человечества и одним из факторов устойчивого развития соответствующего региона. На уровне государства издаются законы, охраняющие это культурное наследия. Например, на уровне России принят закон «О народных художественных промыслах». Согласно этому федеральному закону в округе создан «Художественный экспертный совет», который следит  за тем, чтобы в округе не нарушались народные традиции, а изделия были высокохудожественными.

 

Беседовал: Пётр Молданов

Рубрика: 
Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
Номер Ханты Ясанг: 
№ 2 (3566)
27.01.2021

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика