- Хантыйский
- Русский
Щащиӆўв-аӊщащиӆўв аканят
Мӑнум оӆн ван хӑтӆуп тыӆӑщн Касум вошн Этнографической музей-парк хуща карты щўӊкӑт мухты «Щащиӆўв-аӊщащиӆўв аканят» ванӆтупсы вєрӑнтсы. Кӑшӑӊ хӑннєхә тӑм ванӆтупсыя юӆн тӑйты акань хурӑт китты пищ тӑйс. Щи пийн па этнограф, исторической наукайт кандидат, Югорской государственной университет доцент Т.А. Молданова йис аканят па тӑмхӑтӆ вєрты аканят оӆӑӊӑн ёх ещаӆт карты утӑт мухты путӑртӑс.
- Татьяна Александровна, нӑӊ хўв мӑр хӑнты йис хӑншет, йис пурмӑсӑт оӆӑӊӑн хӑншӆӑн. Ин па аканят оӆӑӊӑн путӑртсӑн. Наӊ щиренӑн, йис ёх вєрум аканят па тӑм хӑтӆ вєрты аканят – щит и щира вєрум утӑт?
- Мєт сыры лупты мосӆ, йис хӑнты вәӆупсыйн аканят арсыр вєрӑт пӑта вєрӑнтыйӆсайт. Аӆпа, хәӆӆӑсӑн ясӊӑт: эптаӊ акань, вуӆуп акань, юнтты акань. Ин ма тәп юнтты аканят оӆӑӊӑн путӑртты питӆум. Йисн вєрум юнтты аканят па тӑм йис аканят, ӆыв кӑтсыр ӆыпи нумӑсӑн вєрӑнтыйӆӆайт. Йисн хуты аканят эвет юнтты щира тәп вєрӑнтсыйт. Ӑӊки ан етшӑты пурайн, сора ки няврэм юнтты ута хущты мосӆ, щит ухшам муй па сух мунтаӆы, акань иты ювӑрӆӑӆэ, ӆаӊки муй па кўщар сух турӑнӑн пўнӆӑӆэ. Щи, акань тывӑс. Етшӑты пурайн ёнтӑсты имет нємасыя эви хонӑӊӑн омӑсӆӑт па юнтты акань ёнтӆӑт, акань тучӑӊ хирн па сыр-сыр пурмӑсн па ёнтӆа.
Ин хуты вош хӑра питум няврємӑт хӑнты аканятн ӑнт юнтӆӑт. Щи кўш акань юнтты щира ӑн мосӆ, ищимурт вошӑтн мєт ар акань вєрты питса. Тӑм аканят пасыр нумӑсн вєрӆайт: ёха тыныты нумӑсн муй па мойӆӑты пӑта (рўщ ясӑӊӑн щит сувенир), тәх аканят ванӆтупсэт хотӑтн ванӆтыйӆӆайт муй па юӆн мӑта сўӊӑн омсӑӆӆайт. Вантэ, тӑм йис аканят юнтты пӑта ан кўш вєрӆайт, мўӊ ищи мурт лупӆўв «юнтты акань».
- «Юнтты аканят» кӑт нумӑсн ки вєрӆайт, ӆыв муй щи пӑта кӑт хураспӑт?
- Ӆӑӊхаӆўв муй ан ӆӑӊхаӆўв, кӑт нумӑсн вєрум пурмӑс, ӆўв кӑт щира щи тывӆ. Щи пӑта йис аканят пєӆа вӑнтты вєра мосӆ. Мєт йис аканят ин тәп йис музей хотӑтн хӑщсӑт. Мўӊ Россия мувевн щит мєт ар пурмӑс Санкт-Петербург, Тобольск хущи тӑйӆы, па мўвӑтн – щит Финляндия, Венгрия музейт па тәх тӑхетн па айкємн муӆты тӑйӆӑт.
- Тӑм йис аканят муйӆаӆ па щира вєрӆайт?
- Щи вєр уша йиӆ, хән мўӊ мєт йис аканят пєӆа вӑнтты питӆўв. Ученой ёх щирн, тӑм мўвн мєт йис аканят васы нюӆ эвӑӆт вєрӑнтсайт. Мєт оӆӑӊ васы нюӆ васы ух сухӑӆ пиӆа нух хурийӆсӑт, еша ӆэщӑтыйӆсӑт па няврєм юнтты аканя щи йиӆӑт. Щӑӆта васы нюӆ акань сӑхн муй па куващн-порхайн ёнтты питсайт. Щи аканят хуща васы нюӆӆаӆ тәп-тәп кӑӆӆӑт. Щи пийн па щӑшкан сух эвӑӆт аканят вєрты оӆӊитсайт.
Щӑшкан рнасн, щӑшкан сӑхн ёнтты питсайт. Щит, аӆнәмӆа, сух ӆәхия вум артӑн. Йис аканят пєӆа вӑнтты вєра әмӑщ, ӆыв кӑртӑӊ сэвӑт тӑйӆӑт, русэӊ ухшамӑт тӑйӆӑт. Тӑмхӑтӆ араӆ пєлӑк аканят сэвӑн, русэӊ ухшамӑн ан вєрӆайт. Щит хуты йис вєр вәтшӑты питсев. Щи кана вєра ар сӑкн ёнтӆа, тәх аканят нюр сӑк кӑрӑт, рнасӆаӆ, ухшамӆаӆ сӑкн кӑрӑтӆайт, сэвӑт па сӑк эвӑӆт вєрӆайт. Щит юврая мӑнты вєрӑт.
- Муй пӑта щи мурт йис вєрӑт пєӆа вӑнтты мосӆ, хән вәӆупсы па щира кєрӆӑс?
- Йина щи, мўӊ па хурасуп вәӆупсыйн вәӆӆўв, кев вош хӑрӑта павӑтсаюв. Тәп тӑмхӑтӆ, хән йис вєрӆўв вәтшӑты питсўв, мўвтєӆ мир йис вєрӑт пєӆа юхӆы кєрӆӑсӑт. Ин уша йис, щи вєрӆўв така тӑйты ки питӆўв, щирн тӑмхӑтӆ нумсэв тӑка йиты питӆ, вәӆупсэв ушӑӊ щира кєрӆӑты питӆ. Ар вєрӑт уша вєрум пийн щимӑщ нумӑсн ученой ёх юхӑтсайт. Щи пӑта кашӑӊ мўв сўӊӑн тӑм хӑтӆ йис вєрӑт нух ӆэщӑтты питсайт, государствайт йис вєрӑт ӆавӑӆты поступсэт тӑйӆӑт. Россия хуща щит закон «О народных художественных промыслах». Щи поступсы щира вәӆты пӑта мўӊ округевн художественной экспертной совет вєрса. Ԯыв вантӆӑт, йис вєрӑт ушӑӊ щира ӆэщӑтӆайт муй па юврая кєрӑтӆайт. Ма щи советн ищи вәӆӆум, щи пӑта тӑм вєрӑт ма вәӆӆам.
Путӑр хӑншӑс:
Пётр Молданов
Бабушкина кукла-акань
В конце прошедшего года на базе Этнографического музея-парка с. Казым в онлайн-режиме прошла акция «Бабушкина кукла-акань». Каждый желающий мог отправить на эту выставку фотографию куклы, которая хранится в его семейной коллекции. По окончании акции этнограф, кандидат исторических наук, доцент Югорского государственного университета Т.А. Молданова в режиме онлайн выступила с анализом кукол представленных на этой выставке.
–Татьяна Александровна, вы давно уже изучаете орнамент, художественные изделия обских угров. Сейчас вот провели с мастерами беседу о куклах-аканях, представленных на онлайн-выставке. На ваш взгляд, куклы, изготовленные ранее носителями традиционной культуры, и куклы, изготовленные современными мастерицами, чем-то отличаются или нет?
–Сначала нужно уточнить один момент. В традиционной культуре, кроме игровой куклы акань, существовали и другие типы кукол. Вероятно, слышали, что существовали такие куклы, как оптанг акань, вулуп акань, юнтты акань. Последняя из них это, так называемая, игровая кукла, мы будем говорить только о ней. Во-первых, следует отметить, что куклы, изготовленные ранее и современные куклы – совершенно разные по своей функции. В традиции этот тип кукол предназначался только для игры девочек. Куклы были разными. Когда взрослые не успевали, то они могли девочке накрутить куклу из платков, ткани или наполнить шкурку бурундука, белки сеном – вот кукла и готова. Куклу могла сшить и старая бабушка, у которой и глаза не видят и руки не слушаются, художественное достоинство в игровой кукле было не главное, важно, что ею можно играть. В той же традиции, когда у взрослой мастерицы было достаточно времени, то она могла сесть рядом с девочкой и сшить ей красивую куклу: в зимней распашной одежде, в красивом орнаментированном платье, в придачу со всей кукольной атрибутикой (меховыми мешочками для хранения рукодельных принадлежностей, платками и т.д.). Эти куклы представляют не только этнографическую, но и художественную ценность.
Сейчас хантыйские дети живут в городах и посёлках, в традиционные куклы не играют. Сегодняшняя кукла потеряла свою прежнюю функцию, и прежде всего она стала сувенирной, следовательно, должна соответствовать требованиям рынка. Изменение сущности куклы повлекло за собой и соответствующие изменения в её изготовлении. Кроме этого, куклу изготавливают для выставок, она стала атрибутом домашнего интерьера, её дарят на память.
–Если кукла потеряла свою прежнюю функцию, то она, вероятно, изменилась и внешне, как узнать, какими были традиционные куклы?
– Хотим мы этого или нет, но изменение функции влечёт за собой и изменение изделия, поэтому очень важно «насмотреться» на традиционные изделия, в частности, куклу, знать её генезис, т.е. происхождение. Наиболее древние образцы хранятся в наиболее ранних музеях городов Санкт-Петербурга, Тобольска, за границей в музеях Венгрии, Финляндии, имеются единичные экспонаты и в других музеях.
– У кукол, изготовленных современными мастерицами, какие основные отходы от традиции?
– Это можно понять, если на основании имеющихся образцов мы проследим основные этапы развития куклы-акань. По мнению исследователей, на севере Западной Сибири наиболее древние образцы – это куклы из утиных носиков. Первоначально верхняя часть клювика снималась со шкуркой, высушивалась, слегка украшалась и это была игрушка. Позже для куклы-носика стали шить меховую одежду, при этом имитировали женскую распашную шубу, мужской гусь или парку. Судя по образцам, в этих куклах клювик виднелся лишь слегка. Позже появляются матерчатые куклы, т.е. головку изготавливали из свёртка, на такую куклу одевали как меховую одежду, так и матерчатую. На традиционных куклах обращает на себя внимание то, что нередко у них «лица» не однотонные, как сейчас, но состоят из полосок, важно и то, что очень тщательно изготовлены косы и платки. Сегодня эти существенные детали, т. е. косы и платки очень сильно упрощаются или вообще игнорируются. На смену приходит чрезмерное обилие бисера: бисер на платьях, на платках и даже косы в некоторых случаях полностью изготавливают из бисера. Все это ведёт к тому, что рвётся традиция, уничтожается художественное достоинство изделия.
– Почему так важна традиция, если жизнь уже стала совершенно иной?
– Да, действительно, жизнь полностью изменилась. Мы живём в городах в больших посёлках. Но как это не парадоксально, именно сейчас во всём мире совершенно по-иному была осмыслена ценность традиционных культур. Сейчас эти культуры взяты под международную охрану, они признаны культурным наследием человечества и одним из факторов устойчивого развития соответствующего региона. На уровне государства издаются законы, охраняющие это культурное наследия. Например, на уровне России принят закон «О народных художественных промыслах». Согласно этому федеральному закону в округе создан «Художественный экспертный совет», который следит за тем, чтобы в округе не нарушались народные традиции, а изделия были высокохудожественными.
Беседовал: Пётр Молданов