- Хантыйский
- Русский
Финно-угрӑт хӑтӆӑт Сәрханӆ вошн
Сәрханӆ вошн васы мӑнты тыӆӑщн 21-22-мит хӑтӆӊӑнăн финно-угрӑт хӑтӆӑт вәсӑт. Тӑмӑщ ӑктупсы ӆэщӑтум ими, «Старый Сургут» историко-культурной центр хуща методиста рәпитты хӑннєхә Снежана Егорова путӑртӑс: «Мўӊ тӑмӑщ ӑктупсы вєрсўв йис вєрӑт йиӆпа нух ӆэщӑтты пӑта па йис вєрӑт еӆӆы тәты пӑта».
Тӑм мирхота сыр-сыр вєрӑӊ ёх, хур хӑншты хуятăт, наука щира вәӆты, культура хуща рәпитты па няврємӑт вәнӆтӑты ёх юхӑтсӑт. Ӆыв Санкт-Петербург, Ёмвош, Ижевск, Сәрханӆ, Мегион, Лянтор вән вошӑт эвӑӆт па Сәрханӆ район Угут, Русскинская кәртӊӑн па Нижневартовский район Аган эвӑӆт юхӑтсӑт.
«АРТ-резиденция» нємуп тӑхийн «Традиционная культура в призме будущих поколений» научно-практической мирхот вєрӑнтса, тӑта йиӆуп вєрат оӆӑӊӑн путӑрсӑт па вєрӑӊ ёх пурмӑсӑт вєрсӑт па ванӆтӑсӑт.
Тӑм ӑктупсы оӆӊитты еӆпийн «Старый Сургут» хуща шуши мирӑт пиӆа рәпитты нє Виктория Карчина путӑртӑс:
- Ма тӑта оӆ муӆтас рәпитӆум, вәӆєм, нӆмит пўш тӑмӑщ ӑктупсы ӆэщӑтӆа. Тӑта вәнӆтӑты хӑрӑт, ӊта пӑсанӑт вєрӆайт, мӑта тӑхийн мир йис вєрӑт оӆӑӊӑн путӑртӆӑт, йис рнасӑт па вєрум ӆәмӑтты сухӑт ванӆтӑӆӑт. Кимӑт хӑтӆӑн иса пўш вєрӑӊ ёх рәпитӆӑт. Тӑм оӆ ӆыв шиӊша ӆєрмӑӆтӑты ӆӑпи вєрты питӆӑт, щит турн эвӑӆт вєрты пурмӑс, ӆєр йиӊӆӑт вєрӆӑт – щит нохӑр х ӆєрӑт эвӑӆт вєрты утӑт, тәх имет па хӑнши рнас сухӑтн ёнтты па сӑк кӑрӑтты питӆӑт.
Наука щира 16 нєпек ӆўӊӑтса, щит ищи иса пўш йис вєрӑт оӆӑӊӑн: муй вўрн йис вєрӑт пєӆа вантман тӑмхӑтӆ мўвӆўв-йиӊкӆўв ӆавӑӆман тӑйты мосӆ, муй вўрн сәрханӆ мир ясӑӊ еӆӆы нєпекӑт мухты хӑщуптӑты па арсыр утӑт оӆӑӊӑн путӑр мӑнӑс.
Вєрӑӊ ёх 12 тӑхийн йис финно-угорской пурмӑсӑт вєрты вєрӑт ванӆтӑсӑт. Тӑм тӑхийн Алексей Рещиков, клубной формирования округ мир творчества хот хуща рәпитты хә, мєт оӆӑӊ пўш ӑкмум мира ванӆтӑс, муй вўрн йис щира нарӑсты мосӆ, щит саӊквылтапн, нарӑс хн па тор сапӆ хн юнтты пищ ванӆтӑс. Щӑӆта па рнас сухӑт па тӑм йис ӆәмӑтӆяты сух ӆәмӑтман ёх тывеӆт-тухеӆт шәшсӑт. Щит хўты тӑм йис дефиле нємуп пищӑт.
Игорь Набок, философской наукайт доктор па профессор, Санкт-Петербург вошн «Институт народов Севера» хуща президента пириюм хӑннєхә, ӆўв нумӑсӆаӆ путӑртӑс:
- Ма тӑта ар пўш вәсум, «Институт народов Севера» иса увӑс мўвӑт пиӆа рәпитӆ, Югра мўӊ мєт вана тӑйты мўвев. Тӑта йис вәӆупсы нух ӆэщӑтты вєр вана тӑйӆа. Ма нєпек ӆўӊӑтсум, щӑта сыр-сыр мир йис вәӆупсы мухты ӆәхсӑӊа вәӆты пищӑт оӆӑӊӑн путӑртсум. Ма щирємн, иса па хон пєлӑк мўвӑт киньща мўӊ йис вєрӑт мєт ма тӑйӆӑӆўв. Мўӊ вєра ар хурас мир тӑйӆўв, мирӆўв па ар хурасупа вәӆӆӑт.
Щи ар хурасуп вєрӑт, ар хурасуп мират похӆа ки вўты, ма щирємн, щирн Российской цивилизация оӆӑӊӑн лупты пищ вәӆ. Тӑмӑщ вєрӑт па мўвӑтн ӑнтәмӑт, мўӊ ӆәхсӑӊа кўтэвн вәӆман еӆӆы тўӊ пӑнтӑн щи мӑнӆўв.
1993-мит оӆн ма йиӆуп вєр оӆӊитсум, щит «Этнокультурология» тӑхи, мўӊ вәнӆтыйӆты айӆат ёха культуролог, этнокультуролог па историк нємӑт мӑты питсўв. Тӑм тӑхийн вәнӆтыӆум хӑннєхәйт йис вєрӑт еӆӆы тәты пӑкӆӑт. Мўӊ институтэв етшум пийн, культуролога вум пийн ин ӆыв няврємӑт вәнӆтӑӆӑт, культура хуща, айкеӆăт хӑншты тӑхетн рәпитӆӑт. Ма щирємн, йис вєрӑт ки йира павӑтӆўв, йис вєрӑт ки хӑщуптӑӆӆўв, еӆӆы вәӆты вәӆупсэв ӆавӑрта йиӆ. Тӑмиты па хон пєлӑк мўвӑтн щи тывӑс, ёх иса пўш тәп вух пӑта вәӆты питсӑт, ӆывеӆа тәп вух мосӆ.
Муй ӆавӑрт вєр вәӆ сәрханӆ мўв хӑнтэт ясӑӊӑн хӑншты тӑхетн, щи оӆӑӊӑн сәрханӆ хӑнтэт ясӑӊ па сәрханӆ мўв йис вєрӑт наука щира тәты ими Аграфена Сопочина путӑртӑс:
- Ма хән нєпекӑт хӑншӆум, щӑта Песикова опращ нєм тӑйӆум. Ин ма ушӑӊ рәпата ӑн тӑйӆум, тәп договор мухты рәпитӆум. Щит «Просвещение» издательства пиӆа щимӑщ нєпек тӑйӆум, ма няврємӑт вәнӆтӑты па няврємӑт ӆўӊӑтты киникайт хӑншӆум, щит иса сәрханӆ хӑнтэт ясӑӊӑн. Тӑта, мир ӑкмум тӑхийн ма нумсємн тӑйты шәк вєрӑт оӆӑӊӑн путӑртсум. 1930-мит оӆӑт эвӑӆт тӑм хӑтӆ вәнта хӑнты ясӑӊ восточный диалект нємӑӆты ВУЗ хуща ӑн вәнӆтӑӆы. Щит хуты вєра атум, наука щира атум па музейт хуща рәпитты щира ищи атум. Хән сәрханӆ ясӑӊӑн муӆты хӑншты мосӆ, музея вўты пурмӑсӑт хӑнты ясӑӊӑн хӑншты муй па муӆты вєрӑт нєпека хӑншты тӑм хӑтӆ и хӑннєхә па тәса ӑн хӑншӑӆ. Нємӑӆт хуят тәса хӑншты пищӆ ӑнтә. Иса ёх юврая хӑншӆӑт, щиты тӑм йисн вєрӑт мӑнӆӑт. Щит хўты мир тәса хӑншты нємӑӆт тӑхийн, нємӑӆт хуятн ӑн вәнӆтӑсыйт. Тӑм хӑтӆ ма кашӑӊ мир ӑктупсы тӑхийн тӑм вєрӑт оӆӑӊӑн путӑртӆум.
Хӑнты ясӑӊ нумӑсн ки тӑйӆўв, щит и вєр, тәп тӑм йисн хӑнты ясӑӊӑн ма хӑншты мосӆ. Щирн тәп нумӑсӆўв нєпекӑн хӑщӆӑт. Тӑмхӑтӆ хӑнты мирев хӑнты ясӑӊӑн хӑншты вәнӆтӑты вєра мосӆ. Вәна вум хӑннєхәйт эвӑӆт оӆӊитты мосӆ. Ма щирємн, ин ки мирев хӑншты ӑн вәнӆтӑӆэв, няврємӑт вәнӆтӑты ёх тўӊщирӑӊа хӑншты ки ӑн питӆӑт, щирн хӑнты ясӑӊ ӑшколайн вәнӆтӑты щир щит ӑӆ ӆєпӑӆтӑты вєр. Тӑмиты вәнӆтыйӆты няврємӑт нәмӑӆтыя ӑн йиӆӑт, еӆӆы хӑншты ӑн па питӆӑт.
Тӑм финно-угорской мир ӑктупсы хуща щи кўш ӆавӑрт вєрӑт оӆӑӊӑн путӑртсӑт, ищи мурт тӑм вєр вєра ма ӆэщӑтман вәс, вєра ма мӑнӑс. Щи пӑта мир кўтэӆн ӆәхсӑӊа йисӑт, ар м нумӑсн ара мӑнсӑт, хошум сӑм рўвн ара мӑнсӑт.
Путӑр хӑншӑс:
Пётр Молданов
В Сургуте состоялись Дни культуры финно-угорских народов
21-22 октября в г. Сургуте состоялись Дни культуры финно-угорских народов. Организатор этого мероприятия, методист историко-культурного центра «Старый Сургут» Снежана Егорова в приветственном слове отметила: «Основная задача мероприятия это популяризация, трансляция традиционной культуры, её сохранение и развитие».
В мероприятии приняли участие мастера-ремесленники, художники, учёные, специалисты учреждений культуры и образования из городов Санкт-Петербурга, Ханты-Мансийска, Ижевска, Сургута, Мегиона, Лянтора, а также из посёлков, в которых проживают представители коренных народов округа, Угута, Русскинская Сургутского района, Агана Нижневартовского района.
На площадке «АРТ-Резиденции» состоялся научно-практический семинар «Традиционная культура в призме будущих поколений», который включал в себя теоретическую и практическую часть.
В преддверии мероприятия Виктория Карчина, заведующая отделом коренных народов Севера историко-культурного центра «Старый Сургут» рассказала о том, какая конкретная работа ожидается в эти дни: «Я работаю в этом Центре уже больше года. «Дни культуры финно-угорских народов» проводятся в четвёртый раз, в течение двух дней проходят семинары, круглые столы, где обсуждаются проблемы сохранения, популяризации и возрождения традиционной культуры, проходят дефиле, где наши гости представляют традиционные народные костюмы, а также современные костюмы с традиционными элементами. Во второй день обычно проходят семинары по традиционным и современным ремёслам. В этом году будут интересные мастер-классы по плетению циновок, изготовлению изделий из корня кедра, работы в технике ткань по ткани и плетение бисером».
На мероприятии было представлено 16 докладов, посвящённых вопросам ценности этнокультурного наследия, проблемам и перспективам культурно-экологической деятельности, сохранения языковой культуры сургутских ханты и др.
Мастера провели 12 мастер-классов по изготовлению традиционных изделий и предметов быта финно-угров. Впервые под руководством Алексея Рещикова – руководителя клубного формирования «Окружной Дом народного творчества» г. Ханты-Мансийска прошёл показательный урок игры на музыкальных инструментах обско-угорских народов, таких, как санквылтап, нарсъюх и торсаплъюх.
В рамках мероприятия прошёл показ коллекций «Традиционный и современный формат представления национальных костюмов».
Игорь Набок, доктор философских наук, профессор Института народов Севера РГПУ им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург) поделился своими мыслями: «Я здесь не первый раз, институт народов Севера взаимодействует со всеми регионами и Югра для нас занимает важное место. Здесь очень серьёзно относятся к сохранению традиций, культуры. Я выступал с докладом и говорил о взаимообогащающих контактах между культурами разных народов. Считаю, что мы можем служить мировым примером содружества народов и примером сохранения традиций. Я уверен, что наше культурное многообразие и есть основная черта того, что мы сегодня называем российской цивилизацией. Это особый тип цивилизации, тот тип, который развивается, который стремится в будущее.
Ещё в 1993 году я создал новую кафедру «Этнокультурологии», мы стали выпускать культурологов, этнокультурологов и историков, у них как бы две специальности. Это как раз те люди, которые должны принимать и принимают серьёзное участие в сохранении культуры. Они работают не только в образовательных учреждениях, но и в культурных центрах, в СМИ, это как раз то, что сейчас нужно, потому что без культуры, без развитой культуры, сохраняющей традиции, общество будет гибнуть. Во многих странах культура унифицируется, главной целью является прибыль, ценность приравнивается к цене. Вот это ужасная тенденция, которой мы всё-таки избегаем».
Проблемами, связанными с сохранением языка сургутских хантов, поделилась исследователь языка и культуры этой группы обских угров Аграфена Сопочина: «Я официально нигде не работаю, только по договору с издательством «Просвещение», пишу учебники и книги для чтения на сургутском диалекте хантыйского языка. Моё выступление было посвящено тому, что начиная с 1930-х годов и заканчивая вот этим днём, восточные диалекты хантыйского языка не преподаются ни в одном из вузов. Это наносит большой ущерб для этих диалектов хантыйского языка. Например, сотрудники музея не умеют писать на родном диалекте. Чтобы написать что-то на сургутском диалекте, ну хотя бы название каких-то экспонатов, это будет сделано с большими ошибками. И всё потому, что никто не знает грамматику сургутского диалекта, их официально никто не обучал. На сегодняшний день я стараюсь на всех форумах говорить, что невозможно развивать язык только устно, нужно развивать язык ещё письменно. Необходимо людей обучать и начать обучение именно со взрослых. Я уверена, если не подготовим грамотных, пишущих людей, то всё, в том числе преподавание в школах, как обычно, будет только для галочки, а коэффициента полезного действия не будет».
Мероприятие, посвящённое Дням финно-угорских народов, прошло на высоком уровне, здесь были озвучены некоторые проблемы, над которыми в ближайшее время нужно работать специалистам разных сфер деятельности.
Культурная часть форума оставила в сердцах и умах его участников самые лучшие впечатления и воспоминания.
Пётр Молданов