- Хантыйский
- Русский
Хәӆум мир щирн вєрум йис пурмăсӑт шавиты хот
Лыпӑт хойты тыӆӑщ 17-мит хӑтӑӆн Нуви сӑӊхум вош «Этнокультурной центр» йис пурмӑсӑт шавиты па ванӆтӑты тӑхийн вәсум па ӆўв кәщайӆ пиӆа вәйтантыйӆсум па айкеӆӑт вўсум.
м хўв вўш эвӑӆт щи тӑхев кәщая Зинаида Семёновна Каксина вәӆ па рәпитӆ. Ӆўв путӑртӑс, хуты «Нуви ат» нємуп хот ӆыпия тӑмхӑтӆ тӑӆаӊ нӆ арсыр рәпитты тӑхи ӆуӊман вәӆ, щит хӑнты мирев йис пурмӑсӑт шавиты Этнокультурной центр, Нуви сӑӊхум вошӑӊ районной архив, Сорум па Тәрум ӆор мўвӑт-йиӊкӑт ӆавӑӆты тӑхеӊӑн.
Тӑмхӑтӆ ӆыв Этнокультурной центр тӑхеӆ хуща араттєӆн тәп нивӆ хӑннєхә вәӆ па сыр-сыр вєрӑт ӆэщӑтӆ. Ӑӆ хӑннєхәйт пиӆа рәпитты па йис пурмӑсӑӊ ванӆтупсэт вєрты кӑт атэӆт тӑхеӊӑн ӆын хущана па вәӆӆăӊăн.
Хӑнты мир вәӆты-хоӆты хурасӑт ӆыв хущеӆа хәӆум йит щирн вєрман тӑйӆыйт. Мєт оӆӑӊ йитн Нўм Тәрум, хута арсыр ӆәӊхӑт па най-вәртӑт вәӆӆӑт. Щӑӆта кўтуп мир, мӑта тӑхийн ӑӆ хӑннєхуятӑт вәӆупсы щирӑт тәӆӑт. Мєт юхи хӑщум кўтн – иӆта муй йиӊк иӆпи мир.
Щи киньща арсыр пурмӑсӑӊ ванӆтупсэт вєрты пурайн щив юхтыйӆты хӑннєхуятӑт мєт нәмн вәӆты мир пєӆа мўв эвӑӆт тәп вантты вєритӆӑт, щив нухӆы пєӆа юхӑтты щирӑт ӆыв ищипа ӑн тӑйӆӑт. Нўм мирӆ хуща, Зинаида Семёновна ясӊӑт щирн, нємуӆты мӑӊ пурмӑс муй йирасум па пориюм вой сух иса ӑнтәм. Ӆәӊх хурасӑт щикўш вәӆӆӑт па ӆыв ищи ӑӆ щиты ăӆ вєрӑнтты ёхн нємасыя вєрсыйт. Щӑӆта мӑӊ ӆупас кана па ӆєтутӑт муй пурмӑсӑт шавиты ай павӑрт хотые щив щи ӆэщӑтсы.
Еӆӆы кәща нє путӑртӑс, хуты хӑннєхә вәӆты кўтуп мир хуща ӆыв юхан вєрсӑт, мӑта утэӆ хўват хӑнтэт айӆтыева тывеӆт-тухеӆт иса ай хопӑтн ӊхты вєритсӑт, хўӆ веӆпӑсӆӑсӑт, вәнтӑтн вәнт вой кӑншсӑт. Щӑӆта хә хурас вўӆы пиӆа иха ӆэщӑтсӑт, нюки па ай павӑрт хотӑт ӆыв пўӊӆаӆн нємасыя омӑссӑт. Щи вєрӑт тумпийн арсыр хӑншийн эвтум хӑннєхә ӆәмӑтсухӑт, вейт, шаншкеӆӑт, ай няврємӑт єнмӑӆты хӑтӆэвн па етна онтупӑт, моӆупщет, хурамӑӊа ёнтум сӑхӑт, йиӊӆӑт, вән юрн хирӑт, тўтщаӊӑт, хинтӑт, воньщупӑт па сыр-сыр пурмӑсӑт. Тәп нє хурас тӑм хӑннєхуятӑт вәӆты-хоӆты кўтуп мирев хуща иса ӑн па вәс. Вантэ-са, хӑнты щирн ими вәӆупсы щир ванӆтӑты ӑн рӑхӆ. Тәп ӆўв ёшӊӑӆаӆн эвтум хӑншет па хурамӑӊа ёнтум ӆәмӑтсухӑт вєритсӑт нәмӑӆмӑты мўӊева, хуты ими такӆы тӑм ванӆтупсы хуща иса нємуӆты вєр ӆәӆн тӑмиты хурамӑӊа ӑн па вантӑсӑс.
Мєт юхи хӑщум кўтӑтн йиӊк иӆпийн вәӆты мир йис пурмӑсӑт шавиты хотн ӆэщӑтсы. Зинаида Семёновна вєрум айкеӆӑт щирн, хән айӆат ёх тыв сыр-сыр ванӆтупсэта юхтыйӆӆӑт, щи пураитн тӑта рәпитты нєӊӑт ӆывеӆа арсыр хўӆ хурасӑт ванӆтӑӆӑт, мӑта утӑт Асн муй Касум юханӑн вәӆӆӑт. Итәх щосӑтн пухӑта па эвета йис путрӑт лупӆӑт: «Хуты сорт хўӆэн ӆўвеӆа ух вєрӑс?» па «Муй пӑта ев хўӆые хӑншӑӊа йис?»
Мосӆ лупты, хуты тӑмӑщ Этнокультурной центр тӑхи мсыева па тәса ӆэщӑтты пӑта Москва хон вош эвӑӆт дизайнера рәпитты хӑннєхуятӑт юхтыйӆсӑт.
Щи тумпийн шєӊк ар нумӑс па ӛр Касум мўв хӑнтэт тӑмӑщ вән рәпатая мӑсӑт, щит иса щимӑщ хәйт па нєӊӑт: Ольга Григорьевна Першина шәӊӑт, Нина Макаровна Каксина шәӊӑт, кашӑӊ пўш Римма Константиновна Слепенкова иса нётӑс, Яков Никифорович Тарлин па Николай Анатольевич Тасьманов па па хӑннєхуятӑт.
Тӑмхӑтӆ шєӊк ар хӑннєхә арсыр тӑхет па мўвӑт эвӑӆт Этнокультурной центр хуща вєрты пурмӑсӑӊ ванӆтупсэтн вәӆ па уша вєрӆ, муй щирн хӑнтэт катра пураитн вәсӑт па хутыса ӆыв вәӆупсы щирӆаӆ ӆэщӑтсӑт.
Путӑр хӑншӑс:
Владимир Енов
Этнокультурный центр «Нуви ат» («Белая ночь»)
В сентябре месяце, посетив Этнокультурный центр города Белоярского, мне удалось побеседовать с директором учреждения Зинаидой Семёновной Каксиной.
– Зинаида Семёновна, расскажите об Этнокультурном центре, как он создавался, ведь он построен не совсем обычно, а по миропониманию народа ханты находится на трёх уровнях, представляющих верхний, средний и нижний миры?
– Да, совершенно правильно. Во-первых, у нас само здание экоцентра называется «Нуви ат» («Белая ночь») и в него полностью входят целых четыре учреждения – это наш Этнокультурный центр, городской архив администрации Белоярского района и два природоохранных учреждения: Сорумский заказник и природный парк «Нумто». В нашем коллективе работает всего восемь человек. Есть отдел по работе с общественностью и экспозиционно-выставочный. Наша стационарная экспозиция представлена по миропониманию народа ханты в трёх уровнях. В верхнем мире находятся боги, в среднем проживают люди и ещё есть подводный мир. Экспозиция верхнего мира находится в зоне недосягаемости, то есть посетителя музея могут его только посмотреть и увидеть. В ней нет ни одного сакрального предмета. Простую избушку переоборудовали по типу священного лабаза.
– Как вы работали над концепцией создания такой необычной экспозиции?
– Когда мы работали над разработкой концепции стационарной экспозиции, то, помимо дизайнерской группы из города Москвы, нами были приглашены знатоки культуры народа ханты: Нина Макаровна Каксина, Ольга Григорьевна Першина, Римма Константиновна Слепенкова, Яков Никифорович Тарлин, Николай Анатольевич Тасьманов и многие другие. Все вместе мы думали, как лучше выстроить нашу экспозицию. И тогда решили, что сделаем её на трёх уровнях по миропониманию народа ханты. Про верхний мир мною уже было сказано выше, а на среднем уровне представили реку, которая является символом всей жизни, круглогодичного рыбного промысла и транспортной магистрали. И на земле обязательно должен был находиться олень и наша священная берёза, имеющая определённое место в культуре народа ханты.
Также здесь мы представили мужчину, как родоначальника патриархального уклада семьи, так как счёт рода всегда вёлся по мужской линии. Но женской фигуры среди них не должно было быть. Её присутствие здесь представлено через одежду и орнаменты, сшитые разными мастерицами. Именно таким мы показали здесь человеческий или средний мир.
– Зинаида Семёновна, расскажите о нижнем или подводном мире?
– Нижний мир решили представить через наших водных обитателей, которые проживают в реках или озёрах. Иногда к нам на экскурсии в Этнокультурный центр приходят дети, мы показываем им различные виды рыб, рассказываем о них старинные хантыйские предания «Как щука сделала себе голову?» или «Почему окунь стал полосатым?». Когда экскурсии посещают взрослые люди, то мы обычно начинаем повествование о нашей экспозиции с верхнего мира, затем делаем плавные переходы на средний и нижний уровни. Конечно, всем посетителям нравится наш Этнокультурный центр, и мы никогда не остаёмся без внимания. Таким образом, ещё 2010 году на Международном фестивале зодчества наше здание Этнокультурного центра получило «Золотой диплом» в номинации «Архитектура». Мы с городским архивом вместе проводим всю краеведческую работу, а многие мероприятия экологической направленности согласовываем с Сорумским заказником или с природным парком «Нумто». И, конечно, огромную поддержку нашему Этнокультурному центру всегда своевременно оказывает глава Белоярского района Сергей Петрович Маненков. Он заинтересован в сохранении и приумножении традиционной культуры народа ханты, поэтому-то в когда-то был создан и по настоящее время успешно работает Этнокультурный центр в городе Белоярском, есть также прекрасные музеи в сельских поселениях Казыме и Полновате.
Владимир Енов