Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Владимир ЕНОВ

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Йис хурамӑӊ пурмӑсӑт оӆӑӊӑн IV-мит вән мирхот
  • Мадьяр учёной ими Каталин Надь хўв пӑнта шәшмӑс
  • Мәшӑӊ няврємӑт етнхот ӆэщӑтсӑт
  • Шуши мир ясӊӑт ӆавӑӆты вєр
  • Няврємăт вәнӆтӑты ёх ӑкăтсыйт
  • Увӑс ясӊӑтн кӑсупсы вәс
  • Вуӆаӊ Пєтăр хон ики
  • Мәшӑӊ ёх йиӆуп щирн лекщитӆыйт
  • Хӑннєхә ма вәӆты оӆӑӊӑн

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Йиӆуп поступсэт вўсăт

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Ий колхоза пилтасьсыт
  • Ям верыт хотымтсыт
  • Вой ветты ям хо
  • Хутыса ма финно-угроведа йисум

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Тӑмӑщ мӑӊхӑтӆӑт мосӆӑт
  • Финно-угрӑт хӑтӆӑт Сәрханӆ вошн
  • Шуши мир йис вєрӑт оӆӑӊӑн путӑртсӑт
  • Сәрханӆ мўвн IX-мит Бахлыковской ӆўнтупсы вәс
  • Хәӆум мир щирн вєрум йис пурмăсӑт шавиты хот
  • Хўӆ суӆыты вєр

Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык

  • «Хӑнты ясӑӊ» газета ӆўӊӑтты ёх!

Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы

  • Амамӑтщет

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 12 (3648)
  • № 11 (3647)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)
  • № 16 (3652)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 19 (3655)
  • № 20 (3656)
  • № 21 (3657)
  • № 22 (3658)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)

2025 год

  • № 1 (3661)
  • № 2 (3662)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 5 (3665)
  • № 6 (3666)
  • № 7 (3667)
  • № 8 (3668)
  • № 10 (3670)
  • № 9 (3669)
  • № 11 (3671)
  • № 12 (3672)
  • № 14 (3674)
  • № 13 (3673)
  • № 15 (3675)
  • № 16 (3676)
  • № 17 (3677)
  • № 18 (3678)
  • № 20 (3680)
  • № 19 (3679)
  • № 21 (3681)
  • № 22 (3682)
  • № 23 (3683)

Вы здесь

Главная » Хәӆум мир щирн вєрум йис пурмăсӑт шавиты хот
  • Хантыйский
  • Русский

Хәӆум мир щирн вєрум йис пурмăсӑт шавиты хот

Play / pause
0:00
0:00
volume
menu
  • Аудиозапись выполнена на средства гранта, предоставленного Департаментом общественных, внешних связей и молодёжной политики Югры
< previous
> next

Лыпӑт хойты тыӆӑщ 17-мит хӑтӑӆн Нуви сӑӊхум вош «Этнокультурной центр» йис пурмӑсӑт шавиты па ванӆтӑты тӑхийн вәсум па ӆўв кәщайӆ пиӆа вәйтантыйӆсум па айкеӆӑт вўсум.
 

м хўв вўш эвӑӆт щи тӑхев кәщая Зи­наида Семёновна Как­сина вәӆ па рәпитӆ. Ӆўв путӑртӑс, хуты «Нуви ат» нємуп хот ӆыпия тӑмхӑтӆ тӑӆаӊ нӆ арсыр рәпитты тӑхи ӆуӊман вәӆ, щит хӑн­ты мирев йис пурмӑсӑт шавиты Этнокультурной центр, Нуви сӑӊхум вошӑӊ районной архив, Сорум па Тәрум ӆор мўвӑт-йиӊкӑт ӆавӑӆты тӑхеӊӑн. 

Тӑмхӑтӆ ӆыв Этно­культурной центр тӑхеӆ хуща араттєӆн тәп нивӆ   хӑннєхә вәӆ па сыр-сыр вєрӑт ӆэщӑтӆ. Ӑӆ хӑннє­хәйт пиӆа рәпитты па йис пурмӑсӑӊ ванӆтупсэт вєрты кӑт атэӆт тӑхеӊӑн ӆын хущана па вәӆӆăӊăн. 

Хӑнты мир вәӆты-хоӆты хурасӑт ӆыв хущеӆа хәӆум йит щирн вєрман тӑйӆыйт. Мєт оӆӑӊ йитн Нўм Тәрум, хута арсыр ӆәӊхӑт па най-вәртӑт вәӆӆӑт. Щӑӆта кўтуп мир, мӑта тӑхийн ӑӆ хӑннєхуятӑт вәӆупсы щирӑт тәӆӑт. Мєт юхи хӑщум кўтн – иӆта муй йиӊк иӆпи мир. 

Щи киньща арсыр пурмӑсӑӊ ванӆтупсэт вєрты пурайн щив юх­тыйӆты хӑннєхуятӑт мєт нәмн вәӆты мир пєӆа мўв эвӑӆт тәп вантты вєритӆӑт, щив нухӆы пєӆа юхӑтты щирӑт ӆыв ищипа ӑн тӑй­ӆӑт. Нўм мирӆ хуща, Зинаи­да Семёновна ясӊӑт щирн, нємуӆты мӑӊ пурмӑс муй йирасум па пориюм вой сух иса ӑнтәм. Ӆәӊх хурасӑт щикўш вәӆӆӑт па ӆыв ищи ӑӆ щиты ăӆ вєрӑнтты ёхн нємасыя вєрсыйт. Щӑӆта мӑӊ ӆупас кана па ӆєтутӑт муй пурмӑсӑт шавиты ай павӑрт хотые щив щи ӆэщӑтсы.  

Еӆӆы кәща нє путӑртӑс, хуты хӑннєхә вәӆты кўтуп мир хуща ӆыв юхан вєрсӑт, мӑта утэӆ хўват хӑнтэт айӆтыева тывеӆт-тухеӆт иса ай хопӑтн ӊхты вє­ритсӑт, хўӆ веӆпӑсӆӑсӑт, вәнтӑтн вәнт вой кӑншсӑт. Щӑӆта хә хурас вўӆы пиӆа иха ӆэщӑтсӑт, нюки па ай павӑрт хотӑт ӆыв пўӊӆаӆн нємасыя омӑссӑт. Щи вєрӑт тумпийн арсыр хӑншийн эвтум хӑннєхә ӆәмӑтсу­хӑт, вейт, шаншкеӆӑт, ай няврємӑт єнмӑӆты хӑт­ӆэвн па етна онтупӑт, мо­ӆупщет, хурамӑӊа ёнтум сӑхӑт, йиӊӆӑт, вән юрн хирӑт, тўтщаӊӑт, хинтӑт, воньщупӑт па сыр-сыр пурмӑсӑт. Тәп нє хурас тӑм хӑннєхуятӑт вәӆты-хоӆты кўтуп мирев хуща иса ӑн па вәс. Вантэ-са, хӑнты щирн ими вәӆупсы щир ванӆтӑты ӑн рӑхӆ. Тәп ӆўв ёшӊӑӆаӆн эвтум хӑншет па хурамӑӊа ён­тум ӆәмӑтсухӑт вєритсӑт нәмӑӆмӑты мўӊева, хуты ими такӆы тӑм ванӆтупсы хуща иса нємуӆты вєр ӆәӆн тӑмиты хурамӑӊа ӑн па вантӑсӑс.

Мєт юхи хӑщум кўтӑтн йиӊк иӆпийн вәӆты мир йис пурмӑсӑт шавиты хотн ӆэщӑтсы. Зинаида Семёновна вєрум айке­ӆӑт щирн, хән айӆат ёх тыв сыр-сыр ванӆтупсэта юхтыйӆӆӑт, щи пураитн тӑта рәпитты нєӊӑт ӆы­веӆа арсыр хўӆ хурасӑт ванӆтӑӆӑт, мӑта утӑт Асн муй Касум юханӑн вәӆ­ӆӑт. Итәх щосӑтн пухӑта па эвета йис путрӑт луп­ӆӑт: «Хуты сорт хўӆэн ӆўвеӆа ух вєрӑс?» па «Муй пӑта ев хўӆые хӑншӑӊа йис?»

Мосӆ лупты, хуты тӑмӑщ Этнокультурной центр тӑхи мсыева па тәса ӆэ­щӑтты пӑта Москва хон вош эвӑӆт дизайнера рә­питты хӑннєхуятӑт юх­тыйӆсӑт. 

Щи тумпийн шєӊк ар нумӑс па ӛр Касум мўв хӑнтэт тӑмӑщ вән рәпа­тая мӑсӑт, щит иса щимӑщ хәйт па нєӊӑт: Ольга Гри­горьевна Першина шә­ӊӑт, Нина Макаровна Как­сина шәӊӑт, кашӑӊ пўш Римма Константиновна Слепенкова иса нётӑс, Яков Никифорович Тар­лин па Николай Ана­тольевич Тасьманов па па хӑннєхуятӑт. 

Тӑмхӑтӆ шєӊк ар хӑн­нєхә арсыр тӑхет па мў­вӑт эвӑӆт Этнокуль­тур­ной центр хуща вєрты пурмӑсӑӊ ванӆтупсэтн вәӆ па уша вєрӆ, муй щирн  хӑнтэт катра пураитн вә­сӑт па хутыса ӆыв вә­ӆупсы щирӆаӆ ӆэщӑтсӑт. 

Путӑр хӑншӑс: 
Владимир Енов

Этнокультурный центр «Нуви ат» («Белая ночь»)

В сентябре месяце, посетив Этнокультурный центр города Белоярского, мне удалось побеседовать с директором учреждения Зинаидой Семёновной Каксиной.

 

– Зинаида Семёновна, расскажите об Этнокультурном центре, как он создавался, ведь он построен не совсем обычно, а по миропониманию народа ханты находится на трёх уровнях, представляющих верхний, средний и нижний миры?

 

– Да, совершенно правильно. Во-первых, у нас само здание экоцентра   называется «Нуви ат» («Белая ночь») и в него полностью входят целых четыре учреждения – это наш Этнокультурный центр, городской архив администрации Белоярского района и два природоохранных учреждения: Сорумский заказник и природный парк «Нумто». В нашем коллективе работает всего восемь человек. Есть отдел по работе с общественностью и экспозиционно-выставочный. Наша стационарная экспозиция представлена по миропониманию народа ханты в трёх уровнях. В верхнем мире находятся боги, в среднем проживают люди и ещё есть подводный мир. Экспозиция верхнего мира находится в зоне недосягаемости, то есть посетителя музея могут его только посмотреть и увидеть. В ней нет ни одного сакрального предмета. Простую избушку переоборудовали по типу священного лабаза.

 

– Как вы работали над концепцией создания такой необычной экспозиции?

 

– Когда мы работали над разработкой концепции стационарной экспозиции, то, помимо дизайнерской группы из города Москвы, нами были приглашены знатоки культуры народа ханты: Нина Макаровна Каксина, Ольга Григорьевна Першина, Римма Константиновна Слепенкова, Яков Никифорович Тарлин, Николай Анатольевич Тасьманов и многие другие. Все вместе мы думали, как лучше выстроить нашу экспозицию. И тогда решили, что сделаем её на трёх уровнях по миропониманию народа ханты. Про верхний мир мною уже было сказано выше, а на среднем уровне представили реку, которая является символом всей жизни, круглогодичного рыбного промысла и транспортной магистрали. И на земле обязательно должен был находиться олень и наша священная берёза, имеющая определённое место в культуре народа ханты.

 

 

Также здесь мы представили мужчину, как родоначальника патриархального уклада семьи, так как счёт рода всегда вёлся по мужской линии. Но женской фигуры среди них не должно было быть. Её присутствие здесь представлено через одежду и орнаменты, сшитые разными мастерицами. Именно таким мы  показали здесь человеческий или средний мир.

 

– Зинаида Семёновна, расскажите о нижнем или подводном мире?

 

– Нижний мир решили представить через наших водных обитателей, которые проживают в реках или озёрах. Иногда к нам на экскурсии в Этнокультурный центр приходят дети, мы показываем им различные виды рыб, рассказываем о них старинные хантыйские предания «Как щука сделала себе голову?» или «Почему окунь стал полосатым?». Когда экскурсии посещают взрослые люди, то мы обычно начинаем повествование о нашей экспозиции с верхнего мира, затем делаем плавные переходы на средний и нижний уровни. Конечно, всем посетителям нравится наш Этнокультурный центр, и мы никогда не остаёмся без внимания. Таким образом, ещё 2010 году на Международном фестивале зодчества наше здание Этнокультурного центра получило «Золотой диплом» в номинации «Архитектура». Мы с городским архивом вместе проводим всю краеведческую работу, а многие мероприятия экологической направленности согласовываем с Сорумским заказником или с природным парком «Нумто». И, конечно, огромную поддержку нашему Этнокультурному центру всегда своевременно оказывает глава Белоярского района Сергей Петрович Маненков. Он заинтересован в сохранении и приумножении традиционной культуры народа ханты, поэтому-то в когда-то был создан и по настоящее время успешно работает Этнокультурный центр в городе Белоярском, есть также прекрасные музеи в сельских поселениях Казыме и Полновате.

 

Владимир Енов

Рубрика: 
Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
Номер Ханты Ясанг: 
№ 21 (3609)
10.11.2022

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика