Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Надежда РАГИМОВА

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Йис хурамӑӊ пурмӑсӑт оӆӑӊӑн IV-мит вән мирхот
  • Мадьяр учёной ими Каталин Надь хўв пӑнта шәшмӑс
  • Мәшӑӊ няврємӑт етнхот ӆэщӑтсӑт
  • Шуши мир ясӊӑт ӆавӑӆты вєр
  • Няврємăт вәнӆтӑты ёх ӑкăтсыйт
  • Увӑс ясӊӑтн кӑсупсы вәс
  • Вуӆаӊ Пєтăр хон ики
  • Мәшӑӊ ёх йиӆуп щирн лекщитӆыйт
  • Хӑннєхә ма вәӆты оӆӑӊӑн

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Йиӆуп поступсэт вўсăт

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Ий колхоза пилтасьсыт
  • Ям верыт хотымтсыт
  • Вой ветты ям хо
  • Хутыса ма финно-угроведа йисум

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Тӑмӑщ мӑӊхӑтӆӑт мосӆӑт
  • Финно-угрӑт хӑтӆӑт Сәрханӆ вошн
  • Шуши мир йис вєрӑт оӆӑӊӑн путӑртсӑт
  • Сәрханӆ мўвн IX-мит Бахлыковской ӆўнтупсы вәс
  • Хәӆум мир щирн вєрум йис пурмăсӑт шавиты хот
  • Хўӆ суӆыты вєр

Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык

  • «Хӑнты ясӑӊ» газета ӆўӊӑтты ёх!

Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы

  • Амамӑтщет

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 12 (3648)
  • № 11 (3647)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)
  • № 16 (3652)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 19 (3655)
  • № 20 (3656)
  • № 21 (3657)
  • № 22 (3658)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)

2025 год

  • № 1 (3661)
  • № 2 (3662)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 5 (3665)
  • № 6 (3666)
  • № 7 (3667)
  • № 8 (3668)
  • № 10 (3670)
  • № 9 (3669)
  • № 11 (3671)
  • № 12 (3672)
  • № 14 (3674)
  • № 13 (3673)
  • № 15 (3675)
  • № 16 (3676)
  • № 17 (3677)
  • № 18 (3678)
  • № 20 (3680)
  • № 19 (3679)
  • № 21 (3681)
  • № 22 (3682)
  • № 23 (3683)

Вы здесь

Главная » Няврємăт вәнӆтӑты ёх ӑкăтсыйт
  • Хантыйский
  • Русский

Няврємăт вәнӆтӑты ёх ӑкăтсыйт

Play / pause
0:00
0:00
volume
menu
  • Аудиозапись выполнена на средства гранта, предоставленного Департаментом общественных, внешних связей и молодёжной политики Югры
< previous
> next

Ай тӑхет потты тыӆӑщ 20-мит хӑтӆӑн Ёмвошн онлайн щирн рәт ясӑӊа вәнӆтӑты ёх пӑта вән мирхот ӆэщӑтсы. Щӑта шуши мир ясӊӑта па литературая вәнӆтӑты вєр оӆӑӊӑн путӑртсы.
 

Мирхотн сот муӆтас хӑннєхә вәс, щит Москва, Саранск, Ёмвош, Мурман­ской область эвӑӆт учё­нойт, Ямал па Югра мўвӊӑн эвӑӆт няврємӑт рәт ясӑӊа вәнӆтӑты ёх, шуши мир ясӊӑт ӆєрамт­ты хуятӑт. 
Щи мирхот няврємӑт па айӆат ёх вәнӆтӑты хуятӑт пӑта вән унтас тәӆ. Тӑта путӑртсы, хутыса Югра хущи няврємӑт хӑнты па вухаӆь ясӑӊӊӑ­на вәнӆтӑӆыйт, хутыса вәнӆтӑты хуятӑт урокӑт тӑм йис пурайн ӆэщӑтӆӑт.
Ас-угорской институт кәща нє В.И. Сподина лупӑс:

- Тӑмхӑтӆ няврємӑт вәнӆтӑты ёх ар йиӆуп вєр нумса пунсӑт, уша павӑтсӑт, хутыса йиӆуп щирн урокӑт тәты рӑхӆ. Щи тумпи тӑмхӑтӆ хә­ӆӑнт­сўв, хутыса няврємӑт вәнӆтӑты ёх рәпатаеӆ пєӆы еӆӆы ӆэщӑтты мосӆ. 

Щӑӆта ясӑӊ мӑнӑс, еӆӆы няврємӑт урокӑтн духовно-нравственной щирн вәнӆтӑты ищи мосӆ. Учителят иса муй вєрӆӑт, ӆәӆн няврємӑт пӑта уро­кӑт әмща, ма ат мӑнсӑт. м, хуты ӑӊкиӆаӆ-ащи­ӆаӆ ищи рәт ясӑӊ ӆавӑӆ­ты щира мосты вєрӑтн нёт­ӆӑт.
Ас-угорской институт кәща ӆӑӊкӑр нє Е.В. Косинцева ясӑӊӆаӆ щирн, интӑм рәт ясӑӊа вәнӆ­тӑты ёх арсыр йиӆуп тӑм йис щирн вәнӆтӑты вєр уша павӑтсӑт:

-  Әмӑщ вантты вәс, ху­тыса апрӑӊа няврємӑт вәнӆтӑты ёх урокӑт ӆэ­щӑт­ӆӑт, ӆәӆн няврємӑт сӑмӑӊа рәт ясӑӊ урокӑта ат ӊхсӑт. Тӑм йис щирн няв­рємӑт арсыра вәнӆ­тӑты рӑхӆ, мєт м, хуты шуши мир няврємӑт ищи щиты вәнӆтӑӆыйт. Щит иса вєрӆы, ӆәӆн рәт ясӊӑт ӆавӑӆты па ин єнумты хуятӑта мӑты. Щиты хӑнты па вухаӆь ясӑӊӊӑн иса пурайн ӆыӆӑӊа хӑщӆӑт.

Вуӆаӊ мирхот пурайн шуши мир ясӊӑт ӆєрамт­ты па няврємӑт вәнӆтӑты ёх путӑртсӑт, хуты еӆӆы мосӆ щиты вєрты, ӆәӆн Югра мўвевн няврємӑт рәт ясӑӊа «Родной язык и литературное чтение на родном языке» па «Родной язык и родная литература» урокӑт пу­райн ат вәнӆтӑсыйт па щи вєр пӑта иса мосты киникайт ФГОС щирн ат вєрсыйт. 

Ас-угорской институтн рәпитты хуятӑта лупсӑт, ӆәӆн вәнӆтӑты ёх пӑта хӑнты, вухаӆь па юрн яс­ӊӑт урокӑт тәты вєр оӆӑ­ӊӑн ищи мосты киникайт ат ӆэщӑтсӑт.    
Еӆӆы щимӑщ мирхот кӑт оӆ мӑр и пўш вєрты питӆы. 

Путӑр хӑншӑс: 
Надежда Новьюхова

В Ханты-Мансийске состоялся Форум учителей родных языков

20 октября 2022 года в Ханты-Мансийске в режиме видеоконференцсвязи прошёл Форум учителей родных языков коренных малочисленных народов Севера «Родной язык и литература в системе образования: современное состояние и перспективы развития».

 

В форуме приняли участие более 100 человек, это ведущие эксперты из Москвы, Саранска, Ханты-Мансийска, Мурманской области, работники сферы науки, образования, культуры, представители органов власти, учителя родных языков и родной литературы образовательных организаций Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, воспитатели дошкольных образовательных организаций, пришкольных интернатов и другие.

 

Проведение форума играет важную роль не только для учителей родного языка и литературы, но и в целом для педагогической общественности Югры. На нём были затронуты вопросы развития системы образования по родным языкам и родной литературе в Югре, рассматривались методические, дидактические, технологические, информационные аспекты деятельности, направленные на поддержку и развитие преподавания родного языка и родной литературы в образовательных организациях.

 

На пленарном заседании выступили 23 педагога-практика, работники учреждений культуры из Ханты-Мансийского, Октябрьского, Берёзовского, Кондинского, Белоярского, Сургутского районов, из Мордовии, Мурманской области, Ямало-Ненецкого автономного округа. Директор Обско-угорского института прикладных исследований и разработок В.И. Сподина отметила: «Сегодня педагоги обогатились интересными идеями, послушали важные практики, такой обмен опытом является очень ценным. Заслушали доклады по подготовке педагогов по родному языку, также отметили необходимость духовно-нравственного воспитания на различных предметах, которые ведутся в школах. Учителя представили занимательные проекты, они делают все возможное, чтобы уроки были яркими, эмоциональными и нужными. Очень важно, что родительское сообщество привлекается к сохранению языка, к работе с детьми».

 

Преподаватели родных языков на форуме имели возможность выявить эффективные формы и технологии работы по обучению детей коренных малочисленных народов Севера родному языку и родной литературе.

 

Заместитель директора по научной работе обско-угорского института, доктор филологических наук Е.В. Косинцева сказала: «Восхищаюсь тем мастерством, той энергией, которую педагоги демонстрируют для того, чтобы привлечь ребёнка к изучению родного языка. Доклады показали разные подходы к изучению родного языка и литературы, это и педагогические находки, которые интегрируют ребёнка в традиционную культуру, формирующие неспециализированные навыки успешного развития обучения ребёнка. Это вклад семьи и общественных организаций в дело по изучению родных языков с учётом современного медиа коммуникационного пространства. Также были продемонстрированы возможности электронных ресурсов Обско-угорского института, которые помогут педагогу в его профессиональной работе, помогут ребёнку в изучении родных языков и литературы. Все руководствуются общей целью – сохранить родной язык и передать его подрастающему поколению. Это благая цель, которая заставляет искать новые подходы, новые методики, новые формы реализации этой работы, чтобы сохранить традиционный язык».

 

Ведущий научный сотрудник обско-угорского института, кандидат филологических наук А.А. Шиянова отметила важность подготовки учителей к конкурсам профессионального мастерства педагогических работников. На форуме они поделились своим опытом участия в конкурсах.

 

В процессе научных дискуссий педагоги говорили о возможности преподавания родных языков коренных народов Югры в рамках предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» с использованием изданных учебных пособий в соответствии с действующими ФГОС. Обско-угорскому институту прикладных исследований и разработок рекомендовано разработать образовательные программы по предметам «Родной язык» и «Родная литература» по хантыйскому, мансийскому и ненецкому языкам (для 5-9 и 10-11 классов); активизировать работу по наполнению информационных ресурсов сайта учреждения в помощь учителю родного языка и литературы; создать Банк лучших образовательных практик.

 

Институту развития образования рекомендовано предусмотреть в плане работы на 2023 и последующие годы проведение курсов повышения квалификации для учителей родных языков и литературы по учебным предметам «Родной язык» и «Родная литература».

 

Отметим, организатором форума выступили Департамент образования и науки Югры и Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок. Было рекомендовано проводить форум учителей родных языков коренных малочисленных народов Севера один раз в два года.

 

Надежда Рагимова

Рубрика: 
Айкеԯӑт - Новости
Номер Ханты Ясанг: 
№ 21 (3609)
10.11.2022

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика