- Хантыйский
- Русский
Тӑмӑщ мӑӊхӑтӆӑт мосӆӑт
Тӑм ӆўӊӑн Муши вошн Ӆорвош районӑн ма Нина Михайловна Егерь (Сандрина) пиӆа вәйтантыйӆсум па путрємӑсум. Ӆўв ин Ямал мўв образования заслуженной рәпатнек нєм тӑйӆ па ар оӆ мӑр вәнашӑк вум пухӑт па эвет хӑнты ясӑӊа па рәт литературая тӑмхӑтӆ вәнты вәнӆтуман многопрофильной колледж тӑхийн рәпитӆ.
- Нина Михайловна, нӑӊ рәпатаен оӆӑӊӑн мӑтты айкеӆ мўӊева тўва?
- Ма хўвн вәна вум пухӑт па эвет пиӆа Пуӆӊӑвӑт вош педучилищайн рәпитты пиньщӑсум. Ӛхӑт щитэв эвӑӆт Ямальской многопрофильной колледж йиӆпа ӆэщӑтсы па ин щи тӑхийн еӆӆы рәпитӆум. Хӑнты муй сӑран мир ясӊӑта па рәт литературая айӆат ёх вәнӆтӑӆум. Щи вєрӆам тумпийн арсыр кружокӑт ӆэщӑтӆум, хуӆта шуши пухӑт па эвет кашӑӊ пўш ӊхӆӑт па театр щирн ӆыв пиӆэӆа хурамӑӊ ванӆтупсэт па вєрӆум.
Щи киньща сыр-сыр урокӑт мӑнты пурайн ма иса лупӆум няврємӑта, хуты Ӆорвош район мўвев эвӑӆт щимӑщ вуӆаӊ поэтӑт муй писателят єтсӑт, щит Иван Григорьевич Истомин, Микуль Иванович Шульгин, Прокопий Ермолаевич Салтыков, Юрий Николаевич Афанасьев, Роман Прокопьевич Ругин. Тӑмхӑтӆ щи хӑннєхуятӑт хуӆыева ӑнтәмӑт.
Ма арсыр литературной вәйтантупсэт ӆэщӑтӆум, ӆыв оӆӊеӆн тәса сыр-сыр хурасӑӊ айкеӆӑт вәнӆтӑты ай ёхӆама путӑртӆум. Финно-угорской мир литература вєрӑт пєӆа шєӊк сӑмӑӊа вәӆӆум. Итәх айӆат ёхӆўв тӑм йисн ӑн па вәйтӆэӆ щимӑщ вєрӑт, хуты мўӊ хӑнты моньщӆўв хуща ӆон вєрты имет, мєӊк икет, пурнєӊӑт, мишъёх па арсыр сємсай утӑт вәсӑт. Щит, вантэ, ӆыв юхи хӑщум пурайн юӆн вәӆман ӑӊкиӆаӆн-ащиӆаӆн ӑн па лупсыйт, хуты мўӊ моньщӆўв муй йис путӑрӆўв па щиреӆн мӑнӆӑт.
Тӑмхӑтӆ, вантэ, юӆн муй интернат па ӑшколаитн ӆыв ар пєлӑк иса рўщ па па хон пєлӑк мирӑт литература щирн вәнӆтӑӆыйт. Щи пӑта, хән ма эвӑӆтєма сыр-сыр хӑнты моньщӑт па йис путрӑт хәӆӆӑт, щит кашӑӊ пўш сӑмӑӊа иньщӑсӆӑт, мӑта хӑннєхәйн щи утӑт рўщ ясӑӊӑн тәсыйт па хурамӑӊа нєпека нух хӑншсыйт, муй хурасуп сємсай утӑт ӆыв тӑйӆӑт.
- Нина Михайловна, муй арат пух па эви нӑӊ тӑм юхи хӑщум оӆ мӑр хӑнты па сӑран мирӊӑн ясăӊӊӑна муй рәт литературая вәнӆтăсӑн?
- Мосӆ лупты, хуты сыры оӆӑтн, хән педучилищайн рәпитсум, па еша ӛхӑт, хән тыв юхӑтсум, кашӑӊ пўш рәт мир ясӊӑта, литературая хӑнты па сӑран няврємӑт вәнӆтăсум. Итәх пурайн вухаӆь, селькупской па юрн мир ясӊӑт вәнӆтӑты щирӑт па айӆат ёхӆама ванӆтӑсум. Ин кашӑӊ группа нємуп тӑхийн ма хущєма ртъяӊ хӑннєхә па муй 18-кєм ай ёх вәнӆтыйӆты ӊхӑӆ. Ма щирємн, щит мкєм арат ар пух па эви пиӆа тӑмхӑтӆ ма вещката рәпитӆум.
- Юхи хӑщум оӆӑт мӑрн нӑӊ хущена вәнӆтыйӆты айӆат хӑннєхуятӑт, аӆпа, муртăӊа рәт ясӊеӆ тӑйӆэӆ па еша путӑртты хошӆӑт?
- Рәт ясӑӊ тӑйты айӆат ёх тӑм йисн вәӆӆӑт щи. Щит ар пєлӑк вўӆы тащ ӆавӑӆты хӑнты няврємӑт. Вантэ, ӆыв ӑӊкиӆаӆа-ащиӆаӆа кєншӑк вәӆты щиреӆн рәт ясӊеӆн путӑртты. Щи пӑта пухӆаӆ–эвиӆаӆ ищиты айтєӆн ма хӑнты ясӊеӆ муй вәӆупсы щирӆаӆ вәйтӆӑт. Мєт вуӆаӊ, шєӊк мосты вєр, хән щимӑщ вўӆы тащӑтн єнмум айӆат хуятӑт вошӑта вәнӆтыйӆты юхӑттєӆн хуӆыева рәт ясӊеӆ эвӑӆт ӑн ӆємтӆӑт па вәӆты кўтэӆн хӑнты щирн путăртӆӑт. Ма тәп ӑӆ нух амӑтӆум, хән кев пєлӑк йирӑӊ ёхӆўв хурамӑӊ ясӑӊ тӑта хәӆӆум. Ин тӑмхӑтӆ ӆыв няврємӆаӆ мєт ма па тәса рәт ясӊеӆ еӆӆы тӑйӆэӆ.
Щит, ма нәмӑстємн, шєӊк хурамӑӊ па әмӑщ хӑнты ясӑӊ! Кашӑӊ пурайн щимӑщ пухӑта па эвета иса тӑмиты лупӆум: «Айӆат ёх, шєӊк мосты па вуӆаӊ вән вєрӑт нын вәӆты-хоӆты щирн мсыева вєрсӑты, хән рәт мир ясӑӊ тӑмхӑтӆ вәнты тўӊа щира шавиӆӑты па еӆӆы тӑйӆӑты. Ин нынан кєрӑтман вәӆты шуши мирӑт хӑннєхәйт хуӆыева рәт ясӊеӆ юрємӑсэӆ».
- Нина Михайловна, тӑмӑщ «Ма Ӆорвош мўвєм» нємуп мӑӊхӑтӆ, нӑӊ щиренӑн, шуши мир хӑннєхуятӑта мосӆ муй ӑнтә па муй унтас ин ӆўв хӑнтэта, сӑранӑта па па мирӑта тәӆ?
- Тӑмӑщ мӑӊхӑтӆӑт, ма нәмӑстємн, шєӊк мосӆӑт. Кӑт оӆ мӑр кашӑӊ ӆўӊӑн Ӆорвош район па арсыр мўвӑтн вәӆты рәт ёх мирӑт юхтыйӆӆӑт. Иха ӑктӑщийӆты хӑннєхәйт ӆыв рәт ясӊеӆ, культураеӆ, ёшн хурамӑӊа па тәса вєрум пурмӑсӆаӆ па ёнтум ӆәмӑтсухӆаӆ ванӆтӑӆӑт. мӑӊхӑтӑӆн тӑм пўш әмӑщ вәс вантты, хуты Муши па Горки вошӑӊ, Восяхово, Асов па Лопхари кәртӑӊ ёх хурамӑӊ якты-ариты хотӑт ӆэщӑтсӑт.
Путӑр хӑншӑс:
Владимир Енов
Такие праздники нужны
Этим летом в селе Мужи Шурышкарского района проходил III открытый этнофорум «Мой Шурышкарский». Все мероприятия этнофестиваля в связи с дождливой погодой проходили в «Центре досуга и творчества». Среди многих участников праздника, съехавшихся из сельских поселений Шурышкарского района, городов и посёлков Ямала, финно-угорских регионов России, была и преподаватель хантыйского и коми-зырянского языков и литературы Нина Михайловна Егерь из Ямальского многопрофильного колледжа города Салехарда, с которой нам удалось побеседовать.
– Нина Михайловна, расскажите кратко о своей преподавательской работе?
– Я родилась в посёлке Новый Киеват Шурышкарского района, сегодня же являюсь участницей и гостьей районного этнофорума «Мой Шурышкарский». Живу в городе Салехарде, в настоящее время преподаю в Ямальском многопрофильном колледже языковые и этнологические дисциплины, а также родную литературу. Но и, как говорится, от скуки на все руки. Провожу с учащимися кружковую и театрализованную работу. Конечно, люблю напоминать своим студентам о людях, которые прославили наш родной Шурышкарский район. И это известные поэты и писатели: Иван Григорьевич Истомин, Микуль (Иван) Иванович Шульгин, Юрий Николаевич Афанасьев, Прокопий Ермолаевич Салтыков, Роман Прокопьевич Ругин, Николай Фёдорович Дудников и Николай Никитич Нахрачёв. Их нет уже с нами, но во время проведения литературных встреч мы вспоминаем и говорим о них, читаем и анализируем их произведения. С удовольствием анализирую на уроках со своими студентами сказания и предания сказителя Владимира Енова. И когда начинаешь рассказывать студентам о каком-то писателе, то многие учащиеся интересуются: о чём и как он пишет в своих произведениях о родной земле и тех людях, среди которых рос и воспитывался. Но хочу отметить, что нашей современной молодёжи сегодня очень сложно ориентироваться в различных хантыйских мифологических персонажах. Ведь многим из них раньше не рассказывали сказки, в которых существовали все эти мифологические существа. Молодёжь привыкла делать свои анализы, исходя из современной методологии. Они ведь чаще всего рассматривают сегодня русскую и зарубежную литературу.
– Скажите, сколько у вас в настоящее время учащихся по хантыйскому и коми-зырянскому языкам и родной литературе?
– Я, будучи педагогом Салехардского педагогического училища, а позднее – многопрофильного педагогического колледжа, всегда сама проводила уроки родного хантыйского и коми-зырянского языков, иногда приходилось также преподавать методику преподавания других северных языков – мансийского, селькупского и ненецкого. В наших группах есть подгруппы, в которых в настоящее время обучается от 9 до 18 человек.
– Нина Михайловна, имеются ли среди учащихся носители хантыйского и коми-зырянского языков, насколько хорошо владеют языками?
– Носители языка, конечно, есть, но их очень мало. Хорошо владеют родной речью дети оленеводов. Они постоянно находятся и проживают лишь в своей традиционной среде. И их родителям намного проще высказывать какие-то мысли именно на родном языке при общении с ними. Считаю, что самое главное – это то, что их дети не стесняются хантыйского или же коми языков. Я рада, что в настоящее время буквально процветает приуральский диалект хантыйского языка. Это оленеводческие семьи Тайшиных и Ного, которые прекрасно сохранили свой язык. И так говорю своим студентам: «Ребята, какие вы, молодцы, что сохранили то, что не смогли сберечь многие люди, которые сегодня вас окружают». Всегда любуюсь такими студентами, но не их внешними данными, а внутренним содержанием. Ведь когда они пишут сочинения, я вижу душу хантыйского или зырянского ребёнка, так как мне по работе часто приходится готовить их к различным олимпиадам.
– Для чего нужны этнофорумы «Мой Шурышкарский», что они дают всем их участникам?
– Здесь представители народов ханты, коми-зырян и других народов делятся своими историческими корнями, культурой, языком, традициями, бытом. В этом году мне было приятно увидеть замечательные сценарии, представленные жителями сёл Восяхово, Лопхарей, Азово и Мужей. С каждым годом этнофорум «Мой Шурышкарский» становится лучше и красочнее! Такие праздники, вне всякого сомнения, всем нам в настоящее время просто необходимы и нужны!
Владимир Енов