- Хантыйский
- Русский
Ар оӆ няврємӑт вәнӆтуман вәӆ
Юрий Викторович Балашов 42-мит оӆ ӑшколайн рәпитӆ. Ӆўв 1977-мит оӆн Сўмӑтвош район Тэк кәртӑн физика па математика урокӑт тәты оӆӊитӑс, 1981-мит оӆ вўш эвӑӆт ин вәнты Нуви сӑӊхум район Ваньщавӑт кәртӑн няврємӑт вәнӆтуман вәӆ.
Тӑм хә Одесса вошн университет етшуптӑс, механико-математической факультетн вәнӆтыӆӑс. Щӑӆта Омской педагогической университетн аспирантурайн соискателя вәс па Москва вошн 2011-мит оӆн педагогической наукайт кандидат нєм хоӆумтӑс. Ӆўв вуӆаӊ нєпекӑӆ хӑншӑс щи оӆӑӊӑн, хутыса Югра мўвевн шуши мир няврємӑт ӑшколаятн математикая вәнӆтӑӆыйт. Юрий Викторович ветмит-хәтмит классӑтн няврємӑт вәнӆтыйӆты вєр ӆєрамтӑс. Ӆўв ясӑӊӆаӆ щирн, интӑм няврємӑт сыры оӆӑт киньщи пасыра єнмӑӆӆыйт па вәнӆтӑӆыйт: «Сыры пурайн вәнӆтыӆум няврємӑт рәт мўвев ӆавӑӆман вәсӑт. Ма нәмӑсӆум, ешавӑӆ щи пура па щи юхӑтӆ, хән иса ёх мўвев ӆавӑӆман, кўтэӆн ӆәхсӑӊа, арсыр вєрӑтн нётман вәӆты питӆӑт. Интӑм мир пасыра вәӆӆӑт. Кашӑӊ хӑннєхә ӆўв оӆӊеӆн нәмӑсыйӆ. Мўӊ, пирӑщ вәнӆтӑты ёх, йис щирн няврємӑт вәнӆтӑӆўв».
Ар оӆ няврємӑт вәнӆтуман рәпитты хӑннєхә ясӑӊӆаӆ щирн, интӑм пушхиет па щирн ишӑкӆыйт, вәнӆтыйӆты вєр пӑта посӑтн омӑсӆыйт. Единой государственной экзамен (ЕГЭ) па всероссийской проверочной рәпатайт (ВПР) унтасн интӑм ӆавӑрт уша павӑтты, няврємӑт ма иса вєрӑт вәӆӑт муй ӑнтә. «И пўш няврємӑт ВПР вєрсӑт, кӑт щос щи вәнты интернетн щи рәпата хӑншты оӆӑӊӑн иса хӑншман вәс, щирн кашӑӊ няврєм щит вантты щир тӑйс. Сыры пурайн иса тарума вантман вәс. Щи пурайн пушхиет олимпиадая ма ӆэщӑтыйӆсӑт па воша ӊхсӑт щит хӑншты пӑта, щи вєр вуӆаӊа тӑйсы. Интӑм кашӑӊ няврєм интернета ӆуӊӑӆ па щит хӑншӑӆ, электронной пәщта хўват ишӑкты нєпекӑн китӆы па щи. Интӑм ӆыв иса пурайн телефон пиӆа омӑсӆӑт па муӆты вантӆӑт. Ма щирємн, йиӆуп поступсы ки вўӆы, ӆәӆн няврємӑт ӑшколая телефон такӆы ат юхтыйӆсӑт, м ӆәӆн вәс. Сыры няврємӑт ар ӆўӊӑтсӑт, ин – шимӑӆшӑк. Ин иса программайт вєрӆыйт щиты, ӆәӆн няврєма кєншӑк вәнӆтыйӆты ат вәс. Ма щирємн, щиты вєрты ӑн мосӆ, вантэ, хӑннєхә тәп ӆавӑрт вєр вєрман м посн омӑсӆы па ишӑкӆы. Сыры ӑшколайн вәнӆтыӆум няврємӑт хот йитӑт сыстамтсӑт, ин ӆывеӆа щит вєрты ӑн рӑхӆ», – лупӆ Юрий Викторович.
Ӆўв лупӆ, интӑм интернетн хӑншӆы, хутыса юӆн урокӑт ӆэщӑтты рӑхӆ, тәп щитӑт унтасн няврємӑт нумсӑӊа ӑн йиӆӑт. «Мосӆ лупты, тӑта, ай ӑшколайн, няврємӑт урокӑт интернет такӆы вєрӆӑт. Ма кашӑӊ хӑтӆ юӆн вєрум рәпатайт вантӆум. Ма щирємн, вән ӑшколаятн итәх няврємӑт интернет унтасн юӆн урокӑт ӆэщӑтӆӑт. Тӑта вәнӆтыйӆты пушхиета м, ӆыв катра щирн вәнӆтӑӆыйт. Ма щирємн, няврєм пиӆа ӆәхсӑӊа вәӆты мосӆ», – путӑртӑс Ю.В. Балашов.
Ӆўв ясӑӊӆаӆ щирн, вәнӆтӑты хуята мосӆ уша павӑтты, шуши няврємӑт па мир пушхиет киньщи па хураспет: «Оӆӑӊмит оӆӑтн рәпитмємн ма щи оӆӑӊӑн ӑн вәйтсум. Ӑшколайн рәпитман уша йисум, щи няврємӑт пиӆа па щирн рәпитты мосӆ». Ӆўв пушхиета задачайт ӆыв вәӆты вєрӆаӆ щирн мӑӆӆэ. Мосӆ лупты, щи ӑшколайн вәнӆтыӆум няврємӑт ма ЕГЭ экзамен мӑӆӑт.
Юрий Викторович имеӆ Софья Романовна ищи ар оӆ мӑр ӑшколайн рәпитӑс, ин оӆӑӊмит оӆ рўтьщӑты мӑнӑс. Ӆын хәӆум няврєм єнмӑӆсӑӊӑн: Елена, Александр па Ольга. Ӆыв Нуви сӑӊхум вошн хотӑӊ ёхӆаӆ пиӆа вәӆӆӑт па рәпитӆӑт. Имеӊӑн-икеӊӑн хәт хиӆы тӑйӆӑӊӑн. Юрий Викторович хўӆ веӆпӑсӆӑты вєр пєӆы сӑмӑӊ, тәп лупӆ, хуты хӑнты мир йис пура вўш эвӑӆт тәп щи арат хўӆ веӆсӑт, ӆәӆн хотӑӊ ёхӆаӆ ӆапӑтты. Щирн ӆўв лупӆ, ӆәӆн мир ма, кўтэӆн ӆәхсӑӊа ат вәӆӆӑт. Тәрмев иса пурайн ӆавӑӆман ат тӑйӆӑт.
Учитель с большим стажем
Юрий Викторович Балашов работает преподавателем математики уже 42-й год. Начал свою трудовую деятельность в 1977 году в с. Теги Берёзовского района, с 1981 года работает в Ванзеватской средней школе Белоярского района, сначала был учителем физики и математики, сейчас преподаёт только математику.
Юрий Викторович окончил Одесский университет механико-математический факультет. Был соискателем при Омском педагогическом университете, в 2011 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата педагогических наук в Москве. Тема его диссертации – «Организация процесса обучения математики в национальных школах Ханты-Мансийского автономного округа с учётом их этнопсихологических особенностей», исследования проводились в 5-6 классах. По его словам, в настоящее время система воспитательной работы и подхода к учебно-воспитательной работе меняется от того, что было раньше: «Если сравнивать тех учеников, которые учились раньше и тех, кто обучается сейчас, разница есть большая. Мы были более патриотичны. Я думаю, что вернутся те времена, и работа будет строиться на каких-то вечных ценностях, таких как любовь к своей родной земле, ответственность, жить в согласии с природой, взаимопомощь. Сейчас, к сожалению, этого нет. Сейчас люди обособлены. Тогда был социализм, сейчас – капитализм. При капитализме основная задача – купи-продай и, прежде всего, заботиться только о себе. Все такие нравственные ценности, как забота о ближнем, взаимовыручка, помощь и т.д., это, к сожалению, отсутствует. Мы стараемся совмещать эти традиции. Я, как учитель с тех времён, стараюсь привносить эти положительные качества в воспитании учащихся».
Как говорит преподаватель с большим стажем, поменялась и система подхода, оценивания учеников. Единый государственный экзамен, всероссийские проверочные работы он относит к разряду работ, которые не выявляют уровень знаний ученика. «Это чисто поверхностное оценивание. Мы столкнулись с такой практикой, когда решали ВПР, за два часа до их решения варианты были уже в интернете. Т.е. ученик мог ознакомиться с ответами заранее. Раньше был строгий учёт. Например, раньше на олимпиады ученики выезжали в город, все проходило в торжественной форме, им вручали дипломы. Сейчас это просто обычное явление, сели у компьютера, сделали, на почту выслали диплом, т.е. престижность самого образования очень нивелирована. Но зато сейчас дети более информированы. Я считаю правильным закон, чтобы запретить в школе использовать смартфоны. Нынешний ученик проигрывает тем ученикам, что были ранее, те были читающие. Сейчас вся система подстраивается под ученика, чтобы облегчить его учебный труд. Это неверная точка зрения, потому что только через преодоление трудностей можно достигать хороших результатов. Они сейчас не дежурят, а раньше был отчёт, дежурство, линейки», – говорит Юрий Викторович.
Также он не одобряет огромное количество «решебников» в интернете, которыми пользуются учащиеся дома, а на самостоятельных работах они сталкиваются с трудностями. «Я не наблюдаю здесь такого явления, это, скорее всего, происходит в больших школах. У нас дети сами делают уроки, стараются, это видно, я тетради проверяю каждый день. Нашим детям повезло, ведь здесь учителя ещё применяют те старые формы и методы с учащимися, они являются продуктивными и важными, как воспитание личности через трудности. Важно доброжелательное отношение и сотрудничество, чтобы учитель был таким же участником процесса, как и ученик», – отметил Ю.В. Балашов.
Он считает, что необходимо учитывать этнопсихологические особенности этих детей, это определённая скованность, мыслительные процессы не очень быстрые: «Это все пришло ко мне в процессе работы, сначала я не понимал, подход должен быть совершенно другой. Абстрактное мышление у наших детей отличается от других детей, у них более развито наглядно-образное мышление. Математика строится на гипотетических вещах, здесь присутствует многовариантный исход события. А в жизни коренных народов это не приветствовалось, потому что выбирался только самый лучший выход, один единственный. Вот почему у них возникают сложности при начертании чертежей, потому что здесь выбор определённого ракурса, дети связывают себя непосредственно с той точки зрения, где они находятся. Они видят объект только так. В связи с этим бывают ошибки».
Юрий Викторович в своей работе применяет много местного материала, например, сюжеты для задач берет из практики. Например, поймали столько-то рыбы, две третьих окуни, сколько другой рыбы? Благодаря различным подходам работы, дети вполне конкурентоспособны с детьми из других школ. К примеру, в сентябре при написании входной контрольной работы из трёх человек – две «пятёрки» и одна «четвёрка». Юрий Викторович готовит детей к единому государственному экзамену, и к базовому, и к профильному. Дети сдают экзамены хорошо. А это показывает высокий уровень их знаний.
Юрий Викторович с супругой Софьей Романовной воспитали троих детей: Елена, Александр и Ольга. Все они живут в г. Белоярском. У них шесть внуков. Летом приезжают к бабушке с дедушкой в деревню. Софья Романовна с этого учебного года ушла на заслуженный отдых, а Юрий Викторович пока работает, но в скором будущем планирует также уйти на пенсию. Он увлекается рыбалкой, но самым важным увлечением считает чтение литературы. Говорит, что с возрастом меняются взгляды и отношение к природе. Считает, что лишнего от природы не надо брать, к примеру, раньше люди добывали столько рыбы или дичи, сколько требовалось для того, чтобы прокормить семью, лишнего не брали никогда. Поэтому желает, чтобы люди стали лучше и добрее и относились очень хорошо к природе.