- Хантыйский
- Русский
«Мой вєр» ӆэщӑтсӑт
Кашӑӊ мир хущи мєт вуӆаӊ вєр, щит айӆат ёх тўӊщирӑӊа нух єнмӑӆты, ӆәӆн м хӑннєхуятӑта ат йисӑт. Щит пӑта арсыр щирӑт вәӆӆӑт: муй щирн рӑхӆ оса тӑхетн па юӆн вәӆты, мӑта әмӑщ вєрӑт ӆэщӑтты хошӆӑт па па утӑт. Йис вєрӑт па шуши мир культура хўват ищи пушхӑт тәса єнмӑӆты рӑхӆ.
Няврєм сєма питты вўш эвӑӆт тумтӑка, мосты щирн єнмӑӆты мосӆ. Хән ӆўв кӑт тыӆӑщ ӆувата йиӆ, мухӑӆая вантыйӆты пиньщӑӆ, хуят шиваӆӑтаӆн вєншӑӆ нях-мулӑӊа вӑнтӑӆ. Щи вўш эвӑӆт «няврєм – вән хуят» нюр иха катӆӑсман вәӆӆӑӊӑн. Щит пушӑх пӑта мєт мосты щира вәӆ. Хӑнтэт няврємӆаӆ ищи м, тәс вєрӑта вәнӆтуман єнмӑӆӆӑӆаӆ.
И хӑтӆӑӊ сўс хӑтӑӆн Олег па Карина Кришталь хоттєӆ ёх хуща пухие сєма питӑс. Ин ӆўв хәӆум тыӆӑща йис. Хӑнты щирн «мой» вєр ӆэщӑтты пура щи юхтӑс. Тӑмӑщ «мой» вєр пушхӑт пӑта вуӆаӊ вєра тӑйӆы. Няврємӑт айкємн вәнӆӆӑт вәнӆата вум хуятӆаӆ пєӆы сӑмӑӊа вәӆты.
Аӆӑӊ саты «мой» тәты хуятӑт мень нє хота мӑнты ӑктӑщсӑт. Ӑӊкеӆ сўмӑт х шәпа йирум ухшам ёшн тӑйӆ. «Вєӊ хә» ащеӆн ёшн тәӆы. Вана юхӑтсӑт па нёхумман: «Тӑта «мень нєӊев» вәӆ?», юхи щи ӆуӊсӑт. «Мень нє» амтӑӊа ещаӆт єтӑс: «Тӑта, тӑта, нӑӊен ӆавӑӆӆєм». Валерий Александрович Антонина Константиновна иикеӆ «вєӊ хәйн» мойӆум ухшам имеӆ уха пунсӑӆэ па м, хошум ясӊӑт путӑртӑс.
«Вєӊ хә» ащеӆн «мень нє» ёша мӑсы. Антонина Константиновна няврєм ёша вўсӆэ па мӑӊ арн арисӑӆэ. Рәт ёхӆаӆ хиӆэӆ пӑта ариюм мєт м ар хәӆӑнтсӑт. Щӑӆта хуӆыева шай яньщты омӑссӑт. Щиты щи «мой» вєр сухнӑс.
Хӑнты мир писатель хә Еремей Айпин хӑншум путӑр нумӑса юхтӑс: «Рәт мўвн вәӆты па йис вєрӑт вәты хӑннєхә така йиӆ. Щимӑщ хӑннєхә пиӆа нємӑӆт вевтам вєр ӑн тывӆ».
Светлана Прасина
Хӑнты ясӑӊ касум путрупсыя тулмащтӑс Надежда Вах
Илновты сәхы вәллөх
(тӑм путӑр вах ёх хӑнтэт путрупсыйн хӑншсы)
Қәнтәх ях илновтох йорнам ньӛӊиқыилал энӛмтӛтӓ онләт. Ӫкӫм ньӊиқыи ҷӧкин семя питвӛӆ ӛӊкил отқӛлнӛ қәнамах энӛмтӛли. Кӓ иконтәрәв ньӊиқыи ӛӊкилотқәл кӓстӓлнә лысәхвәл, линт ләрхәлтәвәл. Йәӊқатә отәллә кӓтӛлтӛ онлахән. Ти лӓннӛ масвәл мәҷ ньӊиқыи вӓӊсивнӛ вәлта.
Ӛймӛтӓ сӱӊӛӊ паттӫйли қотәл ӓйӛмкитӛм яққәннә Олег пӓни Карина Криштальхәннә йимӛӊ қотәл вәлхас. Линнӛ ӓйвӓрики иконтәрнә пәхали семӓ питкӓл. Ит лӫхӓ қоләм иконтәр. Қәнтәх яхнә ти лӓннӛ ньӛӊиқыит ӛӆӆӛ яха ӓрӛхтӛли, майпары вервӛлт. Тиминт верь ӛйсӛх ях пилтӛхлилтӓ ньӛӊиқыит онәлтәвәл.
Ӓлӛӊ ӛсӓ – йӛхсӓ илӛн нюла төлөхмын том қатпа мӛнсӛт. Пәхали ӛӊкил сӫхмӛтли сөхюх китлӓхӛн сумынтәх төх менӛтӛнӓ йӫрхӛн. Пәхали лӫхтил ос әпылнә ӓлӛммин тулы. «Тим тәхынә ӓйӛмкитӛм тӓрӛм ниӊӓли вәлвәл» – тиминт кӧлнӓ ях қатайеқ ләӊасәт. «Тәт, тәт мӓ вәлләм, нӫӊӛ лӓхӛллӛм» – тиминт кӧлнӓ иминӛ ях йеқ вахсәллә. Ях тех мӛмӛ сумынтәх икинӛ имил оха пәнсы. Ти сәхыт икинӛ имил пәхалия ӓрӛхтӛси. Иминӛ пәхали кӧтӓ вӛмин ӧхмилси пӓни лӫхӓ ӆысмарәӊқа лулпәныс. Пырнә ях әйқа ҷӓйӛӊк литӛ ымәлсәт.
Еремей Айпин нипикӛӆнӛ қәӊҷихал: «Қәнамах йорнам мӛхӛӆнӛ вәлтә қәсы, мӛхӛӆнӛ серӓккӛ алвәл».
Светлана Прасина
Творим семейную историю
Во всякой культуре определяющим компонентом состояния развития общества является воспитание. В качестве традиций выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д. Обычаи и обряды наиболее стереотипные разновидности традиций. Традиционная культура воспитания – эта та сфера материальной и духовной жизни народа, которая непосредственно связана с воспитанием детей.
В период новорожденности создаются предпосылки для становления личности. В возрасте два месяца ребенок начинает реагировать на физические предметы – сосредоточением, а на человека – улыбкой. Эту первую положительную эмоциональную реакцию ребенка на мир взрослого можно считать началом образования связи «ребенок – взрослый», которая в течение всего детства имеет огромное значение для развития. Именно в этом возрасте начинает свое становление сильная потребность в общении. Ханты в этот период уделяют много внимания формированию у ребенка благополучной эмоциональной среды.
В один из солнечных осенних дней в молодой семье Олега и Карины Кришталей состоялся семейный праздник. В июле у них родился сын. Ему уже три месяца. По хантыйским традициям подошло время совершить обряд детского «сватовства, женитьбы». Этот замечательный старинный хантыйский обряд очень важен в жизни ребенка, потому как имеет огромную воспитательную роль. Воспитывает в ребенке уважение и заботу к старшему поколению людей.
Утром по сговору с будущей «невестой» свадебная группа направилась в соседний дом. В руках мамы березовый посох с привязанным к нему платком для невесты. «Жених» едет на руках папы. Со словами: «Тут ли живёт «молодая»?» гости входят в дом. Она встречает их с огромной радостью. «Здесь, здесь, я очень жду тебя» – выходит навстречу. Валерий Александрович, супруг Антонины Константиновны, принимает подарок и повязывает ей платок, подаренный «женихом». Желает много совместных радостных дней, уважения и заботы друг о друге.
Папа передает ребенка «невесте». Антонина Константиновна, взяв ребенка на руки, поёт для него похвальную песню-импровизацию, посвящённую теперь уже в какой-то степени и «её малышу». Родители, бабушки и дедушка услышали, пожалуй, самую лучшую песню в адрес их внука. В песне слышались нотки радости, доброты и ласки. Праздник закончился чаепитием за круглым столом. Вот и закончился обряд.
Хочется вспомнить строки из рассказа Еремея Айпина: «Человек, связанный с родной землей, с её традициями, намного крепче. Такого человека не так просто сломать и покорежить, у него корень прочный, далеко в землю уходит, крепко в земле сидит. С человеком, у которого есть такие корни, ничего плохого не случится».
Поэтому исторические народные традиции и обычаи являются одной из важнейших движущих сил воспитания детей.
Светлана ПРАСИНА,
жительница с. Корлики Нижневартовского района