- Хантыйский
- Русский
«Ёмвош ёх» – ариты-якты тӑхи
Ас потты тыӆӑщ оӆӊитумн народной творчества хотн «Ёмвош ёх» ариты-якты тӑхи хуятӑт оса мир етнхота ӑкӑтсӑт. Тәняӆ, ай тӑхет потты тыӆӑщн, хӑнты имет ариты-якты тӑхи ӆэщӑтты нумӑс вєрсӑт, хута катра па тӑм йис хӑнты арӑт ариты па якӑт якты питӆӑт. Мєт оӆӑӊ пўш ӆыв «Югра ӆыӆӊуптӑты» оса тӑхийн арисӑт. Щӑӆта айӆтыева-айӆтыева арсыр етнхотӑтн, вәйтантупсэтн па вән мӑӊхӑтӆӑтн ариты питсӑт.
Тӑм етнхотн вўща ясӑӊ ӆывеӆа народной творчества хот кәща нє Елена Исламуратова лупӑс:
– Тӑмхӑтӆ, хән тыв йисум, нын вєрум ванӆтупсы шиваӆӑсум. Щӑта хӑншман вәӆ «м хурас тәты хуятӑт». Нын оӆӊенӑн па щирн лупты ӑн рӑхӆ. Нын тәп и оӆа йисты, па и оӆ мӑр щи арат м вєр ӆэщӑтсӑты. Хурамӑӊ арӆӑн мира ванӆтуман 20-кєм вәйтантупсыйн вәсты. Щит пӑта вән пәмащипа ясӑӊ лупты ӆӑӊхаӆум.
«Ёмвош ёх» ариты-якты тӑхийн нивӆ вәнӆат па айӆат нє вәӆ. Кәща нєӊеӆ – Фаина Иштимирова (Костина). Ӆўв Ёмвош округ культура вуӆаӊ нєм тӑйӆ. Фаина Павловна Ваньщавӑт кәртӑн Сўмӑтвош (ин Нуви сӑӊхум) районӑн сєма питӑс па єнмӑс. Айтєӆн якты-ариты вєра хӑрщи вәс. Ӑшкола пийн Пуӆӊавӑт воша культура училищая вәнӆтыйӆты мӑнӑс. Щит етшуптумаӆ пийн юхӆы кєрӆӑс. Еша Ваньщавӑт кәртӑн рәпитӑс. Щӑӆта хотӑӊ ёхӆаӆ Поӆнавӑт кәрта вәӆты касӑӆсӑт па ӆўв щив рәпитты мӑнӑс. Щӑта муӆты арат оӆ вәс. Щи пийн Нўм касумн па Нуви сӑӊхум вошн рәпитӑс. Фаина Павловна Нуви сӑӊхум вошн «Увӑс хурамӑт» якты тӑхи ӆэщӑтӑс.
Людмила Зубакина (Гришкина) – Тўкъякӑӊ ими. Ӆўв хотэӆн мєт вән няврєма па ипўша ӑӊкеӆа-ащеӆа нётман вәс. Людмила Каллистратовна рәт ясӊӑӆ, йис вєрӑт ма вәӆ, тәса ёнтӑсты хошӆ. Ёмвошн сыр-сыр мӑӊхӑтӆӑтн шиваӆӑӆы, хуӆта вохӆы, иса щив мӑнӆ, муӆты мосты вєрн нётумӆ. Тӑм ариты-якты тӑхия мєт сыры ӆўв юхтӑс.
Ираида Аксёнова Сўмӑтвош районӑн Ханкокуртӑн сєма питӑс. Ин там кәрт вәӆум тӑхи Советской района питӑс, «Малая Сосьва» мўв-авӑт ӆавӑӆты тӑхийн. Хән Ираида Васильевна хәт тӑӆа йис, ӆыв хотӑӊ ёхӆаӆ пиӆа Поӆнавӑт кәрта касӑӆсӑт, ӆўв щӑта єнмӑс. Щатьщащеӆ Григорий Прокопьевич Смолин нарӑсъхӑн юнтӑс, хӑнты арӑт арийс. Щащеӆ Марья Ефимовна ищи арӑӊ нєӊа вәс.
Валентина Швецова (Ерныхова) – касум мўв Амня кәрт нє. Ӑшкола пийн нўм мўва вәнӆтыйӆты па вәӆты ӊхӑс. Тәп сӑмӑӆн рәт мўвӆа таӆсы, юхӆы щи кєрӆӑс. Ар оӆ Нуви сӑӊхум вошн вәс, ин эвиӆаӆ хущи Ёмвоша вәӆты юхтӑс. Па имухты «Ёмвош ёх» тӑхийн ариты питӑс. Валентина Елисеевна хӑнты арӑт па моньщӑт хӑншӑӆ па арийӆ. Ӆўв арсыр мӑӊхӑтӆӑтн вәӆӆяс па ар ишӑк нєпек ёша хоӆумтӑс.
Мария Эккерт (Молданова) – Ваньщавӑт нє. Ӆўв айтэӆн ӑӊкиӆы-ащиӆы хӑщӑс. Яйӆаӆ пиӆа шәкащты няврємӑт тӑйты хотн єнумсӑт, рәт ясӊӑӆ юрємӑсӆэ. Тәп сӑмӑӆн щив щи таӆӆы, ӆўв саттэӆа, вән имет пєӆы вантман ёнтӑсты вәнӆтыӆӑс. Сӑк эвӑӆт сыр-сыр пурмӑсӑт кӑрӑтӆ, хурамӑӊ сєвум вейт тыйӆ па па арсыр әмӑщ вєрӑт уша павӑтсӑӆэ.
Раиса Головина (Нёмысова) Поӆнавӑт кәртӑн сєма питӑс. Ӑӊкеӆ-ащеӆ пиӆа плашкоутн ӊхман айӆтыева арийс. Ая вәс, хән ӑӊкеӆ-ащеӆ вәтшӑсӆэ. Ин па «Ёмвош ёх» тӑхия вән амӑтн ӊхӑӆ, тӑта рәт ясӊӑӆн арийӆ па путӑртӑӆ.
Людмила Гурьева (Шульгина) хәнты тыв Ямал мўв эвӑӆт вәнӆтыйӆты юхтӑс па тӑта вәӆты хӑщӑс. Ӆўв «Хӑнты ясӑӊ» нєпекн ар оӆ рәпитӆ. Людмила м тур сый тӑйӆ. Ӆўв лупӑс, хуты хотӑӊ ёхӆаӆ ма ариты хошсӑт.
Анна Зверева (Гришкина) айӆат нє вух ӆўӊӑтты нєӊа вәӆ. Тәп ӆўв вәӆтаӆ хўват хӑнты арӑт ариты па хурамӑӊ якӑт якты ӆӑӊхас. Анна хӑнты сух ӑн тӑйс па сора рнас, ниры ёнтӑс, хӑншӑӊ сєвум вей, пос тыйс, ӆәӆн етнхотӑтн ӆўв кан хӑнты пурмӑсӑтн вәӆты.
Тӑм хӑнты имиет тәп и оӆ иха катӆӑсман вәӆӆӑт. Ӆыв вән па мосты вєр вєрӆӑт, хӑнты арӑт мира ванӆтӑӆӑт. Еӆӆы ӆыв якӑт па вәнӆтӑӆӑт па якты питӆӑт. Ин айкємн щит вєрты питсӑт, тӑм етнхотн оӆӑӊ якеӆ ванӆтӑсӑт.
Люди Ханты-Мансийска
Однажды стремление к мастерству, жажда познания песни, изучение танца своего народа объединило группу женщин в один творческий коллектив. Коллектив «Ёмвош ёх» в переводе с хантыйского языка означает «Люди Ханты-Мансийска». И создан он был совсем недавно, 7 октября 2018 года, в Окружном Доме народного творчества с целью сохранения и передачи культуры народа ханты.
В начале ноября в Окружном Доме народного творчества прошла встреча с творческой группой «Ёмвош ёх». На встречу пришли друзья, знакомые, близкие по духу и творчеству люди, те, кто не равнодушен к культуре обских угров. Первое их выступление состоялось 10 декабря 2018 года в офисе общественной организации «Спасение Югры».
На вечере с приветственным словом выступила директор Окружного Дома народного творчества, заслуженный деятель культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Елена Исламуратова:
– Очень рада видеть сегодня всех здесь. Сейчас шла и увидела название выставки «Красоту несущие люди». Наверное, правильнее не назовёшь, в творчестве, в тех делах, которые делают люди, сидящие сегодня на этой творческой встрече. Есть только красота. И эта красота настолько чистая и искренняя. Это особая характеристика вообще фольклорных коллективов. Коллективу всего год. За этот год «Люди Ханты-Мансийска» проделали колоссальную работу, приняли участие в более 20 мероприятиях. Коллектив только создался, ещё нет большой репертуарной базы, но они настолько с любовью взялись за это дело, с самоотверженностью, с любовью к своему народу, к традициям. И ещё потому что наставники хорошие. И они все сидят здесь в нашем зале. Вам низкий поклон за сохранение культуры обских угров, за то, что вы любите свою культуру, свой народ и любите Югру. И всем нам даёте эту любовь.
Коллектив состоит из восьми женщин. У каждой за плечами свой большой жизненный путь, у каждой уже взрослые дети, внуки.
Руководитель группы, заслуженный деятель культуры Ханты-Мансийского округа – Югры Фаина Иштимирова (Костина) много лет занимается народными танцами. Родилась она в селе Ванзевате Берёзовского (ныне Белоярского) района. С малых лет Фаина любила петь и танцевать. И после окончания школы она поступила в Салехардское культпросветучилище на хореографическое отделение. Затем работала художественным руководителем в Домах культуры Ванзевата, Полновата, Верхнеказымского и в Белоярском. Создала народный самодеятельный коллектив «Увас хурамат» («Северные орнаменты») в г. Белоярском.
Людмила Зубакина (Гришкина) родилась и выросла в деревне Тугияны Берёзовского (ныне Белоярского) района. Она была старшей в семье и была незаменимым помощником своим родителям. Хорошо знает хантыйский язык, народные традиции и обычаи. Много лет проработала в газете «Ханты ясанг». Она участвует почти во всех мероприятиях, которые проводятся в городе. И в группу петь пришла одной из первых.
Ираида Аксёнова родилась в Берёзовском районе, в деревне Хангокурте, это ныне Советский район, где сейчас заповедник «Малая Сосьва». Когда ей исполнилось шесть лет, они с семьёй переехали в посёлок Полноват, здесь она и выросла на берегу полноводной Оби.
Дедушка Григорий Прокопьевич Смолин играл на нарасъюхе, пел. Бабушка Марья Ефимовна играла на тумране, пела песни. Довольно часто у них гостила венгерская учёная Ева Шмидт. Бабушка выступала в самодеятельности, они сами себе шили хантыйские наряды. Отец Василий Кузьмич Аксёнов очень рад, что дочь занялась народным творчеством. Ему 84 год, он живёт в селе Игриме. На день рождения дочь подарила ему песню на хантыйском языке. Он знает хантыйский, мансийский языки. И разбирается в диалектах хантыйского языка, поэтому отметил, что эта песня на казымском диалекте.
В состав коллектива входит очень интересная самобытная хантыйская поэтесса Валентина Швецова (Ерныхова). Она уроженка посёлка Казыма, а вернее деревни Амня. Выросла в семье рыбака-охотника, оленевода. После окончания школы решила поискать счастье в другом краю. Уехала во Владимирскую область, училась, а затем работала на ткацкой фабрике. Но душа рвалась домой. И вот вернулась домой. Вырастила двух славных дочерей. Дочери живут в Ханты-Мансийске. Прожив много лет в Белоярском, приехала жить к дочерям, помогает воспитывать внуков. И сразу же, как только сюда переехала, влилась в коллектив. Она – участница районных и окружных фестивалей, награждена множеством дипломов и благодарственных писем, лауреат 1 степени фестиваля «Живущие по Солнцу». Валентина Елисеевна очень любит заниматься рукоделием. А когда бывает в лесу, собирает ягоды, любуется природой, к ней приходят тексты песен, мелодия. Словно сама природа помогает ей.
Мария Эккерт (Молданова) родилась на берегу реки Оби в селе Ванзевате. Ещё в детстве оборвалась её традиционная ниточка, она с братьями попала в Детский дом. Там они жили по-русски, разговаривали, думали на русском, сны видели на русском, а свою культуру совсем забыли. Знала только несколько слов на хантыйском языке: здравствуйте, хлеб, ложка и другие. И уже получив профессиональное образование, работая в дошкольном учреждении педагогом, вновь связала себя с родной культурой. В детском саду «Ёлочка», в котором она работала, была создана экспериментальная группа «Шоврие» («Зайчонок»), которую посещали дети народов ханты и манси. А педагогом туда назначили Марию Григорьевну. Она поняла, что знаний маловато, поэтому поступила учиться в Институт народов Севера Российского государственного педагогического университета (г. Санкт-Петербург). Как экспериментальная, эта группа просуществовала три года и затем была закрыта. А Мария Эккерт к тому времени получила диплом о высшем образовании и перешла на работу в Институт развития образования. Она поставила себе цель – начать создавать своё полотно культуры, чтобы была ниточка, которая бы связывала её со своим народом и традиционной культурой. Продолжала сама пополнять свои знания, общалась с такими именитыми мастерами, как Зоя Никифоровна Лозямова, Матрёна Егоровна Яркина и многими-многими другими. Посещала мастер-классы и потихоньку её стали приглашать на выставки. Затем она сама стала проводить мастер-классы. Вскоре Союз художников Югры признал её, как молодого мастера. Недавно Мария Григорьевна участвовала в городском конкурсе «Супербабушка», где заняла первое место и в этом, считает она, заслуга творческой группы «Ёмвош ёх».
Раиса Головина (Нёмысова) родилась в селе Полновате, что стоит на Оби, в семье рыбака-охотника. Всю жизнь родители работали на плашкоуте, принимали рыбу. Вместе с ними и она находилась. Вот как об этом она рассказывает:
– И когда плашкоут везли до места приёмки рыбы, плывёшь на нём, а волны играют, красивая природа, всё это побуждало петь песни. Я взбиралась на крышу плашкоута и пела. Всё детство я провела на воде. Рано осталась без родителей, мне было 13 лет, когда их не стало. И для того чтобы встречаться, общаться, быть ближе с людьми, и чтобы не забыть родной язык, я и стала петь.
– Надо сказать, что именно песня на тот тяжёлый момент жизни дала Раисе много сил, чтобы выстоять, не сдаться, – добавила Л. Гурьева.
Людмила Гурьева (Шульгина) родилась на берегу широкой матушки Оби в музыкальной, поющей семье. С детства слышала, как поют бабушка, мама, папа. Дедушка проводил Медвежьи игрища, был актёром. «Она всегда росла с музыкой, всегда что-то напевала. Бабушка хотела, чтобы её отдали в музыкальную школу. Позже Люда училась в музыкальной школе по классу «Аккордеон». Но так получилось, что свою жизнь не связала с музыкой. Поступила на филологический факультет и уже 20 лет работает в национальной газете «Ханты ясанг», защитила диссертацию. Но всегда для себя, для души поёт. Два года назад они с Фаиной Павловной были на музыкальном фестивале в Нижневартовске в качестве членов жюри. И задумались, а почему в окружном центре в Ханты-Мансийске нет своего фольклорного танцевально-песенного коллектива? Приехали, очень долго над этим думали, примерно определили состав, созвонились, пригласили женщин и вот год назад собрались и создали свой коллектив.
Анна Зверева (Гришкина) работает бухгалтером. Работа не творческая, больше с цифрами приходится иметь дело. Но в душе всегда хотела заниматься творчеством, петь, танцевать, заниматься рукоделием. Анна родилась в хантыйской семье, и было принято так, что все всегда дома разговаривали на родном языке. А когда начала учиться в школе и жить в интернате, потихоньку начала забывать свой родной язык. С Фаиной Павловной впервые познакомилась в Полноватской школе, ходила к ней заниматься танцами. И здесь решила продолжить своё творчество, поэтому пришла в группу.
– Когда Анна пришла к нам, у неё не было совсем своей традиционной одежды. Поставила себе цель и буквально за короткое время она сшила себе платье, ниры, связала варежки, – говорит Фаина Павловна.
Для тех, кто не знает язык, самое нужное дело – песня. В этом году группа посвятила себя изучению песенного репертуара. В репертуаре используются песни как известных поэтов ханты, так и самобытных авторов.
Задача – хорошо петь самим на родном языке, доставлять людям удовольствие и получить его самим и, конечно же, делиться этим богатством с детьми и внуками. На последнем выступлении в «Торум Маа» с группой пела внучка участницы группы Валентины Елисеевны Швецовой Алиса.
Но на песнях коллектив не останавливается, в дальнейших планах участниц, помимо песен, разучивание и исполнение хантыйских танцев. Сегодня в исполнении женщин мы увидели «Танец с закрытыми платками». Когда-то этому танцу Фаина Павловна Иштимирова научилась от хореографа Маргариты Фёдоровны Рябовой. Впервые этот танец она поставила с детским коллективом «Тутые» («Огонёк») из села Ванзевата. Танец исполнили под песню «Нуви сангхум» (Белый яр») (слова и музыка Екатерины Молдановой) в исполнении В. Швецовой.
Коллектив «Ёмвош ёх» участвует во многих мероприятиях, проводимых в округе и за его пределами. Они приняли участие во Всероссийском этнофоруме-фестивале национальных культур «Радуга России» (г. Нижний Новгород), участвовали в фестивале «Хатлые» (г. Мегион). И хотя им всего лишь год, но они готовы принимать участие в различных культурных мероприятиях и праздниках, поэтому ждут приглашений.