Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Людмила ШУЛЬГИНА

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Няврємӑт вәупсы вәнььты тӑхи сот оа йис
  • Вән нєпекӑңа йиты айат ёх хӑт постӑсы
  • Вош хулэт нух эщӑтыйт
  • «Просвещение» нємпи тӑхи ёх вуаң вєр

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Пирєсты хӑт пит
  • Урал па Сибирь єтасум ёх
  • Округ кәща нє Наталья Комарова Игрим воша яңхӑс

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Айлат ёха рәт ясӑң тә
  • Ёмвоша касӑсӑт
  • Ԯўнӑтты арӑт хӑншты питӑс
  • Ас мўв йинтпӑң-ӆўяӊ ими 65 оӆа йис
  • Вәнт кәртӑн вә
  • Мўң няврємӑт ям рәпата мущатты вәнтӑўв

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Мєт ям рәпатнекӑт Пуңавӑт вошн ӑктӑщӑт
  • Башкир мир пурмӑсӑт вєрты питӑс

Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык

  • Вухаль юхан
  • Сәрхан хӑнты ясӑң вәнтӑты вєр

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 12 (3648)
  • № 11 (3647)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)
  • № 16 (3652)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 19 (3655)
  • № 20 (3656)
  • № 21 (3657)
  • № 22 (3658)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)

2025 год

  • № 1 (3661)
  • № 2 (3662)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 5 (3665)
  • № 6 (3666)
  • № 7 (3667)
  • № 8 (3668)
  • № 10 (3670)
  • № 9 (3669)
  • № 11 (3671)
  • № 12 (3672)
  • № 14 (3674)
  • № 13 (3673)
  • № 15 (3675)
  • № 16 (3676)
  • № 17 (3677)
  • № 18 (3678)
  • № 20 (3680)
  • № 19 (3679)
  • № 21 (3681)
  • № 22 (3682)
  • № 23 (3683)

Вы здесь

Главная » Ԯўнӑтты арӑт хӑншты питӑс
В.Н. Соловар
В.Н. Соловар
  • Хантыйский
  • Русский

Ԯўнӑтты арӑт хӑншты питӑс

Тӑм ванӑн хӑнты мир учёной ими Валентина Соловар 60 оа йис.

Щирн ма ўв пиаа вәйтантыйсум па путӑртсум.
— Валентина Николаевна, мўң вәэв, нӑң — хӑнты мир учёной ими. Тәп тӑмхӑт па вєр оӑңӑн путӑртты питумн. Вәєм, тӑм ванӑн нӑң стихӑт хӑншты оңитсӑн, щи оӑңӑн еша путӑрта.
—  Ма хўвн нәмӑссум, муй пӑты хӑнтэт шим рәт ясӑңӑн хӑншӑт. Щирн ма ипўш нумса юхӑтсум — хӑншты, сыры ма рўщ ясӑңӑн хӑншсум, щӑта рәт щирн оңитсум. И нўша вә, хӑнтэт шим рәт ясӑңӑн ўңӑтат. Ма няврємӑт пӑты хӑншты питсум, вантэ, ыв пӑтэа шим хуят хӑншӑ. Ма шєңк ӑңхаум, ән пушхиет уша ат вєрсӑт, муйсӑр тащӑң па хурамӑң хӑнты ясӑң.
Ма щирємн, хӑннєхә ӑ щирн хӑншты ӑн вєрит, тәп муты оӑңӑн така нәмӑсман, ўв нєпека нумӑса пунты пит. Рўщ писатель А.С. Пушкин яна лупӑс, ванкўты моньщӑт ўңӑтты мос, вантэ, щӑта мєт тащӑң ясӑң. Ма моньщӑт ўңӑтты шєңк мосман тӑйум.
Яма нәмєм, 1993-мит он Ёмвошн Нижневартовской пединститут пўншсўв, айат ёх хӑнты па вухаь ясӑңңӑна вәнтӑсўв, тәп рәт ясӑң вәнтӑты пӑты шим киника вәс. Щирн мосты нєпекӑт эщӑтты щира ванкўты З.Н. Лозямова па Т.А. Молданов муты путрӑт, стихӑт хӑншты вохсум. Щӑта айат ёх путрӑт хӑншты партсум. Щӑта нумса юхӑтсум, итәх хӑннєхуятӑт хӑншты кәм ӑн тӑйӑт, щирн еы ма ищи айтыева путрӑт хӑншты оңитсум. Щиты мосты киникайт єтсӑт.
— Хӑнты ясӑӊӑн хӑншты ёх эвӑӆт мӑта хуятӑт нӑң мєт ўңӑтӑн?
— Роман Ругин па Валентина Лонгортова хӑншум путрӑт па стихӑт мєт сӑмӑңа ўңӑтӆӑӆам. Вантэ, ын шєңк хурӑмӑңа хӑнты моньщ иты хӑншӑңӑн.
Советской ащ пурайн мўң хӑншты ёхўв сыры ӑшколайн, щӑта литературной институтӑн вәнтыйсӑт. ыв рўщ щирн хӑншты вәнтӑсыйт. Хӑншты епийн ар моньщ ўңӑтты мос, щӑта мєт тащӑң ясӑң вәӆ. Хӑнты арӑтн — ищи хурамӑң ясӊӑт, щи оӑңӑн хәнты немӑщ учёной хә В. Штейниц хӑншӑс. Вантэ, аран хӑннєхә ўв вәупсэ, нумӑса оӑңӑн арий.
— Нын семьяйн хуща хуйтат арисӑт, моньщсӑт?
— Айтєн яма нәмєм, аңщащєм Никита Иванович Ерныхов ванкўты моньщӑт моньщӑс. Ӑңкєм, упиам, яйам ищи яма арисӑт, моньщсӑт. Щирн ма моньщӑт хәӑнтман єнумсум. Тәп щӑта ӑшколайн, педучилищайн вәнтум ёх иса муй вєрсӑт, ән мўң рәт ясңев юкана рўщ ясӑң яма ат тӑйсўв. Щиты айтыева итәх хӑнтэт рәт ясңе юрємӑсэ. Ям, хуты итәх хуятӑт вәна ювмен йипа хӑнты вәупсыя кєрӑсӑт. Ма иса пурайн хӑнты мирєм пиа вәсум. Вантэ, ма так нумӑсн єнумсум — ма хӑнты мир эвӑт, щит ма вәупсєм.
— Хиыӑн нӑң хӑншум моньщӑн хәӑнтӑт?
— Ма ня хиы тӑйум. ывеа стихам ўңӑтӑам, киникайам мойӑӆам. Татья эвєм нивӑ о уват Вәнтар пух ма стихам хәӑнтты мосман тӑй. ўв кӑт ясӑң тӑй: рўщ па турецкой. Вантэ, аще Турция мўвӑң хә, щирн юн кӑт ясӑңӑн путӑртӑт. Ма щирємн, мўң семьяевн хуӆыева ясңӑт пєы сӑмӑң хуятӑт. Наста эвєм английской ясӑңӑн яма путӑртӑ, пух китайской ясӑң вәнтӑ. Диана ай эвєм ин английской ясӑң вәнтӑ.
— Хән нӑң уша вєрсӑн, хуты вәупсэн хўват рәт ясңен пиа рәпитты питӑн?
— Сыры ӑшколайн 6-8-мит классӑтн вәнтыймємн ма вожатоя вәсум, мӑнєма ай няврємӑт пиа шєңк әмӑщ рәпитты вәс. Щирн нумӑс вєрсум вәнтӑты нєңа йиты. Щиты Ёмвошн педучилища етшуптӑсум. Еы вән нєпекӑңа йиты пӑты па А.И. Герцен нємпи пединститутн вәнтыйсум. Тӑта хӑнты ясӑңа М.П. Баландина вәнтӑс, щирн 1-мит курсӑн ма нумса юхӑтсум рәт ясңєм єрамтты.
— Ешӑк Валентина Николаевна, сєма питум хӑтэн пиа! Еы хўв йис нәпӑт тумтака вәа, еы рәт хӑнты ясңен єрамтман, ай няврємӑт пӑты ищиты стихӑт хӑнша!

Путӑртӑс: Людмила Шульгина

_____________________________

Тӑм мӑнәм нувийән хӑнты йасәңа вөнәтәты, рөт йасңэв йэы төты, хӑнты йасәң артаәты нє Валентина Николаевна Соловар сєма питәс. Ԯўв айәт оа эвәт хӑнты йасңә вуаңа, сӑмәңа тӑйәэ. Кашәң йасәңән, кашәң сыйән өмәщ щўңкийэ, мосты утыйэ вөйәтә. Хӑнты йасңә щит ўв вөәпсэ, нумсә, йэы вөты вєрә.
Йэшәк Валентина Николаевна! Хӑнты йасәң артаәты вєрэн кєна, төса ат мӑнә. Мўвэнән-йиңкэнән, рөт йасңэнән йөрән ат мӑыйән! Най сєм похнәм нуви хӑтә нӑңэна па хўв ат хөтә! Њаврєман, хиыан, пиэн тӑәңа-йӑма ат вөәт!  Щомәңа-көсәңа, уйәңа-пищәңа, йӑма, щўњәңа вөа! Тӑаң йош, тӑаң кўр!
                                                                                      Ас-угорской институтән рөпитты йох

Хантыйский учёный-языковед Валентина Соловар отметила 60-летие

Накануне 60-летия Валентины Николаевны Соловар нам удалось пообщаться и поздравить её с юбилеем.

– Валентина Николаевна, мы знаем Вас, как замечательного учёного-хантолога. Сегодня хочется поговорить о другой вашей стезе – поэтической. Несколько лет назад Вы начали писать стихи для детей. Расскажите немного об этом.

– Мне давно приходила мысль, что, к сожалению, ханты мало пишут на родном языке, и хантыйская литература не так богата произведениями, не так много прозы, поэзии, нет драматургии. Но я не сразу решилась, поэтому сначала начала писать на русском языке, а уже потом приняла твёрдое решение – писать на родном хантыйском. Даже, несмотря на то, что ханты мало читают на своём родном языке.

Я решила писать именно для детей, потому что у нас практически нет детских писателей. Мне хочется привлечь внимание детей к тому, насколько хантыйский язык богат, колоритен. Занимаясь много лет исследованием родного языка, читая фольклорные произведения, я многое открыла для себя. В своём творчестве я стараюсь использовать хантыйские образы, метафоры, т.е. всю богатую палитру языка.

Стихи не могут появиться на голом месте, если человек не переживает, он не может создать произведение. У него должно быть большое личное переживание и тогда ему захочется выразить это на бумаге. Т.е. когда происходит какой-то энергетический взрыв, тогда человек может обязательно начать писать или рисовать, т.е. творить. Прав классик А.С. Пушкин в том, что нужно читать народные сказки. Именно они показывают, насколько прекрасен язык, нужно просто внимательно читать.

Ну, а поскольку я пишу для детей, то стараюсь быть ближе им, поэтому пишу простым и понятным детским языком.

Мне вспоминаются годы, когда в 1993 году на базе педучилища был открыт Ханты-Мансийский филиал Нижневартовского государственного пединститута. Не было никаких учебных пособий для чтения на родном языке. Тогда я стала обращаться к знатокам хантыйского языка, к Зое Никифоровне Лозямовой, Тимофею Алексеевичу Молданову, а также к своим студентам. Они писали рассказы, стихи. Вскоре я поняла, что нужно и самой писать, ведь людям порой просто некогда. Так я сама начала пробовать писать небольшие рассказы.

– А кто для Вас является авторитетом в хантыйской литературе?

– Мне очень нравится творчество нашего классика, которого, к сожалению, несколько лет назад не стало – это Роман Ругин. А из современных – поэтесса Валентина Лонгортова.

В их произведениях есть настоящие хантыйские образы, метафоры, потому что, во-первых, они чувствуют свой родной язык. Для того чтобы писать на языке, нужно свободно на нём говорить.

Я так думаю, что в советские годы, когда наши истинные хантыйские поэты начинали учиться стихосложению на литературных кружках, а затем и в литературных вузах, то их преподаватели не имели представления о хантыйском фольклоре, о традиционных образах, о мировоззрении и т.д. Я очень внимательно прочла все произведения наших писателей и заметила, что в них практически нет настоящих хантыйских образов, сочного хантыйского языка. Наверное, никто не обращал внимания на то, что нужно учиться на фольклоре. Нужно просто внимательно читать хантыйские сказки. Нужно учиться у народного языка. Лучше того, что оттачивал тысячелетиями народ, ничего не создашь. Но не только в сказках богатство языка. Когда-то великий немецкий учёный Вольфганг Штейниц сказал, насколько прекрасен и богат хантыйский язык в песнях. В них передаются очень глубокие мысли, психологические переживания человека.

– А вы в своей семье застали ваших семейных сказителей, исполнителей песен?

– Да, я в детстве слушала всех. Помню себя пятилетней девочкой, мне рассказывал сказки дедушка Никита Иванович Ерныхов. У нас вообще в семье все были прекрасными рассказчиками, исполнителями традиционных песен – мама, тёти, дяди. Я росла в окружении хантыйского языка. Хотя в советские годы больший уклон делали на то, чтобы мы научились русскому языку, а родной оставался в стороне. Например, когда я училась в Ханты-Мансийском педучилище, то официально была такая языковая политика, когда родные языки как будто бы не так уж и важны. Т.е. мы на какое-то время ушли от родного языка. Что касается меня, то я всегда была со своим народом. К счастью, многие позже осознали, что у нас одна история, мы выходцы своего народа, мы принадлежим ему.

– А вот интересно, слушают ли бабушкины стихи ваши внуки, учат ли они хантыйский язык?

– Я уже четырежды бабушка. Конечно же, знакомлю внуков со своим творчеством, дарю им книжки, рассказываю, о чём стихи. Больше всего интерес проявляет внук Андрюша, ему 8 лет, это сын старшей дочери Татьяны. Поскольку у неё муж – турок, то они дома разговаривают сразу на двух языках, поэтому Андрей владеет сразу двумя языками: русским и турецким. Татьяна и её муж владеют также и английским языком. Что касается любопытства к языкам, то оно есть у всех членов семьи. Средняя дочь Анастасия хорошо владеет английским языком, обучает своего сына английскому и китайскому языкам. Ну, а младшая дочь Диана пока только осваивает английский язык, может на нём более-менее изъясняться.

– Валентина Николаевна, когда вы впервые осознали, что свяжете свою жизнь с родным языком?

– Сначала я поняла, что буду учителем. С 6 по 8 класс я была вожатой младших школьников в Казымской школе. Меня очень привлекала профессия учителя. Уже к 8 классу я абсолютно точно была уверена, что я пойду в педагогическое училище и стану учителем начальных классов. А уже после окончания педучилища я поступила в Ленинградский пединститут им. А.И. Герцена. На первом курсе я чётко осознала и поняла, что мне очень интересен родной хантыйский язык. Его нам преподавала Матрёна Панкратьевна Баландина.

– Валентина Николаевна, как вам удаётся оставаться в такой прекрасной форме, поделитесь секретом. 

– Ну, во-первых, у нас у северных женщин прекрасная генетика, мы дольше остаёмся молодыми. Во-вторых, нужно быть жизнерадостным, любить жизнь, своё дело. У человека должна быть семья. Я за традиционные ценности – семья, муж, дети, внуки и т.д.

Каждое утро я стараюсь делать упражнения из йоги, я считаю, что обязательно нужно заниматься физкультурой, поддерживать физическую форму. Нужно умеренно питаться.

– Валентина, Николаевна, поздравляем Вас с 60-летием! Желаем Вам крепкого здоровья, дальнейших успехов в научной, педагогической, писательской деятельности, семейного благополучия!

Беседовала Людмила Шульгина

__________________

В минувшем январе месяце преподаватель, учёный, сподвижник хантыйского языка Валентина Николаевна Соловар отметила 60-летний юбилей. С детства она росла с любовью к родному языку. В каждом слове, в каждом звуке она находила что-то интересное для себя. Родной хантыйский язык – это её жизнь, она делает всё, чтобы он как можно дольше сохранялся для будущих поколений.

Дорогая Валентина Николаевна! Желаем Вам дальнейших успехов в исследовании хантыйского языка. Пусть родная земля, родной язык дают силы для осуществления всех ваших задумок. Пусть в Вашей жизни ярко светит солнце! Здоровья и счастья Вам и Вашей семье!

                                                                                                             Научные сотрудники ОУИПИиР

Рубрика: 
Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
Номер Ханты Ясанг: 
№ 3 (3495)
7.02.2018

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика