- Хантыйский
- Русский
Вухаль юхан
Щиты нємӑтса няврємӑт вәнтӑты вєр Нижневартовск вош 24-мит ӑшколайн.
— Йис увӑс мир вәупсы щимурт әмӑщ, арсыр хуятӑтн уша вєра па вәнтӑы. Мўңева мєт щи каш хӑнты па вухаль ёх оӑңӑн сыр-сыр катра вєрӑт єрамтты. Щи пӑта мўң эви, пух вәнтӑты хуятӑт ияха питащман «Вухаль юхан» нємуп няврємӑт кєша ут эщӑтсўв, — тӑмиты лупӑс педагогической наукайт кандидат па айат ёх пиа рәпитты ими Надежда Евгеньевна Семёнова.
ўв Сўмӑтвошн сєма питӑс па хӑнты, вухаь няврємӑт кўтн єнмӑс. Ая вәма тєӑн шуши хӑннєхәйт вәупсы яма вәэ. Тӑм ими иса нумӑс тӑйс, ән йис мирӑт вәупсы оӑңӑн аршӑк ёх уша ат вєрсӑт. Ин «Вухаь юхан» нємуп ут унтасн ар няврєм хӑнтэт па маньщет арӑт, моньщӑт па па вєрӑт вәнтӑӑт. Тӑм ут посн эвет, пухӑт рўтьщӑты пураен ўңӑн арсыр әмӑщ суртӑт уша вєрӑт. Тӑта шєңк каш ай няврємӑта апӑт о вўш эвӑт 11 о вәнта.
Надежда Евгеньевна лупӑс:
— Мўң айат хуятӑт пиа юнтман вәнтыйўв. Тӑмиты эщӑтсэв, йис хӑнты па маньщи ёх оӑңӑн ывеа «Вухаь юхан» па «Остячок» нємуп кӑтңӑн путӑртӑңӑн. Эвет, пухӑт Югра мўв оӑңӑн уша вєрӑт. Мўң ывты вәнтӑўв мўв, орӑт, вәнтӑт, юханӑт вәнььман тӑйты. Тӑта няврємӑт хӑнты па вухаь емӑңхӑтӑт оӑңӑн, хӑншет, вєртутӑт па па суртӑт оӑңӑн уша вєрӑт. Мєт оӑң эвет па пухӑт юхӑттэн мўң ывты ара ортӑўв па ыв юнт щирн нюр иса вәнт кәртӑн вәӑт. Щӑта ай тёпиет кәрта «Каркам вўы», «Пўпие хот», «Вурңа ёхум», «Хупшат тор» нємӑтн пунӑа. Еы тӑм нємӑт эвӑт няврємӑт ар шәпиет вєрӑт. Щӑта ернасаа шуши мир хӑншет ёнтӑт па ай павӑтӑт, щит муйсӑр хӑнши, муй вўрн аьщӑы па муя щимӑщ нєм тӑй. Щи тумпи эвета, пухӑта юнтман тӑйты кәртан упасӑт, юххотӑт, нюки хотӑт, шўьхотӑт, рат хӑрӑт, сєсэт, варӑт па па утӑт тәса омсӑты мос. ыв юнтэн тӑм кәртэ нєпека вєрэ, тәп тӑм ут мухты питэ еша увӑс мир вәупсы вәты. «Мўң тащев» нємуп юнт няврємӑт пиа эщӑтыйўв. Щӑта ай ёха вўєң әхӑн кӑсты емӑңхӑт, вурңа хӑт, пўпи якты хот па хўтӑң морты мўва пәрӑты оӑңӑн путӑртўв. Щиты айкємн шуши мир ясңӑт нух вәнтӑўв. Ӛхӑт няврємӑт щи емӑңхӑтӑт олюпӑн хура хӑншӑа. Нєпек эвӑт вўы хурӑт аюмӑт. Ай хуятӑт мўв вуй нух таты вєрӑт оӑңӑн уша вєрӑт. Мўң путӑртўв, муй пӑта вәнтӑт, мўвӑт тыстама тӑйты мос. Шуши мир ай хопӑтн кӑсты емӑңхӑт оӑңӑн няврємӑта ай павӑтўв. Вантэ, катра йисн ўңӑн хӑнтэт вепӑсуман па кәрт кўтан иса юрн хопн яңхсӑт. Щи пӑта увӑс мир шєңк апрӑңа овӑӑт. Ерт эвӑт ищи хоп ипия хӑнємӑты вєр катра пура ёх тӑйсӑт. Уша йис, нєш Касум мўв, Вах юхан, сәрхан хӑнтэт әпа па хопа ар хураспет. Щӑта эвет па пухӑт пиа мўң вәты па мосман тӑйты Нижневартовск вошев йис вўш эвӑт вәнтӑэв. ыв вәйман тӑйэ, тӑм мўвн хўв йис вўш эвӑт хӑнты мир вәӑт. Щиты няврємӑт арсыр сурт уша вєрӑт. Мўв вуй нух таты «Самотлор» тӑхи оӑңӑн тёпиета путӑртўв. Авиет авӑты ёх рәпата па вәнтӑўв. «Вўы тӑйты хә» нємуп юнтэвн айат ёха айке тәўв, хутыса вўы авӑты мос. Муйсӑр щӑхӑрн тащ тӑйа, муй авиет єӑт. Тӑмӑщ ут юпийн няврємӑт вәэ, вўы авӑты хӑннєхә шєңк авӑрт рәпӑта. Щӑта «Хӑнты моньщ» нємуп урок па тӑйўв. Эвет, пухӑт увӑс мир моньщӑт, путрӑт па арӑт оӑңӑн уша вєрӑт. «Єнумты вепӑс ёх», «Хӑнты хурас» па па юнтӑт ай тёпиет кєша эщӑтўв. Яха сӑк кӑрӑтўв, хӑншет эвӑтўв. Мєт яма вәнтыйты няврємӑт кўрӑң вой, кўтри па вўнш хў хурӑтн мойуптӑўв.
ӑңхаум лупты, ыв хӑнты мир вәупсы вєрӑт әхтыйн «Тор-Най» нємуп ариты па якты тӑхи кәща ими Инна Антоновайн нётайт.
Хӑнты имиет иса путӑртӑт, муй иты тәса кашӑң вєр тәты. Щи тумпи увӑс мир вәупсы оӑңӑн арсыр киникайт тӑйӑт па ўңӑтӑт.
Вантэ, «Вухаь юхан» нємуп няврємӑт вәнтӑты вєр унтасн Нижневартовск вошн вәты айат хуятӑт хӑнтэт па маньщет вәупсы вәнтӑӑт. Тӑм вєр тәты Нижневартовск вош 24-мит ӑшколайн рәпитты имет хуыева ияха вўянтсӑт.
ЩИТЫ НӘМӐСԮӐТ
«Вухаь юхан» нємуп няврємӑт вәнтӑты вєр оӑңӑн «Тор-Най» нємуп ариты па якты тӑхи кәща ими Инна Антонова лупӑс:
— Нижневартовск вошн 100 мутас арсыр мир вә. Мўң ӑңхаўв, ән кашӑң хуят шуши мир вәупсы оӑңӑн уша ат вєр. Вантэ, хӑнтэт, вухаят мўвн мўң хуыева вәўв. Тӑм ут унтасн ай тёпиет йис хӑнты моньщӑт, арӑт па емӑңхӑтӑт вәты питӑт. Щиты єнумты няврємӑт әхсӑңа вәты вәнтӑыйт. Вантэ, ар о юхы тӑм мўва арсыр мир юхтуман ыв шуши хуятӑтн вана вўсыйт па нётман тӑйсайт.
Вогулка
Так называется проект, реализуемый в школе № 24 города Нижневартовска. Автором проекта является кандидат педагогических наук, заместитель директора по воспитательной работе Надежда Евгеньевна Семёнова, вот что она рассказала о проекте:
– Удивительная культура обских угров восхищает многих, в первую очередь, это касается творческих людей. Мы, учителя, таковыми и являемся. Объединившись с коллегами, мы решили отдать дань нашей родной земле и придумали проект «Вогулка».
Героиня моей статьи родилась и выросла в одном из старейших городов Югры – Берёзово. Поэтому культура коренных народов ей близка, и за все эти годы стала родной, она с уважением относится к традициям народов ханты и манси. Проект «Вогулка» знакомит детей с культурой народов ханты и манси. Программа организована в пришкольном лагере с дневным пребыванием детей. Это образовательная программа рассчитана на учащихся 7-11лет.
Надежда Евгеньевна рассказывает:
– Главные герои программы – это Вогулка и Остячок, которые для ребят проводят ознакомительную экскурсию в удивительный мир древних народов ханты и манси. Мы знакомим детей с особенностями малой родины – Югры. Программа нацелена на формирование уважительного отношения к традициям коренных народов Севера, бережного отношения к природе, культурному, историческому и природному наследию Сибири. Мероприятия программы знакомят детей с обычаями, праздниками, культурой народов Югры. Прикладное и художественное творчество нацелено на раскрытие потенциала детей, развитие творческих возможностей ребят. Из участников программы формируются отряды, которые называем «угодья». В соответствии с этим ребята могут назвать свои отряды: «Угодье Храброго Оленя», «Угодье Большого Медведя», «Угодье Белой Вороны», «Угодье Серого Журавля» и т.д. По названию определяется выбор девиза, речёвки, эмблемы, кроме этого, детям необходимо подготовить рассказы об элементах костюмов с использованием соответствующего орнамента народа ханты. Также ребята на своём угодье, стойбище должны правильно расположить хозяйственные постройки и оленьи пастбища. Конечно, условным стойбищем является лист бумаги ватмана.
Например, для учащихся мы проводим программу «Мунг тащев» («Наше богатство»), где дети знакомятся с праздниками обских угров. С ребятами подробно изучаем праздники: «День оленевода, охотника и рыбака», «Проводы Лебедя», «Вурнга хатл» («Вороний день»), «Медвежьи игрище». Познакомившись с праздниками, мы изучаем слова и термины, связанные с этими торжествами на языках народов ханты и манси. К примеру, Вурнга – ворона, мойпар – медведь, хутанг – лебедь, тор – журавль и т.д. По итогам знакомства с праздниками проводим выставки творческих работ. Затем проходит экологическая викторина «Дорога к нефти», где рассматриваем пользу и вред от «чёрного золота». Узнаем, как проводят праздник Обласа коренные народы Югры. На мероприятие «Мой любимый город Нижневартовск» знакомимся с памятными уголками города Нижневартовска. Интеллектуально-познавательная игра «Олений пастух – профессия героическая». Проект «Ханты моньщ» («Хантыйская сказка») знакомит детей с преданиями, сказками и загадками. Программа «Наша Родина – Россия и югорская земля» даёт информацию о гимне, флаге, гербе Российской Федерации, Ханты-Мансийского округа – Югры, города Нижневартовска. Проводим очень много игр с этнокомпонентами – это эколого-спортивная игра «Энумты велпас ёх» («Будущие охотники»), «Ханты хурас» («Мир ханты») – декоративно-прикладное творчество – исследование прикладного творчества коренных народов. Занимаемся изучением орнаментального искусства обских угров.
Дети, которые отличились хорошими знаниями, награждаются фигурками лося, тетерева, нельмы. Проводим встречу с представителями Нижневартовской городской общественной организацией «Центром коренных народов Севера «Тор-Най» («Огница»).
Работа с ребятами ведётся как индивидуально-личностная, так и коллективно-творческая, групповая, массовая.
Ориентирами программы «Вогулка» являются: Взаимопомощь – Отзывчивость – Гражданственность – Уважение – Любовь к Родине –
Культура – Актуальность.
Хочу отметить, что руководителю проекта «Вогулка» Надежде Евгеньевне Семёновой помогают её единомышленники – коллектив учителей начальной школы № 24 города Нижневартовска.
Мнение.
Руководитель фольклорного коллектива «Тор-Най» («Огница») Инна Антонова:
– В нашем городе Нижневартовске проживает более ста национальностей. Нам очень хочется познакомить их с традиционной культурой народа ханты. Ведь они живут и работают на исконной земле ханты и манси, а поэтому должны знать о культуре этих народов. Благодаря проекту «Вогулка» школьники знакомятся с традиционной культурой обских угров. Это способствует большего сближению народов. Во все времена коренные народы Югры были добры по отношению к приезжему населению.