Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Владимир ЕНОВ

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Няврємӑт вәупсы вәнььты тӑхи сот оа йис
  • Вән нєпекӑңа йиты айат ёх хӑт постӑсы
  • Вош хулэт нух эщӑтыйт
  • «Просвещение» нємпи тӑхи ёх вуаң вєр

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Пирєсты хӑт пит
  • Урал па Сибирь єтасум ёх
  • Округ кәща нє Наталья Комарова Игрим воша яңхӑс

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Айлат ёха рәт ясӑң тә
  • Ёмвоша касӑсӑт
  • Ԯўнӑтты арӑт хӑншты питӑс
  • Ас мўв йинтпӑң-ӆўяӊ ими 65 оӆа йис
  • Вәнт кәртӑн вә
  • Мўң няврємӑт ям рәпата мущатты вәнтӑўв

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Мєт ям рәпатнекӑт Пуңавӑт вошн ӑктӑщӑт
  • Башкир мир пурмӑсӑт вєрты питӑс

Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык

  • Вухаль юхан
  • Сәрхан хӑнты ясӑң вәнтӑты вєр

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 12 (3648)
  • № 11 (3647)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)
  • № 16 (3652)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 19 (3655)
  • № 20 (3656)
  • № 21 (3657)
  • № 22 (3658)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)

2025 год

  • № 1 (3661)
  • № 2 (3662)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 5 (3665)
  • № 6 (3666)
  • № 7 (3667)
  • № 8 (3668)
  • № 10 (3670)
  • № 9 (3669)
  • № 11 (3671)
  • № 12 (3672)
  • № 14 (3674)
  • № 13 (3673)
  • № 15 (3675)
  • № 16 (3676)
  • № 17 (3677)
  • № 18 (3678)
  • № 20 (3680)
  • № 19 (3679)
  • № 21 (3681)
  • № 22 (3682)
  • № 23 (3683)

Вы здесь

Главная » Айлат ёха рәт ясӑң тә
Варьёган кәрт няврємӑт
Варьёган кәрт няврємӑт
  • Хантыйский
  • Русский

Айлат ёха рәт ясӑң тә

Варьёган кәртӑн Нижневартовской районӑн ма кўтуп ӑшколая яңхсум па няврємӑт вәнтӑты хӑннєхуятӑт эвӑт нємасыя «Хӑнты ясӑң» газетаева айкеӑт ӑкӑтсум.

Ӑшкола йис пурмӑсӑт шавиты хот йитн рәт ясӑңа няврємӑт вәнтӑты нє Тамара Гордеевна Казамкина пиа вәйтантыйсум па ўв пиэа путрємӑсум, хутыса тӑм йисн пухӑт па эвет вәнтӑыйт. Мос лупты, хуты тӑм хӑнты нє Варьёганӑн сєма питӑс, айтєн щӑта вәс па єнмӑс. Ӛхӑт кәртӑң кўтуп ӑшколайн 11-мит класс етшуптӑс. Щӑта Ёмвош педагогической колледжӑн няврємӑт рәт ясӑңа вәнтӑты хӑннєхә щирн еы вәнтыӑс. Щи тӑхи 2001-мит он етшуптума юпийн юхы пєы юхтӑс па айат ёх пиа рәпитты пиньщӑс.
— Тамара Гордеевна, апа, педагогической колледж эвӑт юхӑтмен пурайн имухты ӑшколайн няврємӑт хӑнты ясӑңа вәнтӑты питсӑн?
— Ӑнтә. Сырыя 2001-мит о вўш эвӑт ма хӑт мӑр мєт ай няврємӑт авӑты нєңа иса рәпитсум. Еша ӛхӑтшӑк тӑм интернат хущи ищиты воспитатель щирн рәпата мӑнєма мущатсум. Тәп тӑм ванӑн ӑшколая вохсыюм па ин тәп хӑнты пухӑт па эвет рәт ясӑңа вәнтӑты питсум.
— Муй арат айат ёх нӑң хущена араттєн рәт ясӑңа вәнтыйман вә?
— Тӑмхӑт ма 26 няврєм хӑнты ясӑңа вәнтӑум. Щит арсыр классӑтн вәнтыйты пухӑт па эвет. Тӑм йисн, вантэ, оӑңмит класс вўш эвӑт па 11-мит классӑт вәнта айат ёх рәт ясӑңа вәнтӑўв. Итәх няврємӑт шєңк яма па тәса рәт ясӑңӑн путӑртӑт. Ар пєлӑк айат ёхўв, хӑнтэт муй юрнӑт, щикўш ӑңкиа-ащиа пиа ыв рәт щирн тӑйты мўван вәнт кәртан вәӑт па ищипа яма рәт ясңен ӑн па хошӑт. Ма щирємн, ыв юн ищиты иса рўщ щирн ыв кўтэн путрємӑӑт. Ин ма факультатив щирн оӑңмит па ветмит, щӑта хәтмит па нивӑмит классӑт вўшӑт вәнта хӑнты пухӑт па эвет рәт ясңеа вәнтуман рәпитум.
— Тамара Гордеевна, нӑң щиренӑн, мос муй ӑнтә хӑнты няврємӑта тӑм йисн ыв рәт ясңе?
— Ма щирємн, вещи ӑшколая юхӑтты пухӑта па эвета шєңк әмӑщ ыв рәт ясңен вәнтыйты. Вәншӑк класс няврємӑт юхи хӑщум оӑтн ищипа кашы хӑнты ясңе пєы вәӑт. ыв нәмӑсӑт щи, хуты рәт ясңе, хӑнты мир вәупсы щирӑт тўңщирӑңа уша павӑтты мос па ищипа ямсыева ат вәнтыйӑт.
— Нын хущана хӑнты ясӑң тӑйты пухӑт па эвет, апа, сыр-сыр якты-ариты хотӑта яңхӑт?
— Ӑшколаев якты-ариты тӑхия, искусствайт па кәртӑң хӑннєхуятўв рўтьщӑты хотӑтн иса щи мўң айат ёхўв хурамӑң вантупсэт вєрты нємасыя вохыйт. Щи тӑхетн ыв ищиты хӑнты мир якӑта па арӑта вәна ювум хуятўвн ямсыева вәнтӑыйт. Ма нәмӑстємн, рәт ясңев па культураев вєрӑт ипуяңа ки тәты, щит няврємўв ямашӑк ыв хӑнты ясңе вәйтты питӑт. Мўң па муй щирн вєритўв, иса щиты шуши мир няврємӑт хӑнты ясңеа вәнтӑўв. ыв ин хуыева араттєн ӑңкиан-ащиан рўтьщӑты вәнт кәртӑта тәсыйт. Юн иса кашӑң хӑт мӑр ыв рәт ясңен ки путӑртсӑт, щит мўңева ән ищиты тӑм ӑшкола хотэвн айат ёхўв хӑнты ясңева еы яма па тўңщирӑңа вәнтӑты шєңк кєн па ӑ әмӑщ ән вәс!

Она обучает детей родному языку

В один из приездов в село Варьёган Нижневартовского района я посетил среднюю школу, где побеседовал с учителями. Меня интересовало преподавание родного языка, поэтому я взял интервью у Тамары Гордеевны Казамкиной – учительницы хантыйского языка.

Хочу сразу отметить, что моя собеседница родилась в посёлке Варьёгане Нижневартовского района. Всё её детство и школьные годы прошли в этом небольшом национальном поселении. По окончании средней школы Тамара поступила в Ханты-Мансийский педагогический колледж, где обучалась по специальности «Учитель родного языка».

– Тамара Гордеевна, после получения специальности в педагогическом колледже города Ханты-Мансийска Вы сразу же стали обучать учеников Варьёганской средней общеобразовательной школы родному хантыйскому языку или чуть позже?

– Конечно, не сразу стала учить детей их родному языку. С самого начала моей трудовой деятельности в 2001 году я устроилась на работу в детское образовательное учреждение, затем – воспитателем пришкольного интерната. И вот совсем недавно я начала работать по своей специальности и обучать наших учеников хантыйскому языку.

– Скажите, сколько всего детей проходит у Вас обучение родному языку?

– Всего по списку у нас в настоящее время хантыйскому языку обучается 26 человек. Это в основном мальчики и девочки с первого по 11-е классы, то есть разновозрастные группы. Занятия по родному языку проводятся нами факультативно в течение одного часа в неделю. Это, на мой взгляд, совсем мало, так как за такой короткий промежуток времени просто невозможно научить наших учеников хорошему владению родным хантыйским языком.

И опять же я пока что только временно замещаю учителя родного языка. Так у меня в первой группе проходят своё обучение учащиеся с первого по пятый классы, а во второй – с шестого по восьмой классы. Есть, конечно, среди детей достаточно хорошо владеющие своим родным хантыйским языком, всё  же их не так уж много. Но большей частью наши мальчики и девочки, как  ханты, так и ненцы, почти не знают родного языка, хотя вместе со своими родителями они в каникулярное время постоянно проживают в отдалённых стойбищах на родовых угодьях. Тут складывается такое определённое мной впечатление, что, вероятнее всего, родители с детьми в своей традиционной среде тоже большей частью общаются между собой на русском языке. И всё это, конечно, постепенно приводит к утрате и окончательной потере своего родного языка. Поэтому обучать детей-ханты языку предков нынче непросто.

– Тамара Гордеевна, как Ваши ученики сами относятся к своему родному языку? Есть ли в дальнейшем какие-то перспективы для обучения детей хантыйскому языку?

– Дети младших классов как-то всё равно стараются. Им очень нравится обучение их родному хантыйскому языку. Но с возрастом интерес учащихся к родному языку сильно падает, хотя все они прекрасно понимают, что свой язык надо обязательно знать. Мы стараемся дать нашим ученикам те знания хантыйского языка, которыми владеем сами.

– Скажите, а Ваши учащиеся участвуют в какой-нибудь самодеятельности?

– Да, наши дети большей частью участвуют в школьной самодеятельности, пробуют себя проявлять в Школе искусств и сельском Доме культуры.

– Спасибо Вам, Тамара Гордеевна, за беседу! Всего Вам доброго!

Т.Г. Казамкина
Рубрика: 
Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
Номер Ханты Ясанг: 
№ 3 (3495)
7.02.2018

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика