- Хантыйский
- Русский
Башкир мир пурмӑсӑт вєрты питӑс
Тәня III-мит Мўвтє художественной культура мирхотн ияха нєпекӑң ёх па вєртут вєрты мир ӑктӑщийсӑт. И хӑтӑн «Югра-Классик» хотн «Лицо Мастера» нємуп вантупсыйн вєртут вєрты ёх пурмӑс вєрсӑт па щитӑт мира вантӑсӑт. Щи ёх кўтн Раиса Рифкатовна Хусаинова вәс, ўв аканят ёнтты нє па «Историко-культурный центр «Старый Сургут» нємуп хот рәпатнек.
— Ма Башкирия эвӑт вәум, Сәрхан воша 1983-мит он касӑсум па ай няврємӑт авӑты хотӑтн 23-кєм о рәпитсум. Вәмєм нәпӑт иса ёнтӑссум па тыйсум. Веткєм о юхы аканят ёнтты вўянтсум. Щи вєра мӑнєм Марина Тимофеева вәнтӑс, ўв сыры ИКЦ «Старый Сургут» хущи рәпитӑс па вантӑс, муй вўрн рўщ аканят ёнтты мос. Щи юпийн башкирской аканят вєрты ищи питсум.
Ма «Мастер года» нємуп окружной кӑсупсыйн 2011-мит, 2012-мит па 2014-мит оӑтн нух питыйсум, ар пўш вошӑң кӑсупсэтн ищи ям тӑхет хоумсум. Интум папье-маше па паперклей нємуп пурмӑсӑт эвӑт аканят вєрты пиньщӑсум. Щитам щӑшкан, пўн, вой сух па юх эвӑт вєрӑам. Нємасыя турн па ӑня лыптӑт ӑкӑтум, щитӑт нух сорӑӑам па акань ыпия тэвӑӑам. Ма шєңк сӑмӑң акань ӑңки, ащи, пух па эвие вєрты, щитам ӛхӑт няврємама, вәтаң ёхама мойӑам. ыв Германияйн, Москвайн па Башкирияйн вәӑт.
Ма — башкир нє, щит пӑты рәт мирєм пурмӑсӑт вєрты питсум. Тӑм вантупсыйн иса ёшн вєрум пурмӑсӑт вәӑт: ош пўн ухшам, нурия пунты аңкуп, щӑта хот хӑрия пунты аңкуп (башкирӑт щи ут «балас» нємн аьщӑӑт). Иатн Сәрхан вошн XXX-мит окружной «Сабантуй-2017» нємуп емӑңхӑт вәс, ар хуят Ёмвош, Урай, Нижневартовск, Татарстан па Башкирия эвӑт щив юхтыйсӑт. ыв мойң мира хӑтань па башкирской лєтутӑт, хотӑт па пурмӑсӑт вантӑсӑт. Щӑта ма катра йисн вєрум аңкуп шиваӑсум па конгресса тәтьяты вохсум, ән мирн тӑта ищи ат вантсы. Щит шєңк хурамӑң ут, катра йис хурамӑт тӑй, Башкирия эвӑт Увӑс мўва тәсы. Интум тӑмӑщ аңкупӑт тәп пирӑщ имет юн тӑйӑт. Щӑта катра йис киникайт па йис емӑң нєпек тыв тәсум. Вўрайн кумган нємуп ан вәйтсум, щи ут унтасн хӑннєхәйт вєнша па ёша нух юхитӑт. Щи тумпи вантупсыйн финик нємуп юх сємӑт эвӑт вєрум чёткайт вәӑт. Мўң, мусульманӑт, финик емӑң юха ўңӑтэв.
Мос лупты, башкирской ош пўн ухшамӑт оренбургской ухшамӑт киньщи кўшӑк сухум эвӑт тыйыйт. Вантэ, Башкирияйн ищи ищки вәя па нєңӑт пўнӑң ухшам нух әмтыйӑт. Интум вәнты кәртӑтн иметн сӑмӑңа тӑйыйт.
Тӑм әмтутам «Народное искусство Урала. Традиционный костюм» па С.И. Руденко «Башкиры. Историко-этнографические очерки» киникайңӑн посн ёнтсӑам. ӑңхаум лупты, әмтутӑт йисн щирн ёнтӑам. Тәня XVIII-мит йисн тӑюм башкирской әмӑтсух ёнтты пиньщӑсум. Ин вәнты камзол (башкирской щирн щит елян муй камзул) ёнтсум, щи ут ернас нўмпийн нух әмтыйы. Щӑта кашмау нємуп мил вєрсум, щи ут шӑнш пєлӑкн койрок (ыв) тӑй, кӑт пєлӑкн каури нємуп ракушкаятн хурамтман вә, кўтупн сӑкӑн ёнтман вә. Милємн сӑк кеӑт вәӑт, щитӑт атум вєрӑт эвӑт авӑстыя ёнтыйт. Катра йисн сӑк юкана кораллӑт ёнтсыйт, щи кевӑт әмӑтсух хурамттыя Иран па пасыр нўм мўвӑт эвӑт тәтьясыйт. Щи милєм йис щир иты уаң хущи вўс тӑй. Ма щи ут Стерлитамакской музейн вәты мил иты ёнтсум. Тўропсэв селтэр нєм тӑй, мил пиа кӑт кила арат вескӑлаңӑн. Сыры мила па тўропса щєл вух па кораллӑт ёнтсыйт, ма кев юкана сӑк ёнтсум.
Ванкўты вәнтупсэтн нєңӑта вантӑум, хутысаты тамбурной нємуп пӑнт ёнтты мос. Йис пурайн щимӑщ пӑнтӑн нє сопекӑт (сарык щирн аьщӑыйт) хурамтсыйт, щи сопек и тӑхи вой сух эвӑт вєрман вәс, кўр сәр ӑ сух эвӑт ёнтсы. Катра йисн щимӑщ сопекӑт степь хущи вәум башкирӑт нух әмтыйсӑт.
Хинь ики эвӑт авӑсты пурмӑсӑт С.И. Руденко хӑншум киника посн вєрсӑам. Тӑта мусульманской ай хир вә, сыры щив емӑң нєпек шависы па хӑннєхә сапа нух єхтыйсы. Катра йисн хӑтанят мойпӑр кўншӑт авӑсты пурмӑс юкана тӑйсӑт. Ай няврємӑт авӑтыя щи утӑт онтуп нўмпийн нух єхтыйсыйт. Тәп сєма питум няврємӑт вєнша вусыйн нєрсыйт, ән ай пушӑх кӑшаңа а йис. Щӑта мўң мирев кокташ нємуп єтӑр хӑри кев унтасн авӑссӑт. Няврєм милӑта щитӑт ищи ёнтыйсыйт. Башкирӑт нәмӑссӑт, щи кев унтасн әңхўвн авӑыюв.
Вернулась к истокам башкирской культуры
В прошлом году на III Международном конгрессе традиционной художественной культуры в её работе, помимо специалистов в области декоративно-прикладного творчества и учёных, участвовали мастера традиционных промыслов и ремёсел. В заключительный день работы форума в КТЦ «Югра-Классик» состоялась Интерактивная программа «Лицо Мастера» с выставками и мастер-классами по традиционной художественной культуре. Среди мастеров были представители разных национальностей, проживающих в Югре. Одна из них Раиса Рифкатовна Хусаинова – мастер-кукольник и художник-конструктор МБУ «Историко-культурный центр «Старый Сургут».
– Я родом из Башкирии, приехала в Сургут в 1983 году, проработала 23 года воспитателем в детских садах города, всегда занималась рукоделием, люблю вязать спицами и крючком. Куклами увлеклась пять лет назад, шить их тогда ещё не умела. А своим учителем считаю Марину Тимофееву, которая работала в ИКЦ «Старый Сургут» художником-конструктором и научила шить русские тряпичные куклы. После этих кукол начала шить башкирские куклы. Теперь сама создаю авторские куклы и композиции. Изготовление фигурки начинается со скрученной узелком головки, вниз от которой намотано туловище. К нему привязана узелковая грудь, намотаны и плотно скрученные в трубочки ручки и ножки. Одежда у кукол тщательно продумана в деталях: есть фартук, платок, поясок, рубаха, юбка и т. д. На рубахе в центре делают крестообразный разрез и надевают на куклу. Никогда при изготовлении кукол не используют острые и режущие предметы, ткань рвётся на квадратные, прямоугольные кусочки и перевязывается ниткой, чаще всего красного цвета.
Я – победитель окружных конкурсов «Мастер года» в 2011, 2012 и 2014 годах, и многих городских конкурсов по авторской кукле. В настоящее время изучаю технику изготовления кукол из папье-маше и паперклея. Авторские куклы имеют оригинальную конструкцию. В основании лежит квадратный кулечек с насыпанной в него крупой. И барынька неожиданно оказывается зернышком. Изнанка куклы приятна на ощупь, мешочек с перловкой играет роль устойчивой подставки. Верхняя часть конструкции и торс тоже из мешочка, только стянутого из круглого лоскута и наполненного ватой. На головке традиционно узел, а волосы собраны в пучок и сделаны изо льна, лыка или нитей, в зависимости от возраста, семейного положения и настроения куклы. Кукле лицо не нужно, главное – динамичная поза фигурки. Я её формирую с помощью крупы, а после нитями стягиваю там, где это необходимо. Мешочек шью большой или маленький, в зависимости от того, какой образ буду создавать. Художественное достоинство куклы находится в правильном сочетании цветовой палитры лоскутков, они делают фигурку живой, яркой, образной и неповторимой. В своих работах использую природные материалы: лён, шерсть, мех, дерево, корни и ветви. Сама их заготавливаю, собираю травы и цветы, сушу и набиваю ими игрушки. Люблю создавать коллекции игрушек, где обязательно есть мама, папа, сыночек и дочка. Свои авторские куклы люблю дарить своим детям, друзьям и знакомым, они живут в Германии, в Москве и Башкирии.
По национальности я – башкирка, и в рукоделии мне было интересно вернуться к своим истокам и корням. А вспомнить свои корни мне помогла и поддержала директор БУ ХМАО-Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел» города Ханты-Мансийска Ольга Бубновене, которая ратует за повышение престижа мастеров автономного округа, сохранение и развитие традиционных народных художественных промыслов и ремёсел жителей Югры.
Все предметы, которые я представляю на выставке – это традиционные вещи ручной работы: шаль из козьего пуха, накидки на кровати, старинный тканый палас (обычно башкиры говорят «балас»), его стелили на пол. В Сургуте проходил XXX юбилейный окружной национальный праздник «Сабантуй-2017», на котором было много людей из Ханты-Мансийска, Урая, Нижневартовска, Татарии и Башкирии. Они представляли традиционные блюда татарской и башкирской кухни, юрты, убранство и утварь. Я увидела там этот палас и попросила его для конгресса, чтобы им здесь полюбовались. Очень красивый, его привезли из Башкирии. На нём редкий орнамент, тоже традиционный башкирский. Сейчас такие паласы есть только у бабушек, они считали, что пол должен быть защищен от негативного воздействия. Также привезла книги на башкирском языке и старинный Коран, которые нам подарили. Еле-еле нашли кумган – кувшин для омовения и мытья рук. На этой выставке есть старинные чётки моей бабушки из финиковых косточек. У нас, мусульман, финик считается священным деревом.
Надо сказать, пуховые шали из козьей шерсти башкиры вяжут не так, как оренбургские. Оренбургский платок тоненький, его пропускают через обручальное кольцо, а этот – нет, он толще. Пуховую шаль женщины накидывали на голову, потому что климат в Башкирии тоже прохладный. И сейчас в деревнях такие платки любят, потому что все держат коз, это, сами знаете, и молоко, и мясо, и шкура.
Одежда на мне – это новодел, сама сшила по книге «Народное искусство Урала. Традиционный костюм» и труду этнографа С.И. Руденко «Башкиры. Историко-этнографические очерки». Хочу отметить, создавая одежду, я стараюсь придерживаться старинных техник и цветовых решений, а также использую традиционные материалы. Год назад я начала шить башкирский женский костюм XVIII века. Уже сшит камзол (по-башкирски елян, камзул), я его декорировала золотой тесьмой и монетами. Основа костюма – это рубаха с длинным рукавом и глухим воротом, сшита из холста. Поверх рубахи надевался камзул или кязяки.
Своими руками я создала шлемовидную шапочку – кашмау, от неё по спине спускается койрок (хвост), по краям нашиты ракушки каури, а средняя часть вышита разноцветным бисером, расположенным в виде геометрических фигур. Самыми простыми и распространенными фигурами в башкирском орнаменте были треугольник и ромб. Обе фигуры – это изображение глаза, который наделялся магической чудодейственной силой, надежным средством от сглаза и порчи. Бисерные нити на головном уборе тоже считаются оберегом от сглаза. В старину их вышивали кораллами, привозили издалека, обычно из Ирана, и украшали ими также одежду. Темечко на кашмау открыто, это символизирует связь с высшим миром и высшими силами. Я копировала этот головной убор из коллекции Стерлитамакского историко-краеведческого музея Республики Башкортостан. То есть это реконструкция. Он, конечно, тяжелый из-за украшений. Женское нагрудное украшение называется селтэр. Нагрудник тоже оберегал от злых духов. Вместе с шапочкой из-за монет весят примерно два килограмма. Раньше, конечно, использовались серебряные монеты и кораллы, а я заменила камни крупным бисером.
На мастер-классах показываю вышивку тамбурным швом. Он в основном используется при изготовлении мужской и женской обуви. Подошва шьется из кожи, спереди к ней пришит кожаный носок и холщовое голенище до колена. Женская обувь называется сарык, её расшивали орнаментами, чаще красного цвета. Обычно такую обувь носили степные башкиры.
Обереги я сшила по книге С.И. Руденко. Здесь есть амулет мусульманского происхождения, туда складывали изречение из Корана и надевали на шею. Раньше западносибирские татары носили клык и когти медведя, как оберег. Клыки ещё подвешивали над люлькой, чтобы дети не болели и их не сглазили. Когда дети рождались, чтобы не сглазили и ребенок не заболел, обычной мазали лоб сажей. Для оберегов также использовали шарообразные камни (кристаллы медного купороса) синего или голубого цвета. Их называют кокташ, в переводе с древнетюркского означает «голубой камень» или «синий камень». Башкиры верили, что цвет камня связан с небесными силами, которые оберегают человека. На головной убор детей эти камни тоже пришивали.