Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Реональда ОЛЬЗИНА

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Няврємӑт вәупсы вәнььты тӑхи сот оа йис
  • Вән нєпекӑңа йиты айат ёх хӑт постӑсы
  • Вош хулэт нух эщӑтыйт
  • «Просвещение» нємпи тӑхи ёх вуаң вєр

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Пирєсты хӑт пит
  • Урал па Сибирь єтасум ёх
  • Округ кәща нє Наталья Комарова Игрим воша яңхӑс

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Айлат ёха рәт ясӑң тә
  • Ёмвоша касӑсӑт
  • Ԯўнӑтты арӑт хӑншты питӑс
  • Ас мўв йинтпӑң-ӆўяӊ ими 65 оӆа йис
  • Вәнт кәртӑн вә
  • Мўң няврємӑт ям рәпата мущатты вәнтӑўв

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Мєт ям рәпатнекӑт Пуңавӑт вошн ӑктӑщӑт
  • Башкир мир пурмӑсӑт вєрты питӑс

Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык

  • Вухаль юхан
  • Сәрхан хӑнты ясӑң вәнтӑты вєр

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)
  • № 22 (3658)
  • № 21 (3657)
  • № 20 (3656)
  • № 19 (3655)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 16 (3652)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 11 (3647)
  • № 12 (3648)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)

2025 год

  • № 10 (3670)
  • № 9 (3669)
  • № 8 (3668)
  • № 7 (3667)
  • № 6 (3666)
  • № 5 (3665)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 2 (3662)
  • № 1 (3661)
  • № 11 (3671)

Вы здесь

Главная » Башкир мир пурмӑсӑт вєрты питӑс
Раиса Хусаинова Ёмвошн. 2017-мит оӆ
Раиса Хусаинова Ёмвошн. 2017-мит оӆ
  • Хантыйский
  • Русский

Башкир мир пурмӑсӑт вєрты питӑс

Тәня III-мит Мўвтє художественной культура мирхотн ияха нєпекӑң ёх па вєртут вєрты мир ӑктӑщийсӑт. И хӑтӑн «Югра-Классик» хотн «Лицо Мастера» нємуп вантупсыйн вєртут вєрты ёх пурмӑс вєрсӑт па щитӑт мира вантӑсӑт. Щи ёх кўтн Раиса Рифкатовна Хусаинова вәс, ўв аканят ёнтты нє па «Историко-культурный центр «Старый Сургут» нємуп хот рәпатнек.

— Ма Башкирия эвӑт вәум, Сәрхан воша 1983-мит он касӑсум па ай няврємӑт авӑты хотӑтн 23-кєм о рәпитсум. Вәмєм нәпӑт иса ёнтӑссум па тыйсум. Веткєм о юхы аканят ёнтты вўянтсум. Щи вєра мӑнєм Марина Тимофеева вәнтӑс, ўв сыры ИКЦ «Старый Сургут» хущи рәпитӑс па вантӑс, муй вўрн рўщ аканят ёнтты мос. Щи юпийн башкирской аканят вєрты ищи питсум.
Ма «Мастер года» нємуп окружной кӑсупсыйн 2011-мит, 2012-мит па 2014-мит оӑтн нух питыйсум, ар пўш вошӑң кӑсупсэтн ищи ям тӑхет хоумсум. Интум папье-маше па паперклей нємуп пурмӑсӑт эвӑт аканят вєрты пиньщӑсум. Щитам щӑшкан, пўн, вой сух па юх эвӑт вєрӑам. Нємасыя турн па ӑня лыптӑт ӑкӑтум, щитӑт нух сорӑӑам па акань ыпия тэвӑӑам. Ма шєңк сӑмӑң акань ӑңки, ащи, пух па эвие вєрты, щитам ӛхӑт няврємама, вәтаң ёхама мойӑам. ыв Германияйн, Москвайн па Башкирияйн вәӑт. 
Ма — башкир нє, щит пӑты рәт мирєм пурмӑсӑт вєрты питсум. Тӑм вантупсыйн иса ёшн вєрум пурмӑсӑт вәӑт: ош пўн ухшам, нурия пунты аңкуп, щӑта хот хӑрия пунты аңкуп (башкирӑт щи ут «балас» нємн аьщӑӑт). Иатн Сәрхан вошн XXX-мит окружной «Сабантуй-2017» нємуп емӑңхӑт вәс, ар хуят Ёмвош, Урай, Нижневартовск, Татарстан па Башкирия эвӑт щив юхтыйсӑт. ыв мойң мира хӑтань па башкирской лєтутӑт, хотӑт па пурмӑсӑт вантӑсӑт. Щӑта ма катра йисн вєрум аңкуп шиваӑсум па конгресса тәтьяты вохсум, ән мирн тӑта ищи ат вантсы. Щит шєңк хурамӑң ут, катра йис хурамӑт тӑй, Башкирия эвӑт Увӑс мўва тәсы. Интум тӑмӑщ аңкупӑт тәп пирӑщ имет юн тӑйӑт. Щӑта катра йис киникайт па йис емӑң нєпек тыв тәсум. Вўрайн кумган нємуп ан вәйтсум, щи ут унтасн хӑннєхәйт вєнша па ёша нух юхитӑт. Щи тумпи вантупсыйн финик нємуп юх сємӑт эвӑт вєрум чёткайт вәӑт. Мўң, мусульманӑт, финик емӑң юха ўңӑтэв.
Мос лупты, башкирской ош пўн ухшамӑт оренбургской ухшамӑт киньщи кўшӑк сухум эвӑт тыйыйт. Вантэ, Башкирияйн ищи ищки вәя па нєңӑт пўнӑң ухшам нух әмтыйӑт. Интум вәнты кәртӑтн иметн сӑмӑңа тӑйыйт.
Тӑм әмтутам «Народное искусство Урала. Традиционный костюм» па С.И. Руденко «Башкиры. Историко-этнографические очерки» киникайңӑн посн ёнтсӑам. ӑңхаум лупты, әмтутӑт йисн щирн ёнтӑам. Тәня XVIII-мит йисн тӑюм башкирской әмӑтсух ёнтты пиньщӑсум. Ин вәнты камзол (башкирской щирн щит елян муй камзул) ёнтсум, щи ут ернас нўмпийн нух әмтыйы. Щӑта кашмау нємуп мил вєрсум, щи ут шӑнш пєлӑкн койрок (ыв) тӑй, кӑт пєлӑкн каури нємуп ракушкаятн хурамтман вә, кўтупн сӑкӑн ёнтман вә. Милємн сӑк кеӑт вәӑт, щитӑт атум вєрӑт эвӑт авӑстыя ёнтыйт. Катра йисн сӑк юкана кораллӑт ёнтсыйт, щи кевӑт әмӑтсух хурамттыя Иран па пасыр нўм мўвӑт эвӑт тәтьясыйт. Щи милєм йис щир иты уаң хущи вўс тӑй. Ма щи ут Стерлитамакской музейн вәты мил иты ёнтсум. Тўропсэв селтэр нєм тӑй, мил пиа кӑт кила арат вескӑлаңӑн. Сыры мила па тўропса щєл вух па кораллӑт ёнтсыйт, ма кев юкана сӑк ёнтсум.
Ванкўты вәнтупсэтн нєңӑта вантӑум, хутысаты тамбурной нємуп пӑнт ёнтты мос. Йис пурайн щимӑщ пӑнтӑн нє сопекӑт (сарык щирн аьщӑыйт) хурамтсыйт, щи сопек и тӑхи вой сух эвӑт вєрман вәс, кўр сәр ӑ сух эвӑт ёнтсы. Катра йисн щимӑщ сопекӑт степь хущи вәум башкирӑт нух әмтыйсӑт.
Хинь ики эвӑт авӑсты пурмӑсӑт С.И. Руденко хӑншум киника посн вєрсӑам. Тӑта мусульманской ай хир вә, сыры щив емӑң нєпек шависы па хӑннєхә сапа нух єхтыйсы. Катра йисн хӑтанят мойпӑр кўншӑт авӑсты пурмӑс юкана тӑйсӑт. Ай няврємӑт авӑтыя щи утӑт онтуп нўмпийн нух єхтыйсыйт. Тәп сєма питум няврємӑт вєнша вусыйн нєрсыйт, ән ай пушӑх кӑшаңа а йис. Щӑта мўң мирев кокташ нємуп єтӑр хӑри кев унтасн авӑссӑт. Няврєм милӑта щитӑт ищи ёнтыйсыйт. Башкирӑт нәмӑссӑт, щи кев унтасн әңхўвн авӑыюв.

Вернулась к истокам башкирской культуры

В прошлом году на III Международном конгрессе традиционной художественной культуры в её работе, помимо специалистов в области декоративно-прикладного творчества и учёных, участвовали мастера традиционных промыслов и ремёсел. В заключительный день работы форума в КТЦ «Югра-Классик» состоялась Интерактивная программа «Лицо Мастера» с выставками и мастер-классами по традиционной художественной культуре. Среди мастеров были представители разных национальностей, проживающих в Югре. Одна из них Раиса Рифкатовна Хусаинова – мастер-кукольник и художник-конструктор МБУ «Историко-культурный центр «Старый Сургут».

– Я родом из Башкирии, приехала в Сургут в 1983 году, проработала 23 года воспитателем в детских садах города, всегда занималась рукоделием, люблю вязать спицами и крючком. Куклами увлеклась пять лет назад, шить их тогда ещё не умела. А своим учителем считаю Марину Тимофееву, которая работала в ИКЦ «Старый Сургут» художником-конструктором и научила шить русские тряпичные куклы. После этих кукол начала шить башкирские куклы. Теперь сама создаю авторские куклы и композиции. Изготовление фигурки начинается со скрученной узелком головки, вниз от которой намотано туловище. К нему привязана узелковая грудь, намотаны и плотно скрученные в трубочки ручки и ножки. Одежда у кукол тщательно продумана в деталях: есть фартук, платок, поясок, рубаха, юбка и т. д. На рубахе в центре делают крестообразный разрез и надевают на куклу. Никогда при изготовлении кукол не используют острые и режущие предметы, ткань рвётся на квадратные, прямоугольные кусочки и перевязывается ниткой, чаще всего красного цвета.

Я – победитель окружных конкурсов «Мастер года» в 2011, 2012 и 2014 годах, и многих городских конкурсов по авторской кукле. В настоящее время изучаю технику изготовления кукол из папье-маше и паперклея. Авторские куклы имеют оригинальную конструкцию. В основании лежит квадратный кулечек с насыпанной в него крупой. И барынька неожиданно оказывается зернышком. Изнанка куклы приятна на ощупь, мешочек с перловкой играет роль устойчивой подставки. Верхняя часть конструкции и торс тоже из мешочка, только стянутого из круглого лоскута и наполненного ватой. На головке традиционно узел, а волосы собраны в пучок и сделаны изо льна, лыка или нитей, в зависимости от возраста, семейного положения и настроения куклы. Кукле лицо не нужно, главное – динамичная поза фигурки. Я её формирую с помощью крупы, а после нитями стягиваю там, где это необходимо. Мешочек шью большой или маленький, в зависимости от того, какой образ буду создавать. Художественное достоинство куклы находится в правильном сочетании цветовой палитры лоскутков, они делают фигурку живой, яркой, образной и неповторимой. В своих работах использую природные материалы: лён, шерсть, мех, дерево, корни и ветви. Сама их заготавливаю, собираю травы и цветы, сушу и набиваю ими игрушки. Люблю создавать коллекции игрушек, где обязательно есть мама, папа, сыночек и дочка. Свои авторские куклы люблю дарить своим детям, друзьям и знакомым, они живут в Германии, в Москве и Башкирии.

По национальности я – башкирка, и в рукоделии мне было интересно вернуться к своим истокам и корням. А вспомнить свои корни мне помогла и поддержала директор БУ ХМАО-Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел» города Ханты-Мансийска Ольга Бубновене, которая ратует за повышение престижа мастеров автономного округа, сохранение и развитие традиционных народных художественных промыслов и ремёсел жителей Югры.

Все предметы, которые я представляю на выставке – это традиционные вещи ручной работы: шаль из козьего пуха, накидки на кровати, старинный тканый палас (обычно башкиры говорят «балас»), его стелили на пол. В Сургуте проходил XXX юбилейный окружной национальный праздник «Сабантуй-2017», на котором было много людей из Ханты-Мансийска, Урая, Нижневартовска, Татарии и Башкирии. Они представляли традиционные блюда татарской и башкирской кухни, юрты, убранство и утварь. Я увидела там этот палас и попросила его для конгресса, чтобы им здесь полюбовались. Очень красивый, его привезли из Башкирии. На нём редкий орнамент, тоже традиционный башкирский. Сейчас такие паласы есть только у бабушек, они считали, что пол должен быть защищен от негативного воздействия. Также привезла книги на башкирском языке и старинный Коран, которые нам подарили. Еле-еле нашли кумган – кувшин для омовения и мытья рук. На этой выставке есть старинные чётки моей бабушки из финиковых косточек. У нас, мусульман, финик считается священным деревом.

Надо сказать, пуховые шали из козьей шерсти башкиры вяжут не так, как оренбургские. Оренбургский платок тоненький, его пропускают через обручальное кольцо, а этот – нет, он толще. Пуховую шаль женщины накидывали на голову, потому что климат в Башкирии тоже прохладный. И сейчас в деревнях такие платки любят, потому что все держат коз, это, сами знаете, и молоко, и мясо, и шкура.

Одежда на мне – это новодел, сама сшила по книге «Народное искусство Урала. Традиционный костюм» и труду этнографа С.И. Руденко «Башкиры. Историко-этнографические очерки». Хочу отметить, создавая одежду, я стараюсь придерживаться старинных техник и цветовых решений, а также использую традиционные материалы. Год назад я начала шить башкирский женский костюм XVIII века. Уже сшит камзол (по-башкирски елян, камзул), я его декорировала золотой тесьмой и монетами. Основа костюма – это рубаха с длинным рукавом и глухим воротом, сшита из холста. Поверх рубахи надевался камзул или кязяки.

Своими руками я создала шлемовидную шапочку – кашмау, от неё по спине спускается койрок (хвост), по краям нашиты ракушки каури, а средняя часть вышита разноцветным бисером, расположенным в виде геометрических фигур. Самыми простыми и распространенными фигурами в башкирском орнаменте были треугольник и ромб. Обе фигуры – это изображение глаза, который наделялся магической чудодейственной силой, надежным средством от сглаза и порчи. Бисерные нити на головном уборе тоже считаются оберегом от сглаза. В старину их вышивали кораллами, привозили издалека, обычно из Ирана, и украшали ими также одежду. Темечко на кашмау открыто, это символизирует связь с высшим миром и высшими силами. Я копировала этот головной убор из коллекции Стерлитамакского историко-краеведческого музея Республики Башкортостан. То есть это реконструкция. Он, конечно, тяжелый из-за украшений. Женское нагрудное украшение называется селтэр. Нагрудник тоже оберегал от злых духов. Вместе с шапочкой из-за монет весят примерно два килограмма. Раньше, конечно, использовались серебряные монеты и кораллы, а я заменила камни крупным бисером.

На мастер-классах показываю вышивку тамбурным швом. Он в основном используется при изготовлении мужской и женской обуви. Подошва шьется из кожи, спереди к ней пришит кожаный носок и холщовое голенище до колена. Женская обувь называется сарык, её расшивали орнаментами, чаще красного цвета. Обычно такую обувь носили степные башкиры.

Обереги я сшила по книге С.И. Руденко. Здесь есть амулет мусульманского происхождения, туда складывали изречение из Корана и надевали на шею. Раньше западносибирские татары носили клык и когти медведя, как оберег. Клыки ещё подвешивали над люлькой, чтобы дети не болели и их не сглазили. Когда дети рождались, чтобы не сглазили и ребенок не заболел, обычной мазали лоб сажей. Для оберегов также использовали шарообразные камни (кристаллы медного купороса) синего или голубого цвета. Их называют кокташ, в переводе с древнетюркского означает «голубой камень» или «синий камень». Башкиры верили, что цвет камня связан с небесными силами, которые оберегают человека. На головной убор детей эти камни тоже пришивали.

Рубрика: 
Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
Номер Ханты Ясанг: 
№ 3 (3495)
7.02.2018

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Главный редактор:
Алексеева Н. Г.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 500)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика