Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Владимир НОСКИН

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Няврємӑт вәупсы вәнььты тӑхи сот оа йис
  • Вән нєпекӑңа йиты айат ёх хӑт постӑсы
  • Вош хулэт нух эщӑтыйт
  • «Просвещение» нємпи тӑхи ёх вуаң вєр

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Пирєсты хӑт пит
  • Урал па Сибирь єтасум ёх
  • Округ кәща нє Наталья Комарова Игрим воша яңхӑс

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Айлат ёха рәт ясӑң тә
  • Ёмвоша касӑсӑт
  • Ԯўнӑтты арӑт хӑншты питӑс
  • Ас мўв йинтпӑң-ӆўяӊ ими 65 оӆа йис
  • Вәнт кәртӑн вә
  • Мўң няврємӑт ям рәпата мущатты вәнтӑўв

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Мєт ям рәпатнекӑт Пуңавӑт вошн ӑктӑщӑт
  • Башкир мир пурмӑсӑт вєрты питӑс

Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык

  • Вухаль юхан
  • Сәрхан хӑнты ясӑң вәнтӑты вєр

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 12 (3648)
  • № 11 (3647)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)
  • № 16 (3652)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 19 (3655)
  • № 20 (3656)
  • № 21 (3657)
  • № 22 (3658)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)

2025 год

  • № 1 (3661)
  • № 2 (3662)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 5 (3665)
  • № 6 (3666)
  • № 7 (3667)
  • № 8 (3668)
  • № 10 (3670)
  • № 9 (3669)
  • № 11 (3671)
  • № 12 (3672)
  • № 14 (3674)
  • № 13 (3673)
  • № 15 (3675)
  • № 16 (3676)
  • № 17 (3677)
  • № 18 (3678)
  • № 20 (3680)
  • № 19 (3679)
  • № 21 (3681)
  • № 22 (3682)
  • № 23 (3683)

Вы здесь

Главная » Мўң няврємӑт ям рәпата мущатты вәнтӑўв
Варьёган кәртӑң ӑшколайн рәпитты нєңӑт па вәнтыйты няврємӑт В. Енов – моньщӑт хӑншты хә эщӑтум литературной вәйтантупсы пурайн
Варьёган кәртӑң ӑшколайн рәпитты нєңӑт па вәнтыйты няврємӑт В. Енов – моньщӑт хӑншты хә эщӑтум литературной вәйтантупсы пурайн
  • Хантыйский
  • Русский

Мўң няврємӑт ям рәпата мущатты вәнтӑўв

Ма рәпатаем эщӑтты щирн Варьёган кәртӑн Нижневартовской районӑн «Вепӑс па вўєң ёх» емӑңхӑтӑн вәсум па арсыр айкеӑт хӑннєхуятӑт оӑңӑн «Хӑнты ясӑң» газетаева ӑкӑтсум. Щи хӑтӑт пурайн Варьёган кәртӑң кўтуп ӑшколайн няврємӑт вәнтӑты нєңӑтн айат ёх пиа вәйтантупсыя вохсыюм.

Вәйтантупсыйн пухӑт па эвет иньщӑссӑт, хуты ма арсыр путрӑт па моньщӑт хӑнты па рўщ мир ясңӑтн хӑншты питсум. Муй щит пӑта вєрты мос, ән ар хӑннєхуятӑтн нӑң нєпека вєрум путӑрӑн әмща па сӑмӑңа тӑйсыйт. Юхи хӑщум кўтн яха ӑктӑщум айат ёха па вәнтӑты нєңӑта хӑнты моньщӑт моньщсум. Вәйтантупсыйн ӑшколайн вәнтыйты пухӑтн па эветн ма вєрум айкеам яма хәӑнтсыйт па уша павӑтсыйт.
Щи вєр мӑнум юпийн Варьёган кәртӑң кўтуп ӑшкола кәща ӑңкӑр нє Лариса Пуговкина пиа нємасыя вәйтантыйсум па иса ўв няврємӑт пиа рәпитты вєра оӑңӑн ияха путрємӑсмӑн.
— Лариса Васильевна, мӑта о вўш эвӑт нӑң Варьёган кәртӑң кўтуп ӑшкола-интернатн шуши няврємӑт вәнтӑты щирн рәпитты питсӑн?
— Ма тӑта иса 2005-мит о вўш эвӑт рәпитты питсум. Мос лупты, хуты мўң Варьёган кәртӑң ӑшкола-интернатэвн ар пєлӑк шуши мир няврємӑт вәнтӑыйт па тӑйыйт. Ин 2015-мит о вўш эвӑт па 2016-мит о вўш вәнта ӑшколаевн араттєн 118 пух па эви вәнтый. ыв кўтэн 110 айат ёх — щит тәп хӑнтэт па юрнӑт.
— Щит пӑта нын ӑшколаен хущи, апа, рәт ясӑңа, увӑс ёхўв вәупсы щирӑта па литературая хӑнты па юрн няврємӑт вәнтуман тӑйыйт?
— Мўң хущева оӑңмит класс вўш эвӑт па иса ветмит класс вәнта няврємӑт хӑнты па юрн мирңӑн ясңӑта иєм щос арат апӑт мӑнты мӑр факультатив щирн тәп вәнтӑыйт. Щит вєра шим, ма щирємн.
Щӑта ветмит, хәтмит, апӑтмит па нивӑмит классӑта яңхты пухӑт па эвет ищиты рәт ясңеа па увӑс мир литературая ищи вәнтыйӆты щир тӑйӑт. Айат ёхўв тӑта кӑт тӑхи хурасн вәнтыйӑт, щит хӑнты няврємӑт па юрн пухӑт па эвет. ыве яма па тәса вәнтӑты щира шуши няврємӑт ищиты биология, география муй краеведения вєрӑт уша павӑтӑт. Щи тумпийн Югра мўв экология вєр па ищиты ушӑңа вєрӑт. Атэт вәнтыйты вєр щирн 10-мит муй 11-мит классңӑнӑн вәты ай ёхўв Югра мўвев история вєрӑта па хӑщум оӑтн вәнтӑты питсыйт.
— Нын ӑшколайн хущи, апа, ин вәншӑк классӑтн вәты пухӑт па эвет ывеа ям рәпата мущатты щирӑта вәнтӑты?
— Щит, ма щирємн, мєт мосты па вуаң вєр. Ӑшколаевн мўң нємасыя щимӑщ «Ориентир» нємуп поступсы эщӑтсўв. Щи ут хўват вәншӑк классӑтн вәнтыйты айат ёхўв пиа сыр-сыр мирхотӑт эщӑтўв, хута арсыр рәпатайт оӑңӑн путӑртўв. Мўң хщева, вантэ, шєңк ар вән пух па эви ӑнтәм. Щит пӑта кашӑң няврєм пиа атэт щирн итәх пурайн ыв щирен рӑхты рәпата вєрӑт оӑңӑн лупўв. Щимӑщ вәйтантупсэт тумпийн ыв ӑңкиа-ащиа пиа па кашӑң пўш путрємӑўв, ән пуха па эвиа мосты рәпатая вәнтыйты ат мӑнсӑт. Щӑта ӑшколайн психолог щирн вәты нєңевн айат ёхўв ищиты ыв нумсэ тӑйты хурасн вўянтты вєрӑта нємасыя хущыйт.
Кашӑң о мӑр мўң ӑшколайн вәнтыйты няврємӑт пиа ыв еы вәты-хоты щира оӑңӑн па ыв сӑмӑңа катӑсыйты рәпатае пӑта путӑртўв па шєңк ӑңхаўв, ән еы яма ат вәсӑт па рәпитсӑт.
— Муй щирн нын кўтуп ӑшколайн хущи айат ёх вәнтӑты вєрэ етшуптӑты пурайн экзаменӑт мӑӑт?
— Ӑшкола етшуптӑты няврємӑт мўң хущева ищиты ЕГЭ щирн арсыр экзаменӑт мӑӑт. Итәх о щикўш рәт ясӑңӑн ывеа экзамен мӑты мос. Тәп Россия мўвев законӑт щирн, айат пух муй эви хӑнты па юрн ясңӑтн экзаменӑт ки мӑ, щит ўв еы вәнтыйты тӑхия ӑн вўы. Щит пӑта кашӑң няврєм мўң хущева тәп рўщ ясӑңӑн ЕГЭ щирн экзамена мӑты вєрит.

Мы ориентируем учащихся на выбор профессии

Во время праздника коренных народов «День охотника и оленевода» в посёлке Варьёгане Нижневартовского района мне удалось побывать в средней общеобразовательной школе и  побеседовать с учителями. Кроме этого, провёл литературную встречу «Своими корнями могуч человек», во время которой рассказывал школьникам сказки, читал стихи на родном и русском языках. После этого взял интервью у заместителя директора по учебной работе Варьёганской средней школы-интерната Ларисы Васильевны Пуговкиной.

– Лариса Васильевна, расскажите о своей работе с учащимися Вашей школы?

– Я работаю в Варьёганской средней общеобразовательной школе-интернате с 2005 года. Дети в нашей школе являются представителями двух коренных  национальностей – ханты и лесных ненцев. В настоящее время у нас обучается 118 учащихся, а из них 110 человек – это ханты и ненцы.

– В каком объёме у Вас в школе изучаются родные языки и литература народов Севера?

– У нас с первого по пятый классы в рамках внеурочного времени изучаются хантыйский и ненецкий языки лишь по одному часу в неделю. Затем в 6, 7, 8 классах учащиеся обучаются родным языкам и литературе народов Севера. Все наши ученики делятся на две группы: хантыйскую и ненецкую. В учебных планах учащихся есть биология, география и другие общешкольные предметы, а также краеведение и, соответственно, экология Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а в 10-11 классах отдельным курсом учащиеся изучают историю округа.

– Лариса Васильевна, а у Вас в школе проводится какая-то профессионально ориентированная работа с учащимися старших классов?

– В Варьёганской средней общеобразовательной школе-интернате для учащихся старших классов специально разработана программа «Ориентир». В соответствии с ней нами проводится воспитательная работа и различные мероприятия ознакомительного характера, рассказывающие ученикам об особенностях той или иной профессии. В связи с тем, что обучающихся детей у нас немного, мы чаще всего проводим с ними индивидуальные занятия по выбору будущей профессии. Кроме того, со старшеклассниками по поводу их поступления после школы в средне-специальные или высшие учебные заведения обязательно работает школьный психолог. Мы, конечно, тоже не остаёмся в стороне и пытаемся давать родителям рекомендации по выбору их сыновьями или дочерьми нужной профессии. Чаще ориентируем наших учеников на потребность рынка труда, чтобы они более удачно выбрали себе специальность. Причём, в беседах с будущими выпускниками мы постоянно отмечаем те профессии, которые остро необходимы всем в нашей повседневной жизни. У нас ранее обучался Сергей Тылчин, который вышел победителем в конкурсе «Живое слово». Наши учителя так часто беседовали с ним и хотели, чтобы он поступил учиться дальше в гуманитарное высшее учебное заведение. Но, к сожалению, получилось так, что сам Сергей пошёл в одно из средних учебных заведений города Нижневартовска и проходит своё обучения для получения специальности. Хочу отметить, что мы сейчас не считаемся, как ранее, национальной школой, а являемся обычным средним общеобразовательным учреждением. Поэтому все экзамены по ЕГЭ наши ученики сдают по норме обычной средней школы. В связи с этим иногда просто вынуждены вместо родного хантыйского или ненецкого языков в Едином государственном экзамене поставить именно русский язык, чтобы по окончании школы наши выпускники могли поступить учиться дальше.

– Лариса Васильевна, на Ваш взгляд, нужны ли вообще Вашим учащимся такие литературные встречи, какую я с ними сегодня провёл под названием «Своими корнями могуч человек»? Как Вы считаете, извлекут дети что-то полезное для себя в настоящее время от моей увлекательной беседы с ними по хантыйским мифологическим сказаниям, преданиям и сказкам?

– Несомненно, такие литературные встречи для учащихся нашей школы обязательно нужны. У нас не так часто проводятся встречи с писателями.

Хотелось бы мне сразу же отметить, что Варьёган – это национальное сельское поселение. И когда я провожу с детьми свои уроки, каждый раз их  наставляю на то, что пока живы ваши бабушки или дедушки, старайтесь как можно чаще и больше общаться с ними. Пускай они всю свою народную мудрость передадут вам. И ещё сегодня всем нам было приятно то, что сам   человек, хорошо знающий родной язык, традиции, обычаи и культуру народа ханты, простым и доступным русским языком читал нам свои душевные стихотворения и рассказывал сказки. Конечно, наши ученики взяли на  заметку рассказ о том, как вы упорным трудом и настойчивостью добивались того результата, что начали писать литературные произведения. Благодаря таким творческим выступлениям, мы шаг за шагом, год от года приучаем детей любознательности, честности и доброте. Всё это, несомненно, полезно и обязательно нужно учащимся нашей школы!

– Большое спасибо Вам, Лариса Васильевна, за беседу! Всего Вам доброго!

Рубрика: 
Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
Номер Ханты Ясанг: 
№ 3 (3495)
7.02.2018

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика