- Хантыйский
- Русский
Мўң няврємӑт ям рәпата мущатты вәнтӑўв
Ма рәпатаем эщӑтты щирн Варьёган кәртӑн Нижневартовской районӑн «Вепӑс па вўєң ёх» емӑңхӑтӑн вәсум па арсыр айкеӑт хӑннєхуятӑт оӑңӑн «Хӑнты ясӑң» газетаева ӑкӑтсум. Щи хӑтӑт пурайн Варьёган кәртӑң кўтуп ӑшколайн няврємӑт вәнтӑты нєңӑтн айат ёх пиа вәйтантупсыя вохсыюм.
Вәйтантупсыйн пухӑт па эвет иньщӑссӑт, хуты ма арсыр путрӑт па моньщӑт хӑнты па рўщ мир ясңӑтн хӑншты питсум. Муй щит пӑта вєрты мос, ән ар хӑннєхуятӑтн нӑң нєпека вєрум путӑрӑн әмща па сӑмӑңа тӑйсыйт. Юхи хӑщум кўтн яха ӑктӑщум айат ёха па вәнтӑты нєңӑта хӑнты моньщӑт моньщсум. Вәйтантупсыйн ӑшколайн вәнтыйты пухӑтн па эветн ма вєрум айкеам яма хәӑнтсыйт па уша павӑтсыйт.
Щи вєр мӑнум юпийн Варьёган кәртӑң кўтуп ӑшкола кәща ӑңкӑр нє Лариса Пуговкина пиа нємасыя вәйтантыйсум па иса ўв няврємӑт пиа рәпитты вєра оӑңӑн ияха путрємӑсмӑн.
— Лариса Васильевна, мӑта о вўш эвӑт нӑң Варьёган кәртӑң кўтуп ӑшкола-интернатн шуши няврємӑт вәнтӑты щирн рәпитты питсӑн?
— Ма тӑта иса 2005-мит о вўш эвӑт рәпитты питсум. Мос лупты, хуты мўң Варьёган кәртӑң ӑшкола-интернатэвн ар пєлӑк шуши мир няврємӑт вәнтӑыйт па тӑйыйт. Ин 2015-мит о вўш эвӑт па 2016-мит о вўш вәнта ӑшколаевн араттєн 118 пух па эви вәнтый. ыв кўтэн 110 айат ёх — щит тәп хӑнтэт па юрнӑт.
— Щит пӑта нын ӑшколаен хущи, апа, рәт ясӑңа, увӑс ёхўв вәупсы щирӑта па литературая хӑнты па юрн няврємӑт вәнтуман тӑйыйт?
— Мўң хущева оӑңмит класс вўш эвӑт па иса ветмит класс вәнта няврємӑт хӑнты па юрн мирңӑн ясңӑта иєм щос арат апӑт мӑнты мӑр факультатив щирн тәп вәнтӑыйт. Щит вєра шим, ма щирємн.
Щӑта ветмит, хәтмит, апӑтмит па нивӑмит классӑта яңхты пухӑт па эвет ищиты рәт ясңеа па увӑс мир литературая ищи вәнтыйӆты щир тӑйӑт. Айат ёхўв тӑта кӑт тӑхи хурасн вәнтыйӑт, щит хӑнты няврємӑт па юрн пухӑт па эвет. ыве яма па тәса вәнтӑты щира шуши няврємӑт ищиты биология, география муй краеведения вєрӑт уша павӑтӑт. Щи тумпийн Югра мўв экология вєр па ищиты ушӑңа вєрӑт. Атэт вәнтыйты вєр щирн 10-мит муй 11-мит классңӑнӑн вәты ай ёхўв Югра мўвев история вєрӑта па хӑщум оӑтн вәнтӑты питсыйт.
— Нын ӑшколайн хущи, апа, ин вәншӑк классӑтн вәты пухӑт па эвет ывеа ям рәпата мущатты щирӑта вәнтӑты?
— Щит, ма щирємн, мєт мосты па вуаң вєр. Ӑшколаевн мўң нємасыя щимӑщ «Ориентир» нємуп поступсы эщӑтсўв. Щи ут хўват вәншӑк классӑтн вәнтыйты айат ёхўв пиа сыр-сыр мирхотӑт эщӑтўв, хута арсыр рәпатайт оӑңӑн путӑртўв. Мўң хщева, вантэ, шєңк ар вән пух па эви ӑнтәм. Щит пӑта кашӑң няврєм пиа атэт щирн итәх пурайн ыв щирен рӑхты рәпата вєрӑт оӑңӑн лупўв. Щимӑщ вәйтантупсэт тумпийн ыв ӑңкиа-ащиа пиа па кашӑң пўш путрємӑўв, ән пуха па эвиа мосты рәпатая вәнтыйты ат мӑнсӑт. Щӑта ӑшколайн психолог щирн вәты нєңевн айат ёхўв ищиты ыв нумсэ тӑйты хурасн вўянтты вєрӑта нємасыя хущыйт.
Кашӑң о мӑр мўң ӑшколайн вәнтыйты няврємӑт пиа ыв еы вәты-хоты щира оӑңӑн па ыв сӑмӑңа катӑсыйты рәпатае пӑта путӑртўв па шєңк ӑңхаўв, ән еы яма ат вәсӑт па рәпитсӑт.
— Муй щирн нын кўтуп ӑшколайн хущи айат ёх вәнтӑты вєрэ етшуптӑты пурайн экзаменӑт мӑӑт?
— Ӑшкола етшуптӑты няврємӑт мўң хущева ищиты ЕГЭ щирн арсыр экзаменӑт мӑӑт. Итәх о щикўш рәт ясӑңӑн ывеа экзамен мӑты мос. Тәп Россия мўвев законӑт щирн, айат пух муй эви хӑнты па юрн ясңӑтн экзаменӑт ки мӑ, щит ўв еы вәнтыйты тӑхия ӑн вўы. Щит пӑта кашӑң няврєм мўң хущева тәп рўщ ясӑңӑн ЕГЭ щирн экзамена мӑты вєрит.
Мы ориентируем учащихся на выбор профессии
Во время праздника коренных народов «День охотника и оленевода» в посёлке Варьёгане Нижневартовского района мне удалось побывать в средней общеобразовательной школе и побеседовать с учителями. Кроме этого, провёл литературную встречу «Своими корнями могуч человек», во время которой рассказывал школьникам сказки, читал стихи на родном и русском языках. После этого взял интервью у заместителя директора по учебной работе Варьёганской средней школы-интерната Ларисы Васильевны Пуговкиной.
– Лариса Васильевна, расскажите о своей работе с учащимися Вашей школы?
– Я работаю в Варьёганской средней общеобразовательной школе-интернате с 2005 года. Дети в нашей школе являются представителями двух коренных национальностей – ханты и лесных ненцев. В настоящее время у нас обучается 118 учащихся, а из них 110 человек – это ханты и ненцы.
– В каком объёме у Вас в школе изучаются родные языки и литература народов Севера?
– У нас с первого по пятый классы в рамках внеурочного времени изучаются хантыйский и ненецкий языки лишь по одному часу в неделю. Затем в 6, 7, 8 классах учащиеся обучаются родным языкам и литературе народов Севера. Все наши ученики делятся на две группы: хантыйскую и ненецкую. В учебных планах учащихся есть биология, география и другие общешкольные предметы, а также краеведение и, соответственно, экология Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а в 10-11 классах отдельным курсом учащиеся изучают историю округа.
– Лариса Васильевна, а у Вас в школе проводится какая-то профессионально ориентированная работа с учащимися старших классов?
– В Варьёганской средней общеобразовательной школе-интернате для учащихся старших классов специально разработана программа «Ориентир». В соответствии с ней нами проводится воспитательная работа и различные мероприятия ознакомительного характера, рассказывающие ученикам об особенностях той или иной профессии. В связи с тем, что обучающихся детей у нас немного, мы чаще всего проводим с ними индивидуальные занятия по выбору будущей профессии. Кроме того, со старшеклассниками по поводу их поступления после школы в средне-специальные или высшие учебные заведения обязательно работает школьный психолог. Мы, конечно, тоже не остаёмся в стороне и пытаемся давать родителям рекомендации по выбору их сыновьями или дочерьми нужной профессии. Чаще ориентируем наших учеников на потребность рынка труда, чтобы они более удачно выбрали себе специальность. Причём, в беседах с будущими выпускниками мы постоянно отмечаем те профессии, которые остро необходимы всем в нашей повседневной жизни. У нас ранее обучался Сергей Тылчин, который вышел победителем в конкурсе «Живое слово». Наши учителя так часто беседовали с ним и хотели, чтобы он поступил учиться дальше в гуманитарное высшее учебное заведение. Но, к сожалению, получилось так, что сам Сергей пошёл в одно из средних учебных заведений города Нижневартовска и проходит своё обучения для получения специальности. Хочу отметить, что мы сейчас не считаемся, как ранее, национальной школой, а являемся обычным средним общеобразовательным учреждением. Поэтому все экзамены по ЕГЭ наши ученики сдают по норме обычной средней школы. В связи с этим иногда просто вынуждены вместо родного хантыйского или ненецкого языков в Едином государственном экзамене поставить именно русский язык, чтобы по окончании школы наши выпускники могли поступить учиться дальше.
– Лариса Васильевна, на Ваш взгляд, нужны ли вообще Вашим учащимся такие литературные встречи, какую я с ними сегодня провёл под названием «Своими корнями могуч человек»? Как Вы считаете, извлекут дети что-то полезное для себя в настоящее время от моей увлекательной беседы с ними по хантыйским мифологическим сказаниям, преданиям и сказкам?
– Несомненно, такие литературные встречи для учащихся нашей школы обязательно нужны. У нас не так часто проводятся встречи с писателями.
Хотелось бы мне сразу же отметить, что Варьёган – это национальное сельское поселение. И когда я провожу с детьми свои уроки, каждый раз их наставляю на то, что пока живы ваши бабушки или дедушки, старайтесь как можно чаще и больше общаться с ними. Пускай они всю свою народную мудрость передадут вам. И ещё сегодня всем нам было приятно то, что сам человек, хорошо знающий родной язык, традиции, обычаи и культуру народа ханты, простым и доступным русским языком читал нам свои душевные стихотворения и рассказывал сказки. Конечно, наши ученики взяли на заметку рассказ о том, как вы упорным трудом и настойчивостью добивались того результата, что начали писать литературные произведения. Благодаря таким творческим выступлениям, мы шаг за шагом, год от года приучаем детей любознательности, честности и доброте. Всё это, несомненно, полезно и обязательно нужно учащимся нашей школы!
– Большое спасибо Вам, Лариса Васильевна, за беседу! Всего Вам доброго!