- Хантыйский
- Русский
Вўтвош кәща нє
Хута сєма питԯӑн, щӑта щи мосмӑтԯӑн
Прасковья Константиновна Гарипова Вўтвошн кәщая вәԯ, щи тумпи имурт ԯапкайн тынєсты па Касум кәрт депутат нєңа рәпитԯ.
Где родился, там и пригодился
Гарипова Прасковья Константиновна – староста деревни Юильск, по совместительству продавец Казымского рыбкоопа, учредитель национальной общины «Юильские оленеводы», депутат Совета депутатов сельского поселения Казым третьего созыва.
Моей попутчицей оказалась очень интересная женщина с богатым жизненным опытом, приятная в общении, лёгкая на подъём. Жительница деревни Юильск о многом поведала из своей биографии, из быта отдалённого уголка Белоярского района. Прасковья Константиновна – представитель сильного рода Молдановых – гордится своими предками, вот как она рассказывает: «Дед по отцу был зажиточным оленеводом. Имел своих работников. Дед по материнской линии был белым шаманом, многих вылечил, на ноги поставил. Его до сих пор старожилы вспоминают добрым словом. Двух дедов в период установления Советской власти увезли, один бесследно канул, а дед по материнской линии вернулся из Тобольска и по возвращению занялся выращиванием турнепса и моркови, по тем временам для оленеводов это было невиданным и непонятным занятием. За хорошую работу колхоз подарил деду корову, которую они держали в лесу. Пили молоко, излишки замораживали, раздавали людям. Бабушка рано ослепла, так как много выплакала слёз по пяти погибшим сыновьям, не вернувшихся с фронта Великой Отечественной войны. Дожила до 108 лет. Была очень справедливой. Эту черту характера прививала и нам с детства, мы старались следовать её наставлениям. Сейчас хочу научить этому внуков. Вторая бабушка знала много преданий, легенд, постоянно нам рассказывала. У неё навсегда, до конца жизни осталась обида на советскую власть: неизвестно куда забрали её трудолюбивого мужа, не дали прожить счастливую жизнь».
Прасковья Константиновна воспитала троих детей. Она не умеет лукавить, поэтому самая её большая боль в душе – это неустроенность судьбы старшего сына, как впрочем, и у многих молодых парней деревни, для которых временный небольшой заработок заканчивается пьянством. Третья дочь работает в Ханты-Мансийске учителем английского языка. Прасковья Константиновна не видит ничего зазорного в том, что во время нечастых приездов в семье своей дочери проводит обряды, несмотря на то, что муж дочери русский. Говорит, что ничего в этом нет противоестественного, всё это для благо молодых. Кто, если не она, мама, приучит их к уважению и соблюдению национальных традиций. Вторая дочь подарила Прасковье трёх внуков. Они жили в посёлке Приполярный, но Прасковья Константиновна убедила их переехать в Белоярский, так как инфраструктура Берёзовского района гораздо ниже, социально-бытовые условия более трудные, чем в городе Белоярский. Да и внуков нужно воспитывать не на расстоянии. «Я понимаю, что всё лучшее закладывается с детства, поэтому не могу допустить, чтобы дети выросли невоспитанными людьми. Мне было достаточно одного раза понаблюдать, как они вмешиваются в разговор старших, перебивают их, шумят в доме, если в это время отдыхает дедушка. Нет, воспитывать внуков нужно правильно!»
О своей родной деревне она может говорить бесконечно. Хотя нет-нет, да проскользнёт мысль об отъезде в город, но тут же вздыхает: «Как оставить земляков? Кто поедет колоть дрова, возится с печкой? Так и буду работать старостой неизвестно сколько. На сегодняшний день в деревне проживает 125 жителей. Сейчас занимаемся сбором дикоросов, сдаём в рыбкооп. Голубики почти 500 кг, черники – 100 кг. Принимаем орехи, белые грибы, бруснику, клюкву. Хотелось бы плотнее заниматься деятельностью ИП «Юильские оленеводы», но отдалённость, сложная транспортная схема – серьёзное препятствие для того, чтобы заявить о себе на более серьёзных площадках. Очень сложно вывести продукцию, представить её. Оформление документов тоже требует возможности улететь-прилететь времени. Наши мастерицы шьют бурки, я тоже шью, но понимаю, что до настоящего мастерства мне ещё далеко. Мои бурки в основном – предмет повседневной одежды, так необходимой для долгой холодной зимы». Самой серьёзной проблемой Прасковья Константиновна считает выезд жителей из Белоярского. «Люди ночью занимают очередь у дверей аэропорта. Выезжать приходиться для оформления справок на детские пособия, оформления пенсии, в больницу, купить всё необходимые, да и в основном переводят деньги на сберкнижку – снять могут только лично. Что касается продуктов, то основные продукты везут зимой на снегоходах «Буран». Помогают нефтяники. «Сургутнефтегаз» выдают бензин оленеводам-частникам, всем нуждающимся. Выделили пилораму, теперь со стройматериалом стало легче».
Когда заговорили про связь, то на лице Прасковьи Константиновны появляется улыбка: «Обещают провести связь в 2016 году, очень надеемся, что легче будет, а то тяжело без общения. Иногда хочется уехать оттуда только потому, что не с кем общаться. Опять, как подумаешь – на кого вот бабушек оставить, мужчины ведь раньше умирают, долгожителей среди мужчин нет, а бабушек не бросишь. Так что очень хочется, чтобы быстрее связь появилась, а там глядишь, и компьютер освою, буду через Интернет со всеми общаться».
Во время беседы часто звучали имена первых помощников, советчиков, людей, которые постоянно на связи – это Алсу Хасимовна Назырова – глава сельского поселения Казым, Степан Николаевич Молданов. Всё, что наболело, всё, что волнует – делится с нами и знает, что они помогут, подскажут и согреют добрым словом.
Дорогая Прасковья Константиновна! Я рада, что Ваша душевная щедрость, жизненная мудрость, терпение и трудолюбие востребованы на той земле, которая зовётся малой родиной. Поистине справедлива пословица: «Где родился – там и пригодился!»
Антонина Ледкова,
член Общественной палаты Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Перевод на хантыйский язык Надежды Вах