Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Людмила ГУРЬЕВА

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • «Титул» тӑхи ёх ӑктӑщийӆӆӑт
  • Мәш ямӑты вєрӑт оӑңӑн айкеӑт тәсӑт
  • И мўв – щурӑс ясӑң
  • Арсыр мўвӑтн вәты шуши мир ясңӑт оӑңӑн
  • Согом кәртӑң ӑшкола 90 оӆ постӑс
  • Рәт ясңӑт вәнтӑты вєр
  • Тәрума пойкщӑты путрӑт
  • Шаляӊ ясӑң

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Округ дума мирхот

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • 76 оӆ мӑр вўӆы тащн рәпитӆ
  • Мосӑң, йипа овӑт тӑйты питыйт
  • Кешет вєрты вухаь хә

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Вурӊа хӑтӆ пиӆа!
  • Сәрхан мўвн 45-мит пўш мир вўыйн кӑссӑт
  • Врңа хӑт
  • Вах хӑнтэт йис вәупсы авӑы

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)

Вы здесь

Главная » Вах хӑнтэт йис вәупсы авӑы
А.А. Каткалева
А.А. Каткалева
  • Хантыйский
  • Русский

Вах хӑнтэт йис вәупсы авӑы

Корлики кәртӑн 2000-мит о вўш эвӑт Вах юхан хонӑңӑн вәты хӑнтэт йис вәупсы авӑты щира катра пурмӑсӑт шавиты хот рәпит. Тӑм кәрта юхтум мойң ёх мєт сыры щи хота яңхӑт. Ма ищи щив вәнтыйты няврємӑт пиа яңхсум. Щӑта рәпитты нє Анастасия Антоновна Каткалева йис, катра пурмӑсӑт вантӑс па путӑртӑс. Еы ўв мӑнєма тӑм хот рәпата оӑңӑн ай тәс.

– Анастасия Антоновна, муй щирн нын хущана катра пурмӑсӑт авӑты тӑхи тывӑс? 

– Кәртӑң мирэв хўвн ӑңхасӑт, ән мўң хущева катра пурмӑсӑт авӑты хот ат тывӑс. Ӆыв мўңева шєңк яма нётсӑт, арсыр катра пурмӑсӑт, хурӑт тәсӑт. Щиты кәртӑң мир унтасн тӑм музеев тывӑс. Кәщая Татьяна Фёдоровна Каткалева вә. Ма тӑта ищи пўншум пура вўш эвӑт методиста рәпитум. 
Мўң хущева «Вах юхан хӑнты няврємӑт юнтупсэт», «Вой-хў вепӑс», «Ёшн вєрум хӑнты мир йис пурмӑсӑт» па па атэт эщӑтум хӑрӑт вәӑт.
Мўң рәпатнекўв шуши мир емӑңхӑтӑт, вантупсэт, арсыр вєрӑта вәнтӑты хӑрӑт эщӑтӑт. Щиты «Хӑнты рәт емӑңхӑт», «Вепӑс хә емӑңхӑт», «Хӑнты мой» етнхот вєрсўв.
Мўң хущева хәум хуят рәпит, щит кәща нє па кӑт методист, щит ма па Елена Могульчина. Ям арат о юхы мўң музеев кәртӑң культура хот пиа и тӑхия вєрсы. 
Мўң музеев и нўша – вєра катра хотн вәўв. Кәщайт лупӑт, хуты еы мўң кәртэвн арсыр тӑхет пӑта и вән хот омӑсы, авӑўв.

– Вах юхан хонӑңӑн вәты хӑнтэт тунты эвӑт сыр-сыр хурамӑң пурмӑсӑт вєрӑт. Щи вєра вәнтыйты пӑта хӑрӑт эщӑтӑты?

– Па муй. Корлики кәртэвн Жанна Александровна Хохлянкина, Лидия Нестеровна Каткалева вәӑңӑн. Ма ищи вєрӑң ёх эвӑт арсыр хурамӑң тунты хушапӑт вєрты вәнтыйсум. Щи тумпи катра тунты хушапӑт пєы вантсум па ищимӑщ хӑншет хӑхрысум. Ма ищи тунты эвӑт арсыр хушапӑт вєрсум. Еы вєрум пурмӑсам пиа арсыр вантупсэта яңхсум. И пўш Москва хон вошн вәум «Сокровища Севера» нємпи вантупсыйн оӑңмит тӑхия питсум. 2017-мит он Нижневартовской районӑн вәум «Россыпи Югры» нємпи увӑс мир фестиваль пурайн ма ищи оӑңмит тӑхи вўсум.    
Интӑм вєрӑң ёх пиа кәртӑң мир, няврємӑт щи вєра вәнтыйты хӑрӑт эщӑтўв. Мєт сыры вәнтӑўв, мӑта пурайн тунты хурты рӑх, муй щирн тӑйты мос, еы муй щирн хӑншэт хӑхрыты па мосты пурмӑс ёнтты. И пўш Ёмвошн «Торум Маа» нємпи катра пурмӑсӑт авӑты тӑхи ёх «Вах хӑнты тунты» нємпи вәнтӑты хӑр эщӑтсӑт.
Щи тумпи имет па няврємӑт сӑк кӑрӑтты вәнтӑўв. Ванкўты интерната яңхўв, щӑта эвет-пухӑт сӑк кӑрӑтты вєр шєңк мосман тӑйӑт. 

– Нын хущана муйсӑр тӑхет эвӑт мойң ёх юхтыйсӑт?

– И пўш па хон пєлӑк Франция мўв эвӑт мойң ёх юхтыйсӑт. Ӆывеа хӑнты мир катра пурмӑсӑт шєңк әмӑщ вӑнтты вәс. Щи тумпи мойң ёх хӑнты мир әмӑтсухӑт әмӑтсӑт па хурӑт вўсӑт. Хӑнты ясӑң єрамтты нє З.С. Рябчикова пиа Вах хӑнты ясӑң єрамтты учёной ёх пиа па юхтыйсӑт. Ӆыв музей хуща хӑнтэт ӑкӑтсӑт, вәупсы, ясӑң оӑңӑн иньщӑссӑт, няврємӑт пӑта арсыр юнтупсэт эщӑтсӑт. Мойң ёх, кәртӑң хуятӑт ванкўты мойупсы юкана арсыр пурмӑсӑт әтӑт. Щи пурайн мўң имухты вєрӑнтты хуятӑта щи вух мӑўв.

– Ма вантум, нын хущана хӑнты мир катра әмӑтсухӑт ӑн хӑщсӑт, а муя?

– Щиты щи. Мўң вєра катра пурмӑсӑт тӑйўв, тәп әмӑтсух шим. Вантэ, итәх хуятӑт опращӑт эвӑт хӑщум әмӑтсухӑт юн авӑман тӑйӑт, тыв ӑн тәӑт. Интӑм кашӑӊ хуят муй щирн нәмӑс, щиты әмӑтсухӑт ёнтӑ. Якты-ариты ёх ищи ыв саттэа ернасӑт, щӑшкан сӑхӑт ёнтӑт.

– Апа, нын вантупсэт пиа арсыр вошӑта яңхӑты?

– Щиты щи. Ванкўты Ёмвош, Нижневартовск вош па район хўват яңхўв. Ӆўңӑн Нижневартовск вошн «Самотлорские ночи» нємпи фестиваль вәя. Тәня сўсн Нижневартовск вошн «Сўс емӑңхӑт» пурайн хӑнты ясӑңа вәнтӑты нєңев Светлана Прасина нух питӑс. Щи тумпи арсыр емӑңхӑтӑта яңхўв.

Хранители истории ваховских ханты

С 2000 года в посёлке Корлики Нижневартовского района работает музей-мастерская «Верьтэ кат» («Умелые руки»). Он был создан с целью возрождения, сохранения и популяризации материальной культуры ваховских ханты. Гости посёлка – одни из частых гостей учреждения. Вот и мне удалось вместе с учащимися школы посетить этот уникальный музей. Экскурсию для нас провела методист Анастасия Антоновна Каткалева. Затем она рассказала о работе музея.

 

– Анастасия Антоновна, расскажите о том, как создавался на селе музей.

 

– Сельчане давно мечтали об открытии этого музея. Именно жители близлежащих стойбищ и села стали нашими первыми активными помощниками в создании этого музея – везли и несли экспонаты, оставшиеся от старших родственников. Всё это было сделано нашими жителями безвозмездно, за что мы им очень благодарны. Именно благодаря сельчанам и был создан этнографический музей.

Директором музея является Татьяна Фёдоровна Каткалева. Я с начала открытия учреждения работаю здесь методистом. В настоящее время мы работаем втроём, директор, я и методист Елена Могульчина.

В музее представлены стационарные экспозиции: «Игрушки детей ваховских ханты», «Уголок таёжника», «Старинные ручные инструменты ваховских ханты».

Мы, сотрудники музея, часто проводим выставки, мастер-классы, активно участвуем в организации традиционных массовых праздников и театрализованных представлений: «Вороний день», «Праздник рода», «Праздник охотника», «Хантыйская свадьба» и др.

Несколько лет назад наше учреждение было объединено с сельским Домом культуры.

Одна из главных проблем на сегодня – музей находится в очень ветхом здании, ждём сдачи комплекса, в который войдут несколько учреждений культуры, в том числе и наш музей.

 

– Ваховская технология работы с берестой славится на весь мир, а проводите ли вы мастер-классы по работе с этим природным материалом?

 

– Конечно. У нас ещё живы мастера по работе с берестой – это Жанна Александровна Хохлянкина и Лидия Нестеровна Каткалева. Я тоже научилась у них особой технике работы с берестой. Досконально изучала старинные музейные экспонаты, пыталась воспроизвести, пробовала наносить такие же орнаменты. Сегодня я сама являюсь матером по работе с берестой, мои берестяные изделия выставлялись на различных выставках. Представляла свои работы на выставке «Сокровища Севера», проходившего в Москве, получила первое место. В 2017 году во время фестиваля «Россыпи Югры», который проходил в Агане и Излучинске, состоялась выставка декоративно-прикладного искусства, на котором я заняла все призовые места.

Сейчас с мастерами проводим мастер-классы по работе с берестой для всех желающих сельчан и детей. Сначала мы рассказываем, в какой период можно снимать бересту, иногда вместе ходим заготавливать бересту, затем учимся её обрабатывать, выскабливать орнаменты, а затем сшивать.

Несколько лет назад в Ханты-Мансийске в Этнографическом музее под открытым небом «Торум Маа» проходил семинар по ваховской бересте.

Своим опытом поделились наши корликовские мастера, которые привезли для наглядности свои короба. Я иногда езжу одновременно в качестве методиста и мастера, сопровождаю других мастеров.

Кроме этого, обучаем и бисероплетению. Часто вечерами ходим в интернат, детишки очень любят плести из бисера, что удивительно, есть и мальчишки, которым нравится заниматься бисероплетением.

 

– Как часто у вас бывают гости, откуда они приезжают?

 

– Отовсюду приезжают. Как-то приезжали французы, они были приятно покорены нашей богатейшей культурой. Они одевались в малицы и фотографировались, для них же это экзотика. Также приезжала лингвистическая экспедиция во главе с хантыйским учёным-языковедом З.С. Рябчиковой. Тогда мы в музее проводили экскурсию, занятия, а на улице традиционные игры с детьми.

Гости всегда по многу покупают сувениров. Это тоже хороший приработок для наших мастеров.

 

– Смотрю на ваши экспонаты и понимаю, что у вас больше сохранилось изделий, а что вы можете сказать о сохранности традиционной одежды.

 

– Если говорить об одежде, то она, к сожалению, не сохранилась. Если она и есть, то хранится в семейных архивах, её хранят, как реликвию, а в музей не сдают, т.е. хранят, как память о своих предках, родителях. А так, конечно же, каждый шьёт сам для себя. Я – солистка сельского фольклорного коллектива «Ворант нэнэт» («Лесные женщины»), мы для выступлений сами себя обшиваем.

 

– Как часто у вас есть возможность выезжать на выставки?

 

– По мере возможности, приглашают – выезжаем. Часто выезжаем в Ханты-Мансийск, Нижневартовск, бываем и в районных посёлках. Летом ездим на фестиваль «Самотлорские ночи», который проходит в Нижневартовске. Прошлой осенью выезжали в Нижневартовск, где проходил «Праздник осени», тогда победу одержала наша односельчанка, учитель хантыйского языка Светлана Фёдоровна Прасина.

Рубрика: 
Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
Номер Ханты Ясанг: 
№ 7 (3523)
4.04.2019

Главная

© 2012-2023 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Директор, главный редактор: Динисламова С. С.
Тел. (3467) 33-36-82

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-22-72

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-24-02

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52

gazeta@khanty-yasang.ru

© 2012-2023 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика