- Хантыйский
- Русский
Вах хӑнтэт йис вәупсы авӑы
Корлики кәртӑн 2000-мит о вўш эвӑт Вах юхан хонӑңӑн вәты хӑнтэт йис вәупсы авӑты щира катра пурмӑсӑт шавиты хот рәпит. Тӑм кәрта юхтум мойң ёх мєт сыры щи хота яңхӑт. Ма ищи щив вәнтыйты няврємӑт пиа яңхсум. Щӑта рәпитты нє Анастасия Антоновна Каткалева йис, катра пурмӑсӑт вантӑс па путӑртӑс. Еы ўв мӑнєма тӑм хот рәпата оӑңӑн ай тәс.
– Анастасия Антоновна, муй щирн нын хущана катра пурмӑсӑт авӑты тӑхи тывӑс?
– Кәртӑң мирэв хўвн ӑңхасӑт, ән мўң хущева катра пурмӑсӑт авӑты хот ат тывӑс. Ӆыв мўңева шєңк яма нётсӑт, арсыр катра пурмӑсӑт, хурӑт тәсӑт. Щиты кәртӑң мир унтасн тӑм музеев тывӑс. Кәщая Татьяна Фёдоровна Каткалева вә. Ма тӑта ищи пўншум пура вўш эвӑт методиста рәпитум.
Мўң хущева «Вах юхан хӑнты няврємӑт юнтупсэт», «Вой-хў вепӑс», «Ёшн вєрум хӑнты мир йис пурмӑсӑт» па па атэт эщӑтум хӑрӑт вәӑт.
Мўң рәпатнекўв шуши мир емӑңхӑтӑт, вантупсэт, арсыр вєрӑта вәнтӑты хӑрӑт эщӑтӑт. Щиты «Хӑнты рәт емӑңхӑт», «Вепӑс хә емӑңхӑт», «Хӑнты мой» етнхот вєрсўв.
Мўң хущева хәум хуят рәпит, щит кәща нє па кӑт методист, щит ма па Елена Могульчина. Ям арат о юхы мўң музеев кәртӑң культура хот пиа и тӑхия вєрсы.
Мўң музеев и нўша – вєра катра хотн вәўв. Кәщайт лупӑт, хуты еы мўң кәртэвн арсыр тӑхет пӑта и вән хот омӑсы, авӑўв.
– Вах юхан хонӑңӑн вәты хӑнтэт тунты эвӑт сыр-сыр хурамӑң пурмӑсӑт вєрӑт. Щи вєра вәнтыйты пӑта хӑрӑт эщӑтӑты?
– Па муй. Корлики кәртэвн Жанна Александровна Хохлянкина, Лидия Нестеровна Каткалева вәӑңӑн. Ма ищи вєрӑң ёх эвӑт арсыр хурамӑң тунты хушапӑт вєрты вәнтыйсум. Щи тумпи катра тунты хушапӑт пєы вантсум па ищимӑщ хӑншет хӑхрысум. Ма ищи тунты эвӑт арсыр хушапӑт вєрсум. Еы вєрум пурмӑсам пиа арсыр вантупсэта яңхсум. И пўш Москва хон вошн вәум «Сокровища Севера» нємпи вантупсыйн оӑңмит тӑхия питсум. 2017-мит он Нижневартовской районӑн вәум «Россыпи Югры» нємпи увӑс мир фестиваль пурайн ма ищи оӑңмит тӑхи вўсум.
Интӑм вєрӑң ёх пиа кәртӑң мир, няврємӑт щи вєра вәнтыйты хӑрӑт эщӑтўв. Мєт сыры вәнтӑўв, мӑта пурайн тунты хурты рӑх, муй щирн тӑйты мос, еы муй щирн хӑншэт хӑхрыты па мосты пурмӑс ёнтты. И пўш Ёмвошн «Торум Маа» нємпи катра пурмӑсӑт авӑты тӑхи ёх «Вах хӑнты тунты» нємпи вәнтӑты хӑр эщӑтсӑт.
Щи тумпи имет па няврємӑт сӑк кӑрӑтты вәнтӑўв. Ванкўты интерната яңхўв, щӑта эвет-пухӑт сӑк кӑрӑтты вєр шєңк мосман тӑйӑт.
– Нын хущана муйсӑр тӑхет эвӑт мойң ёх юхтыйсӑт?
– И пўш па хон пєлӑк Франция мўв эвӑт мойң ёх юхтыйсӑт. Ӆывеа хӑнты мир катра пурмӑсӑт шєңк әмӑщ вӑнтты вәс. Щи тумпи мойң ёх хӑнты мир әмӑтсухӑт әмӑтсӑт па хурӑт вўсӑт. Хӑнты ясӑң єрамтты нє З.С. Рябчикова пиа Вах хӑнты ясӑң єрамтты учёной ёх пиа па юхтыйсӑт. Ӆыв музей хуща хӑнтэт ӑкӑтсӑт, вәупсы, ясӑң оӑңӑн иньщӑссӑт, няврємӑт пӑта арсыр юнтупсэт эщӑтсӑт. Мойң ёх, кәртӑң хуятӑт ванкўты мойупсы юкана арсыр пурмӑсӑт әтӑт. Щи пурайн мўң имухты вєрӑнтты хуятӑта щи вух мӑўв.
– Ма вантум, нын хущана хӑнты мир катра әмӑтсухӑт ӑн хӑщсӑт, а муя?
– Щиты щи. Мўң вєра катра пурмӑсӑт тӑйўв, тәп әмӑтсух шим. Вантэ, итәх хуятӑт опращӑт эвӑт хӑщум әмӑтсухӑт юн авӑман тӑйӑт, тыв ӑн тәӑт. Интӑм кашӑӊ хуят муй щирн нәмӑс, щиты әмӑтсухӑт ёнтӑ. Якты-ариты ёх ищи ыв саттэа ернасӑт, щӑшкан сӑхӑт ёнтӑт.
– Апа, нын вантупсэт пиа арсыр вошӑта яңхӑты?
– Щиты щи. Ванкўты Ёмвош, Нижневартовск вош па район хўват яңхўв. Ӆўңӑн Нижневартовск вошн «Самотлорские ночи» нємпи фестиваль вәя. Тәня сўсн Нижневартовск вошн «Сўс емӑңхӑт» пурайн хӑнты ясӑңа вәнтӑты нєңев Светлана Прасина нух питӑс. Щи тумпи арсыр емӑңхӑтӑта яңхўв.
Хранители истории ваховских ханты
С 2000 года в посёлке Корлики Нижневартовского района работает музей-мастерская «Верьтэ кат» («Умелые руки»). Он был создан с целью возрождения, сохранения и популяризации материальной культуры ваховских ханты. Гости посёлка – одни из частых гостей учреждения. Вот и мне удалось вместе с учащимися школы посетить этот уникальный музей. Экскурсию для нас провела методист Анастасия Антоновна Каткалева. Затем она рассказала о работе музея.
– Анастасия Антоновна, расскажите о том, как создавался на селе музей.
– Сельчане давно мечтали об открытии этого музея. Именно жители близлежащих стойбищ и села стали нашими первыми активными помощниками в создании этого музея – везли и несли экспонаты, оставшиеся от старших родственников. Всё это было сделано нашими жителями безвозмездно, за что мы им очень благодарны. Именно благодаря сельчанам и был создан этнографический музей.
Директором музея является Татьяна Фёдоровна Каткалева. Я с начала открытия учреждения работаю здесь методистом. В настоящее время мы работаем втроём, директор, я и методист Елена Могульчина.
В музее представлены стационарные экспозиции: «Игрушки детей ваховских ханты», «Уголок таёжника», «Старинные ручные инструменты ваховских ханты».
Мы, сотрудники музея, часто проводим выставки, мастер-классы, активно участвуем в организации традиционных массовых праздников и театрализованных представлений: «Вороний день», «Праздник рода», «Праздник охотника», «Хантыйская свадьба» и др.
Несколько лет назад наше учреждение было объединено с сельским Домом культуры.
Одна из главных проблем на сегодня – музей находится в очень ветхом здании, ждём сдачи комплекса, в который войдут несколько учреждений культуры, в том числе и наш музей.
– Ваховская технология работы с берестой славится на весь мир, а проводите ли вы мастер-классы по работе с этим природным материалом?
– Конечно. У нас ещё живы мастера по работе с берестой – это Жанна Александровна Хохлянкина и Лидия Нестеровна Каткалева. Я тоже научилась у них особой технике работы с берестой. Досконально изучала старинные музейные экспонаты, пыталась воспроизвести, пробовала наносить такие же орнаменты. Сегодня я сама являюсь матером по работе с берестой, мои берестяные изделия выставлялись на различных выставках. Представляла свои работы на выставке «Сокровища Севера», проходившего в Москве, получила первое место. В 2017 году во время фестиваля «Россыпи Югры», который проходил в Агане и Излучинске, состоялась выставка декоративно-прикладного искусства, на котором я заняла все призовые места.
Сейчас с мастерами проводим мастер-классы по работе с берестой для всех желающих сельчан и детей. Сначала мы рассказываем, в какой период можно снимать бересту, иногда вместе ходим заготавливать бересту, затем учимся её обрабатывать, выскабливать орнаменты, а затем сшивать.
Несколько лет назад в Ханты-Мансийске в Этнографическом музее под открытым небом «Торум Маа» проходил семинар по ваховской бересте.
Своим опытом поделились наши корликовские мастера, которые привезли для наглядности свои короба. Я иногда езжу одновременно в качестве методиста и мастера, сопровождаю других мастеров.
Кроме этого, обучаем и бисероплетению. Часто вечерами ходим в интернат, детишки очень любят плести из бисера, что удивительно, есть и мальчишки, которым нравится заниматься бисероплетением.
– Как часто у вас бывают гости, откуда они приезжают?
– Отовсюду приезжают. Как-то приезжали французы, они были приятно покорены нашей богатейшей культурой. Они одевались в малицы и фотографировались, для них же это экзотика. Также приезжала лингвистическая экспедиция во главе с хантыйским учёным-языковедом З.С. Рябчиковой. Тогда мы в музее проводили экскурсию, занятия, а на улице традиционные игры с детьми.
Гости всегда по многу покупают сувениров. Это тоже хороший приработок для наших мастеров.
– Смотрю на ваши экспонаты и понимаю, что у вас больше сохранилось изделий, а что вы можете сказать о сохранности традиционной одежды.
– Если говорить об одежде, то она, к сожалению, не сохранилась. Если она и есть, то хранится в семейных архивах, её хранят, как реликвию, а в музей не сдают, т.е. хранят, как память о своих предках, родителях. А так, конечно же, каждый шьёт сам для себя. Я – солистка сельского фольклорного коллектива «Ворант нэнэт» («Лесные женщины»), мы для выступлений сами себя обшиваем.
– Как часто у вас есть возможность выезжать на выставки?
– По мере возможности, приглашают – выезжаем. Часто выезжаем в Ханты-Мансийск, Нижневартовск, бываем и в районных посёлках. Летом ездим на фестиваль «Самотлорские ночи», который проходит в Нижневартовске. Прошлой осенью выезжали в Нижневартовск, где проходил «Праздник осени», тогда победу одержала наша односельчанка, учитель хантыйского языка Светлана Фёдоровна Прасина.