Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Реональда ОЛЬЗИНА

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • «Титул» тӑхи ёх ӑктӑщийӆӆӑт
  • Мәш ямӑты вєрӑт оӑңӑн айкеӑт тәсӑт
  • И мўв – щурӑс ясӑң
  • Арсыр мўвӑтн вәты шуши мир ясңӑт оӑңӑн
  • Согом кәртӑң ӑшкола 90 оӆ постӑс
  • Рәт ясңӑт вәнтӑты вєр
  • Тәрума пойкщӑты путрӑт
  • Шаляӊ ясӑң

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Округ дума мирхот

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • 76 оӆ мӑр вўӆы тащн рәпитӆ
  • Мосӑң, йипа овӑт тӑйты питыйт
  • Кешет вєрты вухаь хә

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Вурӊа хӑтӆ пиӆа!
  • Сәрхан мўвн 45-мит пўш мир вўыйн кӑссӑт
  • Врңа хӑт
  • Вах хӑнтэт йис вәупсы авӑы

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 12 (3648)
  • № 11 (3647)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)
  • № 16 (3652)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 19 (3655)
  • № 20 (3656)
  • № 21 (3657)
  • № 22 (3658)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)

2025 год

  • № 1 (3661)
  • № 2 (3662)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 5 (3665)
  • № 6 (3666)
  • № 7 (3667)
  • № 8 (3668)
  • № 10 (3670)
  • № 9 (3669)
  • № 11 (3671)
  • № 12 (3672)
  • № 14 (3674)
  • № 13 (3673)
  • № 15 (3675)
  • № 16 (3676)
  • № 17 (3677)
  • № 18 (3678)
  • № 20 (3680)
  • № 19 (3679)
  • № 21 (3681)
  • № 22 (3682)
  • № 23 (3683)

Вы здесь

Главная » Мосӑң, йипа овӑт тӑйты питыйт
Вогулка нємуп ӆов. Шӑншвош. А. Назаренко  вєрум  хур
Вогулка нємуп ӆов. Шӑншвош. А. Назаренко вєрум хур
  • Хантыйский
  • Русский

Мосӑң, йипа овӑт тӑйты питыйт

Обской угрӑт культурайн овӑң вєр вә… Нумӑс вә, катра йисн угрӑт лесостепь хущи вәсӑт па щӑта овӑт тӑйсӑт.  И щурӑс оӑт кўтупн ыв ова пиа Увӑс мўва касӑсӑт па щӑта вәум шуши мир пиа ияха ытӑссӑт, ӛхӑт щи мир эвӑт хӑнтэт па вухаят тывсӑт…  
300 о мӑр Приобье мўвн приобской нємуп овӑт вәӑт.  Па щирн ыв «нарымчанка/нарымка»  па «приобская вогулка» нємңӑнӑн аьщӑыйңӑн. Щи овӑт ищки мўвн вәты вәнсӑт, оньщ ипи эвӑт єтут хоумты хошӑт.

Е.Г. Федорова«Лошадь в истории, культуре и мировоззрении обских угров» нємуп киника эвӑт. Ёмвош-Томск, 2017 

Щи овӑт авӑтыя «Югра-Экспо» хотн «Югра-Тур» хӑр хущи «Стремление» нємуп тӑхи ёх вантупсы эщӑтсӑт. Щи вєр оӑңӑн «Стремление» тӑхи кәща Андрей Назаренко па яңмит классӑн вәнтыйты Григорий пух ай павӑтсӑңӑн. ын лупсӑңӑн, Вуаң Отечественной аь вәнты Остяко-Вогульской национальной округ хущи хәскєм щурӑс ов вәс. аь пурайн ар вой аясты хӑра тәсы,  аь пӑрум юпийн 18-кєм щурӑс ов араттыя йис. Тӑм пўяң округевн 2,5 щурӑс ов вә, ыв Сўмӑтвош, Нуви сӑңхум, Октябрьской, Кондинской, Ёмвош, Нижневартовской па Сәрхан районӑтн вәӑт. Щи тумпи приобской овӑт Ямалн вәӑт.

Григорий Назаренко: Катра йис вўш эвӑт вәӑт 

Приобской овӑт угорской овӑт эвӑт тывсӑт, хәнты хӑнтэт па вухаят бронзовой йисн щи войт тӑйты питсӑт. Щи вєр вәс, хән обской угрӑт па дунайской угрӑт (венгрӑт) и мира вәсӑт. Мўң эраев питум артӑн хӑнтэт па вухаят опращӑт Нижний Приобье мўва касӑсӑт, пӑнӑн ова тыв тәса. Щи вўш эвӑт кӑт щурӑс о приобской ов мўң мўвевн вә. Угорской овӑт и щурӑс о тӑта вәсӑт, ӛхӑт хӑтань, рўщ па сӑран овӑт пиа ытӑссӑт. XX-мит йисн А.А. Дунин-Горкавич щи овӑт «вогулка» нємн аьщӑсэ. Советской лащ вәум пурайн тыв орловской, владимирской, советской па воронежской овӑт тәсыйт па приобской овӑт щитӑт пиа ияха ытӑсыйт. Щит вўраңӑн тӑм мўв овӑт па хураспия йисӑт. Щикўщ щиты вәс, тӑм мўвн вәман ищипа ыв приобской ов хураспет. Интум щи овӑт Югра хўваттыйн арсыр кәртӑтн шиваӑты рӑх, Ёмвош районӑн Белогорье кәртӑн щи войт вәӑт. 

Андрей Назаренко: Шоврӑт єнмӑты ӑңхасум, щит юкана  приобской овӑт ыңуптӑты вўянтсум 

Ёмвош округ племенной тӑхийн Николай Алексеевич Низов рәпитӑс, ўв овӑт єнмӑты вєр ищи єрамтӑс. 1970-мит оӑтн щив рәпитты юхтӑс па рўтьщӑтыя мӑнты вәнты щӑта рәпитӑс. Иатн вәйтантыйсамн, луп: «Приобской овӑт ыңуптӑты мос». Щи юпийн 2014-мит он щи оӑңӑн природной ресурсӑт департамент кәщая Е. Платонова нєпек хӑншсўв. Щи тухӑпи «Торум Маа» музей пиа 2017-мит он Югорской долина хущи «Приобская лошадь» нємуп вантупсы эщӑтсўв. Югра ух нє Н. Комарова щи вєр оӑңӑн вәэ, тәп кәща хотн рәпитты мир кўтн итәх ёх хуна сащ ӑн тӑйӑт, муй пӑты приобской овӑт авӑты мос. Интум вәнты щи овӑт генетической щирн ӑн єрамтсыйт. Щив шєңк ар вух ӑн мос. 2014-2015-мит оңӑнӑн вухн ки мӑсыюв, ән интум вәнты щи вєр сухнӑс. Тӑм пўяң мўң саттэва ов пўнӑт коневодства нємуп Всероссийской института китўв. Щӑта генетической рәпата тәрум пӑты вєры, тәп хўв авӑты мос, хән етшуптӑы. 

Мўң мўвев овӑт авӑты питўв щи пура вәнты, хән округевн селекционной тӑхи пўншы па генофондной тӑхи вєры. Пәмащипа Михаил Иосифович Рогалевича. ўв Вуаң Отечественной аь питты вәнты овўв приобской нємн пунсӑэ. 1930-мит оӑтн щи хә нємасыя щи овӑт научной щирн єрамтӑс. аь пӑрум юпийн 1952-1955-мит оӑтн ищимӑщ рәпата Олег Константинович Смирнов вєрӑс. ўв НИИ коневодства нємуп тӑхи эвӑт кандидатской нєпек хӑнштыя тыв юхтыӑс па Ёмвош  сельскохозяйственной опытной хотн научной рәпатнека рәпитӑс. О.К. Смирнов округ хўваттыйн яңхӑс па иса овӑт зоотехнической вєр щирн нух вантӑс. Щи хә юпийн итәх ёх тәп нумсӑң нєпекӑт хӑнштыя приобской овӑт нух вантсӑт. 

Шаль, тӑм мўв овӑт нюхӑңа-артӑңа ән ат йисӑт, па мўв овӑт пиа ияха ытӑссыйт. Ищипа мўң нәмӑсўв, приобской овӑт интум вәнты вәӑт, кўш па мўв овӑт пиа ытӑсман вәӑт. Вантэ, сыры иты тӑм мўвн вәӑт, тӑта єнумты турн єӑт, щит пӑты приобской ов хураспет. 
Интум Юграйн кӑт щурӑс мутас ов вә. Щит иса шим. Якутӑт тӑм пўяң кӑтсот щурӑс ов тӑйӑт. Сыры щи войт пурмӑсӑт па мир тәтьятыя тӑйсыйт, хән мир «Буранӑтн» яңхты питсӑт, щи пурайн ов шима йис. Щӑта сыры зверофермайт вәсӑт, щӑта войт ов нюхийн апӑттӑсыйт. Щит пӑты ыв ищи моссӑт. 

Интум округ хўват яңхман вән ёх путӑр эвӑт уша вєрсум, кәртӑтн хӑннєхәйт йипа овӑт тӑйты питсӑт. Вантэ, хән «Буранӑт» шўкатыйӆӑт, арсыр щўңк әтты мос. әтӑстыя вух мос. овӑта вух ӑн мос, ывеа тәп турн мос. Юхи хӑщум оӑтн кәртӑң айат ёх нє овӑт әтты питсӑт, ән ыв неврӑт ат тӑйсӑт па семьяе ар овӑңа ат йис. Ма нәмӑсум, коневодства вєр оӑңӑн поступсы єсӑты мос. Тәп щи пурайн приобской ов ара йи па хут ӑн пӑрӑт. 

Есть надежда, что приобская лошадь вернётся в село

В культуре обских угров, особенно в её мировоззренческой сфере, ярко выражен пласт, происхождение которого связывают с коневодческим населением. Предполагается, что древние угры, обитавшие в лесостепи, стали коневодами и, возможно, конными охотниками во втор. пол. II тыс. до н.э.  В сер. I тыс. угры под давлением продвигавшегося с юга населения ушли на север, где в заболоченной тайге утратили коневодство как отрасль хозяйства, поскольку лошадь плохо приспособлена к существованию в такой местности. Слияние угров-коневодов с обитавшими севернее, в тайге, охотниками и рыболовами, и привело к формированию предков современных ханты и манси…

За 300 лет в Приобье сформировалась своя порода лошадей, называемая приобской. Лошади, которых держали на Обском Севере до начала XX века, относятся к восточной группе пород северного лесного типа. Их ещё называют «нарымчанка/нарымка»  и «приобская вогулка». Это лошади особо выносливой породы, приспособленные к очень холодной погоде и тебенёвке (добывание корма из-под снега высотой до 60 см.)

 

 Е.Г. Федорова «Лошадь в истории, культуре и

мировоззрении  обских угров».

Ханты-Мансийск-Томск, 2017

 

Вопросу сохранения лошадей этой породы была посвящена экспозиция автономной некоммерческой организации «Стремление» на XVI туристской ярмарке «Югра-Тур» в КВЦ «Югра-Экспо». Её презентовали руководитель автономной некоммерческой организации «Стремление» Андрей Назаренко и его сын Григорий – учащийся 10 класса школы № 1 города Ханты-Мансийска. По словам моих собеседников, до Великой Отечественной войны в Остяко-Вогульском национальном округе было около двадцати тысяч голов лошадей. Во время войны численность поголовья уменьшилась, так как лошадей поставляли на фронт. После войны постепенно поголовье увеличилось до 18 тысяч. В настоящее время в округе 2,5 тысячи голов, лошадь приобской породы есть в Берёзовском, Белоярском, Октябрьском, Кондинском, Ханты-Мансийском, Нижневартовском и Сургутском районах. Незначительное поголовье есть на Ямале, где ведётся работа по развитию табунного коневодства.

 

Григорий Назаренко: История породы идет из глубины веков

 

Родоначальником приобской породы лошадей можно назвать угорскую степную лошадь, которая была одомашнена предками современных ханты и манси предположительно в бронзовом веке. То есть за две-три тысячи лет до нашей эры. Это произошло ещё до разделения угорского этноса на обской (ханты и манси) и дунайский (венгров). Есть предположение (но это не подтверждено), что венгерская лошадь имеет некоторое сходство с современными приобскими лошадьми.

 

В начале н.э. предки манси и ханты начинают продвигаться на Нижнее Приобье, и приводят сюда свою лошадь. В течение последних двух тысяч лет приобская лошадь находится на территории нашего округа. В первом тысячелетии н.э. происходит расцвет угорской лошади и коневодческой культуры. Во втором тысячелетии н.э., примерно в 1100-1400 годах, начинается угасание коневодческой культуры, поскольку предки ханты и манси постепенно переходят на охоту и рыболовство, а северные – на оленеводство. Угорская лошадь существовала тысячу лет назад, на данный момент её не существует, так как постепенно в неё влилась кровь татарских лошадей с юга, приведённых татаро-монголами, а с севера русских и зырянских лошадей. В начале 20 века А.А. Дунин-Горкавич местную аборигенную лошадь называет «вогулкой». Приобская лошадь особенна и тем, как она выглядит, и тем, какие у неё есть свойства. Она приспособлена к нашим местным суровым условиям климата и питания: каждую зиму тебенёвка, постоянное нахождение на пойменных лугах и добыча корма в воде. Именно этим она замечательна. Даже феноменальна.

 

Позднее в советское время проводилась метизация, то есть скрещивание заводских пород с аборигенной лошадью с целью укрупнения животных. Завозились заводские породы, к примеру, орловские или русские рысаки, владимирский, советский и воронежский тяжеловозы (битюки). Процесс метизации привёл к тому, что в течение XX века скрещиванием пород практически была изменена чистая приобская порода. Как бы то ни было, местный климат и условия кормления привели к тому, что тип приобских лошадей, который заложен у них в генах, всё-таки сохранился. Это можно увидеть во многих посёлках Югры, в частности в посёлке Белогорье Ханты-Мансийского района.

 

Андрей Назаренко: Хотел кроликов выращивать, а занялся проектом сохранения генофонда приобской лошади

 

В племенной службе Ханты-Мансийского округа работал Николай Алексеевич Низов. Он занимался в том числе и местными лошадьми. Пришёл туда молодым специалистом в 1970-х годах и всю жизнь этим делом занимался. А сейчас на пенсии. Когда встретились, говорит: «Ой, приобскую лошадку бы спасти». И вот в 2014 году по поводу проекта сохранения породы приобских лошадей письменно обратились к директору департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Е. Платонову. Ещё один проект по истории коневодства у нас был реализован совместно с этнографическим музеем  «Торум Маа», в её рамках в 2017 году в Югорской долине прошла выставка «Приобская лошадь».

 

Губернатор Югры Н. Комарова знает об этом проекте, но не все чиновники понимают, что нужно сохранить приобскую породу лошадей. Сейчас ждём финансирование на зоотехническое обследование. По приобской лошади до сих пор не проведены генетические исследования. Это исследование не требует больших денежных средств. Если бы нас поддержали в 2014-2015 годах, когда мы подали заявку на исследование, давно бы всё сделали. Мы и сейчас этим занимаемся, когда есть возможность: из гривы выдергиваем волос и отправляем во Всероссийский НИИ коневодства. Единственное – это бесплатно и работа проводится по остаточному принципу. В этом НИИ находится вся база по другим породам лошадей. Я несколько раз там был. И их представители к нам приезжали, когда мы организовывали слёты натуралистов, круглые столы на сельскохозяйственных выставках. Так мы объединились, и сейчас проект по сохранению приобской породы лошадей, можно сказать, межрегиональный.

Проект сохранения генофонда приобской лошади будет вестись до тех пор, пока не будут созданы соответствующие организации и селекционный центр по работе с породой, пока не появится в Ханты-Мансийском округе генофондное хозяйство. Дело в том, что как порода эта лошадь толком не изучена генетиками. Спасибо, в довоенное время Михаил Иосифович Рогалевич, довольно известный учёный по коню, по сути, первый дал название нашей аборигенной лошади – приобская порода лошадей. Он проводил исследование в 1930-х годах до этого неизвестной для науки группы лошадей по заданию НИИ Всесоюзного института коневодства. Позднее, уже после войны в 1952-1955 годы, исследования были проведены Олегом Константиновичем Смирновым. Он писал кандидатскую работу, сюда приехал от НИИ коневодства и работал научным сотрудником Ханты-Мансийской сельскохозяйственной опытной станции. Основной его задачей было провести обследование состояния конепоголовья, и выявить, как повлияла метизация на приобскую лошадь. При абсолютной поддержке власти О.К. Смирнов проехал весь округ, лошади полностью зоотехнически были исследованы. Но в ту пору генетику никто не изучал, тогда этого не было. И то глубокое исследование приобской породы было последним. Были потом другие исследования, но они больше ставили задачу написать статью. Технология содержания лошадей в наших поймах особенная – полувольная. По ней М.А. Свяженина из Тюменского сельхозинститута и Н.А. Низов написали методическое пособие. Ему дана оценка, как одному из лучших пособий по табунному содержанию.

 

К сожалению, в целях улучшения породы лошади, чтобы было больше мяса, чтобы больше груза возила, сюда начали завозить тяжеловозов, рысаков и смешивать с приобской. Как бы то ни было, мы считаем, что приобская порода сохранилась и поныне. Потому что условия остались прежними: пойма, климат, корма и технология содержания лошади. Как говорил академик В.И. Вернадский: «Породу формирует условия и местность». Если условия содержания и местность прежние, порода всё равно будет возвращаться к исходному положению, как бы её не скрещивали. Хотя понятно, что сейчас в основном это помесь разных пород лошадей.

Сейчас в Югре примерно две с половиной тысячи голов лошадей. Это мало, честно говоря. У якутов поголовье составляет порядка двухсот тысяч голов лошадей. К сожалению, сейчас даже в статистике округа лошадь не учитывают. Раньше лошадь мощно использовалась как рабочая тягловая сила, пока не пришли «Бураны». Когда-то здесь было много звероферм, и лошадиное мясо уходило на корм животным.

Из разговоров во время экспедиций по округу с представителями старшего поколения мы узнали, что в деревни по Оби лошадка возвращается, так как с «Буранами» стало проблематично – на запчасти и т.д. деньги надо. А вот лошадке только сено надо и уход. Надеемся, что лошадь вернётся в село. Сейчас есть проблемы с кадрами. Коллеги на других территориях больше занимались лошадью, в итоге у них сейчас вышла на первый план проблема кадров. Старики ведь уходят, а молодежи нет. Что дальше будет с приобской породой, если не будет кадров? Поэтому очень важно – надо молодежь научить коневодческой работе.

 

На сегодня основное использование лошади продуктивное, то есть на мясо. В сельских поселениях есть молодые семьи, которые заводят себе кобыл для дальнейшего разведения, а жеребчиков на мясо. Ситуация с необходимостью устойчивого развития сельских территорий требует разработки и принятия окружного закона о коневодстве. И только через него мы сможем сохранить нашу брендовую приобскую лошадь и создать условия для развития табунного коневодства Югры.

Рубрика: 
Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
Номер Ханты Ясанг: 
№ 7 (3523)
4.04.2019

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика