- Хантыйский
- Русский
Хәнты ӑӊкєм лупӑс – нӑӊ вәнӆтӑты нєӊа йиӆӑн
Щиты путреӆ оӆӊитсӑӆэ тӑм ванӑн «Рәт ясӑӊа па Увӑс мир литературая вәнӆтӑты ёх – 2020» кӑсупсыйн нух питум нє Раиса Мартыновна Гаврильчик.
Тӑм вухаӆь нє Анямов рәт эвӑӆт вәԯ, 1930-мит оӆӑтн ӆўв щатьщащеӆ Илья Васильевич Анямов хоттєӆ ёхӆаӆ пиӆа Свердловской область Ивдельской район Тресколье кәрт эвӑӆт Усть-Манья (щит Няксимволь пўӊӑӆн) кәрта касӆӑс. Р.М. Гаврильчик нәмӑӆмӑсӆэ: «Ма ащєм Мартын Ильич Анямов меньнє тәты пӑта Тресколье кәрта ӊхӑс. Имеӊа йис. Ӑӊкєм нємӆ Анна Андреевна. Мўӊ семьяевн яӊ няврєм вәс. Вән няврємӑт мәш эвӑӆт ай пурайн ӑнтәма йисӑт. Щи пийн Никита, Алексей, Софья, Борис, Вера, Людмила. Ӛхӑт ма тәнӆуп тыӆӑщ 5-митн 1972-мит оӆн сєма питсум. Мєт ай апщев – Ольга. Ащєм-ӑӊкєм вўӆы тащ ӆавӑӆсӑӊӑн, ӆўӊӑн Кев па пєлка касӑӆсӑӊӑн. Еӆӆы мўӊ Няксимвольн вәӆты питсўв, вантэ, мўӊева вәнӆтыйӆты мосӑс. Ащєм вўӆы ӆавӆӑс, щи тумпи х эвӑтты тӑхийн рәпитӑс. Ӑӊкєм ӑшкола-интернатн кәр ӑӆӆяты па хотхӑр ӆюхитты нєӊа вәс. ма нәмӆєм, ӆўв иса пурайн кепӆ тӑӊӆӑс па кәртӑӊ мир пӑта пуркайт ёнтӑс».
Пура юхтӑс – Раиса нулевой класса вәнӆтыйӆты мӑнӑс. Оӆӑӊмит вәнӆтӑты нєӊеӆ – Ольга Митрофановна Сайнахова вәс. «Ӆўв мўӊ пиӆэва рәт ясӑӊӑн путӑртӑс. Ӆўв пєӆэӆа вантємн ма нумса юхӑтсум – еӆӆы ищи вәнӆтӑты нєӊа йиӆум. Ипўш ӆўӊӑн рўтьщӑты пурайн ӑӊкєм кепӆ тӑнӆӑс па мўӊева ӆупӑс: «Нӑӊ, Соня, вух ӆўӊӑтты нєӊа йиӆӑн! Нӑӊ, Вера, совет хотн рәпитты питӆӑн. Люда, нӑӊ ай тохтура йиӆӑн. Рая, нӑӊ няврємӑт вәнӆтӑты питӆӑн. Оля, нӑӊ ай няврємӑт пиӆа рәпитты питӆӑн. Шєӊк әмӑщ – щиты щи тывӑс. Аӆпа, ӆўв еӆ вәӆупсы пєӆы вантты щир тӑйс», – нәмӑӆмӑсӆэ Раиса.
Роман Анямовӑт хотн вән шәк тывӑс – няврємӑт ӑӊкиӆы-ащиӆы хӑщсӑт. Еӆӆы ӆыв Софья вән упеӆн єнмӑӆсыйт, итәх пушхиет интернатн вәсӑт. Анямов няврємӑт – нумсӑӊӑт, хуӆыева ма ӑшкола етшуптӑсӑт. Раиса математика, геометрия, физика урокӑт мосман тӑйс, вән классӊӑнӑн практика иты ӆапкайн тынєсты нєӊа рәпитӑс. Нәмӑсӑс, мосӑӊ, вух ӆўӊӑтты нєӊа йиӆ.
Ӑшкола пийн Раиса и оӆ Хулимсунт кәртӑн газ мӑты тӑхи ӆавӑӆты нєӊа рәпитӑс. Еӆӆы Санкт-Петербург воша мӑнӑс, щӑта 1991-мит оӆн Увӑс мир институтн «Культурология» тӑхи пўншсы. «Мӑнєма Ирина Александровна Лапина йис вәӆупсы оӆӑӊӑн лекция хәӆӑнтты мєт мәстӑс. Щи пурайн веӆщи йиӆуп щирн вәнӆтӑты питсыюв. Мўӊ «Педагогика XXI века» нєпек хўват вәнӆтыйӆсўв. Практикайн Санкт-Петербург вошӑӊ ӑшколайтн няврємӑт вәнӆтӑсўв», – путӑртӑӆ Р.М. Гаврильчик.
Вән нєпекӑӊа вмаӆ пийн Раиса Ёмвоша юхтӑс. Тӑта мєт сыры «Югория» тӑхийн вухаӆь ясӑӊӑн передачайт ӆэщӑтӑс. Еӆӆы Раиса әмӑщ вєр оӆӑӊӑн ай тәс: «Ин хӑня вєр оӆӑӊӑн путӑртӆум – ма актрисая йиты ӆӑӊхӑсум, щирн Санкт-Петербург вошн театральной училищайн вәнӆтыйӆсум. Тәп щи пурайн щӑта вәӆты-хоӆты хотн ӑн мӑсыюм, стипендия вухн ӑн сухуптӑсыюм, щирн ма тәп кӑт тыӆӑщ вәнӆтыйӆмєм пийн юхӆы Ёмвоша кєрӆӑсум».
Раиса заочной щирн А.И. Герцен нємуп университетн «Институт педагогики» етшуптӑс. Еӆӆы Ёмвошн арсыр мирӑт творчества хотн, Ас-угорской научной институтн рәпитӑс. «Ӆыӆӑӊ союм» вәнӆтӑты хот пўншум пурайн Раиса няврємӑт вухаӆь ясӑӊа вәнӆтӑты питӑс па тӑм пура вәнты щӑта рәпитӆ. Щи тумпи кӑт оӆ Увӑс няврємӑт искусствайт вәнӆтӑты хотн эвет-пухӑт шўкщӑты вєра вәнӆтӑс. «Югорика» передачайн ищи вухаӆь ясӑӊ урок ӆэщӑтӑс.
«Иха ӆўӊӑтты ки, ма 13 оӆ няврємӑт вәнӆтӑӆум. Интӑм хәӆмит пўш «Вәнӆтӑты ёх» кӑсупсыйн кӑссум. Щӑта кадетӑт пӑта Вуӆаӊ ӆаӆь оӆӑӊӑн урок тәсум. Путӑртсум, хутыса ӆӑӆь пурайн щатьщащєм Ивдель вош вәнты вўӆы әхӑӆн нюхи, хўӆ, пәщта нєпекӑт тәтьӆяс. Щӑӆта Роман Ругин хӑншум «Ӆаӆь пура няврєм» стих ӆўӊӑтсўв. Рўщ няврємӑт веӆщи вухаӆь мир оӆӑӊӑн уша вєрсӑт, ӆывеӆа шєӊк мәстӑс», – лупӑс кӑсупсыйн нух питум вәнӆтӑты нєӊев.
Раиса Мартыновна, еӆӆы ищиты әмща няврємӑт вәнӆтуман рәпита!
Людмила ШУЛЬГИНА
Предсказание мамы сбылось – я стала учительницей
По завершению конкурса профессионального мастерства в области образования «Учитель года – 2020», в номинации «Учитель родного языка и литературы – 2020» победителем стала педагог дополнительного образования этнокультурно-образовательного центра города Ханты-Мансийска Раиса Мартыновна Гаврильчик. Нам удалось с ней побеседовать.
– Раиса Мартыновна, расскажите немного о себе, где вы родились, выросли, кто ваши родители, почему выбрала педагогическую стезю?
– Я родилась 5 февраля 1972 года в селе Няксимволе Берёзовского района Тюменской области. Наши корни берут своё начало от лозьвинских манси, издревле мансийский род Анямовых проживал в деревне Тресколье Ивдельского района Свердловской области.
Наш дедушка Илья Васильевич Анямов в период начала репрессий вместе со своей семьёй, маленькими детьми перешёл через Урал и поселился в деревне Усть-Манья, что находится возле посёлка Няксимволя. Уже позже его взрослые сыновья Никон, Даниил, Мартын тоже обосновались со своими семьями в Усть-Манье.
Мой отец Мартын Ильич Анямов ездил за невестой, нашей мамой Анной Андреевной, в свою родовую деревню Тресколье. Получается, что мы – лозьвинские манси.
Отец, как и дед, был оленеводом, поэтому наша семья постоянно каслала со своим стадом через Уральские горы. Нас в семье было 10 детей, старших сестёр Ульяны и Софьи из-за болезней не стало в младенческом возрасте. Затем родились Никита, Алексей, Софья (её назвали в честь умершей сестры), Борис, Вера, Людмила, я – Раиса, и младшая сестра Ольга.
Потом родители переехали в посёлок Няксимволь, потому что нам, детям, нужно было учиться. Помню, что мама всегда вставала рано, так как она была истопником, растапливали печи в школе, интернате, а также работала техничкой, а всё свободное время шила, была отменной рукодельницей. Поскольку отец был оленеводом, то у нас всегда были оленьи шкуры, камусы, мама шила бурки нашим сельским учителям.
Вспоминаю, что всегда нехотя, со слезами ходила в детский сад.
Наконец-то настала школьная пора. Я начала учиться в подготовительном нулевом классе. Тогда к нам приехала молоденькая учительница Ольга Митрофановна Сайнахова. Нам было удивительно, что она с нами всегда разговаривала по-мансийски. Именно тогда у меня появилась мечта – вот вырасту и тоже стану учительницей.
Помню, однажды летом мы, дети, были на каникулах при родителях. И мама, как всегда, за шитьём вдруг сказала, полагаясь, по-видимому, настоящим реалиям жизни – на селе были врачи, учителя, работники сельского совета: «Вот ты, Соня, будешь работать бухгалтером, Вера будет работать в сельсовете, Люда в больнице, Рая будет учителем в школе, а ты, Оля, будешь работать в детском саду». И как-то вот так она нас распределила.
Родителей, к сожалению, рано не стало. Мне было всего 7 лет.
Пока олени в летний период были на пастбищах на Урале, отец работал на пилораме в Няксимволе, где и погиб трагически.
А нас было мал мала меньше, мама очень тяжело перенесла утрату мужа, от переживаний у неё начало скакать давление, от инсульта у неё парализовало правую сторону, увезли в районную больницу села Берёзово. Всё, вроде поправилась, летом привезли из Берёзово, а осенью её не стало.
Год мы жили в своём доме, а потом нас всех забрали в интернат.
И что интересно, предсказание матери стало постепенно сбываться. София выучилась в Тюмени на бухгалтера-экономиста, на заводе её назначили старшим бухгалтером. Когда не стало мамы, Софья вернулась в Няксимволь, чтобы нас растить, здесь она работала главным бухгалтером. Вера выучилась на секретаря-делопроизводителя, сейчас она работает в областном архиве города Тюмени, возглавляет отдел особо важных архивных документов. Людмила выучилась в Салехарде на ветеринара, я – на культуролога, учителя истории и культурологии. Ольга окончила дошкольный факультет Института народов Севера РГПУ им. А.И. Герцена. А в школе мы все учились хорошо, были старательными учениками. Пророчество мамы сбылось.
В школе я очень любила уроки математики, физики, геометрии, поэтому мечтала выучиться на бухгалтера или экономиста. Даже в старших классах проходила практику в магазине, мечтала стать продавцом.
После окончания школы поехала в Хулимсунт к сестре Людмиле, я 18-летней девушкой была охранником газовой компрессорной станции. В мои обязанности входило отворять ворота прибывающему транспорту, а также сторожить предприятие ночью. Мы, как настоящие дочери охотника, все меткие стрелки.
Тут мне наудачу попадается местная девушка Галина Ильинична Краснухина (Алгадьева), разговорились с ней. А она училась в мединституте и приехала в Хулимсунт. Я говорю, что, мол, сдала документы в Ханты-Мансийский педколледж, наверное, буду учиться на воспитателя детсада. Она уговорила меня поехать с ней в Санкт-Петербург. Вместе приехали в Ханты-Мансийск, я забрала документы и мы поехали в Санкт-Петербург. Тогда вначале 90-х годов, а вернее, в 1991 году в Институте народов Севера только открылся факультет культурологии. Вместе со мной поступили Надежда Ерныхова, Виктория Лапцуй, Виталий Истомин, Игорь Алексеев и др. Что интересно, нам было дано творческое задание – мы должны были представить инсценировку какой-нибудь сказки, красиво продекламировать стихотворение, что-то в этом роде. Я помню, что подготовила юмористический номер.
Учились и практику проходили в санкт-петербургских школах. У нас был хороший педагог Ирина Александровна Лапина. Она преподавала истории разных периодов, практику по которой и проходили в городских школах. Именно тогда мы начали учиться по учебному пособию «Педагогика XXI века», где подробно рассказывалось о новых преподавательских методиках, писалось о нестандартном подходе к ведению урока, сейчас это называется «Федеральный государственный образовательный стандарт» (ФГОС). Смысл таков, что основная деятельность, логически мыслить, стремиться к получению знаний – всё это должно исходить от учащегося, учитель лишь направляет его.
– Где начали работать после вуза?
– В 1996 году успешно окончила университет, мне хотелось вернуться в родное село Няксимволь, но попала в Ханты-Мансийск. Здесь устроилась корреспондентом на радио и телевидение в ВГТРК «Югория», которое тогда располагалось по улице Ленина, дом 21 А. Директор телерадиокомпании А.В. Конев прописал меня там, я ещё долго была прописана в этом здании.
А вот сейчас раскрою небольшой свой секрет. Когда я училась в Санкт-Петербурге, у меня зародилась идея – выучиться на актрису. Но просто так я уволиться не могла, мне поставили условие – найти замену, именно тогда я предложила Наталье Маковецкой пойти работать в «Югорию».
Подала документы в одно из театральных училищ Санкт-Петербурга, прошла конкурс. Но там не выплачивали стипендию, не предоставляли общежитие, поэтому я проучилась всего 2 месяца и бросила. А сейчас я жалею, что ушла оттуда.
Заочно успешно окончила в Санкт-Петербурге Институт педагогики РГПУ им. А.И. Герцена.
По приезду в Ханты-Мансийск устроилась на работу в Окружной Дом народного творчества, тогда директором была Елена Павловна Соломина. Здесь я начала организовывать различные познавательные мероприятия по культуре обских угров, приглашала студентов ханты, манси, ненцев. Например, собирала сведения о мансийском роде Анямовых, а также о других мансийских родах. Со студентами дискутировали на тему сохранности и бережного отношения к культуре и родным языкам. Проводили различные семинары-практикумы по традиционным ремёслам. Заведующая музеем Окружного Дома народного творчества Ольга Анатольевна Мыльникова просила меня проводить экскурсию.
Здесь в Ханты-Мансийске я познакомилась со своим мужем Василием Гаврильчиком, сыграли свадьбу, родился сын Иван. Уходила в декретный отпуск, а когда вышла, то здесь уже работали новые сотрудники Галина Шуганова, Надежда Бушуева, Татьяна Вадичупова, Анатолий Вадичупов.
Помню, что, работая в Окружном Доме народного творчества, мы с коллегами начали поднимать жилищные вопросы, выяснилось, что у нас внутри организации даже нет списка нуждающихся в жилье. Я тогда и начала пробивать этот вопрос, составили список нуждающихся в улучшении жилищных условий. Сотрудники начали в срочном порядке собирать все необходимые документы для постановки в очередь. Ведь в то время очень быстро начались строиться квартиры именно для коренных малочисленных народов Севера. Сотрудники Окружного Дома народного творчества первыми получили жильё. Тогда на наше учреждение выделили три квартиры.
– Раиса Мартыновна, расскажите, а как вы попали на работу в только что открывшийся Центр дополнительного образования «Лыланг союм» («Живой ручеёк»)?
– Татьяна Вадичупова, будучи сотрудницей Окружного Дома народного творчества, загорелась идеей в условиях города обучать детей родным языкам и культуре. Она написала проект о создании образовательного центра, всё обсчитала. Защитила проект, были выделены деньги, но не было отдельного здания, поэтому в первые годы мы занимали несколько комнат в офисе общественной организации «Спасение Югры» по улице Безноскова, дом 2 А. Тогда центр относился к «Станции юных туристов». Я работала в Окружном Доме народного творчества, но и начала подрабатывать в этнообразовательной студии «Лыланг союм».
Меня в тот период заметила Ольга Александровна Кравченко и стала приглашать на работу в Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок, тогда там открывался «Отдел инновационных технологий». Я переводом перешла в институт в новый отдел, который и возглавляла О.А. Кравченко, а сотрудников было всего два – Наталья Лыткина и я. Ольга Александровна для меня стала хорошим наставником, научила писать научные статьи, разрабатывать программы, даже написали книгу по туризму.
Именно в тот период на различных праздниках стали выставляться чумы, чтобы каждый гость воочию увидел жизнь и быт коренных народов Югры. О.А. Кравченко строго всё расписывала, как должно всё быть, что должно быть в чуме, какие традиционные блюда, травяные чаи готовить для гостей и т.д. Чумы ставились в городском парке им. Бориса Лосева, а когда начали проводить фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня», то традиционное жилище оленеводов стали устанавливать в Югорской долине, здесь в гостинице проживали гости. У нас внутри чума были традиционные пологи, быт и убранство – всё было настоящим, гости в буквальном смысле заходили и ахали от удивления. Иностранцы-то вообще впервые это видели. Мы рассказывали гостям о культуре обских угров, об оленеводстве, проводили экскурсии, рассказывали о культуре поведения и т.д.
Татьяна Савельевна Вадичупова стала уговаривать перейти в центр, очень требовались педагоги. О.А. Кравченко уговаривала остаться, но я понимала, что молодому центру очень нужны учителя и перешла туда. Я преподавала в центре детям мансийский язык. Так, с 2007 года на постоянной основе работаю педагогом-организатором в Детском этнокультурном образовательном центре «Лыланг союм».
Но туристическую деятельность я не забросила. Тогда директором «Станции юных туристов» была Ираида Фёдоровна Самалова. Она научила меня проводить обзорные экскурсии по городу Ханты-Мансийску, поэтому и иногда проводила для гостей окружной столицы экскурсии.
Центр «Лыланг союм» только открылся, сотрудников было мало. Мы начали проводить традиционные праздники обских угров, например «Вороний день», в летний период организовывали этнолагерь, создали детские фольклорные коллективы и т.д. Жизнь кипела.
Людмила Александровна Алфёрова параллельно в офисе «Спасение Югры» проводила семинары, участниками которых были и наши сотрудники. Например, семинар «Покрой и шитьё традиционных женских платьев» и др.
Потом городская администрация выделила этноцентру отдельное помещение по улице Мира, дом 52. Я до сих пор работаю в этом этноцентре. Здесь же был организован музей, заведующей которого была я. У меня было 9 часов педагогической нагрузки.
– Раиса Мартыновна, знаю, что на тот момент не было учебных пособий, методичек для преподавания родного языка для невладеющих детей, как вы готовились к урокам?
– Поскольку мы сами – прекрасные знатоки родных языков, то сами готовились к урокам, рассчитанным именно на таких детей. Ведь главное было, заинтересовать детей к изучению, для многих, не родному языку. Писали авторские программы, методички и т.д.
– Знаю, что кроме работы в центре «Живой ручеёк», вы преподавали в Центре культуры для одарённых детей Севера, а также участвовали в записи образовательной программы «Югорика», что выходит на телеканале «Югра». Расскажите немного об этом.
– Первые обучающие программы «Югорика» вели сотрудники нашего центра Владимир Савельевич Меров, Ольга Мартыновна Норова. Известная хантыйская поэтесса Мария Вагатова тоже вела уроки хантыйского языка на «Югорике». И как-то она позвонила мне и попросила принять участие в записи этой программы. Я согласилась и записала несколько уроков мансийского языка.
До 17:00 работала на основной работе в центре «Лыланг союм», а после работы преподавала ДПИ в Центре искусств для одарённых детей Севера. Дело в том, что долгие годы в Центре искусств для одарённых детей Севера известная мастерица Ульяна Николаевна Шульгина вела предмет «Декоративно-прикладное искусство обских угров». Когда она ушла на пенсию, то обратились ко мне, продолжить её дело. Вот так я стала обучать детей традиционному рукоделию. Вот уже два года как не преподаю там. В общей сложности три года отработала. Для меня это тоже педагогический опыт. Мы организовывали различные традиционные праздники, проводили различные конкурсы, проводили соревнования по национальным видам спорта и т.д.
Помню, когда привозили детишек ханты, манси, ненцев из глубинок, они такие же скромные, стеснительные. Часто приходили ко мне и жаловались, вот мол, меня обижают. Я для них стала, как мама. Понятно дело, что они очень скучают по родителям.
В Центре искусств прекрасный педагогический коллектив. Педагог Фаина Тимофеевна Давыдова сама родом из мансийского села Саранпауля, поэтому прекрасно знает психологию детишек ханты и манси. У неё много выпускников, которые часто навещают и благодарят её.
В общей сложности мой педагогический стаж составляет 13 лет.
– Раиса, а как решились участвовать в конкурсе «Учитель года»?
– Надо сказать, что я не впервые участвую в этом конкурсе. В 2013 году была такая же ситуация, как в этом году, было всего три учителя родного языка. Он проводился в Ханты-Мансийске. Тогда я буквально за месяц подготовилась. Во время конкурса представила урок «Виртуальный музей мансийского писателя Ювана Шесталова». Тогда я заняла четвёртое место. Получила приз зрительских симпатий, городской Профсоюз народного образования поощрил.
Также принимала участие в конкурсе учителей в 2016 году, но, к сожалению, не заняла никакого места.
А вот сейчас я за полгода начала готовиться к этому конкурсу. Успешно прошла заочный этап, заняла первое место, поэтому пригласили на очный этап. Готовя визитную карточку, написала даже песню о Югре, которая вошла в мой презентационный ролик. Я сама даже играла на музыкальном инструменте варгане.
В первый день конкурса мы, учителя родных языков, представили свои визитки, где вкратце рассказали о себе, о своей педагогической деятельности и т.д. В этот же день провели уроки родного языка, литературы.
Я с собой привезла всё до мелочей, что мне нужно было для урока.
Долго думала над темой урока. А нам была поставлена задача – приурочить урок к 75-летию Великой Победы.
Вспомнила, что мой дедушка Илья Васильевич Анямов в годы войны возил на оленьих обозах до станции в посёлок Ивдель Свердловской области рыбу, мясо, почту, получал почту, которую и доставлял в село Няксимволь, Берёзово.
Решила связать урок с трудовым подвигом дедушки-оленевода. Во время урока познакомила детей с оленеводческой лексикой мансийского языка. Долго думала над темой и тут мне под руки попадается сборник со стихами «Звон летящего аркана», листаю и нахожу стихотворение хантыйского поэта Романа Ругина «Дети войны». Тут же назвала урок «Звон летящего аркана». Начинаю урок с вопроса к ученикам: «Дети, вы знаете, что такое аркан?», практически весь урок ученики постепенно узнавали об укладе жизни оленеводов, о предметах быта и т.д. Я представила урок в игровой форме – урок-путешествие.
Конкурс учителей родного языка проходил в кадетской школе города Нефтеюганска. Ученики были в военной форме. Тема войны близка кадетам. Но всё, что связано с северными народами, для них это было своего рода открытие. Они узнали о военных и трудовых подвигах северных народов округа. Я создала возможность очутиться на настоящем стойбище. За один урок они узнали практически всё об оленеводстве, об укладе жизни. Дети были в восторге.
Самый главный результат для меня – многие дети с восторгом говорили, что они открыли для себя народ манси, кто-то заинтересовался мансийским языком – это самое главное для учителя. У детей горели глаза.
С детьми зачитали стихотворение Романа Ругина «Дети войны», где описывается тяжёлый детский труд, который был большой помощью женщинам, старикам, оставшимся на стойбищах.
Урок понравился мне, моим коллегам и членам жюри. Даже учительница истории этой школы отметила, что ей очень понравился мой урок.
Мастер-класс для педагогов я провела по хвойным деревьям. Это своего рода обмен опытом. Привезла веточки различных хвойных деревьев, шишки, рассказывала о хвойных деревьях, об их применении в традиционной медицине и т.д. Даже привезла варенье из сосновых шишек, жвачку-живику.
Мне понравился мастер-класс Татьяны Андреевны Сайнаковой – учительницы родного языка из деревни Русскинская Сургутского района. Она учила изготовлять книжку-малышку с загадками на родном языке о животных. Учительница из посёлка Нижние Нарыкары Октябрьского района Лариса Николаевна Карпенко учила собирать из предложенных слов на мансийском языке целые предложения.
Итогом конкурса учителей родного языка стал к руглый стол на тему «Учитель будущего», где мы обсуждали пройденный конкурс, говорили о своих пожеланиях, а также озвучили проблемы по преподаванию родных языков в округе. Я посоветовала проводить в районах свои конкурсы учителей. У нас, к сожалению, нет должного общения между учителями, мы не делимся своим накопленным багажом знаний по преподавательской практике.
Сама атмосфера конкурса была доброжелательной. Нас тепло встретили учителя и учащиеся кадетской школы, мы чувствовали себя очень уютно, каждому учителю-конкурсанту для подготовки к уроку был предоставлен отдельный кабинет.
Я осталась в восторге от конкурса.
– Раиса Мартыновна, поздравляем с победой в конкурсе профессионального мастерства. Желаем дальнейших успехов в педагогической деятельности.
Беседовала Людмила ГУРЬЕВА