Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Ирина САМСОНОВА

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • «Вәнӆтӑты ёх – 2020» кӑсупсы вәс
  • «Сӑмӑң хӑннєхә»
  • Ӆыв саттэӆа вєр тӑйты ёх нётӆыйт
  • Мўвтєӆ финно-угорской мирӑт VIII-мит конгресса мӑнӆӑт
  • Вевтам мәш вєр оӆӑӊӑн
  • Ёмвошн 18-мит пўш «Най Аӊки» вәс
  • Йиӆуп мәш оӆӑӊӑн мирхот вєрсӑт
  • Вәнӆат ёхӆаӆ оӆӑӊӑн хӑншсӑт

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Округ дума 38-мит мирхот
  • Оса тӑхет ёх кашащты нєпек хӑншсӑт
  • Вуԯаң поступсы оԯӑңӑн
  • Хот ӆәтты щира вух мӑсы

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Кашӑӊ хӑннєхә пириты вєритԯ
  • Хәнты ӑӊкєм лупӑс – нӑӊ вәнӆтӑты нєӊа йиӆӑн
  • Ясӊӑн ӆавӑӆман тӑяԯн
  • Ащеӆ тарма ӆаӆясӑс, эвеӆ тарма рәпитӑс Вуӆаӊ Победа пӑта
  • Балтийской щорӑсн ӆаӆясум хә Иван Яркин
  • Ма вән аӊкаӊкєм – вєртутӑӊ нє
  • Аӊкаӊкӑн па аӊщащӑн мосман тӑйӆӑӆн
  • Ма мєт вән аӊщащєм Вуӆаӊ ӆаӆя ӊхӑс
  • Вән аӊщащєм кӑт ӆаӆьн ӆаӆясӑс
  • Ар ариты хошӆ, тәса ёнтӑсӆ па стихӑт хӑншӑӆ

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 12 (3648)
  • № 11 (3647)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)
  • № 16 (3652)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 19 (3655)
  • № 20 (3656)
  • № 21 (3657)
  • № 22 (3658)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)

2025 год

  • № 1 (3661)
  • № 2 (3662)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 5 (3665)
  • № 6 (3666)
  • № 7 (3667)
  • № 8 (3668)
  • № 10 (3670)
  • № 9 (3669)
  • № 11 (3671)
  • № 12 (3672)
  • № 14 (3674)
  • № 13 (3673)
  • № 15 (3675)
  • № 16 (3676)
  • № 17 (3677)
  • № 18 (3678)
  • № 20 (3680)
  • № 19 (3679)
  • № 21 (3681)
  • № 22 (3682)
  • № 23 (3683)

Вы здесь

Главная » Кашӑӊ хӑннєхә пириты вєритԯ
  • Хантыйский
  • Русский

Кашӑӊ хӑннєхә пириты вєритԯ

1990-мит оӆӑтн юрн мир поэт, писатель, вўєң хә Юрий Вэлла (Айваседа) вўт кәртӑӆн пушхӑт пӑ­та ӑшкола пўншты нумса юхтӑс.

«Вўӆы ӆавӑӆты вєр – щит еӆӆы вәӆты щир па вән нётупсы. Вўт кәртӑн вәӆты хӑннєхә йиӊк тәты, тўтъх сэвӑрты па сопаса ӆэщӑтты, вўӆэт ӆавӑӆты, вой па хўӆ веӆпӑсӆӑты айтєӆн вәнӆтыйӆ. Щит пӑта вәнтӑн ӆўв ӑн вәшӆ. 


Щӑӆта вўт кәртӑн єнмум айӆат хуят, кўш вошӑн, кўш кәртӑн рәпата вәйтӑӆ па щӑта хоттєӆ ёхԯаԯ пиӆа вәӆты-хоӆты питӆ. Тәп муӆты вєр ӑн тывӆ ки, ӆўв имухты вєритӆ вўт кәртӑԯа кєрӆӑты па еӆӆы айтєӆн вәнӆтыԯум щирн вўӆэт ӆавӑӆман, вой-хўӆ веӆпӑсӆуман вәӆты», – иӆатн лупӑс Юрий Кылевич. 


12 оӆ ӆўв атэӆт вўт кәртӑӆн ӑшколайӆ тӑй­сӑӆэ. Юрн мир фи­лософ ики шєӊк ӆӑӊхас, ӆәӆн няврємӆаӆ, хиӆыӆаӆ хуӆыева вәнт шушийн ат вәсӑт, рәт ясӑӊӑн ат путӑртсӑт, йис вєрӑт ма ат тӑйсӑт, вўӆэт ӆавӑӆсӑт, увӑс мир сыстам ӆєтут ат ӆєсӑт. Хиӆнєӊӑԯ ая вәӆман щиты щи вәс, щӑӆта вәнтыйты тӑхи етшуптӑс – ӑшкола лӑп тәхӑрсы. Вантэ, щи хот тӑйты па няврємӑт вәнтӑты хуятӑта тыӆӑщ вух сухуптӑты вєр пӑта вух вохты авӑрт вәс. Щит пӑта айшӑк хиэт ӛхӑт Варьёганской ӑш­колая вәнтыйты мӑн­сӑт. Щиты 2006-мит оӆн Юрий Вэлла вўт кәрт ӑшкола лӑп тәхӑрсы.


Вәӆупсэв еӆӆы мӑнӆ, тӑмхӑтӆ йиӆуп «Мобильной электрон­ной ӑшкола» нємпи вєр ӆэщӑтсы. Щи оӆӑӊӑн мўӊева Югра мўв губернатор ӆӑӊкӑр хәя нётӑсты нє Надежда Савина айкеӆ тәс. Округ хўваттыйн рәпата щирн ӊхман Надежда Викторовна мсыева нух вантӑс, хутыса Югра мўв ӑшколайтн-интернатӑтн няврємӑт вәӆӆӑт-хоӆӆӑт, муйсӑр нўшайт тӑйӆӑт.
Щӑӆта шуши мир рәт ясӑң па культура вєрӑт вантман тӑйты совет ёх мирхот пурайн шиваӆум вєрӑт оӆӑ­ӊӑн айкеӆ тәс. Ӑктӑщум мир нәмӑсты питсӑт, хутыса йиӆуп щирн няврємӑт вәнӆтӑты вєр ӆэщӑтты рӑхӆ. 


Еӆӆы Югра мўв вән­ӆ­­тӑты па айӆат ёх вєрӑт вантман тӑйты департамент тӑхи ёх «Мобильной электрон­ной ӑшкола» нємпи йиӆуп вәнӆтӑты щир ванӆтӑсӑт. Тӑм йиӆуп ӑшкола «IT-стойбище хуща вәнтупсы» нєм­пи вєр иты. Интернет унтасн мосты нєпекӑт эщӑтты рӑх. Кәртӑң мира нєпекӑт эщӑтты пӑта вош вәнты тухӑң хоп авӑты ӑн мос. Ин ыв щитӑт «Госуслуги» портал мухты вєрты вєритӑт». Йиӆуп ӑш­кола нумӑсн ищиты щит унтасн кәртӑң няврє­мӑт вәнтыйты вєритӑт. 


«МЭШ» нємпи вєр мєт сырыя ӆэщӑтсы, ӆәӆн пушхӑт рәт ясӑӊ аԯ юрємӑсӑт, вантэ, тәп хоттєӆ ёх хуща рәт ясӑӊ еӆӆы вәӆ, тәп рәт ёхӆаӆ кўтн няврємие ӑӊки ясӑӊӑн путӑртӑӆ, тәп йис вєрӑт тўвман рәт ясӑӊ тӑйты рӑхӆ.
Кимит вєр – щит ӑшкола вўша йитэԯн 1-мит класса мӑнты еӆпийн пушхиет вәнӆ­тӑты, ӆәӆн шуши мир тё­пиет ӆўӊӑтты, хӑншты, цифрайт ха пунты па ая вєрты, ху­рамӑӊ хурӑт хӑншты, ариты па па вєрӑта вән­ӆтыйӆты ат вєритсӑт. 


Щит пӑта интӑм ӑӊкет-ащет пириты вєритӆӑт, ӆыв пушхиеӆаӆ юӆн вәнӆтыйӆты питӆӑт муй па катра щирн ин­терната тәԯыйт. 
Надежда Викторовна ясӊӑт щирн, тәх ӑӊкет-ащет йиӆуп вєр оӆӑӊӑн уша павӑтмеԯ пурайн нюр ӆыкӑӊа йиӆӑт, мӑт­ты, Югра мўв кәщайт нємӑн пушӑхӆаӆ ин­терната тәты ӑн ӆӑӊха­ӆӑт. Щит пӑта ка­шӑӊ хӑннєхә пиӆа тәса пу­тӑртты мосӆ, ӆәӆн вән хӑннєхә ма хәӆӑнтӑс па нумса юхтӑс, пушхие юӆн муй интернатн вәӆты па вәнӆтыйӆты питӆ.
Щи тумпи кәща нєӊев ӆӑӊхас, ӆәӆн оса рәпата тәты шуши айӆат ёх тӑм вєрн ищи ат нётсӑт. Вантэ, ай кәртӑтн, вўт кәртӑтн вәӆты увӑс мир хуят мєт ма тәп мўӊ ёхӆўв пи­ӆа путӑртты питӆ – рўщ хӑннєхә па хуят иты ва­на ӑн єсӑӆӆы.


Интӑм пушхӑт вәнӆ­тӑ­ты хуятӑт кӑншӆыйт, вантэ, кашӑӊ хӑннєхә вўт кәрта хән мӑнӆ. Мосӆ ястӑты, сы­рыя ԯыв вән­ӆтӑӆыйт, муй щирн ин­тернет хў­ват тёпиет пиӆа рәпит­ты мосӆ.
Тәх тӑхийн вәӆты хӑн­тыӆўва йиӆуп вән­ӆ­тӑты вєр мәстӑс. Щит Сәрханӆ район Тәрум юханӑн вәӆты Кечимо­вӑт ёх, щӑӆта Лянтор вош пўӊӑӆн вәнт шушийн вәӆты вўы авӑты айат хә Клим Кантеров па Нуви сӑӊхум район Паштӑр па Тўкъякӑӊ хӑнтыӆўв. Щиты 2020-мит оӆ лыпӑт хойты ты­ӆӑщ оӆӑӊмит хӑтӆ вўш эвӑӆт 30 пушӑх йиӆуп щирн вәнӆтыйӆты пит­ӆӑт.

Ирина САМСОНОВА
 

Интернет или интернат – право выбора каждого

Ещё в 1990 годы прошлого тысячелетия ненецкий философ, поэт и писатель, Юрий Вэлла инициировал проект «Стойбищная школа Юрия Вэллы».

«Оленеводство – это нечто подобие твёрдого тыла, сберкнижки. Ведь наши ученики являются жителями стойбища, и всё, что касается стойбищной жизни, они знают и могут: обеспечить себя теплом, водой, дровами, следить за оленями, дела рыбацкие, охотничьи – это всё мимо них не проходит.

А когда молодой человек узнает, что такое олень (не назидательно, не за одну неделю преподали ему это, а он постепенно познавал это в процессе всей своей жизни, от рождения), он может сейчас, окончив школу, со своей частью оленей отделиться, создать семью и жить самостоятельно. И в случае, если из него не получится специалиста по компьютерам, автомобилям, не станет он депутатом, чиновником, то в любое время он может заняться оленеводством, рыбалкой, охотой, если, конечно, наша окружающая среда ему это позволит, к этому он готов и готовится каждый день», – в одном из интервью поделился своими мыслями Юрий Кылевич.

12 лет он, практически в одиночку, содержал школу у себя на стойбище, пытаясь доказать, что именно такое образование необходимо детям и внукам оленеводов. Ненецкому философу очень  хотелось, чтобы его дети и внуки жили рядом с родителями. Во-первых, они адаптируются, во-вторых они сохраняют родной язык, в-третьих, они перенимают у своих дедушек, бабушек, родителей все навыки, умения и знания. Вырастают крепкими здоровыми людьми, питаются привычной пищей, а не той, чем кормят в интернатах, то есть это в принципе идея Ю.К. Вэллы (Айваседы).

За это время на стойбище у Юрия Вэлла побывало 18 преподавателей, которые, не выдержав особенностей быта коренных жителей, покидали его. В 2006 году «Стойбищная школа Юрия Вэллы» была закрыта. Но хорошая идея, имеющая благие цели, не может исчезнуть бесследно, и сегодня  «Стойбищная школа Юрия Вэллы» имеет место быть в новообразованном проекте «Мобильная электронная школа». Об этом рассказала нашему изданию советник первого заместителя губернатора Югры Надежда Савина.

Объездив все интернаты и школы региона, Надежда Викторовна лично столкнулась с проблемами, несправедливостью в отношении детей из числа коренных малочисленных народов Севера. В связи  с чем, на Совете по вопросам сохранения родного языка и традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры при правительстве региона было принято решение о необходимости разработки альтернативной формы обучения для детей коренной национальности.

Так, представителями департамента образования и молодёжной политики Югры был предложен проект «Мобильная электронная школа», который бы действовал для детей, не имеющих возможности учиться в школе.

Подстроившись под идею «IT-стойбище», стал реализовываться проект «Мобильная электронная школа» (МЭШ). 

 «Основополагающая  цель «Мобильной электронной школы»  – это, конечно же, сохранение родных языков. Чтобы не делалось на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, какие бы меры господдержки не существовали, сохранение родных языков, в первую очередь, зависит от семьи, от традиционного уклада жизни.

Следующей немаловажной задачей считаем подготовку дошколят к школе. Реализовывая мечту Юрия Вэллы, мы абсолютно уверены, что наши дети должны быть самыми успешными и у них совершенно не должно быть комплекса неполноценности. То есть теперь у родителей есть выбор,  определить ребёнка в интернат или, как и прежде, дать возможность проживания в привычной ему традиционной среде.

Также изучаем готовность принятия этой системы образования самими родителями, поскольку идея МЭШ ими воспринимается по-разному, а зачастую просто в штыки. Поэтому нам просто необходима помощь общественников, ведь просто русского человека коренные жители не воспринимают. Нужна активная молодёжь, которая ездила бы в каждые посёлки с целью информирования и разъяснения гражданам их прав и гарантий, доставляли бы специальную литературу, в том числе и организовывали бы досуг детей, основываясь на сохранении и популяризации традиционного образа жизни, родного языка и культуры коренных малочисленных народов Севера. Если бы каждый из нас внёс свой посильный вклад в сохранение родного языка, то и наше образование смогло бы подняться на новый уровень развития.

Наряду с этим, занимаемся поиском учителей родных языков, готовых выезжать на стойбище и в малые деревни. К сожалению, сегодня мы сталкиваемся с проблемой нехватки специалистов. Именно поэтому буквально на днях мы заключили Соглашение между Департаментом образования и молодёжной политики Югры и Российским государственным педагогическим университетом им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург), благодаря которому у нас в округе открывается представительство данного университета, а при нём существует Институт народов Севера – кузница национальных кадров. Этому событию мы безмерно рады и надеемся, что представительством будет проведена профориентационная работа, в результате которой мы найдём кадры, готовые работать в условиях стойбищ и малых деревень», – резюмировала Н.В. Савина.

На сегодняшний день достигнута договорённость с главой стойбища Тром-Аганской территории Сургутского района Степаном Кечимовым, с коренным жителем реки Пим, молодым оленеводом, проживающем на стойбище в 57 километрах от города Лянтора Климом Кантеровым, а также с жителями деревень Пашторы и Тугияны Белоярского района.

Отметим, для учителей, согласившихся принимать участие в «Мобильной электронной школе», предусмотрены краткосрочные трёхдневные курсы от «Московской электронной школы», у которой имеется электронная база, состоящая из более тысячи учебников и пособий, более 38 тысяч сценариев уроков и свыше 63 тысяч интерактивных образовательных приложений. С помощью «МЭШ» ученики смогут самостоятельно готовиться к урокам, а родители – контролировать их посещение и успеваемость.

Уже 1 сентября 2020-2021 учебного года порядка 30 самых юных жителей стойбищ и малых деревень Югры станут непосредственными участниками альтернативной формы обучения «Мобильная электронная школа».

Ирина САМСОНОВА

Рубрика: 
Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
Номер Ханты Ясанг: 
№ 7 (3547)
8.04.2020

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика