- Хантыйский
- Русский
Кашӑӊ хӑннєхә пириты вєритԯ
1990-мит оӆӑтн юрн мир поэт, писатель, вўєң хә Юрий Вэлла (Айваседа) вўт кәртӑӆн пушхӑт пӑта ӑшкола пўншты нумса юхтӑс.
«Вўӆы ӆавӑӆты вєр – щит еӆӆы вәӆты щир па вән нётупсы. Вўт кәртӑн вәӆты хӑннєхә йиӊк тәты, тўтъх сэвӑрты па сопаса ӆэщӑтты, вўӆэт ӆавӑӆты, вой па хўӆ веӆпӑсӆӑты айтєӆн вәнӆтыйӆ. Щит пӑта вәнтӑн ӆўв ӑн вәшӆ.
Щӑӆта вўт кәртӑн єнмум айӆат хуят, кўш вошӑн, кўш кәртӑн рәпата вәйтӑӆ па щӑта хоттєӆ ёхԯаԯ пиӆа вәӆты-хоӆты питӆ. Тәп муӆты вєр ӑн тывӆ ки, ӆўв имухты вєритӆ вўт кәртӑԯа кєрӆӑты па еӆӆы айтєӆн вәнӆтыԯум щирн вўӆэт ӆавӑӆман, вой-хўӆ веӆпӑсӆуман вәӆты», – иӆатн лупӑс Юрий Кылевич.
12 оӆ ӆўв атэӆт вўт кәртӑӆн ӑшколайӆ тӑйсӑӆэ. Юрн мир философ ики шєӊк ӆӑӊхас, ӆәӆн няврємӆаӆ, хиӆыӆаӆ хуӆыева вәнт шушийн ат вәсӑт, рәт ясӑӊӑн ат путӑртсӑт, йис вєрӑт ма ат тӑйсӑт, вўӆэт ӆавӑӆсӑт, увӑс мир сыстам ӆєтут ат ӆєсӑт. Хиӆнєӊӑԯ ая вәӆман щиты щи вәс, щӑӆта вәнтыйты тӑхи етшуптӑс – ӑшкола лӑп тәхӑрсы. Вантэ, щи хот тӑйты па няврємӑт вәнтӑты хуятӑта тыӆӑщ вух сухуптӑты вєр пӑта вух вохты авӑрт вәс. Щит пӑта айшӑк хиэт ӛхӑт Варьёганской ӑшколая вәнтыйты мӑнсӑт. Щиты 2006-мит оӆн Юрий Вэлла вўт кәрт ӑшкола лӑп тәхӑрсы.
Вәӆупсэв еӆӆы мӑнӆ, тӑмхӑтӆ йиӆуп «Мобильной электронной ӑшкола» нємпи вєр ӆэщӑтсы. Щи оӆӑӊӑн мўӊева Югра мўв губернатор ӆӑӊкӑр хәя нётӑсты нє Надежда Савина айкеӆ тәс. Округ хўваттыйн рәпата щирн ӊхман Надежда Викторовна мсыева нух вантӑс, хутыса Югра мўв ӑшколайтн-интернатӑтн няврємӑт вәӆӆӑт-хоӆӆӑт, муйсӑр нўшайт тӑйӆӑт.
Щӑӆта шуши мир рәт ясӑң па культура вєрӑт вантман тӑйты совет ёх мирхот пурайн шиваӆум вєрӑт оӆӑӊӑн айкеӆ тәс. Ӑктӑщум мир нәмӑсты питсӑт, хутыса йиӆуп щирн няврємӑт вәнӆтӑты вєр ӆэщӑтты рӑхӆ.
Еӆӆы Югра мўв вәнӆтӑты па айӆат ёх вєрӑт вантман тӑйты департамент тӑхи ёх «Мобильной электронной ӑшкола» нємпи йиӆуп вәнӆтӑты щир ванӆтӑсӑт. Тӑм йиӆуп ӑшкола «IT-стойбище хуща вәнтупсы» нємпи вєр иты. Интернет унтасн мосты нєпекӑт эщӑтты рӑх. Кәртӑң мира нєпекӑт эщӑтты пӑта вош вәнты тухӑң хоп авӑты ӑн мос. Ин ыв щитӑт «Госуслуги» портал мухты вєрты вєритӑт». Йиӆуп ӑшкола нумӑсн ищиты щит унтасн кәртӑң няврємӑт вәнтыйты вєритӑт.
«МЭШ» нємпи вєр мєт сырыя ӆэщӑтсы, ӆәӆн пушхӑт рәт ясӑӊ аԯ юрємӑсӑт, вантэ, тәп хоттєӆ ёх хуща рәт ясӑӊ еӆӆы вәӆ, тәп рәт ёхӆаӆ кўтн няврємие ӑӊки ясӑӊӑн путӑртӑӆ, тәп йис вєрӑт тўвман рәт ясӑӊ тӑйты рӑхӆ.
Кимит вєр – щит ӑшкола вўша йитэԯн 1-мит класса мӑнты еӆпийн пушхиет вәнӆтӑты, ӆәӆн шуши мир тёпиет ӆўӊӑтты, хӑншты, цифрайт ха пунты па ая вєрты, хурамӑӊ хурӑт хӑншты, ариты па па вєрӑта вәнӆтыйӆты ат вєритсӑт.
Щит пӑта интӑм ӑӊкет-ащет пириты вєритӆӑт, ӆыв пушхиеӆаӆ юӆн вәнӆтыйӆты питӆӑт муй па катра щирн интерната тәԯыйт.
Надежда Викторовна ясӊӑт щирн, тәх ӑӊкет-ащет йиӆуп вєр оӆӑӊӑн уша павӑтмеԯ пурайн нюр ӆыкӑӊа йиӆӑт, мӑтты, Югра мўв кәщайт нємӑн пушӑхӆаӆ интерната тәты ӑн ӆӑӊхаӆӑт. Щит пӑта кашӑӊ хӑннєхә пиӆа тәса путӑртты мосӆ, ӆәӆн вән хӑннєхә ма хәӆӑнтӑс па нумса юхтӑс, пушхие юӆн муй интернатн вәӆты па вәнӆтыйӆты питӆ.
Щи тумпи кәща нєӊев ӆӑӊхас, ӆәӆн оса рәпата тәты шуши айӆат ёх тӑм вєрн ищи ат нётсӑт. Вантэ, ай кәртӑтн, вўт кәртӑтн вәӆты увӑс мир хуят мєт ма тәп мўӊ ёхӆўв пиӆа путӑртты питӆ – рўщ хӑннєхә па хуят иты вана ӑн єсӑӆӆы.
Интӑм пушхӑт вәнӆтӑты хуятӑт кӑншӆыйт, вантэ, кашӑӊ хӑннєхә вўт кәрта хән мӑнӆ. Мосӆ ястӑты, сырыя ԯыв вәнӆтӑӆыйт, муй щирн интернет хўват тёпиет пиӆа рәпитты мосӆ.
Тәх тӑхийн вәӆты хӑнтыӆўва йиӆуп вәнӆтӑты вєр мәстӑс. Щит Сәрханӆ район Тәрум юханӑн вәӆты Кечимовӑт ёх, щӑӆта Лянтор вош пўӊӑӆн вәнт шушийн вәӆты вўы авӑты айат хә Клим Кантеров па Нуви сӑӊхум район Паштӑр па Тўкъякӑӊ хӑнтыӆўв. Щиты 2020-мит оӆ лыпӑт хойты тыӆӑщ оӆӑӊмит хӑтӆ вўш эвӑӆт 30 пушӑх йиӆуп щирн вәнӆтыйӆты питӆӑт.
Ирина САМСОНОВА
Интернет или интернат – право выбора каждого
Ещё в 1990 годы прошлого тысячелетия ненецкий философ, поэт и писатель, Юрий Вэлла инициировал проект «Стойбищная школа Юрия Вэллы».
«Оленеводство – это нечто подобие твёрдого тыла, сберкнижки. Ведь наши ученики являются жителями стойбища, и всё, что касается стойбищной жизни, они знают и могут: обеспечить себя теплом, водой, дровами, следить за оленями, дела рыбацкие, охотничьи – это всё мимо них не проходит.
А когда молодой человек узнает, что такое олень (не назидательно, не за одну неделю преподали ему это, а он постепенно познавал это в процессе всей своей жизни, от рождения), он может сейчас, окончив школу, со своей частью оленей отделиться, создать семью и жить самостоятельно. И в случае, если из него не получится специалиста по компьютерам, автомобилям, не станет он депутатом, чиновником, то в любое время он может заняться оленеводством, рыбалкой, охотой, если, конечно, наша окружающая среда ему это позволит, к этому он готов и готовится каждый день», – в одном из интервью поделился своими мыслями Юрий Кылевич.
12 лет он, практически в одиночку, содержал школу у себя на стойбище, пытаясь доказать, что именно такое образование необходимо детям и внукам оленеводов. Ненецкому философу очень хотелось, чтобы его дети и внуки жили рядом с родителями. Во-первых, они адаптируются, во-вторых они сохраняют родной язык, в-третьих, они перенимают у своих дедушек, бабушек, родителей все навыки, умения и знания. Вырастают крепкими здоровыми людьми, питаются привычной пищей, а не той, чем кормят в интернатах, то есть это в принципе идея Ю.К. Вэллы (Айваседы).
За это время на стойбище у Юрия Вэлла побывало 18 преподавателей, которые, не выдержав особенностей быта коренных жителей, покидали его. В 2006 году «Стойбищная школа Юрия Вэллы» была закрыта. Но хорошая идея, имеющая благие цели, не может исчезнуть бесследно, и сегодня «Стойбищная школа Юрия Вэллы» имеет место быть в новообразованном проекте «Мобильная электронная школа». Об этом рассказала нашему изданию советник первого заместителя губернатора Югры Надежда Савина.
Объездив все интернаты и школы региона, Надежда Викторовна лично столкнулась с проблемами, несправедливостью в отношении детей из числа коренных малочисленных народов Севера. В связи с чем, на Совете по вопросам сохранения родного языка и традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры при правительстве региона было принято решение о необходимости разработки альтернативной формы обучения для детей коренной национальности.
Так, представителями департамента образования и молодёжной политики Югры был предложен проект «Мобильная электронная школа», который бы действовал для детей, не имеющих возможности учиться в школе.
Подстроившись под идею «IT-стойбище», стал реализовываться проект «Мобильная электронная школа» (МЭШ).
«Основополагающая цель «Мобильной электронной школы» – это, конечно же, сохранение родных языков. Чтобы не делалось на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, какие бы меры господдержки не существовали, сохранение родных языков, в первую очередь, зависит от семьи, от традиционного уклада жизни.
Следующей немаловажной задачей считаем подготовку дошколят к школе. Реализовывая мечту Юрия Вэллы, мы абсолютно уверены, что наши дети должны быть самыми успешными и у них совершенно не должно быть комплекса неполноценности. То есть теперь у родителей есть выбор, определить ребёнка в интернат или, как и прежде, дать возможность проживания в привычной ему традиционной среде.
Также изучаем готовность принятия этой системы образования самими родителями, поскольку идея МЭШ ими воспринимается по-разному, а зачастую просто в штыки. Поэтому нам просто необходима помощь общественников, ведь просто русского человека коренные жители не воспринимают. Нужна активная молодёжь, которая ездила бы в каждые посёлки с целью информирования и разъяснения гражданам их прав и гарантий, доставляли бы специальную литературу, в том числе и организовывали бы досуг детей, основываясь на сохранении и популяризации традиционного образа жизни, родного языка и культуры коренных малочисленных народов Севера. Если бы каждый из нас внёс свой посильный вклад в сохранение родного языка, то и наше образование смогло бы подняться на новый уровень развития.
Наряду с этим, занимаемся поиском учителей родных языков, готовых выезжать на стойбище и в малые деревни. К сожалению, сегодня мы сталкиваемся с проблемой нехватки специалистов. Именно поэтому буквально на днях мы заключили Соглашение между Департаментом образования и молодёжной политики Югры и Российским государственным педагогическим университетом им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург), благодаря которому у нас в округе открывается представительство данного университета, а при нём существует Институт народов Севера – кузница национальных кадров. Этому событию мы безмерно рады и надеемся, что представительством будет проведена профориентационная работа, в результате которой мы найдём кадры, готовые работать в условиях стойбищ и малых деревень», – резюмировала Н.В. Савина.
На сегодняшний день достигнута договорённость с главой стойбища Тром-Аганской территории Сургутского района Степаном Кечимовым, с коренным жителем реки Пим, молодым оленеводом, проживающем на стойбище в 57 километрах от города Лянтора Климом Кантеровым, а также с жителями деревень Пашторы и Тугияны Белоярского района.
Отметим, для учителей, согласившихся принимать участие в «Мобильной электронной школе», предусмотрены краткосрочные трёхдневные курсы от «Московской электронной школы», у которой имеется электронная база, состоящая из более тысячи учебников и пособий, более 38 тысяч сценариев уроков и свыше 63 тысяч интерактивных образовательных приложений. С помощью «МЭШ» ученики смогут самостоятельно готовиться к урокам, а родители – контролировать их посещение и успеваемость.
Уже 1 сентября 2020-2021 учебного года порядка 30 самых юных жителей стойбищ и малых деревень Югры станут непосредственными участниками альтернативной формы обучения «Мобильная электронная школа».
Ирина САМСОНОВА